Федеральные государственные требования к основной образовательной программе дошкольного образования презентация

Содержание

Актуальность Внедрение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, Федеральных государственных образовательных стандартов, а также разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе образования отвечает новым социальным запросам

Слайд 1 Федеральные государственные требования к основной образовательной программе дошкольного образования


Слайд 2Актуальность
Внедрение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования,

Федеральных государственных образовательных стандартов, а также разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе образования отвечает новым социальным запросам и связана с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности ребенка (воспитание успешного, инициативного, целенаправленного человека).
Предпосылки для изменений: В традиционной системе образования педагог ставил перед ребенком цели деятельности. Знаний дети получали достаточно, но применить их в жизни часто не могли. От личных качеств человека мало что зависело (только дисциплинированность). Система рыночных отношений предъявляет к человеку и его личностным качествам значительные требования (мобильность, целенаправленность формируется от 6 мес. до 8 лет). По уровню и качеству образования Россия в Европе находится на 48 месте.
Главная цель образовательной политики в сфере дошкольного образования – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.



Слайд 3Актуальность
Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной

сфере, но для того чтобы эти изменения были в лучшую сторону, необходим план поэтапного перехода дошкольных образовательных учреждений к реализации ФГТ . С момента введения в действие последних Требований к содержанию и методам воспитания и обучения (22.08.1996) прошло 14 лет. Изменился государственный заказ на портрет выпускника дошкольного учреждения, социальные условия, кроме того, усиливается общемировая тенденция к стандартизации образования.
Уже давно назрела необходимость изменить в детских садах организацию образовательного процесса. Не секрет, что даже двухлетних детей некоторые воспитатели пытаются посадить на занятиях за столы и при этом требуют от них «примерного» поведения. Безусловно, развитие ребенка должно идти в игровой деятельности, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте. Но как перестроить мышление педагогов, кто поможет перестроить образовательный процесс и научит новым формам работы?


Слайд 4Актуальность
К сожалению, учебно-дисциплинарная модель дошкольного образования имеет место в дошкольных учреждениях,

хотя в настоящее время наметился перелом в сознании педагогов ДОУ и постепенный переход на личностно- ориентированную модель общения педагога с детьми.
Сейчас необходимо отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса — отказ от специально организованной деятельности. Ведущими видами детской деятельности должны стать: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и другие. Образовательную программу необходимо реализовывать в игровой деятельности, в понятие «занятия» следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.
Однако отказ от занятий, использование принципиально других форм, методов и приемов для решения образовательных задач на первом этапе будет наиболее сложным для педагогов.
Для реализации Федеральных государственных требований, внедрения новшеств необходима смена педагогического мышления и сознания, что является наиболее сложным на сегодняшний день.

Слайд 5Актуальность

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, которая исчерпывает свое развивающее

влияние к 7 годам. Поэтому 7 лет – рубеж между дошкольным и младшим школьным возрастом.
В 7 лет, и обычно не ранее, ребенок уже способен произвольно регулировать свое поведение и деятельность не только в игре. В психологии говорят, что в 7 лет исчезает непосредственное поведение ребенка. Поэтому с 7 лет возможно эффективное обучение по школьному типу. В это время ребенок уже может подчиняться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки нервной системы. Кроме того, в силу возникающих психологических новообразований, о которых говорилось выше, семилетний первоклассник сам хочет стать учеником и выполнять роль ученика со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но все это происходит в том случае, если ребенок развивался до 7 лет преимущественно в рамках игровой деятельности, одновременно имея возможность полноценно заниматься всеми видами дошкольных детских занятий (познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность, чтение, общение). Развитие ребенка происходит непрерывно с момента рождения, а потому, чтобы получить определенные показатели развития в 7 лет, необходимо работать на это, то есть создавать необходимые условия развития на протяжении всего детства ребенка.


Слайд 6Актуальность
Следует заметить, что уже сегодня наши первоклассники развиты хуже, чем их

сверстники в середине прошлого века, вследствие того, что с 5,5 – 6 лет современные дошкольники почти не играют, а в основном учатся в подготовительных к школе группах. Ориентировка дошкольного образования на ЗУНы свелась к интеллектуальным ЗУНам, тогда как в дошкольном возрасте принципиальное значение для развития ребенка имеют знания, умения и навыки практического характера (бытовые, определяющие уровень воспитанности, умение общаться ребенка с взрослыми и детьми и др.).

