Слайд 1Эффективные образовательные технологии
Кафедра математики и информатики
21 марта 2011 года
Слайд 2система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния
обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.
Образовательная технология -
Слайд 3Модель обучения -
система, состоящая из дидактической основы и педагогической техники,
используемых в данном учебном периоде. Дидактическая основа модели обучения состоит из метода обучения и организованной формы, в которой он реализован, педагогическая техника объединяет средства и приемы, непосредственно используемые в учебном процессе.
Слайд 4«Эффективность процесса образования находится в прямой зависимости от той педагогической технологии,
которую мы применяем для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей». (Беспалько В.П.Педагогика и прогрессивные технологии обучения.)
Слайд 5Для эффективных образовательных технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности учителя
и учеников, эффективность, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени; индивидуализация.
Слайд 6Современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:
технология разрабатывается под конкретный педагогический
замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);
технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
Слайд 7Современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:
функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность
преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;
поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;
органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Слайд 8Анализ современных образовательных технологий
Слайд 9Анализ современных образовательных технологий
Слайд 10Анализ современных образовательных технологий
Слайд 11Анализ современных образовательных технологий
Слайд 12Технология модульного обучения
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены
учебное содержание и технология овладения им.
В состав модуля входят:
целевой план действий;
банк информации;
методическое руководство по достижению дидактических целей.
Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности ученика.
Слайд 13
Модуль - единица предметного содержания
Базовое теоретическое
знание
Витагенный опыт
Позволяет принять базовое
теоретическое знание
Витагенный опыт
Позволяет расширить социальный опыт
Исследовательская деятельность
Дает опыт интеллектуальной деятельности
Слайд 14Дидактические материалы для организации работы учащихся по индивидуальному образовательному маршруту
Технология обработки
текста на компьютере
Учебная презентация
Описания практических работ
Тест, контрольная работа
Творческие задание
Критерии оценки творческого задания
Зачетная практическая работа
Слайд 15Составлению модуля занятия может помочь следующий алгоритм:
определение места модульного урока
в теме;
формулировка темы урока;
определение и формулировка цели урока (в данном случае эта цель - интегрирующая) и конечных результатов обучения;
подбор необходимого фактического материала;
отбор методов и форм преподавания и контроля;
определение способов учебной деятельности учащихся;
разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определёние частной дидактической цели каждого из них;
Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута.
Слайд 16Проблемно-диалогическое обучение
Это - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством
специально организованного учителем диалога.
Основоположником диалогической технологии обучения следует считать Сократа.
Слайд 19
Задача 1.
Бригада рабочих должна была выполнить заказ за 5 дней. Ежедневно
превышая норму на 18 деталей, она за 3,5 дня работы не только выполнила задание, но изготовила 27 деталей сверх плана. Сколько деталей изготовила бригада?
1) Величины
t - время работы [дни]
p – производительность
[деталей/день]
n – объем работы
2) Формулы, связывающие
величины
3) Из трех величин знаем
tпл. = 5 дней
tфакт. =3,5 дня
4) Устанавливаем связь оставшихся
неизвестных величин в двух
ситуациях
pпл. < pфакт. на 18 дет/день
nпл. < nфакт. на 27 деталей
Слайд 20Задача 1.
4) Обозначаем одну из неизвестных
величин через х и
составляем
уравнение (возможно 4 уравнения)
Слайд 21
Задача 1.
Связь
Уравнение
Связь
Уравнение
Связь
Уравнение
Связь
Уравнение
Все четыре таблицы заполнены
Слайд 22Задача 1.
Уравнения,
где буквой х обозначена производительность
Уравнения,
где буквой х
обозначена объем работы
Анализ полученных уравнений
Вывод
Сложность уравнений, получаемых от обозначения буквой x одноименных неизвестных величин одинакова. Поэтому в дальнейшем заполняем только две таблицы и начинаем с таблицы, где буква x обозначает величину, которую нужно найти по условию задачи.
Слайд 23ТОГИС - Технология Образования в Глобальном Информационном Сообществе
Это технология продуктивного
обучения, ориентированная на деятельностно-ценностный подход в образовании с применением проблемного и модельного методов как основных.
Технология применяется в следующих направлениях: выработка навыков научного исследования, организации эффективного поиска необходимой информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств; генерирование способов решения проблемной задачи; рефлексия проведенной деятельности на завершающем этапе в виде сопоставления результата работы с достижениями общественного развития.
Слайд 24Источники информации:
Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность.
Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1999.
Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. — М.: Народное образование, 2001.
Зайцев В. Н. Практическая дидактика: Учебное пособие. Для пед. специальн. ун-тов и институтов пов. квалиф. работ, образ-я. — М.: Народное образование, 1999.
Зверева Н. М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2002.
Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. — Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 2001.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.
Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
Слайд 25Источники информации:
http://www.eduref.ru/18de3-23f76.html Современные психолого-педагогические технологии обучения
http://kmetmuk.narod.ru/katalog/15.html Где можно прочитать о
педагогических технологиях
http://www.ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.html Современные педагогические технологии
http://www.library.ru/help/guest.php?Search=TopicID%3D490 Педагогические технологии, педагогические технологии в общеобразовательной школе
http://www.mgopu.ru/ininfo/s2_edu-tech.htm Образовательные технологии
http://www.eduhmao.ru/portal/dt?last=false&provider=HMAOForPrintChannel&type=article&dbid=ARTICLE_49111 Критичное состояние классно-предметно-урочного преподавания в современной сумме педагогических технологий. П.С.Лернер
http://stunix.uni.udm.ru/~collor/sem_htm/Pedt_t.shtml Педагогические технологии
http://eusi.narod.ru/lib/ped100/047.html Педагогические технологии и технология обучения
http://www.psylist.net/pedagogika/pedtex.htm Основные признаки педагогической технологии
http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации
http://www.mgopu.ru/ininfo/r2_quality.htm Описание модели образовательной технологии и ее качественная оценка