Слайд 1Эмиль Дюркгейм
Доклад Никифоровой Анастасии,
Группа 14 ФПЛ
НИУ ВШЭ – НН, 2015
Слайд 2ДЮРКГЕЙМ, ЭМИЛЬ (Durkheim, Emile) (1858–1917) – французский мыслитель, один
из создателей социологии как самостоятельной науки, основоположник профессиональной социологии.
Слайд 3Биография
Э.Дюркгейм родился в городе Эпинале в семье небогатого потомственного раввина. Первоначальное
образование получил в колледже родного города, в 1879 поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882. В течение трех лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции.
В 1885 он совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо.
Слайд 4Биография
В 1893 защитил докторскую диссертацию О разделении общественного труда и в 1896 возглавил
кафедру «социальной науки».
Работая в университете Бордо, Э.Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы: Правила социологического метода (1895) и Самоубийство(1897).
В 1898–1913 он руководил изданием «Социологического ежегодника».
В 1902, получив звание профессора, Дюркгейм перешел в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании». В этот же период вышла его последняя крупная работа, Элементарные формы религиозной жизни (1912).
Слайд 5Внешние влияния
Неокантианство – Шарль Ренувье и Эмиль Бутру: рационализм, научный подход к исследованию нравственности, антиутилитаризм и
принцип светского образования.
Нюма-Дени Фюстель де Куланж, -> методология Дюркгейма
Социологический позитивизм Огюста Конта
Школа социального реализма
Слайд 6Концепт предмета социологии
Социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами
Элементами
этой действительности выступают социальные факты, которые существуют независимо от индивидов и доминируют над ними, то есть оказывают на них принудительное воздействие.
Материальные социальные факты (закон, бюрократия) vs нематериальные (культура, социальные институты).
Слайд 7Общество, массовое сознание и культура
Массовое сознание
Социальная интеграция
Совокупность убеждений и настроений, знакомых
рядовым членам общества, формирует детерминированную систему, живущую собственной жизнью. Её можно назвать массовым или общим сознанием.
Эмиль Дюркгейм
Слайд 8Типы социальной солидарности
Органическая СС
Взаимодополнение людей = взаимодополнение частей тела в организме
Возникает
в связи с разделением труда
Механическая СС
солидарность по сходным признакам:
индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт.
Наблюдается в архаических обществах.
Слайд 9«Самоубийство»
Дюркгейм проследил взаимосвязь между социальными фактами и различиями в показателях самоубийств
между группами, регионами, странами и разными категориями людей.
Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа.
«Аномия» - один из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств.
Аномия – это негативное отношение индивидов к нормам и ценностям, преобладающим в обществе, результат разрушения солидарности.
Слайд 10«Элементарные формы религиозной жизни»
Религия служит источником товарищества и солидарности в обществе
Попытка
определения связей между религиями разных культур и поиска общего знаменателя этих вероисповеданий
«Религия есть унифицированная система верований и практик, связанных со священными предметами, то есть предметами обособленными и запрещёнными, — верований и практик, которые объединяют в одном-единственном нравственном сообществе, называемом церковью, всех тех, кто придерживается их.»
Э. Дюркгейм
Слайд 11Три основные концепции
Священное
Верования и практики
Нравственное сообщество
Слайд 12Основные сочинения
«Элементы социологии» (1889)
«О разделении общественного труда» (1893)
«Правила социологического метода» (1895)
«Самоубийство»
(1897)
«Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии» (1912)
«Воспитание и социология» (опубликовано посмертно в 1922)
«Социология и философия» (опубликовано посмертно в 1924)
«Эволюция педагогики во Франции» (опубликовано посмертно в 1938)