Слайд 1Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Слайд 2Новые подходы к определению стратегических целей стандартов
Образование - системообразующий ресурс социокультурной
модернизации российского общества, социально-экономического развития государства
От узковедомственного характера стандартов - к статусу общенационального приоритета
Стандарты – инструмент построения открытого гражданского общества
Слайд 3Инновационность стандартов
Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе
образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования
(новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании»)
Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования
Слайд 4Инновационность содержания стандартов
Определение ключевых целей образования через систему ценностных
ориентиров образования
Ориентация на развитие вариативности образования
Системно-деятельностный подход – основа определения требований к результатам образования
Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра
Воспитание как важнейшая составная часть и личностный результат стандартов
Новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д.
Слайд 5Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и
государством
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная
успешность
ОБЩЕСТВО
Безопасность и здоровье
Свобода и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние
ГОСУДАРСТВО
Национальное единство
Безопасность
Развитие человеческого потенциала
Конкурентоспособность
Слайд 6Федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования второго поколения
Задача
ориентация системы образования на
новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования
Слайд 7Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных
отношений учащихся
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов
Слайд 8
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ должны являться
ориентиром для оценки
состояния системы общего среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях
основой для аккредитации учреждений общего образования
основой для аттестации учителей учреждений общего образования
основой для итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования
Слайд 9Система оценки предполагает:
использование критериев, основанных на
планируемых результатах освоения основной образовательной программы;
комплексный подход к оценке результатов образования (оценку предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
ориентацию оценки на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности;
оценку индивидуального прогресса учащихся,
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, портфолио, самоанализ и самооценка и др.
использование персонифицированных процедур (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся) и неперсонифицированных или анонимных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;
уровневый подход к разработке инструментария и представлению результатов;
использование накопительной системы оценивания, т.е. учет стартового уровня и результатов текущего и промежуточного оценивания в итоговой оценке обучающихся.
Слайд 10Итоговое оценивание -
это интегральная оценка на основе синтеза всей накопленной за
период обучения информации о достижениях ребенка
в чисто учебной сфере (освоение основных понятий, предметных учебных навыков и т.п.),
в междисциплинарной области (умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, первичные навыки организации работы и саморегуляции, первичные навыки планирования и проведения небольших исследований, навыки работы с информацией и т.п.),
данные, подтверждающих индивидуальный прогресс ребенка в различных областях.
Слайд 11
Для аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений необходимым условием должно стать
отслеживание динамики образовательных достижений выпускников школы данного образовательного учреждения
Слайд 12Источники данных:
заполняемые по ходу обучения листы наблюдений,
дифференцированная оценка наиболее существенных
итогов обучения,
результаты промежуточных проверочных работ (результаты тестирования),
различные папки работ учащихся – составляющих портфолио.
фронтальное итоговое тестирование (комплексная интегрированная письменная контрольная работа)
выставки результатов своей проектной работы
Слайд 14Итоговая аттестация учащихся на ступенях основного и полного среднего образования должна
включать
Контрольные испытания (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образования);
Представление выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности
Слайд 15Состав портфолио:
подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину
знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии, как минимум следующие:
выборка работ из «Папки письменных работ» по русскому языку;
дневники читателя;
выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам);
систематизированные материалы текущей оценки
отдельные листы наблюдений,
оценочные листы и материалы видео- и аудио- записей процессов выполнения отдельных видов работ,
результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования;
выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.
материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ
Слайд 16Общая характеристика результатов основного
общего образования
В основной школе главным результатом образования
является
формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности как учебной, так и социально-творческой;
подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории;
приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей.
Слайд 17
Ведущими планируемыми результатами образования в основной школе являются:
овладение предметными и универсальными
способами действий, умением организовывать свою учебную деятельность;
формирование умений применять приобретенные знания для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
воспитание осознанной мотивации и умения учиться, формирование готовности к продолжению образования, самообразованию, обоснованному выбору профиля обучения в старших классах;
индивидуальный прогресс в основных областях личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции;
развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
достижение уровня функциональной грамотности по отдельным учебным предметам;
формирование нравственных норм поведения в природе, общественных учреждениях; умений действовать, не подвергая риску себя и окружающих.
