Слайд 1Досократическая философия
VII в. до н.э. – V в. до н.э.
Горбатов В.В.
Слайд 2Содержание
Общая характеристика античной философии
Ионийская традиция
Милетская школа
Гераклит
Италийская традиция
Пифагорейцы
Элейская школа
Поиски синтеза
Анаксагор и
Эмпедокл
Демокрит
Слайд 3I. Общая характеристика античной философии
Слайд 4Основные периоды
Ранний (досократический)
VII-IV вв. до н.э.
Зрелый (классический)
IV-II вв. до н.э.
Поздний
(эллинистический)
II в. до н.э. – III в. н.э.
Слайд 5Главные особенности
Космоцентризм – мировоззрение, в котором главную роль играет понятие природы
(«космоса»)
Эстетичность – максимально чувственное и конкретное представление объективного мира
Текучесть и неопределенность многих понятий
Диалектика – умение видеть взаимообусловленность противоположностей
Ориентация на рационализм в методологии
Приоритет общего по отношению к единичному
Слайд 6II. Ионийская традиция
Интерес к многообразию и специфике вещного мира
Натурализм, своеобразный эмпиризм
Слайд 7Фалес Милетский
(ок.640 – ок. 545 до н.э.)
Один из «семи мудрецов»
Происходил
из знатного рода, много путешествовал
Первым в Греции удачно предсказал солнечное затмение в 585 г. До н.э.
Открыл продолжительность года и разделил его на 365 дней
Определил высоту пирамид по длине их тени
Слайд 8Изречения Фалеса
«Труднее всего – познать самого себя»
«Мудрее всего время, ибо
оно раскрывает все»
«Прекраснее всего мир, ибо все прекрасное является его частью»
«Полезнее всего – добродетель, ибо благодаря ей все может стать полезным»
Слайд 9Милетская школа.
Проблема первоначала (архэ)
Фалес
Анаксимандр
Анаксимен
Вода
Апейрон
(беспредельное)
Воздух
Слайд 10«Фюсиологи»
Фюсис – природа (естество, характер, порождающий принцип)
Материализм?
Еще нет четкого различения
материального и идеального
Гилозоизм: все материальное – живое
Панпсихизм: все материальное одухотворено
Слайд 11Гераклит Эфесский
(ок. 520 - ок. 460 г. до н.э.)
Был знатного происхождения
Отказался
от трона, чтобы изучать природу
За свой сложный стиль получил прозвище «темный»
«Плачущий философ»
Его считают «отцом диалектики» (Гегель, Маркс)
Слайд 12«Ta panta rhei» (все течет)
«В одни и те же воды
мы погружаемся и не погружаемся, мы существуем и не существуем»
Надо уметь мыслить противоположности в единстве (гармония лука, лиры)
«Многознание уму не научает»
Слайд 13Огонь-Логос
«Этот космос, один и тот же для всего сущего, не создал
никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим»
«Бессмертные смертны, смертные бессмертны; жизнь одних есть смерть других, и наоборот»
«Следует знать, что война всеобща, и правда – борьба, и все происходит через борьбу и по необходимости»
Слайд 14III. Италийская традиция
Интерес к формальной и числовой составляющей мира
Приоритет онтологической и
гносеологической проблематики
Слайд 15Пифагор
(ок. 580 – ок. 500 г. до н.э.)
Родился на Самосе
Переселившись
в Кротон, основал «пифагорейский союз»
Утверждал, что первоосновой всего являются числа
Слайд 16Изречения (акусмы) Пифагора
«Помогай человеку в поднятии тяжести, но не в сложении
ее»
«Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости»
«Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом»
«Что упало, не поднимай»
«Не разламывай хлеба надвое»
Слайд 17Предел и беспредельное
Нечет
Единство
Правое
Мужское
Свет
Добро
Совершенство, оформленность, космос
Чет
Множество
Левое
Женское
Тьма
Зло
Беспорядок, хаос, пустота
Слайд 18Филолай Кротонский
(ок. 470 – после 399)
Математизация астрономии и космологии
10 небесных
тел
Музыка сфер
1 – точка
2 – линия
3 – плоскость
4 – тело
5 – качество, цвет
…
10 полнота, совершенство
1+2+3+4 = 10
Слайд 19Музыкально-числовые пропорции четырех первоэлементов
Слайд 20Элейская школа
Ксенофан Колофонский (ок. 570 – после 478)
Критика теории метемпсихоза
Критика антропоморфизма
и политеизма в религии
«Один бог, наивеличайший среди богов и людей, не похожий на смертных ни телом, ни разумом»
«Весь целиком видит, весь целиком слышит», пребывает неподвижным
Слайд 21Парменид
(ок.540 – ок. 470 г. до н.э.)
Ученик Ксенофана, и, возможно,
Анаксимандра
Написал философскую поэму «О природе»
На первый план выдвинул проблему бытия как такового
Слайд 22«Путь истины» и «путь мнения»
Бытие
Вечно
Едино
Неподвижно
Умопостигаемо
Сущее
Преходяще
Множественно
Текуче
Чувственно воспринимаемо
Слайд 23Зенон Элейский
(ок.490 – 430 до н.э.)
Ученик Парменида
Пытался популяризи-ровать его учение, рассуждая
методом «от противного»
Сформулировал более 40 апорий («затруднений»)
«Негативная диалектика»
Слайд 26Анаксагор и Эмпедокл
Анаксагор – учение о гомеомериях (все во всем) и
управляющем миром разуме (нус)
Эмпедокл – учение о четырех элементах и связующих их принципах – Любви и Вражде
Слайд 27Демокрит
(ок.440 – ок.370 до н.э.)
Родился в г.Абдеры
Побывал в Египте, Персии, Индии
По
возвращении из странствий жил в бедности, но потом прославился своими познаниями
Написал свыше 70 трактатов
Слайд 28«Смеющийся философ»
Все состоит из атомов и пустоты
Атомы бесчисленны и бесконечно разнооб-разны
Движение
атомов в пустоте жестко детер-минировано, случай-ности не существует
«Серьезное» – несерьезно, «несерьезное» – серьезно
Слайд 29
Бытие, небытие и мышление
Пустота
Атомы
Движение
Вещи
Мысль
Форма
Порядок
Положение
То, что постигается разумом
То, что восприни-мается чувствами
Пространство возможностей
«Незаконно-рожденная
мысль»
«Законно-рожденная мысль»
Детерминизм
Случай