“Отношение игры к развитию, – писал Л.С.Выготский, – следует сравнить с отношением обучения к развитию. За игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания более общего характера. Игра – источник развития и создает зону ближайшего развития. … По существу, через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка” (1966). Таким образом, можно сказать, что игра рассматривается Л.С.Выготским как обучение, осуществляемое в адекватной для дошкольного возраста форме. Причем сначала в игре более высокий уровень развития психики и сознания возникает в виде зоны ближайшего развития ребенка, а затем уже становится уровнем его актуального развития: “… в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем …” (Л.С.Выготский, 1966).

Слайд 7Модернизация педагогической работы ДОУ
новый подход к организации педагогического процесса, усиление требований

к его содержанию, уровню и качеству, ориентацию воспитательно-образовательной работы на «жизненные ситуации» детей;

обновление стиля и методов работы педагогического коллектива, отказ от излишней регламентированности педагогического процесса, переход к «открытому планированию».


Слайд 8Компетентностный подход в построении воспитательно-образовательного процесса
Обеспечивает формирование таких характеристик личности ребенка

как:
самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
способность увидеть новые проблемы в знакомых стандартных условиях;
умение увидеть и выбрать альтернативные решения;
умение определить первоочередные проблемы и найти их правильное решение;
умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы с целью определения нового, более рационального способа решения;
умение создавать оригинальный способ решения при известных других.


Слайд 9 Изменения в современном воспитательно-образовательном процессе:
раскрытие и формирование у воспитанников способностей

к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию;

создание педагогом условий для «развертывания» внутреннего, личностного потенциала каждого воспитанника.

переосмысление роли педагога, который становится в большей степени “координатором” или “наставником”, чем непосредственным источником информации;

позиция педагога по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества


Слайд 10Нормативно-правовые основы организации образовательного процесса в ДОУ
Закон РФ «Об образовании» (готовится

проект нового)
Типовое положение о ДОУ (Постановление Правительства РФ №666 от 12.09.2008г.)
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)
4. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.2660-10 (Постановления Главного санитарного врача РФ от 22.07.2010г.)
5. СанПиН 2.4.1.2791-10 «Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10…» (Постановления Главного санитарного врача РФ от 20.12.2010г. № 164)


Слайд 11Типовое положение о ДОУ
Основные задачи дошкольного образовательного учреждения:
1. охрана жизни и

укрепление физического и психического здоровья детей;
2. обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
3. воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
4. осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
5. взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
6. оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.


Слайд 12Типовое положение о ДОУ
Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется

образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

В отличие от ФГОС ФГТ выделяют 2 вида требований:
к структуре программы (Приказ о ФГТ, к результату - модель выпускника ДОУ)
к условиям реализации (планируется к сентябрю)

Слайд 13Типовое положение о ДОУ
Дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской

Федерации порядке ответственность за:
выполнение функций, определенных уставом;
реализацию в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
качество реализуемых образовательных программ;
соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей;
жизнь и здоровье детей и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса.


Слайд 14Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

I. Общие положения
1.1. Настоящие федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее - образовательные учреждения), в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
1.2. Федеральные требования учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.3. На основе федеральных требований разрабатываются:
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. На основе федеральных требований осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.


Слайд 15Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

II. Требования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
2.1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.10.10 №03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
В настоящее время, когда федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) утверждены (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 зарегистрирован в Минюсте России 8 февраля 2010 г., регистрационный № 16299), а примерные программы находятся в стадии разработки и апробации, важно определить единые подходы к разработке Образовательных программ дошкольных образовательных учреждений.




Слайд 16Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

2.2. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование
общей культуры,
развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,
сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,
коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

2.3. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.


Слайд 17Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.10.10 №03-248 «О разработке

основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

В соответствии с положениями Закона Российской Федерации «Об образовании» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Образовательная программа, Программа) – это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения определяет организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) в ДОУ. Она должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи. Образовательная программа должна реализовываться не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.


Слайд 18Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.10.10 №03-248 «О разработке

основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Программа должна показать:
как, с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников, в дошкольном образовательном учреждении любого вида создается собственная модель организации воспитания, обучения и развития дошкольников;
какие педагогические технологии применяются в работе с детьми;
как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников.
Поэтому Образовательная программа должна быть сугубо индивидуальной для каждого конкретного дошкольного образовательного учреждения, учитывать потребности воспитанников, их родителей, общественности и социума.