Слайд 18В результате обучения у обучающихся должны быть сформированы
умения организовывать свою деятельность
– определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
умения на основе приобретенных знаний объяснять явления действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, т. е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость, выдвигать и проверять гипотезы;
умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей – различать факты, суждения и оценки, их связь с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
умения решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т. д.), – обладать способностью анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям;
ключевые (универсальные) навыки – решения проблем, принятия решений, работы с информацией, ее поиска, анализа и обработки, коммуникации, сотрудничества;
способность ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, экономических условиях; быть подготовленным к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, обладать знаниями и умениями, имеющими опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
Слайд 19Уровни определения успешности освоения стандарта
успешность выпускника в освоения планируемых результатов образования
– определяется в ходе итоговой аттестации выпускника, по результатам которой принимается решение о его готовности к продолжению образования;
успешность выпускников класса в освоения планируемых результатов начального образования - определяется в ходе итоговой аттестации выпускников класса, по результатам которой принимается решение об аттестации учителя, который ведет данный класс;
успешность выпускников классов школы в освоения планируемых результатов начального образования - определяется в ходе итоговой аттестации выпускников всех классов данной школы, по результатам которой принимается решение об аккредитации образовательного учреждения
Слайд 20Требования к структуре основных образовательных программ
Инвариантная и вариативная части
Слайд 21Структура основных образовательных программ начального общего и основного общего образования
Цели образования
на данной ступени общего образования;
Базисный учебный (образовательный) план;
Фундаментальное ядро содержания образования;
Примерные программы по отдельным учебным предметам;
Программа формирования универсальных учебных действий;
Требования к результатам освоения основных образовательных программ;
Система оценки учебных достижений обучающихся;
Рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся.
Слайд 22
Объекты
нормирования
БОП
Программы
развития
УУД
Примерные
учебные
программы
Модели
оцени-
вания
Ядро
содер-
жания
образо-
вания
образовательный процесс
Другие
матери-
алы
Программы
воспитания
и социа-
лизации
Требования к структуре основных образовательных
программ: система нормативов
Программы
внеуроч-
ной дея-
тельности
Слайд 23
Состав фундаментального ядра общего образования
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
ЯДРО
Слайд 24Примерные программы:
назначение и особенности
Слайд 25Корректировка существующих и подготовка новых УМК по предметам БУП
Подготовка УМК для
внеурочной деятельности
Материалы для формирования и оценки сформированности универсальных и предметных учебных действий
Материалы для системы оценивания
Учебно-методическое обеспечение
Слайд 26Виды внеучебной деятельности, доступные для реализации в школе:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная
деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Слайд 27Программа воспитания учащихся в учреждениях общего образования
Программа воспитания учащихся в учреждениях
общего образования представлена совокупностью трех программ:
создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении;
воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся;
диагностики уровня развития социальной компетентности учащихся.
Слайд 28Приоритетные направления создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении
Формирование традиций урока и
внеурочной деятельности как фактора создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека.
Формирование представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей
Воспитание трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности
Экологическое воспитание
Эстетическое воспитание
Воспитание правовой культуры, формирование активной жизненной позиции
Воспитание физической культуры, готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни.
Слайд 29социальные и личностные компетенции у учащихся
- нравственно-этические;
- гражданско-патриотические;
- правовые;
- художественно-эстетические;
-
трудовые;
- экологические;
- умственные;
- физические
Слайд 30Уровни формирования социально-личностных компетентностей учащихся
а) на познавательном уровне развития компетентностей;
б)
на чувственном уровне их развития;
в) на действенном уровне их развития
назад
Слайд 31Ресурсы реализации стандартов второго поколения
1. Обеспечение информационно-методических ресурсов.
2. Обеспечение человеческого ресурса.
3.
Обеспечение материально-технических ресурсов.
Слайд 32Для создания благоприятных условий реализации образовательных программ
будут определены гигиенические
требования
по следующим позициям
организация учебного процесса
книжные и электронные учебные издания
нормативы веса ежедневного комплекта учебников
технические средства обучения
школьное питание
медицинское обеспечение
санитарное состояние и содержание образовательного учреждения
размещение общеобразовательного учреждения;
участок и здание
воздушно-тепловой режим; естественное и искусственное освещение
водоснабжение и канализация
учебная мебель и её расстановка
Слайд 33Новые гигиенические требования
Регламентация образовательной нагрузки должна быть увязаны с инновационными педагогическими
технологиями, которые могут как усилить, так и ослабить влияние объемных показателей нагрузки
Слайд 34Алгоритм оценки здоровьесберегающей деятельности включает:
а)
оценку факторов внешней среды,
б) комплексное исследование функционального состояния организма и состояние здоровья учащихся в начале учебного года, результаты которого принимаются в качестве исходного уровня состояния их организма,
в) комплексное исследование функционального состояния организма и состояние здоровья воспитанников и учащихся в конце учебного года, результаты которого сравниваются с исходным уровнем состояния их организма,
г) сравнительный анализ с использованием современных статистических методов и программ и установление характера динамики (или ее отсутствие) каждого из оцениваемых показателей,
д) оценку здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения
Слайд 35 Основная педагогическая задача
организация условий, инициирующих детское действие
Системно-деятельностный
подход
Чему учить?
обновление
содержания
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего учить?
Ценности
образования
Слайд 36Технологии:
Портфолио;
Информационно-коммуникационные технологии;
Проектное обучение;
Коммуникативные технологии и методики (дебаты, дискуссия, групповая работа, КСО
и др.);
Здоровьесберегающие технологии;
Развитие критического мышления;
Проблемное обучение
Технологии и методики развития рефлексии;
Исследовательская деятельность