Слайд 1Деятельность ФППОВ 1 МГМУ им. И.М. Сеченова
в рамках приоритетного национального
проекта «Образование»
Слайд 2ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
в рамках программы
«Формирование инновационного образовательного пространства Первого
Слайд 3Стратегическое назначение инновационных образовательных технологий в системе послевузовского профессионального образования врачей
Включение инновационных образовательных технологий в Российскую национальную систему высшего профессионального образования
путь к интеграции в Европейское образовательное пространство !
Слайд 4Влияние Болонского процесса на медицинское образование
Болонская Декларация
- формирует модель
европейского высшего образования
- учитывает специфику и традиции национальных образовательных систем
Болонский процесс направлен
- на гармонизацию, а не унификацию высшего образования в Европе
Призван способствовать
- росту качества образования,
- повышению конкурентоспособности ВУЗов,
- взаимному признанию дипломов стран-участниц Болонского процесса
Слайд 5 Присоединение России к Европейскому пространству высшего образования предусматривает
модернизацию подходов
к формированию процесса преобразования системы непрерывного послевузовского образования врачей с использованием
системы зачетных единиц;
разработку и внедрение
новых форм и технологий
для образовательного процесса в соответствии с принципами Европейской образовательной системы.
Слайд 6Приоритетный национальный проект «Образование»
Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых
знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства
Объем информации, которой владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет.
Слайд 7Инновационное образовательное пространство
Образовательное
пространство
Объём информации
Усл.ед.
Накопление информации -
комплот науки
и практики
Слайд 8Документы, инициировавшие создание европейского образовательного пространства
Международная коллаборативная программа ВФМО по переориентации
медицинского образования, 1984 г.
Эдинбургская Декларация Всемирной Ассамблеи Здравоохранения, 1988г.
Большая Хартия Университетов, принятая в Болонье в 1988 г.
Резолюция Всемирной Ассамблеи здравоохранения, 1989 г.
Рекомендации Мирового саммита по медицинскому образованию, 1993 г.
Резолюция Всемирной Ассамблеи здравоохранения 48.8 «Переориентация медицинского образования и медицинской практики
во имя здоровья каждого», 1995 г.
Сорбоннская декларация от 25 мая 1998 г.
Болонская Декларация, подписанная министрами высшего образования 29 европейских стран, Болонья, 19 июня 1999 г.
Конференция министров высшего образования в Праге, 19 мая 2001г.
Заседания Совета Европы, г. Лиссабон, 2000 г.; Барселона, 2002 г.
Конференция министров высшего образования 40 европейских стран в Берлине, 19 сентября 2003 г.
Слайд 9Цели Проекта ВФМО по международным стандартам в медицинском образовании.
Стимулирование власти, организаций
и учреждений, ответственных за медицинское образование, к формулировке собственных планов перемен и улучшения качества в соответствии с международными рекомендациями;
Создание системы национальной и/или международной оценки и лицензирования медицинских учебных заведений и программ с целью удовлетворения минимальных стандартов качества этих программ;
Обеспечение качества медицинской практики и должного использования медицинских кадров в условиях усиливающейся интернационализации с помощью чёткого определения международных стандартов медицинского образования.
Слайд 10Приоритетный национальный проект «Образование»
Документы
Указы Президента России
Федеральные законы
Постановления и распоряжения
Правительства РФ
Приказы, письма Министерства образования и науки РФ
Конкурсы и тендеры
Нормативные правовые документы подведомственных фондов и агентств
Слайд 11 Разработка стратегии и тактики развития послевузовского профессионального образования врачей России в
соответствии с
принципами Болонской Декларации,
особенностями национальной системы высшего профессионального образования РФ
Стратегическое назначение
национального проекта «Образование»
Слайд 12 Государственное обеспечение инновационного образования в рамках национального проекта «Образование»
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации
от 14 февраля 2006 года № 89 в 2006 году оказана государственная поддержка 10 вузам и 3 тыс. школ на общую сумму
8 млрд рублей.
19 мая 2006 года отобрано 17 вузов-победителей, на поддержку которых из федерального бюджета выделено 5 млрд рублей.
В 2007 году государственную поддержку получили вузы, которые победили в 2006 году, и еще 20 вузов, а также 3 тыс. школ на общую сумму 18 млрд. рублей.
Слайд 13ВУЗЫ-ПОБЕДИТЕЛИ 2006 г.
Государственный университет – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ)
Дальневосточный государственный университет
(ДВГУ)
Кубанский государственный аграрный университет (КГАУ)
Первый Московский медицинский Университет им. И.М. Сеченова (Первый МГМУ)
5. Государственный институт стали и сплавов (МИСиС)
Московский государственный институт электронной техники (МИЭТ)
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ)
Московский физико-технический институт (МФТИ)
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Нижегородский государственный университет (ННГУ)
Пермский государственный университет (ПГУ)
Самарский государственный аэрокосмический университет (СГАУ)
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Санкт-Петербургский государственный горный институт (СПбГГУ)
Таганрогский государственный радиотехнический университет (ТГРУ)
Томский государственный университет (ТГУ)
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)
Слайд 14
Программа формирования инновационного образовательного пространства ГОУ ВПО
1 МГМУ им. И.М.
Сеченова
ДО как составная часть инновационного направления образования
Всего в МГМУ разработано
более 250 проектов
из которых ФППОВ выполнил
15 проектов
Участвовали 53 сотрудника
6 кафедр факультета
Слайд 15
Непрерывное профессиональное развитие (НПР) врачей – как форма образования
Система учетных и
накопительных кредитных единиц – как обобщающая функция в рамках процесса НПР
Модульный подход к организации учебного процесса
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ)
Профессиональные компетенции
Инновационные формы и технологии образовательного процесса, разработанные ФППОВ в рамках проекта
ДО как составная часть инновационного направления образования
Слайд 16Программа формирования инновационного образовательного пространства ГОУ ВПО
ММА им. И.М. Сеченова
Всего
в 2006-2007 г.г. в ММА разработано
более 250 проектов,
Из которых ФППОВ выполнил
15 проектов
Участвовали 53 сотрудника 6 кафедр факультета
Слайд 17Адаптация Европейской системы высшего профессионального образования
для системы послевузовского профессионального образования
врачей РФ
Концептуальное обоснование к инкорпорированию Европейских образовательных традиций и инновационных образовательных технологий в Российскую национальную систему высшего послевузовского профессионального образования
Разработка методологических основ реструктуризации форм высшего послевузовского профессионального образования
РАЗРАБОТКА ПУТЕЙ СОПРЯЖЕНИЯ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ПРИСВОЕНИЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ
Слайд 18Инновационные формы и технологии образовательного процесса
Непрерывное профессиональное развитие (НПР) врачей –
как форма образования
Система учетных и накопительных кредитных единиц – как обобщающая функция в рамках процесса НПР
Модульный подход к организации учебного процесса
Дистанционные образовательные технологии (ДО)
Слайд 19Основное назначение новых форм и технологий в соответствии с требованиями Болонской
Декларации
Высокое качество профессионального образования
Высокий уровень профессиональной компетенции
Адаптация образовательных программ и профессиональных квалификаций к требованиям европейского и мирового рынка труда
Слайд 20СТРУКТУРА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ
Послевузовское профессиональное образование
Последипломное
профессиональное
образование
Непрерывное профессиональное развитие
(НПР)
- интернатура
- клиническая ординатура
- сертификационные циклы
- ресертификационные циклы
- тематическое усовершенствование
- система накопления кредитов
Профессиональная переподготовка
Слайд 21Непрерывное профессиональное развитие (НПР)
Период образования, который начинается после завершения последипломной подготовки
и продолжается в течение всей профессиональной жизни
(«LLL» - Long Life Learning)
Направлено на повышение
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
врача, улучшение организации труда, общения, медицинской этики, качества преподавания, научных исследований и клинических практик, методов администрирования.
Слайд 22«Динамическое сочетание атрибутов образования -
знаний, их практического применения, навыков, ответственности и
отношений,
обеспечивающее
- высокие результаты в соответствии
с программой обучения,
- совокупность умений, приобретенных обучающимися по окончании процесса обучения»
EURACT, WONCA,
Амстердам, июнь 2004 г.
Компетентность
Слайд 23Структура компетенции
Знание
относится к «познавательной области»
Навыки
Отражают фактические способности претворить
в жизнь определенное знание (готовность к выполнению работы или клиническая компетентность)
Отношение
Относится к эмоциональной области и включает ценности «ученика», его позиции, верования, предубеждения, эмоции, которые могут влиять
на оказание помощи пациентам
Не приобретается простым опытом, поэтому отношению необходимо обучаться
Слайд 24Непрерывное профессиональное развитие (НПР)
Предусматривает
Сохранение всех форм непрерывного профессионального развития, используемых в
настоящее время (сертификационные и ресертификационные циклы, циклы ТУ).
Ограничение процедуры сертификации в рамках НПР, введение понятия «ресертификация»
Тенденцию к сокращению продолжительности циклов за счет внедрения дистанционных образовательных технологий и системы накопительных кредитов.
Слайд 25Непрерывное профессиональное развитие (НПР)
Предусматривает
Оптимизацию образовательного процесса за счет свободного выбора
врачом-специалистом формы, длительности и места подготовки
Включение в процесс обучения самостоятельной работы в виде 18 внеаудиторных часов в неделю (рабочая неделя - 54 часа)
Применение системы накопительных кредитов в объеме 144 (возможно более) кредитных единицы за 5 лет, подтверждённых документально и набираемых равномерно.
Слайд 26
Кредитная система в высшем профессиональном образовании
ECTS - European Credit Transfer System
–
единая система оценивания, позволяющая обеспечить
прозрачность и сравнимость программ обучения и образовательных квалификаций
Слайд 27ECTS и Болонский процесс
Кредиты ECTS применяют
для учёта учебной нагрузки и
обеспечения мобильности учащихся - традиционно
для накопления кредитов в формате НПР - в рамках Болонского процесса
Слайд 28Что такое кредит?
Система, предназначенная для
повышения степени интеграции систем образования
и
облегчения процессов перемещения студентов между образовательными учреждениями Европы путем оценки объема проходимого ими обучения (EURACT, 2004)
Впервые кредиты появились в США как мера оплаты в системе подготовки специалистов – деньги платились не за часы обучения, а за количество кредитов
КРЕДИТЫ ОТРАЖАЮТ НЕ ВРЕМЯ,
ПОТРАЧЕННОЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, А
ОБЪЁМ ПРОГРАММЫ, ОСВОЕННЫЙ ОБУЧАЮЩИМСЯ
Слайд 29 К обучающим действиям относят конкретные виды деятельности врача, имеющие определенные
критерии, которые включены в экспертную оценку профессиональной компетенции и сертификацию.
Основное назначение – создать условия и стать необходимой мотивацией для поддержания постоянно высокого и регулярно обновляемого профессионального уровня врача- специалиста.
Обучающие действия с целью накопления кредитов
Слайд 30включает в себя
все формы обновления знаний и умений по клинической
деятельности
освоение новых методов лечения, практических навыков
учебный тренинг в редко выполняемых практических процедурах
участие в клинической апробации новых фармакологических средств, технических устройств и аппаратуры.
БАНК НАКОПИТЕЛЬНЫХ КРЕДИТОВ
(в формате НПР)
Слайд 31ОБОСНОВАНИЕ К ВЫБОРУ КОЛИЧЕСТВА НАКОПИТЕЛЬНЫХ КРЕДИТОВ В НПР.
В письме Минобразования
РФ от 28.11.2002 г. указано:
за 5 лет между циклами сертификации врач должен накопить
130-150 кредитов, т.е. 25-30 кредитов в течение 1 года.
Приказом от 16.02.95 за №337 закреплена, минимальная продолжительность обучения
144 часа однократно 1 раз в пять лет.
При переходе на систему накопительных кредитов целесообразно сохранить количество необходимых кредитов для набора за 5 лет эквивалентное 144.
Сумма кредитов должна быть набрана равномерно за 5 лет.
Слайд 32Варианты накопления кредитов в формате НПР
За ресертификационный интервал
продолжительностью 5 лет
144
кредита в соответствии с перечнем обучающих действий, равномерно распределенные по годам;
144 кредита за счет 2 циклов ТУ по 72 кредита;
72 кредита в соответствии с перечнем обучающих действий, равномерно распределенные по годам + 72 кредита цикла ТУ;
36 кредитов в соответствии с перечнем обучающих действий, равномерно распределенные по годам + 108 кредитов цикла ТУ;
Слайд 33Перечень учитываемых кредитных единиц – обучающих действий в рамках системы накопительных
кредитов
Всего 23 позиции.
Слайд 34Перечень учитываемых кредитных единиц – обучающих действий в рамках системы накопительных
кредитов
Всего 19 позиций.
Слайд 35Перечень учитываемых кредитных единиц – обучающих действий в рамках системы накопительных
кредитов
Слайд 36Модульный подход к организации учебного процесса
Учебный модуль
-
единица содержания и процесса обучения,
укрупненная по сравнению с традиционной темой; логически завершенный блок.
- разделение содержания учебной программы на модули должно соответствовать общей цели изучения специальности
Слайд 37
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ
Единица обучения, обладающая относительной самостоятельностью и целостностью
в
рамках учебного курса
Унифицированный по структуре, самодостаточный по содержанию, инвариантный (общий, универсальный) компонент образовательной программы, учебной дисциплины
Относительно независимая и целостная структурная единица преподавания и изучения разделов образовательного стандарта.
В комбинации с другими модулями формирует программу курса обучения
Модульный подход
к организации учебного процесса
Слайд 38 Повышает профессиональную ответственность преподавателя, придавая ему функции
информирующую,
контролирующую, координирующую и консультативную;
Обеспечивает индивидуальную образовательную траекторию обучаемого - свободный выбор и гибкий график сроков, места обучения и последовательности изучения дисциплин;
Формирует системность профессионального мышления;
Служит средством и методом формирования профессиональных компетенций врача
Преимущества модульного подхода к организации учебного процесса
Слайд 39КРЕДИТНО- МОДУЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ЭТО МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, КОТОРАЯ БАЗИРУЕТСЯ
НА СОЕДИНЕНИИ
МОДУЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ И
- ЗАЧЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЕДИНИЦ
(учетных и накопительных кредитов)
Слайд 40Итоги разработанных проектов
Инновационные образовательные технологии, разработанные ФППОВ, представлены в
следующих документах:
Методическое пособие по применению зачетных кредитных единиц
Проекты образовательных стандартов
Макет образовательного стандарта, учитывающего Федеральные требования
Публикации в форме статей и тезисов в центральной печати и на сайте ММА
Выступления на съездах и конференциях, Ученом и методическом советах ФППОВ
Слайд 41Итоги разработанных проектов
в рамках реализации положений Болонской Декларации
Сформулировано концептуальное обоснование применения
инновационных образовательных технологий для послевузовского профессионального образования врачей
Разработано методологическое обеспечение
адаптации инновационных образовательных технологий к традиционным формам послевузовского профессионального образования врачей
Слайд 42Итоги разработанных проектов
в рамках реализации положений Болонской Декларации
Основным итогом следует
признать абсолютную необходимость создания инновационных моделей
«Образовательного стандарта послевузовского профессионального образования врачей по специальности», адекватно сочетающего инновационные и традиционные образовательные технологии