Слайд 19Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

2.4. Программа должна опираться на научные принципы ее построения:
соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития. Именно этот подход должен стать основой организации воспитательно-образовательного процесса в любом образовательном учреждении;
сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования (Программа может быть реализована в любом ДОУ, любого района);
соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму» (Пример, про бельков по экологии. Давать детям возможность быть активными в решении проблем, искать способы выхода из ситуации. Иначе излишне эмоциональная информация, если нет выхода из сложившейся ситуации может привести к повышению у ребенка тревожности, эмоц. стрессу);


Слайд 20Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; (н-р, изодеятельность не просто для создания рисунка, а для оформления выставки, подарка - по почте)
строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; (игра: социализация+познание+коммуникация)
основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; (не занятие по математике, а непосредственно образовательная деятельность на тему. Васильева – события, Успех – праздники, Истоки – традиции и проектная деят-ть)
предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.


Слайд 21Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.10.10 №03-248 «О разработке

основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Кроме того, при разработке и реализации Образовательной программы должны учитываться следующие принципы:
1. Отражение принципа гуманизации в Образовательной программе означает:
признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
2. Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.


Слайд 22Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.10.10 №03-248 «О разработке

основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

3. Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
4. Чтобы отвечать принципу системности, Образовательная программа должна представлять собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы.


Слайд 23Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.10.10 №03-248 «О разработке

основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Содержание Образовательной программы должно основываться на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивать в целом:
сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.


Слайд 24Культурно-историческая концепция развития Л.С.Выготского
Развитие ребенка характеризуется чередованием нескольких психологических возрастов, т.е.

таких возрастов, которые имеют четкую качественную специфику - положение о психологических новообразованиях, появляющихся к концу каждого возраста, которые, по сути дела, являются качественной характеристикой развития ребенка. Каждый возраст, если он полноценно прожит, заканчивается определенными характеристиками психического развития ребенка (называющимися психологическими новообразованиями), на которых строится развитие в следующем возрасте. В силу такого понимания развития каждый возраст уникален и им нельзя пренебрегать.
Характер психического развития ребенка - 2 уровня:
1 уровень – актуальное развитие ребенка (то, чем ребенок владеет свободно);
2 уровень - зона ближайшего развития (усваивается с помощью взрослого и переходит на 1 уровень).
Наиболее эффективным для психического развития является вариант, где обучение идет впереди развития и задает ему тон и интенсивность. Только трудное обучение дает «прирост» развития.

Слайд 25Личностно-ориентированный подход к обучению:
Ребенок является не только объектом (пассивным участником), но

и субъектом деятельности (активный непосредственным участником).
Образовательная деятельность детей строится в условиях партнерских отношений между ребенком и другими детьми, между ребенком и взрослым. Партнерские отношения –основа новой технологии обучения.
Основной режим работы – диалоговый. Обеспечивается процесс формирования личности ребенка (свободное выражение эмоций, мнения)

Слайд 26Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.10.10 №03-248 «О разработке

основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Примерные основные общеобразовательные программы ДО
Образовательная программа разрабатывается на основании ФГТ и примерной основной общеобразовательной программы. В настоящее время примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования является программа «Успех». (Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»)
В отсутствии других примерных основных общеобразовательных программ образовательному учреждению весьма сложно сделать выбор образовательных программ (комплексных и парциальных), а также методических пособий и технологий, необходимых для разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГТ.
Одновременно с предоставленным ему правом выбора программ дошкольное образовательное учреждение несет ответственность за реализацию образовательных программ не в полном объеме, за качество образования своих выпускников (пп.2 п. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»). (Обратить внимание на авторов, которых предлагает используемая программа для реализации образовательных областей. Программа Васильевой, математика – Петерсон, изодеятельность – Лыкова «Цветные ладошки», музыка – «Гармония» и т.п.)


Слайд 27Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.10.10 №03-248 «О разработке

основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

До 2005 года существовала процедура государственной экспертизы программ дошкольного образования. С 2005 года в соответствии с приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2005 г. № 107 «Об экспертизе учебников» процедура экспертизы изменилась. Экспертизе подлежат только учебники, используемые в образовательном процессе общеобразовательных учреждений. Прочие учебные издания (хрестоматии, атласы, наглядные пособия), а также программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста и методические пособия, используются в образовательном процессе образовательных учреждений без рекомендаций Минобрнауки России. Поэтому сегодня на содержательном (программно-методическом) поле дошкольного образования нет ни одной программы, имеющей гриф Министерства.


Слайд 28Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.10.10 №03-248 «О разработке

основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

В настоящее время ведется разработка проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Важно, что в данный законопроект включены положения о наделении Министерства образования и науки Российской Федерации полномочиями по утверждению перечня соответствующих примерных основных образовательных программ. Данный перечень будет утверждаться по результатам экспертизы таких примерных программ.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» и другие комплексные программ дошкольного образования, авторские коллективы которых в настоящее время корректируют свои программы, дорабатывают их на предмет соответствия ФГТ («Радуга», «Из детства в отрочество», «Детский сад – дом радости» и др.) для включения в указанный перечень также будут обязаны пройти экспертизу.


Слайд 29Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.10.10 №03-248 «О разработке

основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

До введения такой экспертизы и утверждения на ее основе перечня примерных основных общеобразовательных программ ни одной комплексной программе дошкольного образования (существующих или вновь созданных) не может официально быть присвоен статус примерной основной общеобразовательной программы.
Таким образом, любое дошкольное учреждение для разработки своей основной образовательной программы дошкольного образования сможет выбрать примерную основную образовательную программу дошкольного образования только из числа тех, которые включены в указанный перечень, утвержденный приказом Министерства.
Дошкольным учреждениям рекомендуется разработать (скорректировать) свои Образовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и данными рекомендациями.

При выборе программы Т.Н. Доронова предлагает выбирать самую простую, а дополнительные услуги проводить по хозрасчету.


Слайд 30Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

2.5. Программа состоит из двух частей:
1) обязательной части;
2) части, формируемой участниками образовательного процесса.
2.6. Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.


Слайд 31Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

2.7. Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает:
видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);
специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.


Слайд 32Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

2.8. Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.

2.9. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы.


Слайд 33Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

2.10. В зависимости от направленности функционирующих в образовательном учреждении групп детей дошкольного возраста - общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной - могут применяться различные варианты соотношения обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, с учетом приоритетной деятельности образовательного учреждения.
     Для всех образовательных учреждений, имеющих группы для детей старшего дошкольного возраста, в Программе отражается приоритетная деятельность образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.


Слайд 34Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

2.11. Общий объем обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.


Слайд 35Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

2.12. Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности, рассчитывается с учетом направленности программы, в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.


Слайд 36Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)


 2.13. В группах сокращенного дня и кратковременного пребывания в целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.


Слайд 37Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

2.14. Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:
1) пояснительная записка;
2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;
3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.


Слайд 38Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

III. Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
3.1. Пояснительная записка должна раскрывать: 1) возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;
2) приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое);
3) цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
4) особенности осуществления образовательного процесса (национально- культурные, демографические, климатические и другие);
5) принципы и подходы к формированию Программы.



Слайд 39Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.10.10 №03-248 «О разработке

основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Цели и задачи, сформированные в этом разделе, тесно взаимосвязаны с направлениями деятельности дошкольного образовательного учреждения, указанными в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666). Содержание этого раздела также созвучно с Уставом дошкольного образовательного учреждения и его Программой развития. Однако приоритетность задач может меняться и корректироваться в зависимости от итогов выполнения программы за прошедший учебный год, а также потребностей родителей, социума, в котором работает дошкольное учреждение.
Среди целей дошкольного образовательного учреждения также может быть внедрение (апробация) новых образовательных программ, технологий, методик или экспериментальная деятельность по внедрению в практику работы новых вариативных форм дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, различных моделей дошкольного образования (дошкольное образование в модели семейного воспитания, центра игровой поддержки ребенка, лекотеки).


Слайд 40Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

3.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении включает:
     1) описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно- ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности;
     2) проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.


Слайд 41Структура содержания дошкольного образования
Направления развития (4):

Образовательные области (10):

1.Физическое развитие (физическая культура, здоровье)

2.Познавательно-речевое (познание, коммуникация, чтение
развитие художественной литературы)

3. Художественно-эстетическое (музыка, художественное развитие творчество)

4. Социально-личностное развитие (социализация, труд, безопасность)



Слайд 42Принципиальные отличия новой структуры планирования от старой
• Замена учебного блока на блоки

образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей.
• Увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов.
• Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков.
• Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».
Все вышеуказанные отличия взаимосвязаны, более того, каждое предыдущее из них обусловливает последующие.

Слайд 43
В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно в

соответствии с теоретико-методологическими основами считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь - игра, игровую деятельность как ведущую деятельность дошкольного возраста, а также коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, чтение (восприятие) художественной литературы. Таким образом, специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом «усвоения... в других (Д.Б. Элъконин имеет в виду не учебной. ) видах деятельности». Методического обеспечения потребуют не только такая форма образовательной деятельности как « занятие» (в старшем дошкольном возрасте), но и другие формы по видам деятельности….(см. следующий слайд)

Слайд 45Тематическое планирование по Коротковой
1. Реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие

интерес детей (яркие природные явления, события, праздники).
2. Выбрать литературные произведения, в которых отражены яркие воображаемые события, описываемые в художественном произведении. Это тоже мощный темообразующий фактор, как и реальные события. Художественная литература восполняет урезанный социальный опыт современного ребенка, а также его ограниченный опыт природных наблюдений. События, происходящие с героями книги вызывают интерес к той или иной сфере жизни и могут послужить стимулом для игры, для создания интересных вещей.
3. События, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач) Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычном эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность и стимулирующих созидательную (продуктивную) деятельность детей
4. События, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат , как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии.

Слайд 46 Примерный макет для планирования воспитательно-образовательной работы Группа _________________________________________________________________________ Тема проекта ___________________________________________________________________ Цель проекта

___________________________________________________________________ Название итогового мероприятия (события, праздника и др.) ______________ Форма итогового мероприятия (праздник, конкурс, выставка, коллаж, акция и др.)_____ Дата проведения итогового мероприятия ________________________________ Ф.И.О. воспитателя, ответственного за итоговое мероприятие _________________________

Слайд 47Образовательный процесс должен основываться на комплексно-тематическом принципе
Выбирается тема, рассчитанная на 2-4

недели. При этом в качестве видов тем могут выступать: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» и др.;

Вся непосредственно-образовательная деятельность, а также другие формы образовательной работы продолжают выбранную тему;

Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации работы с ребенком дома (НО не домашние задания!);

Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).


Слайд 48Планета Земля. Страны и континенты. Мир людей.


Слайд 49Планета Земля. Страны и континенты. Мир людей.


Слайд 50ЧЕЛОВЕК И МИР ВОКРУГ НЕГО


Слайд 51Примерный план-конспект образовательной деятельности «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

в рамках образовательной области «Коммуникация»

Цель: формировать умение составлять рассказ по картине.
Интеграция:
Образовательная область «Физическая культура»: формировать умение имитировать движения животных.
Образовательная область «Социализация»: способствовать расширению опыта совместной деятельности детей в малой детской группе.
Образовательная область «Познание»: познакомить с видами кошек (пушистые, гдадкошерстные…) посредством…
Образовательная область «Музыка»: формировать благоприятный эмоциональный фон в детской группе; создавать условия для ориентации в ритмических особенностях музыки и повадках животных.
Образовательная область «Художественное творчество»: развивать творческие способности, ориентацию в цветовой гамме посредством дорисовывания шерсти животного.
Образовательная область «Безопасность»: формировать опыт безопасного поведения с животными.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»: развивать способность выделять поведенческие особенности животного из прослушанной стихотворной формы.


Слайд 52Как составить циклограмму или сетку непосредственно образовательной деятельности:
По СанПиНу выделяем время

приема пищи.
Выделяем время на прогулку.
Рассчитываем время на непосредственно образовательную деятельность (6ч.20мин. в неделю – 1 ч.12 мин. в день: 9.00-9.30, 9.40-10.10, 10.20-10.32)
4. Циклограмма непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ:
II младшая группа (9.10-9.25, 9.35-9.50)
Средняя группа (9.10-9.30, 9.40-10.00)
В старшей и подготовительной группе 2-3 раза в неделю занятия могут проводиться во второй половине дня.
5. Пример:
8.30-9.00 – завтрак
9.10-9.25, 9.35- 9.50 – непосредственно образовательная деятельность
10.00 – второй завтрак
10.10 – прогулка
12.10 – подготовка к обеду
12.30 – обед
13.00-15.00 – сон и т.п.

Слайд 53Структура непосредственно образовательной деятельности
1 часть – приглашение к деятельности в необязательной

и непринужденной форме (Давайте сегодня… кто хочет… присоединяйтесь…)
2 часть – наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает возможные способы её реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые знания, способы деятельности).
Предлагает свою идею или свой результат для детской критики.
Проявляет заинтересованность в результате других.
Включаются во взаимную оценку и интерпретацию действий участников.
Усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждения возникающих проблем.
3 часть - «Открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он работу или нет.

Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка : что хотел сделать и что получилось.

Слайд 54Позиции педагога при оценке и организации деятельности дошкольников
1. Нет четкого представления

о конечном результате, предполагается вариативность конечного продукта.

2. При ошибочном действии ребенок не утверждает: «Нет, не правильно, потому что!..», а пытается рассмотреть позицию с раз­ных сторон: «Как интересно... Что у нас может получиться? Это неожиданно, что полезного (нового, необычного) мы можем узнать? Как здорово, что ты предложил нам по-другому взглянуть на эту ситуацию, потому что...».

3. Ставит приоритетным не успешность воспроизведения навыка или репрезентацию знания, а создание нового, отличного от общих работ. Оценивает это в форме самостоятельного достижения: «Посмотрите, как замечательно, такого нет ни у кого».


Слайд 55Позиции педагога при оценке и организации деятельности дошкольников
4. Оценка ребенка идет

не в сравнении с другими детьми, а в плане личных достижений: «Маша сделала красиво, правильно, но она это делала уже много раз, а вот Вася такого, как сегодня, не делал никогда, раньше у него это не получалось, поэтому он сего­дня молодец».

5. Не боится показаться «неумелым» и использует прием демонстрации собственной неосведомленности для стимулирования творчества детей: «Что-то я не соображу, как тут нужно делать», либо для моделирования поискового поведения: «Давайте вместе придумаем решение, для этого нам нужно подумать (поискать, узнать), как...».

6. Умеет при рассмотрении всех детских работ «помочь увидеть» детям преимущества и отличительные особенности каждой работы как проявление индивидуальности, показав тем самым, что «хорошее» может быть «разным».


Слайд 56Позиции педагога при оценке и организации деятельности дошкольников
7. Проявляет толерантность к

самостоятельности и активности детей, не боится нарушить план работы и организационный порядок.

8. Нет четких установок в оценивании: «правильно—неправильно», «хорошо—плохо», «красиво—некрасиво».

9. Стимулирует в ребенке проявление собственных интересов и потребностей, отличных от потребностей других, побуждает не бояться высказываться о них.

10. Не злоупотребляет позитивной оценкой.

11. В обучении прослеживается четкий «диалогический» стиль общения.


Слайд 57Позиции педагога при оценке и организации деятельности дошкольников
12. Положительная поддержка действий

ребенка, отличных от заданных.
13. Использование высказываний и предложений детей в качестве опоры для своих собственных дальнейших действий.
14. Использование средств безоценочного принятия.
15. Формулирование проблемы из идеи, предложенной ребенком.
16. Помощь в проведении собственного исследования или осуществления своего способа выполнения работы.
17. Обращение внимания детей на новое, необычное, оригинальное, самостоятельное, отличное и т.п.;
18. Демонстрация собственных инвариантов: целей, способов, результатов деятельности;
19. Фиксация на индивидуальных различиях детей: другое мнение, видение, личностные особенности;
20. Создание проблемной ситуации;
21. Стимуляция поискового поведения, в простом варианте — выбора из предложенного;
22. Стимуляция активных высказываний детей.


Слайд 58Позиции педагога при оценке и организации деятельности дошкольников
23. Восхищаться каждой идеей

ребенка, как восхищаются первыми шагами:
24. Позитивно подкреплять все ответы ученика;
25. Использовать ошибку как возможность изменения привычного взгляда;
26. Максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям детей;
27. Создать климат взаимного доверия;
28. Обеспечить независимость в выборе и принятии решений с возможностью контролировать собственное продвижение;
29. Безусловно любить и принимать ребенка;
30. Предоставлять «право на ошибку».


Слайд 59Позиции педагога при оценке и организации деятельности дошкольников
25. Осуществление партнерской позиции

в профессиональном взаимодействии с детьми. Для развития внутренней активности каждого ребенка очень важно в процессе деятельности быть с ним в позиции на равных.

26. Минимальная степень вмешательства в процесс деятельнос­ти ребенка, предоставление ему возможности для поиска собствен­ных путей решения задач, переживания собственного опыта оши­бок и возможных неудач.

27. Перераспределение времени при организации детской деятельности: меньше информации и демонстрации, больше — на активную деятельность самих детей.

28. Безоценочный подход: принятие каждой идеи; отсутствие советов, критических замечаний; свободный обмен мнениями; использование побуждающих, поддерживающих высказываний и обращений; безусловное принятие и помощь в осуществлении любого собственного замысла ребенка.

29. Формирование позиции «играющего» взрослого.


Слайд 60Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

3.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.


Слайд 61Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

3.3.1. Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
 накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.


Слайд 62Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

3.3.2. Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.


Слайд 63Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

3.3.3. Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.


Слайд 64Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

3.3.4. Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.


Слайд 65Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

3.3.5. Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.


Слайд 66Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
сенсорное развитие;
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
формирование элементарных математических представлений;
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.


Слайд 67Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

3.3.7. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;      практическое овладение воспитанниками нормами речи.


Слайд 68Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

3.3.8. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
развитие литературной речи;
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.


Слайд 69Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

3.3.9. Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
развитие детского творчества;
приобщение к изобразительному искусству.


Слайд 70Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

3.3.10. Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству.
     

Основные общеобразовательные программы содержат перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий.


Слайд 71Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.10.10 №03-248 «О разработке

основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

В связи с положениями ФГТ при формировании в Образовательной программе раздела «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей» важно показать:
содержание воспитательно-образовательной работы по каждой из образовательных областей, включая цель (цели); задачи, ведущие к реализации цели, – для каждой возрастной группы; принципы; основные направления образовательной работы с детьми; формы организации образовательной деятельности, осуществляемой как в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов; средства, методы и приемы работы с детьми;
возможные пути интеграции различных образовательных областей.


Слайд 72Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.10.10 №03-248 «О разработке

основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

В соответствии с ФГТ в данном разделе образовательной программы указывается перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий, согласующихся с ФГТ и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по концептуальным основам, целям, задачам и принципам.

В переходный период (до утверждения перечня примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования) необходимые для осуществления воспитательно-образовательного процесса программы, технологии, методические пособия по концептуальным основам, целям, задачам и принципам должны быть согласованы с ФГТ. Важно, чтобы выбранные программы определяли содержание воспитательно-образовательной работы по всем образовательным областям.


Слайд 73Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

3.4. Раздел программы «Содержание коррекционной работы» разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
     Содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.


Слайд 74Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:
выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- пдагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии);
возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.


Слайд 75Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

Указанный раздел должен содержать перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими Программы, предусматривающих в том числе:
описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико- педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования, планирование коррекционных мероприятий;
описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.


Слайд 76Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

В содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения (музыкального руководителя, воспитателя или инструктора по физической культуре, других педагогов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.      В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико- педагогической комиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.


Слайд 77Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

3.5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.      
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:


Слайд 78Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

 физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

 любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;


Слайд 79Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;


Слайд 80Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
   


Слайд 81Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

  способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;



Слайд 82Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Для определения уровня развитости таких качеств подбираются описанные в психолого-педагогической литературе диагностические методики. Они вносятся в шестой раздел обязательной части образовательной программы.
Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.



Слайд 83Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

3.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др.
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.


Слайд 84Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ

образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655)

Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.
В переходный период (до утверждения перечня примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования) предлагается использовать те комплексные и парциальные программы, которые содержат описание методов определения уровня развития детей на каждом этапе реализации программы с описанием промежуточных и итоговых результатов ее освоения.
  Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.


Слайд 86Методического сопровождения педагогического процесса в ДОУ с учетом введения Федеральных государственных

требований к структуре основной программы дошкольного образования.


Слайд 87План работы по внедрению ФГТ в деятельность ДОУ
Распечатать Приказ по ФГТ

для каждого педагога ДОУ.
В годовой план включить круглый стол на тему «Новые подходы к развитию детей от 3 до 7 лет» (выяснить и обсудить все возникшие вопросы)
В годовом плане запланировать семинары, методические объединения, посвященные теме: «Развитие личности ребенка» (что значит развивать, а не учить)
Рассмотреть вместе с педагогами тему «Развитие форм общения у детей от рождения до 7 лет» (Лисина) и предложить воспитателям и разработать методические практические рекомендации применительно к разным видам деятельности, общению в режимных моментах соответственно своей возрастной группе.
Включить в годовой план работу с конспектами:
привести в соответствие с целями и задачами ФГТ;
рассмотреть их с точки зрения комплексно-тематического планирования;
рассмотреть возможности интеграции в них образовательных областей;
постараться максимально вынести образовательное содержание в режимные моменты;
после создания копилки внести конспекты в перспективное планирование;
Отслеживать новые публикации по ФГТ и выход реестра Образовательных программ.
Выбрать программу, удобную для педагогического коллектива, соответствующую запросам родителей и имеющую основу для хозрасчетной деятельности.


Слайд 881. Реализация мероприятий направленных на ознакомление педагогов с Федеральными государственными требованиями

и с содержанием примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Педагогический совет «Обновление системы образования»

Обучающие семинары:
«Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
«Организация образовательного процесса в ДОУ с учетом Федеральных государственных требований»;

Консультации:
«Особенности организации образовательного процесса в ДОУ.
«Содержание образовательных областей»

Практикумы с элементами тренинга:
Практикум с элементами тренинга «Стрессоустойчивости и саморегуляции»
Практикум с элементами тренинга «Развитие сплоченности коллектива»


Слайд 892. Реализация системы методических мероприятий направленных на формирование профессиональной компетенции педагогов

в области организации воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГТ на основе примерной основной общеобразовательной программы.

Педсовет «Проектирование основной общеобразовательной программы ДОУ»
Заседание Инициативной группы «Разработка основной общеобразовательной программы ДОУ»
Практикум с элементами тренинга «Эффективных коммуникаций»
Семинары практикумы:
«Игра как основная форма организации педагогического процесса»;
«Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»
«Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
«Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ»
Консультации:
«Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения»;
«Экспериментирование как эффективный способ обучения детей дошкольного возраста»
«Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы»;
«Индикаторы качества дошкольного образования»
Игровые сеансы:
«Сюжетно-ролевые игры в детском саду».
«Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников».
«Досуговые игры для детей дошкольного возраста» и др.
Мастер-класс «Разработка групповых проектов»


Слайд 90 3. Включает в себя проведение мероприятий направленных на подведение итогов, анализ

полученных результатов, обобщение опыта работы педагогов.

Неделя педагогического мастерства (взаимопросмотры различных форм работы с детьми).
Педагогическая выставка“ Находки в работе воспитателя”
(авторские образцы дидактического материала, наглядные пособия, таблицы, рисунки, поделки детей и т.п.)
Конкурсы:
Конкурс среди педагогов ДОУ по разработке групповых проектов.
Смотр-конкурс предметно-развивающей среды группы.
Конкурс на лучшую методическую разработку интегрированного занятия и др.
Круглый стол«Внедрение общей образовательной программы ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования»
Отчет творческой группы педагогов по разработке ОПП.
Итоговый педагогический совет - подведение итогов, анализ полученных результатов, обобщение опыта работы педагогов.


Слайд 91
Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Человек не может по

настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим


Слайд 92Региональный социопсихологический центр
8 (846) 993-16-38 отдел психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в

ДОУ

Начальник отдела: Сечкина Ольга Константиновна
Olga.kid@bk.ru
Методист: Набережных Елена Викторовна
Holodnaya.elena@mail.ru

Слайд 93Самарский институт повышения квалификации работников образования

8(846) 247-14-88 кафедра дошкольного образования
Заведующий: Карпова

Юлия Викторовна
Методисты: Голудина Анна Михайловна
Ким Алла Моисеевна
Преподаватели: Климина Лариса Владимировна
Никитина Татьяна Олеговна
Detsad_sipkro@mail.ru
www.sipkro.ru www.sipkro.ru ; www.sipkro.ru /dou


Слайд 94«Работать по-старому нельзя, поэтому мы начинаем новое дело, которое принесет пользу

детям и позволит нам самим работать творчески, делать открытия, а значит - расти в личностном и профессиональном планах!»


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика