Екатеринбург 2010 презентация

Содержание

План лекции Основные термины ИКТ в образовании. Основные тенденции реформирования образования. Задачи информатизации образования. Функции, процедуры и службы управления учебным процессом; объекты управления; методы администрирования . Понятие информационной образовательной среды.

Слайд 1
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Факультет информатики Кафедра новых информационных технологий в

образовании

Презентационный учебный материал по курсу «Информационные системы в управлении учебным процессом »
3 курс (6 семестр) по специальности «Информационные технологии в образовании» - квалификация «Инженер»

Введение в ИКТ в образовании. Функции, процедуры и службы управления учебным процессом; объекты управления; методы администрирования
Вопросы общей теории управления, конкретизация для учебного процесса по ступеням системы образования (среднее, средне-специальное, высшее) с выделением объектов управления. Лекция №1
4 часа

Екатеринбург 2010

Подготовила: кандидат педагогических наук САРДАК Любовь Владимировна


Слайд 2План лекции
Основные термины ИКТ в образовании.
Основные тенденции реформирования образования.
Задачи информатизации образования.
Функции,

процедуры и службы управления учебным процессом; объекты управления; методы администрирования .
Понятие информационной образовательной среды.
Основные направления использования ИКТ в школе: обучение, управление, методическая работа, внеклассная работа.

Слайд 31. Основные термины ИКТ в образовании
ИТ – информационная технология, технология связанная

с получением, переработкой, анализом, организацией, передачей, хранением, представлением информации (совокупность методов и средств) учебного характера.
НИТ образования – совокупность организационных форм, педагогических технологий и технических средств управления образовательным процессом, основанных на использовании современных компьютерных и телекоммуникационных систем и обеспечивающих достижение принятого образовательного стандарта.
НИТ в образовании подразумевают компьютеризацию отдельной стороны системы управления образовательным процессом.
НИТ обучения – совокупность педагогической техники преподавателя, методов обучения, базирующихся на использовании компьютерных технологий педагогических измерений, обеспечивающих эффективное достижение целей обучения в данной предметной области и однозначное отслеживание результатов на всех этапах обучения (технология обучения математике одаренных детей)
НИТ в обучении затрагивают одну из сторон обучения, например, моделирование, контроль, коррекцию знаний.

Слайд 4Понятие компьютерных технологий
В понятие «компьютерная (буквально – вычислительная) технология» вкладывается понимание

роли компьютера как вычислительной машины.

Понятие средств КТ
Программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению, обработке, передаче информации (И.В.Роберт).
Примеры информационно-коммуникационных технологий в образовании:
Технология, совершенствующая процесс обучения, повышающая его эффективность и качество благодаря дополнительным возможностям познания окружающей действительности и самопознания, развития личности обучаемого
Технология управления учебно-воспитательным процессом
Технология управляемого мониторинга (контроля, коррекции, результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики)
Коммуникационная технология, обеспечивающая распространение научно-методического опыта
Технология организации интеллектуального досуга, развивающих игр (Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М.: Академия, 2001).


Слайд 52. Основные тенденции реформирования образования
Можно выделить следующие основные тенденции реформирования образования:

Смена

парадигмы c «образование=обучение» на парадигму «образование=становление». Образование научить человека найти свое место, свою нишу в культуре, социуме, оформить свое субкультурное пространство.
Переход от индустриального к информационному обществу, эволюция знания – источником стоимости в информационном обществе (прибыли) все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения.
Смешанное финансирование образования.
Индивидуализация образования, учет возможностей каждого конкретного человека для стимулирования его самореализации и развития. Разработка разных образовательных программ в соответствии с индивидуальными возможностями, как учащихся, так и преподавателей. Формирование у обучающихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.

Слайд 6Развитие концепции непрерывного образования, образование на протяжении всей жизни.
Новая образовательная система

ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы – обучение на расстоянии – дистанционное обучение.
Постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту с обучающимися; ключевые формы проведения занятий: уроки, лекции, лабораторные работы или семинарские занятия остаются, однако существенная часть учебного процесса может проходить во время индивидуальных консультаций с преподавателями по конкретным темам или проблемам.
Проникновение глобальной сети Интернет как удобного источника разнообразных сведений, при этом качественно меняется вся система накопления, хранения, распространения и использования коллективного человеческого опыта.

Развитие концепции непрерывного образования, образование на протяжении всей жизни.
Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы – обучение на расстоянии – дистанционное обучение.
Постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту с обучающимися; ключевые формы проведения занятий: уроки, лекции, лабораторные работы или семинарские занятия остаются, однако существенная часть учебного процесса может проходить во время индивидуальных консультаций с преподавателями по конкретным темам или проблемам.
Проникновение глобальной сети Интернет как удобного источника разнообразных сведений, при этом качественно меняется вся система накопления, хранения, распространения и использования коллективного человеческого опыта.


Слайд 7Основные тенденции развития образования сопровождается двумя процессами – диверсификации и интернационализации

образования.
Диверсификация связана с организацией новых образовательных учреждений, с приданием образовательных функций общественным учреждениям, с введением новых направлений обучения, новых курсов и дисциплин, созданием междисциплинарных программ. Изменяется процедура набора обучающихся, методы и приемы обучения. Реорганизуется система управления образованием, структура учебных заведений и порядок их финансирования.
Интернационализация образования, напротив, направлена на сближение национальных систем, нахождение и развитие в них общих универсальных концептов и компонентов, тех общих оснований, которые составляют основу разнообразия национальных культур, способствуя их взаимообогащению. Инструментами интернационализации выступают обмен студентами, преподавателями и исследователями, признание дипломов и ученых степеней, общие стандарты образования и др.

Основные тенденции развития образования сопровождается двумя процессами – диверсификации и интернационализации образования.
Диверсификация связана с организацией новых образовательных учреждений, с приданием образовательных функций общественным учреждениям, с введением новых направлений обучения, новых курсов и дисциплин, созданием междисциплинарных программ. Изменяется процедура набора обучающихся, методы и приемы обучения. Реорганизуется система управления образованием, структура учебных заведений и порядок их финансирования.
Интернационализация образования, напротив, направлена на сближение национальных систем, нахождение и развитие в них общих универсальных концептов и компонентов, тех общих оснований, которые составляют основу разнообразия национальных культур, способствуя их взаимообогащению. Инструментами интернационализации выступают обмен студентами, преподавателями и исследователями, признание дипломов и ученых степеней, общие стандарты образования и др.


Слайд 83. Задачи информатизации образования
Информатизация образования – это процесс обеспечения сферы образования

методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационных  и коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Слайд 9Этот процесс инициирует,
во-первых, совершенствование механизмов управления системой образования

на основе использования  автоматизированных банков  данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
во-вторых, совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания и соответствующих  задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
в-третьих, создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально - исследовательскую  деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
в-четвертых, создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.


Слайд 10
Основные задачи информатизации образования
1) повышение качества подготовки специалистов на основе использования

в учебном процессе современных информационных технологий;
2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;
6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;
8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;
9) внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля.

Слайд 11Проблемы в информатизации школы
Они затрагивают основные элементы школьной информационной системы:
методическое обеспечение;


подготовка преподавателей и администрации;
прикладное программное обеспечение (энциклопедии, медиа-ресурсы, моделирование, управление административно-хозяйственным комплексом);
базовая программная платформа;
аппаратный комплекс (компьютеры, локальная сеть, доступ к Интернету).

Слайд 12
В России реализуется программа "Информатизация системы образования", идёт постепенное внедрение информационных

технологий в образовательный процесс. В системе подготовки педагогических кадров в области ИКТ с целью методической поддержки учителей создаются сетевые педагогические сообщества, виртуальные методические объединения учителей. В отдельных городах и регионах страны успешно действуют свои образовательные порталы, школьные сети, предпринимаются попытки организации профессиональной деятельности учителей в сети через сетевые сообщества:
Всероссийский августовский виртуальный педсовет http://pedsovet.alledu.ru ,
"Сеть творческих учителей" www.it-n.ru и др.
Российский общеобразовательный портал www.school.edu.ru предлагает учителям образовательные ресурсы для самообразования, оказывает квалифицированную консультационную помощь.

Слайд 134. Функции, процедуры и службы управления учебным процессом; объекты управления; методы администрирования
Вопросы

управления учебной деятельностью обучаемых рассмат-ривались в работах B.C. Аванесова, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, А.В. Захаровой, Т.А. Ильиной, Ю.А. Конаржевского, Л.К. Марковой, Д.Ш. Матроса, А.А. Орлова, Н.Ф. Талызиной, Р.Х. Шакурова, Т.И. Шамовой, Л.В. Шкериной, В.А. Якунина и др.
Определим понятие «Учебная деятельность».
С позиции личностно-ориентированного подхода, ведущим субъектом учебной деятельности является учащийся. В таком случае задача преподавателя – направлять, помогать, регулировать деятельность учащихся. Так В.И. Андреев дает следующее определение понятия учебной деятельности: «Учебная деятельность – это организуемая педагогом в целях повышения эффективности деятельность учащихся, направленная на решение различного класса учебных задач, в результате которой они овладевают знаниями, умениями, навыками и развивают свои личностные качества» [1, с. 47].

1. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности [Текст] / В.И. Андреев. – М.: Высшая школа, 1981. – 240 с.


Слайд 14
По мнению Г.И. Щукиной, понятие «учебная деятельность» включает одновременно деятельность обучающего

и деятельность обучаемого. Эти два вида деятельности взаимосвязаны и взаимозависимы: обучающий создает условия для деятельности обучаемого, активизирует ее, направляет, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию [1, с. 24].
Можно обобщить ряд определений и конкретизировать для учебного процесса, наример, в вузе.
Учебная деятельность студента – это совокупность его действий, связанных с получением и усвоением учебной информации, с формированием умений, навыков и качеств личности в рамках профессиональной подготовки, а также с рефлексией их сформированности [2, с. 17].

Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
Явич Р.П. Управление математической подготовкой студентов технического вуза на основе телекоммуникационных технологий [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Р.П. Явич. – Екатеринбург, 2008. – 183 с.

Слайд 15
Отметим, что самостоятельная учебная работа является одной из составляющих учебной деятельности,

следовательно, управление учебной деятельностью обучающихся должно предусматривать в качестве одной из составляющих управление самостоятельной учебной работой обучающихся.

Слайд 16Понятие управления
Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию,

контроль, регули-рование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Понятие «управление» имеет множество трактовок.

Слайд 17
В кибернетике под управлением понимается совокупность действий, осуществляемая управляющей системой по

определенной схеме, направленная на поддержание или улучшение функционирования управляемого объекта (системы). Ключевыми положениями в понятии «управление» считаются следующие:
управление всегда является целенаправленным действием;
управлять – значит оказывать влияние на управляемую систему;
управление производится в соответствии с некоторым алгоритмом, т.е. предопределенной последовательностью действий;
управление – информационный процесс; оно связано с обменом и обработкой информации;
независимо от целей управления и природы исполнительных и управляющих органов процесс управления всегда характеризуется наличием одного или нескольких замкнутых контуров (прямой и обратной связи), когда по цепям прямой связи к системе поступает управляющая информация, а по цепям обратной связи – информация о состоянии управляемой системы и о том, в какой степени достигнуты (или не достигнуты) цели управления [Воройский, Ф.С. Информатика. Энциклопедический словарь-справочник [Текст] / Ф.С. Воройский. – М.: Физматлит, 2006. – 768 с. , с. 696].

Слайд 18
В.С. Татьянченко определяет управление как любое изменение состояния некоторого объекта, системы

или процессов, ведущее к достижению поставленной цели [Татьянченко, В.С. Организация информационного обслуживания внутришкольного управления [Текст] / В.С. Татьянченко. – Курган: Изд-во КГУ, 1985. – 127 с. , с. 45].
В.П. Симонов, управление – это целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей [Симонов, В.П. Педагогический менеджмент [Текст] / В.П. Симонов. – М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-синтез, 1998. – 352 с. , с. 105]
Дж. Форрестер, управление – процесс преобразования информации в действия – процесс принятия решения [Форрестер, Дж. Основы кибернетики предприятия [Текст] / Дж. Форрестер. – М.: Прогресс, 1974. – 240 с., с. 45].
Н.Ф. Талызина: «Под управлением понимают воздействие управляющей системы на состояние структурных элементов управляемой системы в соответствии с поставленной целью» [Талызина, Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения [Текст] / Н.Ф. Талызина. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – 328 с. , с. 17]. «Управление – это такое воздействие на процесс, которое приближает этот процесс к цели. Управление гарантирует достижение цели. Оно требует максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие с закономерностями его протекания» [Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся [Текст] / Н.Ф. Талызина. – М.: Знание, 1983. – 96 с. , с. 64-65].


Слайд 19
На смену философии воздействия в педагогическом управлении приходит философия взаимодействия, сотрудничества,

рефлексивного управления. На основе достаточно разработанной теории производственного менеджмента в управлении педагогическими системами появляется новое направление – педагогический менеджмент (Ю.А. Конаржевский, С.М. Сантурова, В.П. Симонов, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова).
Данное направление ориентировано на совершенствование в образовательном процессе человеческих отношений, мобилизацию человеческого фактора, повышение эффективности управления. Теория менеджмента характеризуется, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию педагогического управления. Ю.А. Конаржевский выделяет следующие основные принципы педагогического менеджмента:
уважения и доверия к обучаемому,
целостного взгляда на него,
сотрудничества и социальной справедливости,
индивидуального подхода,
обогащения работы преподавателя,
личного стимулирования,
единого статуса,
перманентного повышения квалификации,
консенсуса и коллективного принятия решений,
целевой гармонизации,
горизонтальных связей.

Слайд 20
Согласно методологии гомоцентрического подхода в современной науке, управлять – это приводить

других к достижению ясной цели, а не заставлять их делать то, что считаешь правильным сам, управлять – приводить к успеху других.

Гомоцентрический подход в педагогике (Р.Х. Шакуров) требует нацеленности на развитие личности, удов-летворение её потребностей в саморазвитии.

Таким образом, согласно принципам личностно-ориентированного подхода педагогическое управ-ление на уровне преподавателя следует рас-сматривать как его деятельность по созданию совокупности организационно-педагогических усло-вий для осуществления учебной деятельности обучающихся.

Слайд 21
В работе Б.Е. Стариченко и др. выделяются следующие особенности управления дидактическими

системами:
управляемый процесс – обучение – является информационным, управляющая информация поступает по каналу прямой связи одновременно с «основной», следовательно, учебная информация должна включать указания о последовательности ее обработки и управляющие предписания, или учащиеся должен быть с ними уже знаком;
управляемой системой является система групп обучающихся и/или группа учащихся; каждый из членов группы имеет индивидуальные психические, интеллектуальные и информационные возможности, которые могут меняться с течением времени или в результате внешних воздействий; => нельзя установить строго однозначного соответствия между некоторым управляющим действием и реакцией системы, т.е. результат управления носит вероятностный характер;
субъекты управления (обучающиеся) обладают мышлением, поэтому возможны процессы самоорганизации и саморегуляции; они заинтересованны в результатах своих действий. Следовательно, наряду с каналом основной обратной связи «учащийся-педагог», по которому передается информация о ходе освоения материала, необходима обратная связь «педагог-учащийся», благодаря которой у учащегося формируется мотивация обучения, а также возникают эффекты саморегуляции. Эта информация должна позволить ему как можно ближе подойти к своей последующей ответной реакции к желательному поведению [Стариченко, Б.Е. Методы педагогической статистики в работе учителя [Текст] / Б.Е. Стариченко, Н.А. Стариченко, Н.В. Шуняева // Управление качеством образования: сущность, направления, технологии: Материалы науч.-практ. конф. – Екатеринбург: Изд-во «Дом Учителя»., 2000. Ч.1. – С. 86-102. , с. 87].

Слайд 22Задание 1: Сформулируйте самостоятельно или найдите, определение - «Управление учебным процессом»,

укажите ссылки на используемые источники.

Выделяя информационный характер управления, под управлением учебной деятельностью обучающихся будем понимать деятельность обучающего по созданию условий для всестороннего и полного информационного и коммуникационного обеспечения обучаемых, направленная на достижение поставленных образовательных целей.

Задание 1: Сформулируйте самостоятельно или найдите, определение - «Управление учебным процессом», укажите ссылки на используемые источники.


Слайд 23
Основные задачи управленческой деятельности:
Определение основной цели или дерева целей организации, выработка

стратегии действий по ее достижению и формулирование концепции деятельности и развития данной организации - корпорации, фирмы и т.п.
Формирование корпоративной культуры, т.е. объединение персонала вокруг общефирменной цели (или целей). Самое важное в управлении - сплотить ее персонал на четкое осознание стоящей перед организацией цели и активную, квалифицированную, добросовестную деятельность во имя ее достижения.
Формирование в фирме организационного порядка, т.е. системы относительно стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов, норм и должностей, нередко зафиксированных документально (устав организации) и регулирующих взаимодействия между организациями, а также между подразделениями и людьми как членами организации по поводу осуществления их функций.
Организационный порядок воплощается в формальную организацию, обеспечивающую стабильность и устойчивость данной фирмы, корпорации и т.д., результативность управления ею.
Разработка и осуществление технологии изменений, ведь эффективность управления в решающей степени определяется по способности к изменениям, по умению вовремя понимать их необходимость и столь же вовремя начинать и быстро проходить переходный этап.

Слайд 24
Четкое определение диагностики управления или, говоря иными словами, определение точек наибольшей

и наименьшей управляемости и - вполне вероятно - точек неуправляемости, которые имеются или могут возникнуть в каждой организации.
Четкое представление о том, какова должна быть реализация управленческого решения.
Разработка системы контроля за выполнением принятого решения, определение и применение стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных групп, организаций или их подразделений, срывающих выполнение принятых решений или недостаточно целеустремленно и активно действующих во имя поставленных управляющей подсистемой целей и задач.



Слайд 25Группы управления предприятием
Общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики

инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность).
Управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация).
Конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство (учебная деятельность), кадры, финансы, основные фонды и др.).

Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделяются на общие и конкретные.

Слайд 26Функции управления
Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с

ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся: - прогнозирование и планирование; - организация работы; - мотивация; - координация и регулирование; - контроль, учет, анализ.

Слайд 27
Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой

состав: - перспективное и текущее экономическое и социальное планирование; - организация работ по стандартизации; - учет и отчетность; - экономический анализ; - техническая подготовка производства; - организация производства (организация учебного процесса); - управление технологическими процессами; - оперативное управление производством; - метрологическое обеспечение; - технологический контроль и испытания; - сбыт продукции; - организация работы с кадрами; - организация труда и заработной платы; - материально-техническое снабжение; - капитальное строительство; - финансовая деятельность.

Слайд 28Задание 2: Конкретизировать задачи управления производством для предприятия, оказывающего образовательные услуги.
Конкретные

функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).
Общее управление предприятия заключается в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности,.
При управлении производством решаются задачи экономики производства (издержки, цены) и планирования производства продукции. К задачам планирования производства относят: - выбор технологического процесса; - планирование программы производства; - планирование последовательности производства (оперативное планирование); - формирование производственных систем (систем оборудования); - содержание и эксплуатация оборудования; - организацию материально-технического снабжения.
При управлении НИОКР (инновациями) реализуются следующие конкретные функции управления: - организация инновационного процесса; - выбор и реализация стратегии НИОКР; - оптимальное распределение ресурсов на НИОКР; - внедрение результатов НИОКР; - защита результатов НИОКР.

Задание 2: Конкретизировать задачи управления производством для предприятия, оказывающего образовательные услуги.


Слайд 29
Реализация функций в области маркетинга включает: - организацию сбора и обработки маркетинговой

информации; - выбор целевых рынков и их сегментирование; - применение маркетинговых решений по продукту; - выбор и взаимодействие с каналами товародвижения; - продвижение товара; - выбор и реализацию ценовой политики; - планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности.
Финансовое управление предприятием включает: - приобретение финансовых средств; - использование финансовых средств; - управление ликвидностью; - структурирование капитала и имущества; - управление платежными средствами и проведение платежного оборота; - финансовое планирование и финансовый контроль.

Слайд 30Типы организационных структур управления
Задание 3.
Воспользуйтесь информацией в файле
Типы организационных

структур управления к лекции 1.doc
Задание:
По материалам, представленным на сайте нашего университета:
определить тип организационной структуры УрГПУ;
составить схему организационной структуры УрГПУ ;
составить схему организационной структуры института информатики и ИТ.
Результаты представить преподавателю в электронном виде, с выбором приложения определиться самостоятельно.


Слайд 31Функции управленческой деятельности:
1. Обеспечение целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися

в распоряжении управляемой системы, реализуется выдвижением:
целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений;
целей-заданий-планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией;
целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимой для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации - фирмы, предприятия, корпорации и т.п. Четкое согласование всех трех компонентов этой функции - важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование - источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности.

Слайд 32
2. Административная функция. Отражает деятельность управленческой структуры на основе законодательства в

области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п.
3. Информационно-аналитическая функция. Обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчиненных ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включенных в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п. Без этого невозможно обеспечение целеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач.


Слайд 33
4. Социальная. Заключается в социальной поддержке и защите работников, создании условий

для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха.
5. Прогнозирование. Она заключается в определении возможных изменений в окружающей социальной среде, например, конъюнктуры рынка, и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации. Учитываются также возможные внутренние изменения в самой организации, в том числе ее кадровом потенциале, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры.

Слайд 34
6. Планирование. Представляет собой процесс выбора целей данной системы (организации) и

решений, необходимых для их достижения.
7. Мотивационно-стимулирующая функция. Предполагает создание необходимых условий (материально-технических, финансовых, социально-психологических, бытовых и др.), побуждающих сотрудников к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических (зарплата, премия и т.п.), моральных (благодарность, награда, почетное звание и др.) и иных рычагов. В первую очередь, учитывается необходимость оценки работы в соответствии с ее качеством, эффективностью и результатом.


Слайд 35
8. Корректирующая деятельность управляемой системы. Направлена на недопущение срывов и невыполнения

порученных заданий, на повышение эффективности и качества работы всех подразделений и звеньев данного объекта управления.
9. Удерживание возможных отклонений в функционировании системы (организации) в определенных пределах, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики и динамической устойчивости.
10. Обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности.
11. Осуществление контроля всех подразделений данной организации. Обеспечивает упорядоченное и эффективное взаимодействие ее элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования.



Слайд 36
12. Создание благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации способствует

достижению высоких результатов в деятельности данной организации.
13. Обеспечение целостности системы (организации). Сохранение упрочение ее качественной специфики и динамичного устойчивого развития.
14. Повышение качества и эффективности служебной деятельности. Включает в себя разработку прогнозных оценок внешней среды и внутрифирменных изменений, формулирование и реализацию предложений и планов по совершенствованию организации труда, по ориентационным изменениям в структурных подразделениях, по улучшению мотивации и стимулирования всех направлений деятельности организации, по обеспечению высокой эффективности ее деятельности.


Слайд 37Процедуры и службы управления учебным процессом
Процедуры
планирования, организации учебного процесса, учета

выполнения учебной работы, анализ качества и эффективности учебного процесса

Слайд 38Объекты управления

http://www.e-joe.ru/sod/00/2_00/st221.html


Слайд 39Методы администрирования


Слайд 405. Понятие информационной образовательной среды (ИОС) или информационной системы в управления

учебным процессом (ИСУ уч.проц.)

Определение Е.В. Мельниковой и П.В. Веденеева раскрывающие ИОС как систему психолого-педагогических условий и программно-аппаратных средств, способствующих информационному взаимодействию между субъектами образовательного процесса. (Мельникова Е. В. Формирование образовательной информационной среды школы как средства повышения качества учебных достижений учащихся: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Иваново, 2006).


Слайд 41Компоненты ИОС
Ценностно-целевой компонент – совокупность целей и ценностей педагогического образования в

условиях информационного общества и отвечающего требованиям международных стандартов качества, удовлетворяя запросы всех потребителей образовательных услуг – личности, общества, государства и производства.
Содержательно-методический компонент, определяющий как содержательную сферу ИОС, так и формы организации занятий, методы и принципы обучения, актуальные для реализации целей и задач педагогического образования.
Коммуникационно-психологический компонент, отображающий особенности субъектов информационной образовательной среды и специфику коммуникационной сферы.
Организационно-административный компонент, включающий организационно-правовую основу (совокупность нормативной документации, регламентирующей деятельность как самой ИОС, так и ее субъектов); организационные условия, систему безопасности и модуль разграничения прав доступа и полномочий участников (пользователей) ИОС; готовность педагогического коллектива к работе в информационной образовательной среде и систему информационного обеспечения и управления образовательной деятельностью.
Пространственно-технологический компонент, в состав которого входят архитектурно-эстетическая организация образовательного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений и др.); клиент-серверная архитектура и соответствующая ей структура локальной компьютерной сети; а также техническая база (система технических устройств и программное обеспечение, используемое в информационно-образовательной среде).

Слайд 42
ведение документации (договоры, справки, формы и т.д.);
учет учащихся;
учет движения учащихся (реализовано

в форме приказов на учащихся);
учет преподавателей;
ведение сложных учебных планов;
составление тематических планов;
учет педагогической нагрузки (расчет осуществляется в автоматическом режиме по учебному плану, при этом от пользователя требуется лишь указать, какой преподаватель будет вести предмет в учебной группе);
ведение электронного журнала успеваемости.


Слайд 44Модель
информационного пространства школы

Модель
информационного пространства школы


Слайд 45http://do.sgu.ru/conc.html

РВУ – Региональный виртуальный университет.
ВП - виртуальные представительства учебных заведений своего

региона создаваемые по инициативе учебных заведений различного уровня

Слайд 466. Основные направления использования НИТ в школе: обучение, управление, методическая работа,

внеклассная работа

Слайд 47
Одной из тенденций развития образовательных НИТ следует считать комплексный подход к

их использованию в школе. В соответствии с этим подходом новые технологии должны охватить не только непосредственно учебный процесс, а по возможности все стороны школьной деятельности.

Слайд 48Первым классификационным признаком является очевидное деление пользователей НИТ на две группы

– учащиеся и педагогический персонал.
Учащиеся могут применять компьютеры в учебной деятельности и во внеклассной работе.

Слайд 49Блок "Обучение" предполагает использование компьютерных технологий учащимися непосредственно в процессе усвоения

учебной информации. Как видно из приведенной схемы, в этом блоке, в свою очередь, выделяется два достаточно автономных и различающихся по своим задачам направления - "Курс информатики" (или информационных технологий) и "Другие дисциплины".

Слайд 50Раздел "Курс информатики" имеет своей задачей формирование информационной культуры ученика, его

компьютерной грамотности в современном понимании этого термина. Это направление работает на информатику как науку и обязательную школьную дисциплину, в которой компьютер и компьютерные технологии выступают в качестве объектов изучения.

Слайд 51Раздел “Другие дисциплины” предполагает применение компьютеров в качестве средства обучения при

освоении “обычных” дисциплин (не информатики). В этом случае применение НИТ призвано повысить эффективность обучения за счет активизации деятельности учащихся, реальной индивидуализации учебного процесса и гуманизации его построения.

Слайд 52Блок “Внеклассная работа” призван, с одной стороны, решить проблему досуга учащихся,

а с другой – предоставить возможность для развития его индивидуальных творческих способностей и, возможно, профориентации на базе современных информационных технологий.

Слайд 53 В разделе “По интересам” компьютер предоставляет учащимся любых возрастов ни с

чем не сравнимые возможности удовлетворения своих” интересов. Можно привести тематики подобной деятельности:



студия компьютерной графики и анимации;
шахматная студия;
мультимедиа-библиотека;
развивающие игры;
Lego-лаборатория;
музыкальная компьютерная студия;
школьное издательство;
школьный электронный журнал;
школьный Web-сайт; и др.


Слайд 54Преподаватели и администрация могут использовать информационные технологии для решения задач управления

и методической работы

Слайд 55 В блоке “Управление” раздел “Уровень преподавателя” предусматривает использование компьютера при решении

вопросов, с которыми сталкивается преподаватель в своей повседневной деятельности: учет текущей успеваемости и ее статистическая обработка, ведение различных баз данных, подготовка документов и пр. При использовании сетевой школьной информационной системы преподаватель, безусловно, должен уметь ею пользоваться в рамках имеющихся у него возможностей доступа к информации

Слайд 56Компьютеризация школьного управления на “Уровне администрации” в значительной мере определяется технической

базой и наличием специализированного программного обеспечения. Можно выделить несколько уровней применения компьютеров в управлении школой:

Слайд 57Уровень администрации
минимальный – использование стандартного офисного ПО (для реализации требуется 1–2

компьютера в распоряжении администрации)
уровень специализированного ПО (предусматривает создание и ведение системы школьных баз данных: “Контингент”, “Кадры”, “Учебный план”, “Оборудование” и других)
уровень локальной общешкольной сети (безбумажный документооборот в рамках школы)
уровень использования глобальной сети в рамках РУНО (ГУНО)


Организация учебной деятельности – это ее планирование, осуществление контроля, расстановка сил, мобилизация ресурсов, учет факторов окружающей среды, установление связей со средой, взаимодействие участников педагогического процесса.
В организации и управлении учебной деятельностью можно выделить несколько уровней, начиная от уровня отдельного преподавателя и заканчивая уровнем национальной системы образования.

Слайд 58 Блок “Методическая работа” предполагает использование специализированных баз данных, содержащих материалы как

для учителей-предметников, так и завучей, возможность обмена информацией с коллегами посредством компьютерной сети, подготовку и тиражирование дидактических материалов для учащихся, создание средств наглядности, разработку материалов для компьютеризированных уроков (в том числе с применением инструментальных систем педагогического назначения)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика