Слайд 1CALS - технологии
Тихонов И.Н.
Ведмидь В.П.
Хлебников Е.С.
Старков А.О.
Преподаватель:
Студенты группы М-516:
Слайд 2Что такое логистика
Зарубежная практика последних лет свидетельствует о том,
что сформировалось новое научно-практическое направление, которое трактуется учеными и хозяйственниками, как
вид предпринимательской деятельности,
метод оптимизации товародвижения,
новый подход к управлению материальными потоками,
названный “логистикой”. Это направление имеет сугубо практический характер, постепенно внедряется и осваивается отдельными российскими фирмами.
Использование методологии логистики, базирующейся на принципах “системности” - наличия системы, способной эффективно контролировать и регулировать ход выполнения поставок требуемых товаров, и “оптимальности” - когда к предыдущему условию “требуемые товары в определенный срок и место” добавляется требование минимизации затрат, сопровождающих этот процесс, следует рассматривать как отправной момент по проведению работы, связанной с повышением эффективности существующей товаропроводящей сети предприятий и организаций.
Слайд 3Что такое логистика
В нашей стране растет заинтересованность логистикой. Известно,
что фирмы и предприятия, которые ищут заграничных партнеров или инвесторов и при этом обладают развитыми логистическими службами, являются более предпочтительными партнерами.
За последние годы действенный стиль управления в высокоразвитых странах основывается на сильных логистических службах, оказывающих влияние на большинство процессов на предприятии и его окружении (управление цепью поставок; исследование, анализ и проектирование организационных и функциональных структур фирмы; склады; внешний, внутренний и технологический транспорт; производственные процессы; физическая дистрибуция; утилизация; оптимизация уровня обслуживания клиента; управление запасами).
Глобализация процессов бизнеса (логистических), обеспечиваемая информационным инструментарием (интегрированные системы управления - MRR, MRPII, ERP; системы по планированию - ASPS; системы кооперативного управления заказами - CDM; системы управления связями с клиентом - CRM), обусловила взрывное развитие в управлении цепями доставок.
Слайд 4Что такое логистика
Широкое применение логистики в практике хозяйственной деятельности
объясняется необходимостью сокращения интервалов между приобретением сырья и поставкой товаров конечному потребителю. Логистика позволяет минимизировать товарные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования, существенно сократить время поставки товаров, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Логистика происходит от греческого слова logistike , что означает искусство вычислять, рассуждать. Объектом изучения научной и учебной дисциплины "Логистика" являются материальные и связанные с ними информационные потоки.
В отечественной и зарубежной экономической литературе можно встретить более широкую трактовку понятия логистики, в которой объект управления не ограничивается материальным потоком. Сегодня к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Появились такие термины, как банковская логистика, информационная логистика и ряд других.
Слайд 5Определения логистики
С точки зрения науки
Логистика - это наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
С точки зрения хозяйственной деятельности
Логистика - процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю.
Слайд 6История логистики
Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому
кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Исторически логистика развивалась, как военная дисциплина. Здесь термин известен с IX века нашей эры (Византия), обозначая, в основном, четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым, то есть работу, которая является значимым составляющим боевого успеха. Приоритетное значение вопросам логистики придавалось в армии Наполеона. В России в середине прошлого века, согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в 1850 году, под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения. На рубеже столетия термин «логистика» в России широкого применения не имел: «слово «логистика» в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления» (энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона).
Тем не менее, наука и практика управления материальными потоками в военной области продолжала и продолжает развиваться. Это объясняется высокой зависимостью эффективности боевых действий от слаженного, быстрого, точного и экономичного обеспечения войск всем необходимым.
Слайд 7История логистики
Логистический подход применялся во время Второй мировой войны,
особенно американской армией.
Начало широкого использования логистики в экономике приходится на 60-70 е годы и связано с достижениями в области коммуникационных технологий. Появившаяся возможность сквозного мониторинга всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции позволила четко увидеть огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками. Явный экономический выигрыш, получаемый от использования логистики в экономике, способствовал ориентации партнеров на сотрудничество в области продвижения товаров.
Несмотря на определенные различия, которые вкладывались в понятия логистики в каждом из названных направлений, оба они выделяют общий и в совокупности специфичный признак: согласованность, рациональность и точный расчет.
Слайд 8Определения CALS
CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support) –
непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла изделия.
CALS-технологии - cовременный подход к проектированию и производству высокотехнологичной и наукоемкой продукции, заключающийся в использовании компьютерной техники и современных информационных технологий на всех стадиях жизненного цикла изделия, обеспечивающая единообразные способы управления процессами и взаимодействия всех участников этого цикла: заказчиков продукции, поставщиков/производителей продукции, эксплуатационного и ремонтного персонала, реализованная в соответствии с требованиями системы международных стандартов, регламентирующих правила указанного взаимодействия преимущественно посредством электронного обмена данными.
Цель применения CALS-технологий - повышение эффективности деятельности участников создания, производства и пользования продуктом.
Слайд 9CALS - технологии
Применение CALS-технологий позволяет существенно сократить объемы проектных
работ, так как описания многих составных частей оборудования, машин и систем, проеткировавшихся ранее, хранятся в унифицированных форматах данный сетевых серверов, доступных любому пользователю технологий CALS. Существенно обегчается решение проблем ремонтопригодности, интеграции продукции в различного рода системы и среды, адаптации к меняющимся условиям эксплуатации, специализации проектных организаций и т.п.
Развитие CALS-технологий должно привести к появлению так называемых виртуальных производств, в которых процесс создания спецификаций с информацией для программно управляемого технологического оборудования, достаточной для изготовления изделия, может быть распределен во времени и пространстве между многоими организационно автономными проектными студиями. Среди несомненных достижений CALS-технологий следует отметить легкость распространения передовых проектных решений, возможность многократного воспроизведения частей проекта в новых разработках и др.
Слайд 10CALS - технологии
Построение открытых распределенных автоматизированных систем для проектирования
и управления в промышленности составляет основу современных CALS-технологий.
Главная проблема их построения — обеспечение единообразного описания и интерпретации данных, независимо от места и времени их получения в общей системе, имеющей масштабы вплоть до глобальных. Структура проектной, технологической и эксплутационной документации, языки её представления должны быть стандартизированными. Тогда становится реальной успешная работа над общим проектом разных коллективов, разделен-ных во времени и пространстве и использующих разные CAE/CAD/CAM-системы. Одна и та же конструкторская документация может быть испльзована многократно в разных проектах, а одна и та же техноло-гическая документация — адаптирована к разным производственным условиям, что позволяет существенно сократить и удешевить общий цикл проектирования и производства. Кроме того, упрощается эксплуатация систем.
Слайд 11Концепция возникновения CALS
Впервые работы по созданию интегрированных систем, поддерживающих
жизненный цикл продукции, были начаты в 80-х годах в оборонном комплексе США. Предполагалось, что реализации новой концепции, получившей обозначение CALS (Computer Aided Logistic Support - компьютерная поддержка процесса поставок), позволит сократить затраты на организацию информационного взаимодействия государственных учреждений с частными фирмами в процессах формализации требований, заказа, поставок и эксплуатации военной техники. Появилась реальная потребность в организации ИИС, обеспечивающей обмен данными между заказчиком, производителями и потребителями ВТ, а также повышение управляемости, сокращение бумажного документооборота и связанных с ним затрат.
Благодаря успешному использованию CALS-технологий в производстве военной техники, они начали активно применяться в промышленности, строительстве, транспорте и других отраслях экономики, расширяясь и охватывая все этапы жизненного цикла продукта – от маркетинга до утилизации.
Слайд 12Концепция возникновения CALS
Доказав свою эффективность, концепция последовательно совершенствовалась, дополнялась
и, сохранив существующую аббревиатуру (CALS), получила более широкую трактовку - Continuous Acqusition and Life cycle Support - непрерывные поставки и информационная поддержка жизненного цикла продукции.
Первая часть - Continuous Acqusition (непрерывные поставки) означает непрерывность информационного взаимодействия с заказчиком в ходе формализации его потребностей, формирования заказа, процесса поставки и т.д.
Вторая часть - Life Сycle Support (поддержка жизненного цикла изделия) - означает системность подхода к информационной поддержке всех процессов жизненного цикла изделия, в том числе процессов эксплуатации, обслуживания, ремонта и утилизации и т.д. В руководстве по применению CALS в НАТО, CALS определяется как "…совместная стратегия государства и промышленности, направленная на совершенствование существующих процессов в промышленности, путем их преобразования в информационно-интегрированную систему управления жизненным циклом изделий". Русскоязычное наименование этой концепции и стратегии - ИПИ (Информационная Поддержка жизненного цикла Изделий).
Слайд 13Концепция возникновения CALS
Поскольку термин CALS всегда носил военный оттенок,
в гражданской сфере широкое распространение получили термины Product Life Cycle Support (PLCS) или Product Life Management (PLM) - "поддержка жизненного цикла изделия" или "управление жизненным циклом изделия".
Таким образом, идея, связанная только с поддержкой логистических систем, превратилась в глобальную бизнес-стратегию перехода на безбумажную электронную технологию и повышения эффективности бизнес-процессов за счет информационной интеграции и совместного использования информации на всех этапах жизненного цикла продукции. В настоящее время в мире действуют более 25 национальных организаций, координирующих вопросы развития CALS-технологий, в том числе в США, Канаде, Японии, Великобритании, Германии, Швеции, Норвегии, Австралии, а также в НАТО.
В период 1990-2000гг. в мире был выполнен ряд проектов, направленных на апробацию и внедрение принципов CALS в различных отраслях промышленности. Краткие сведения о некоторых проектах приведены в табл.1.
Слайд 14Концепция возникновения CALS
Табл.1. Организации, применяющие CALS
Слайд 15Концепция возникновения CALS
Табл.1. Организации, применяющие CALS (продолжение)
Слайд 16CALS или PLM?
Эти понятия часто путают. В действительности же,
несмотря на некоторое сходство, CALS и PLM — это два противоположных подхода к достижению единой цели, которая заключается в полном объединении всех задач, решаемых с помощью компьютера, на всех этапах жизненного цикла изделия: маркетинг, подготовка производства (проектирование, конструкторская и технологическая подготовка производства), материально-техническое снабжение, производство, контроль, упаковка и хранение, распределение, эксплуатация и утилизация (см. стандарты серии ISO 9000).
Слайд 17CALS или PLM?
Подход PLM - технология непрерывной компьютерной поддержки
полного жизненного цикла изделия (рис. 1): обеспечение решение всех задач с помощью набора взаимоувязанных программных продуктов одного крупного разработчика программного обеспечения. На этом же рисунке просматривается и основная возникающая при этом проблема — зависимость пользователя от программных продуктов одного разработчика.
Рис. 1. PLM-технология
Слайд 18CALS или PLM?
Подход PLM - технология непрерывной компьютерной поддержки
полного жизненного цикла изделия (рис. 1): обеспечение решение всех задач с помощью набора взаимоувязанных программных продуктов одного крупного разработчика программного обеспечения. На этом же рисунке просматривается и основная возникающая при этом проблема — зависимость пользователя от программных продуктов одного разработчика.
Рис. 1. PLM-технология
Рис. 2. Интеграционные
возможности формата STEP
Подход CALS заключается в том, чтобы освободить пользователя от зависимости от одного разработчика. Основа подхода — SDE, или единое информационное пространство, построенное на применении международных стандартов представления данных. Основным стандартом является ISO 10303 STEP (STandard for Exchange of Product model data — Стандарт обмена данными модели изделия) (рис. 2). Обладает стабильностью (стандарт пересматривается примерно раз в пять лет, и новые версии не изменяют и не отменяют, а дополняют старые) и общедоступностью (необходимые для работы материалы по стандарту либо находятся в свободном доступе в Интернете, либо могут быть куплены в официальных органах стандартизации, например во ВНИИКИ).
Слайд 19Тест 1
Вопрос 1.
Методология логистики базируется на принципах ”системности” и:
целостности
оптимальности
последовательности
Слайд 20Тест 1
Вопрос 2.
Объектом изучения научной и учебной дисциплины "Логистика" являются:
материальные
и связанные с ними
информационные потоки
технологические потоки
материальные потоки
Слайд 21Тест 1
Вопрос 3.
Начало широкого использования логистики в экономике:
1970-80 гг.
1960-70
Слайд 22Тест 1
Вопрос 4.
Product Life Cycle Support – это:
поддержка жизненного
цикла изделия
управление
жизненным
циклом изделия
непрерывные поставки
на протяжении всего
жизненного цикла
изделия
Слайд 23Тест 1
Вопрос 5.
Какой подход является более гибким и широким:
CALS
PLM
Это одно
и то же
Слайд 24Тест 1. Результат
Количество ошибок:
Слайд 25Концептуальная модель CALS
Основное содержание концепции CALS, принципиально отличающее ее
от других, составляют инвариантные понятия, которые реализуются (полностью или частично) в течение жизненного цикла (ЖЦ) изделия (рис.3)
Рис.3. Концептуальная
модель CALS
Слайд 26К базовым принципам CALS относятся:
системная информационная поддержка ЖЦ изделия на основе
использования интегрированной информационной среды (ИИС), обеспечивающая минимизацию затрат в ходе ЖЦ;
информационная интеграция за счет стандартизации информационного описания объектов управления;
разделение программ и данных на основе стандартизации структур данных и интерфейсов доступа к ним, ориентация на готовые коммерческие программно-технические решения (Commercial Of The Shelf - COTS), соответствующие требованиям стандартов;
безбумажное представление информации, использование электронно-цифровой подписи;
параллельный инжиниринг (Concurrent Engineering);
непрерывное совершенствование бизнес-процессов (Business Processes Reengineering).
Концептуальная модель CALS
Слайд 27К базовым управленческим технологиям относятся технологии управления процессами, инвариантные по отношению
к объекту (продукции):
управление проектами и заданиями (Project Management/Workflow Management);
управление ресурсами (Manufacturing Resource Planning);
управление качеством (Quality Management);
интегрированная логистическая поддержка (Integrated Logistic Support).
К базовым технологиям управления данными относятся технологии управления данными об изделии, процессах, ресурсах и среде.
Содержание некоторых из перечисленных принципов и технологий раскрыто ниже.
Концептуальная модель CALS
Слайд 28 1. Интегрированная информационная среда.
Системная информационная поддержка
и сопровождение ЖЦ изделия осуществляется в интегрированной информационной среде (ИИС). ИИС - это совокупность распределенных баз данных, содержащих сведения об изделиях, производственной среде, ресурсах и процессах предприятия, обеспечивающая корректность, актуальность, сохранность и доступность данных тем субъектам производственно-хозяйственной деятельности, участвующим в осуществлении ЖЦ изделия, кому это необходимо и разрешено. Все сведения (данные) в ИИС хранятся в виде информационных объектов.
ИИС, представляет собой модульную систему, в ней следующие базовые принципы CALS:
̶ прикладные программные средства отделены от данных;
̶ структуры данных и интерфейс доступа к ним стандартизованы;
̶ данные об изделии, процессах и ресурсах не дублируются, число ошибок в них минимизируется, обеспечивается полнота и целостность информации;
̶ прикладные средства работы с данными представляют собой, как правило, типовые коммерческие решения различных производителей, что обеспечивает возможность дальнейшего развития ИИС.
Базовые принципы CALS
Слайд 29 2. Электронный документооборот и электронно-цифровая подпись.
Все процессы информационного обмена посредством ИИС имеют своей конечной целью максимально возможное исключение из деловой практики традиционных бумажных документов и переход к прямому безбумажному обмену данными. Преимущества и технико-экономическая эффективность такого перехода очевидны. Тем не менее, на переходном периоде нужно обеспечить сосуществование и совместное использование как бумажной, так и электронной форм представления информации и гармонизировать применяемые понятия. Возможные формы представления конструкторской информации представлены на рис. 4. (см. след. слайд)
Базовые принципы CALS
Слайд 30 Рис.4. Формы представления конструкторской информации
Базовые принципы CALS
Слайд 31 БД об изделии - хранилище информации, требуемой для выпуска конструкторской
документации, необходимой на всех стадиях жизненного цикла изделия [Р50.1.031-2001]
Электронный конструкторский документ (ЭКД) -
структурированный набор данных, необходимых для разработки, изготовления, контроля, приемки, эксплуатации и ремонта, снабженный заголовком и подписанный электронно-цифровой подписью (ЭЦП)
Экранное представление данных - отображение конструкторской информации на экране компьютера в форме, воспринимаемой человеком
Бумажный конструкторский документ - графический и (или) текстовый документ, содержащий данные, необходимые для разработ-ки, изготовления, контроля, приемки, эксплуатации и ремонта [ГОСТ 2.102-93]
Определения
Слайд 32Информация может быть представлена в форме базы данных, в форме электронного
конструкторского документа, или в форме, пригодной для восприятия человеком - бумажной или экранной
Представление информации в форме базы данных используется при необходимости логического структурирования больших объемов информации. При этом данные определенным образом распределяются между таблицами базы данных, записями в таблицах, полями в записях (при использовании реляционной СУБД) и (или) отдельными файлами и таблицами (при использовании объектно-ориентированной СУБД).
Другой формой представления информации является электронный документ - структурированный набор данных, включающий в себя заголовок, содержательную часть и электронно-цифровую подпись. Обобщенная структура электронного документа приведена на рис.5 (см. след. слайд). Электронный документ используется в качестве формы представления результатов работы, предназначенной для передачи из одной автоматизированной системы в другую или последующей визуализации.
Формы представления информации
Слайд 33 Обе формы представления информации - не пригодны для восприятия человеком
и требуют преобразования данных в бумажный документ или в экранную форму.
Стандарты, регламентирующие конструкторско-технологическую деятельность (ЕСКД, ЕСТД, СРПП и т.д.), касаются только визуальной формы представления информации. Поэтому одной из первоочередных практических задач внедрения CALS является развитие стандартов ЕСКД и выработка новых стандартов и спецификаций, регламентирующих электронную форму представления и обращения данных.
Формы представления информации
Рис. 5. Структура
электронного
документа
Слайд 34 Ключевой вопрос использования и обращения информации в электронной форме - ее
авторизация. Решается при помощи электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Процедура ЭЦП основана на математических принципах "систем с открытым ключом". В формирования подписи используется индивидуальное число (закрытый ключ) пользователя - порождается при помощи генератора случайных чисел и сохраняется в секрете все время его действия. Для проверки подлинности ЭЦП применяется другое число - открытый ключ проверки ЭЦП, который по известному алгоритму вычисляется из индивидуального закрытого ключа и предоставляется всем, кому это необходимо для проверки подлинности цифровой подписи. Общая схема использования ЭЦП изображена на рис.6. (см.след. Слайд).
ЭЦП представляет собой математическую функцию (hash) от содержимого подписываемых данных (data) и секретного ключа автора (secret_кey), вычисляемую по стандартизованному алгоритму [ГОСТ 34.10-2002]:
Sign = h (data, secret_key)
В результате вычисления хэш-функции формируется пара чисел - префикс и суффикс электронно-цифровой подписи [ГОСТ 34.10-2002]. Байтовые представления полученных чисел, записанные друг за другом, объявляются цифровой подписью.
ЭЦП
Слайд 35 Рис.6. Общая схема использования ЭЦП
Рис.6. Общая схема использования ЭЦП
Слайд 36 Процедура проверки подлинности подписи: сначала из ЭЦП подписи выделяются ее
префикс и суффикс. Затем с использованием процедуры хэширования и открытого ключа вычисляется значение, которое должно быть префиксом ЭЦП. Затем оба полученных значения сравниваются. Если они совпадают, то данные считаются подлинными. Если полученные значения не совпадают, подпись считается недействительной.
При использовании в качестве формы представления информации электронного документа в него помимо ЭЦП необходимо включить сертификат, поскольку в противном случае идентификация автора будет затруднена. Соответственно, корректно оформленный электронный документ должен содержать, помимо содержательной части, заголовок, одну или несколько ЭЦП и соответствующее число сертификатов.
В соответствии с Законом Российской Федерации об использовании ЭЦП [REF], последняя обеспечивает целостность и юридически доказательное подтверждение подлинности электронных данных. Она позволяет не только убедиться в достоверности данных, но и доказать это любой третьей стороне, в частности, в суде.
ЭЦП
Слайд 37 3. Параллельный инжиниринг
Принцип параллельного
инжиниринга (сoncurrent engineering) предполагает выполнение процессов разработки и проектирования одновременно с моделированием процессов изготовления и эксплуатации. При параллельном инжиниринге многие проблемы, которые могут возникнуть на более поздних стадиях ЖЦ, выявляются и решаются на стадии проектирования. Такой подход позволяет улучшить качество изделия, сократить время его вывода на рынок, сократить затраты.
Отличиями параллельного инжиниринга (ПИ) от традиционного подхода к организации процессов инженерной деятельности являются:
1. ликвидация традиционных барьеров между функциями отдельных специалистов и организаций путем создания, а при необходимости - последующего преобразования, многопрофильных рабочих групп, в том числе территориально распределенных;
2. итеративность процесса приближения к необходимому результату.
Базовые принципы CALS
Слайд 38…3. Параллельный инжиниринг
ПИ предполагает замену традиционного последовательного подхода комплексом перекрывающихся во времени операций, направленных на систематическое улучшение разрабатываемого решения вплоть до достижения необходимого результата.
Исходное понимание задачи ведет к первой версии документированных требований, на основе которых разрабатывается первоначальное проектное решение. Оно порождает новые вопросы и позволяет уточнить постановку задачи. Поскольку жесткое требование завершить текущую фазу работы перед началом следующей отсутствует, последовательное проектирование заменяется "работой по спирали".
Эффективная реализация такого подхода невозможна вне ИИС. Возможность применения принципов ПИ возникает благодаря тому, что в ИИС все результаты работы представлены в электронном виде, являются актуальным, доступны всем участникам и легко могут быть скорректированы.
Базовые принципы CALS
Слайд 39 4. Реинжиниринг бизнес-процессов.
Концепция CALS предполагает последовательное, непрерывное изменение и совершенствование бизнес-процессов разработки, проектирования, производства и эксплуатации изделия. Для этого используется набор разнообразных методов, в т.ч. реинжиниринг бизнес-процессов (business process reengineering), бенчмаркинг (benchmarking), непрерывное улучшение процессов (continuous process improvement ) и т.д.
Построению интегрированной системы информационной поддержки ЖЦ изделия должны предшествовать:
̶ анализ существующей ситуации;
̶ разработка комплекса функциональных моделей бизнес- процессов, описывающих текущее состояние среды, в которой реализуется ЖЦ изделия;
̶ выработка и сопоставление возможных альтернатив совершенствования как отдельных бизнес-процессов, так и системы в целом.
Базовые принципы CALS
Слайд 40 …4. Реинжиниринг бизнес-процессов.
Результатами анализа являются:
̶
функциональные модели бизнес-процессов ЖЦ изделия "как есть сейчас";
̶ функциональные модели альтернативных вариантов усовершенствованных бизнес-процессов ЖЦ "как должно быть";
̶ оценка затрат и рисков для каждого варианта; - выбор предпочтительного варианта на основе взвешенного критерия минимума затрат и рисков;
̶ описание технической архитектуры ИИС для выбранного варианта;
̶ оценка технических характеристик ИИС для выбранного варианта;
̶ план действий по реализации выбранного варианта совершенствования бизнес-процессов ЖЦ и ИИС.
Для разработки функциональных моделей рекомендуется использовать методологию и нотацию SADT, регламентированную под названием IDEF0 федеральным стандартом США FIPS 183 и официально принятую в России.
Базовые принципы CALS
Слайд 41 …4. Реинжиниринг бизнес-процессов.
Общая методика изменения бизнес-процессов в связи с внедрением
CALS-технологий на предприятии включает в себя следующие этапы:
1. Мотивация необходимости изменений.
2. Разработка плана изменений и его утверждение руководством. Создание организационной структуры (рабочей группы CALS), которая будет реализовывать разработанный план. На первых этапах эту структуру должен возглавлять руководитель организации.
3. Обучение членов группы CALS и другого персонала, причастного к проведению изменений.
4. Определение промежуточных (тактических) целей и способов оценки результатов (определение метрик).
5. Разработка рабочих планов для всех участников группы CALS.
6. Создание временных многофункциональных рабочих групп для решения тактических задач.
7. Реализация планов.
8. Оценка достигнутых результатов.
Базовые принципы CALS
Слайд 42Тест 2
Вопрос 1.
Инвариантные понятия CALS делятся на:
на 2 группы
на 3
Слайд 43Тест 2
Вопрос 2.
Что из перечисленного не относится к базовым принципам
CALS:
параллельный инжиниринг
(Concurrent Engineering)
непрерывное совершенствование
бизнес-процессов
(Business Processes Reengineering)
управление качеством
(Quality Management)
безбумажное представление
информации, использование
электронно-цифровой подписи
Слайд 44Тест 2
Вопрос 3.
Для формирования ЭЦП используется:
Закрытый ключ
Открытый ключ
Оба ключа
Слайд 45Тест 2
Вопрос 4.
Одним из отличий параллельного инжиниринга (ПИ) от традиционного
подхода к организации процессов инженерной деятельности является:
итеративность процесса
приближения к
необходимому результату
функциональные модели
альтернативных вариантов
усовершенствованных
бизнес-процессов ЖЦ "как должно быть"
описание технической архитектуры
ИИС для выбранного варианта
Слайд 46Тест 2. Результат
Количество ошибок:
Слайд 47Базовые управленческие технологии
Слайд 48Технология управления данными
Это комплекс методов, понятий (объектов), информационных моделей,
правил использования, интерфейсов доступа к данным, необходимых и достаточных для работы с данным классом данных при решении различных задач в ходе ЖЦ изделия.
Модели данных (или их части) могут быть представлены с использованием различных технологий (ИСО 10303-11 Express, ИСО 8879 SGML и т.д.). При этом они должны быть логически взаимоувязанными. При преобразовании данных из одной форму в другую объекты информационных моделей должны интерпретироваться однозначно (mapping). Один из вариантов такой технологии изложен в стандарте ИСО 18876.
К базовым управленческим технологиям относятся: управление проектами и заданиями, управление ресурсами, управление качеством, интегрированная логистическая поддержка.
Слайд 49Управление проектами и заданиями
В современной литературе и практике проектом
принято называть совокупность действий, направленных на достижение поставленной производственной или коммерческой цели и связанных с использованием и расходом ресурсов различного типа
Примером проекта является выполнение контракта на поставку изделия, предполагающего выполнение целого ряда задач. Другим примером проекта может служить решение отдельной сложной задачи, такой как разработка комплекта документации или ввод изделия в эксплуатацию. Технология управления проектами не зависит от содержания проектов, что позволяет рассматривать ее как базовую (инвариантную) технологию.
Слайд 50Определение Project Management
Термин Project Management (PM) обозначает класс управленческих
задач, связанных с планированием, организацией и управлением действиями, направленными на достижение поставленных целей при заданных ограничениях на использование ресурсов.
Слайд 51Информация в системе поддержки ЖЦ
Информацию, циркулирующую в системе информационной
поддержки ЖЦ машиностроительного изделия, можно условно разделить на три класса:
данные о продукции (изделии);
данные о выполняемых процессах;
данные о ресурсах, требуемых для выполнения процессов.
Слайд 52Данные о продукции (изделии)
Под изделием (конечным) понимается комбинация материалов,
предметов, программных и иных компонентов, готовых к использованию по назначению. Компоненты конечного изделия, в свою очередь, являются изделиями.
Данные об изделии составляют основной объем информации в ИИС. На разных стадиях ЖЦ требуются различные подмножества из всей совокупности данных об изделии, отличающиеся составом и объемом информации.
Слайд 53Данные о продукции (изделии)
В целом информация об изделии включает
в себя:
данные о составе и структуре изделия, используемых материалах и комплектующих изделиях, с указанием возможных альтернатив и их взаимозаменяемости;
данные, определяющие состав возможных конфигураций изделия в зависимости от внешних требований и условий, а также данные об отличиях конкретных экземпляров изделий (партий изделий);
данные о технических, физических и других характеристиках изделия;
классификационные и идентификационные данные об изделии и его компонентах, в том числе его наименование, обозначение, классификационные коды, данные о поставщиках, сведения, касающиеся степени конфиденциальности информации об изделии и его компонентах;
Слайд 54Данные о продукции (изделии)
В целом информация об изделии включает
в себя:
геометрические данные, представленные в форме объемных геометрических моделей изделия, сборочных единиц и отдельных деталей, электронных (векторных) и сканированных бумажных (растровых) чертежей
текстовая документация
сведения об имеющихся версиях структуры изделия, документов, моделей и чертежей и их статусе
данные о разработчиках
указания и требования, касающиеся финишной обработки и качества поверхностей готового изделия
данные о качестве изделий
данные об эксплуатации изделия
Слайд 55Данные о ресурсах
Ресурс - это совокупность материальных, финансовых, интеллектуальных
или иных ценностей, используемых и расходуемых в ходе деятельности, связанной с разработкой, проектированием, производством или эксплуатацией изделия. Ресурсы, используемые в проекте, могут иметь различную природу, свойства и характеристики.
Слайд 56Классификационные характеристики ресурсов
По типу физической природы
По характеру расхода и возобновления
По профилю
доступности
По способу измерения величины
Материальный
Финансовый
Информационный
Трудовой
Временной
Энергетический
Другие
Слайд 57Классификационные характеристики ресурсов
По типу физической природы
По характеру расхода и возобновления
По профилю
доступности
По способу измерения величины
Не расходуемый (используемый)
Расходуемый, но возобновляемый
Расходуемый безвозвратно
Слайд 58Классификационные характеристики ресурсов
По типу физической природы
По характеру расхода и возобновления
По профилю
доступности
По способу измерения величины
Доступный постоянно
Доступный в соответствии с расписанием
Слайд 59Классификационные характеристики ресурсов
По типу физической природы
По характеру расхода и возобновления
По профилю
доступности
По способу измерения величины
Измеряемый в количественных единицах
Измеряемый в логических единицах (есть/нет)
Слайд 60Управление ресурсами
Понятия MRP II (Manufacturing Resource Planning) и ERP
(Enterprise Resource Planning) в настоящее время являются общепринятыми обозначениями комплекса задач управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Автоматизированные системы, построенные на этих принципах, широко применяются не только в производстве, но и для управления проектной деятельностью (конструкторские бюро), коммерцией, эксплуатацией сложной техники (авиакомпании). Это позволяет рассматривать принципы и стандарты MRP/ERP как базовую технологию управления ресурсами при решении различных задач.
В соответствии с [ISO /IEC 2382-24:1995] системы класса MRP должны выполнять функции, перечисленные в табл.2.
Слайд 62Управление качеством
Обеспечение требуемого качества продукции является одной из целей реализации концепции
CALS, поэтому управление качеством (в терминах стандартов серии ИСО 9000 система менеджмента качества - СМК) следует отнести к базовым технологиям управления.
Управление качеством в широком смысле необходимо понимать как управление процессами, направленное на обеспечение качества их результатов. Такой подход соответствует идеям всеобщего управления качеством (Total Quality Management), суть которых как раз и заключается в управлении предприятием через управление качеством.
В контексте концепции CALS методы и технологии управления качеством приобретают новое развитие. Применение ИИС обеспечивает информационную поддержку и интеграцию процессов, а соответственно и возможность использования электронных данных, созданных в ходе различных процессов предприятия, для задач управления качеством.
Укрупненная структура СМК показана на рисунке 7. В этой структуре показаны связи с объектом управления (процессами предприятия или ЖЦ продукции), а также с внешней по отношению к рассматриваемой системе средой, каковую в данном случае представляет "обобщенный" потребитель, чьи требования и степень удовлетворенности являются внешними данными.
Слайд 63Рис.7. Укрупненная структура СМК
Слайд 64Данные о процессах
Процесс (бизнес-процесс) - это совокупность последовательно или/и
параллельно выполняемых операций, преобразующая материальный или/и информационный потоки в соответствующие потоки с другими свойствами.
Бизнес-процесс протекает в соответствии с управляющими директивами, вырабатываемыми на основе целей деятельности. В ходе процесса потребляются финансовые, энергетические, трудовые и материальные ресурсы и выполняются ограничения со стороны других процессов и внешней среды.
Слайд 65Типовые бизнес-процессы
Действия, приводящие к выполнению проекта и потребность в
которых выявляется в ходе его планирования, могут представлять собой типовые бизнес-процессы (закупка комплектующих, разработка документации, производство и т.д.).
Такие бизнес-процессы часто выполняются по заранее определенным формальным схемам (моделям) [IDEF/0/3], фактически определяющим технологию их выполнения.
В ходе выполнения проекта исполнители (организации или сотрудники), действуя в соответствии с заданной технологий (моделью процесса), получают и выполняют задания, соответствующие структурным элементам бизнес-процесса (операциям).
Автоматизация управления потоком таких заданий есть функция другой базовой технологии управления - технологии "workflow" (поток работ - буквальный перевод английского "workflow").
Слайд 66Тест 3
Вопрос 1.
К базовым управленческим технологиям относится:
Управление проектами
и заданиями
Управление ресурсами
Управление качеством
Управление инфраструктурой
Слайд 67Тест 3
Вопрос 2.
К типовым задачам управления проектами не относится:
Разработка планов
выполнения проекта
Расчет и оптимизация календарных планов
с учетом ограничений на ресурсы
Формирование различных отчетных документов.
Непрерывная поддержка жизненного цикла изделия
Слайд 68Тест 3
Вопрос 3.
Комбинация материалов, предметов, программных и иных компонентов, готовых
к использованию по назначению - это:
изделие
ресурс
процесс
система ТО
Слайд 69Тест 3
Вопрос 4.
По характеру расхода и возобновления ресурсы делятся на:
временные
используемые
Управление
качеством
расходуемые безвозвратно
расходуемые возобновляемые
Слайд 70Тест 3
Вопрос 5.
К информации об изделии относятся:
идентификационные данные
состав и структура
структура
ресурса
данные о случайных событиях
геометрическая форма
материалы
Слайд 71Тест 3. Результат
Количество ошибок:
Слайд 72Интегрированная логистическая поддержка
Слайд 73Интегрированная логистическая поддержка (ИЛП)
ИЛП является одним из ключевых понятий
концепции CALS и, более того, одним из базовых компонентов современных систем управления промышленными объектами
Проблема интегрированной логистической поддержки (ИЛП) сложных наукоемких изделий на поспроизводственных стадиях ЖЦ приобрела особую актуальность в последние годы в связи с все возрастающим стремлением отечественных предприятий (в особенности - предприятий оборонного комплекса) выйти на международные рынки. Ранее этой проблеме не уделялось должного внимания, что привело к существенному отставанию отечественной промышленности в этом направлении.
Слайд 74Определение ИЛП
Интегрированная логистическая
поддержка (ИЛП) представляет
собой комплекс процессов и
процедур, направленных на
сокращение затрат на
постпроизводственных стадиях.
Слайд 75Концепция ИЛП
Одним из важных потребительских параметров сложного наукоемкого изделия
является величина затрат на поддержку его жизненного цикла (life cycle cost).
Она складывается из:
затрат на разработку и производство изделия
затрат на ввод изделия в действие, эксплуатацию и поддержание его в работоспособном состоянии
Слайд 76Концепция ИЛП
Для сложного изделия, имеющего длительный срок использования (10-20 лет)
затраты, возникающие на постпроизводственных стадиях ЖЦ и связанные с поддержанием изделия в работоспособном состоянии, могут быть равны или превышать (до 2 - 3 раз) затраты на приобретение.
Сокращение затрат на поддержку ЖЦ изделия - одна из целей CALS.
Комплекс управленческих мероприятий, направленных на сокращение этих затрат, объединяется понятием ИЛП
Слайд 77Общая структура ИЛП
ИЛП включает в себя (согласно стандарту DEF STAN 0060):
анализ
логистической поддержки
планирование технического обслуживания (ТО) изделия (Maintenance Planning)
интегрированные процедуры поддержки материально-технического обеспечения (Integrated Supply Support Procedures)
меры по обеспечению персонала электронной эксплуатационной и ремонтной документацией (Electronic Documentation)
Слайд 78Общая структура ИЛП
ИЛП включает в себя (согласно стандарту DEF STAN 0060):
планирование
технического обслуживания (ТО) изделия (Maintenance Planning)
интегрированные процедуры поддержки материально-технического обеспечения (Integrated Supply Support Procedures)
меры по обеспечению персонала электронной эксплуатационной и ремонтной документацией (Electronic Documentation)
Выполняется с целью обеспечения необходимого уровня надежности, ремонтопригодности и пригодности
к поддержке, а также установления требований:
к вспомогательному и испытательному оборудованию (Support and Test Equipment);
к численности и квалификации эксплуатационного и обслуживающего персонала (Manpower and Human Factors);
к системе и средствам обучения (Training and Training Equipment);
к номенклатуре и количеству запасных частей, расходных материалов и т.д.;
анализ логистической
поддержки
Слайд 79Общая структура ИЛП
ИЛП включает в себя (согласно стандарту DEF STAN 0060):
планирование
технического обслуживания (ТО) изделия (Maintenance Planning)
интегрированные процедуры поддержки материально-технического обеспечения (Integrated Supply Support Procedures)
меры по обеспечению персонала электронной эксплуатационной и ремонтной документацией (Electronic Documentation)
Выполняется с целью обеспечения необходимого уровня надежности, ремонтопригодности и пригодности
к поддержке, а также установления требований:
к вспомогательному и испытательному оборудованию (Support and Test Equipment);
к численности и квалификации эксплуатационного и обслуживающего персонала (Manpower and Human Factors);
к системе и средствам обучения (Training and Training Equipment);
к номенклатуре и количеству запасных частей, расходных материалов и т.д.;
анализ логистической
поддержки
Рис.8. АЛП
Слайд 80Общая структура ИЛП
ИЛП включает в себя (согласно стандарту DEF STAN 0060):
анализ
логистической поддержки
интегрированные процедуры поддержки материально-технического обеспечения (Integrated Supply Support Procedures)
меры по обеспечению персонала электронной эксплуатационной и ремонтной документацией (Electronic Documentation)
планирование технического обслуживания (ТО) изделия (Maintenance Planning)
Включает разработку концепции ТО, требований к изделию в части его обслуживания и реализации плана ТО
Слайд 81Общая структура ИЛП
ИЛП включает в себя (согласно стандарту DEF STAN 0060):
анализ
логистической поддержки
интегрированные процедуры поддержки материально-технического обеспечения (Integrated Supply Support Procedures)
меры по обеспечению персонала электронной эксплуатационной и ремонтной документацией (Electronic Documentation)
планирование технического обслуживания (ТО) изделия (Maintenance Planning)
Включает разработку концепции ТО, требований к изделию в части его обслуживания и реализации плана ТО
Рис.9. Планирование ТО
Слайд 82Общая структура ИЛП
ИЛП включает в себя (согласно стандарту DEF STAN 0060):
анализ
логистической поддержки
планирование технического обслуживания (ТО) изделия (Maintenance Planning)
меры по обеспечению персонала электронной эксплуатационной и ремонтной документацией (Electronic Documentation)
интегрированные процедуры поддержки материально-технического обеспечения (Integrated Supply Support Procedures)
Включают:
определение параметров начального материально-технического обеспечения (Initial Provisioning);
кодификация (Codification) предметов поставки;
планирование поставок изделий (Procurement Planning);
управление заказами на поставку предметов снабжения (Order Administration);
управление счетами на оплату заказанных предметов снабжения (Invoicing)
Слайд 83Общая структура ИЛП
ИЛП включает в себя (согласно стандарту DEF STAN 0060):
анализ
логистической поддержки
планирование технического обслуживания (ТО) изделия (Maintenance Planning)
меры по обеспечению персонала электронной эксплуатационной и ремонтной документацией (Electronic Documentation)
интегрированные процедуры поддержки материально-технического обеспечения (Integrated Supply Support Procedures)
Включают:
определение параметров начального материально-технического обеспечения (Initial Provisioning);
кодификация (Codification) предметов поставки;
планирование поставок изделий (Procurement Planning);
управление заказами на поставку предметов снабжения (Order Administration);
управление счетами на оплату заказанных предметов снабжения (Invoicing)
Рис.10. Поддержка МТО
Слайд 84Общая структура ИЛП
ИЛП включает в себя (согласно стандарту DEF STAN 0060):
анализ
логистической поддержки
планирование технического обслуживания (ТО) изделия (Maintenance Planning)
интегрированные процедуры поддержки материально-технического обеспечения (Integrated Supply Support Procedures)
меры по обеспечению персонала электронной эксплуатационной и ремонтной документацией (Electronic Documentation)
Рис.11. Обеспечение ЭЭД и ЭРД
Слайд 87Информационная модель
Описание процесса может быть представлено, как совокупность составляющих процесс
операций, необходимых условий и ресурсов, входных и выходных потоков.
Совокупность стандартизованных информационных моделей изделия, процессов и ресурсов образует единую интегрированную модель, обеспечивающую информационную поддержку задач, выполняемых в ходе ЖЦ.
На каждой стадии ЖЦ требуется свой объем данных, определяемый содержанием решаемых задач (рис.7). Совокупность этих данных можно трактовать как контекстные информационные модели изделия, процессов и ресурсов, соответствующие стадиям ЖЦ изделия
Слайд 88Рис.13. Информационные модели изделия, процессов и ресурсов
Слайд 89Информационная модель
Например, на стадии проектирования и разработки используются данные об
изделии, о процессе проектирования, о требуемых организационных и иных ресурсах. Информационная модель технологической подготовки производства трактуется, как описание процесса, использующее данные об изделии и технологических ресурсах. Модель производства также может быть представлена как описание процесса, связанного с данными об изделии и потребных материальных, финансовых и иных ресурсах.
Кроме того, частные информационные модели могут быть сформированы для специфических точек зрения, например "управление качеством" или "обеспечение эффективной эксплуатации".
Слайд 90Единая информационная модель
Приведение совместно используемых в ходе ЖЦ данных
к единой стандартизованной информационной модели существенно упрощает построение интегрированной информационной системы, поскольку позволяет применять коммерческие (COTS) прикладные решения для различных конкретных задач (рис.14).
Систематизация принципов и технологий построения интегрированных информационных систем поддержки ЖЦ сложной наукоемкой продукции необходима для формирования общей методической и системотехнической базы для решения данного класса задач.
Рис. 14. Укрупненная модель архитектуры
типовой CALS-системы
Слайд 92Стандарты CALS
Целью CALS является информационная интеграция всех процессов ЖЦ
изделий, в том числе в рамках международного сотрудничества. Поэтому важную роль в решении этой проблемы играет применение международных стандартов. Международные и национальные CALS-стандарты определяют формат и содержание информационных моделей продукции, ее ЖЦ и производственной среды
В развитии CALS-стандартизации можно выделить два направления:
применение для решения задач CALS уже существующих стандартов
разработка принципиально новых стандартов
Слайд 93Первые стандарты CALS
В первых проектах в области CALS использовались уже
существующие стандарты, как правило, военные (например, в США – стандарты и нормативные документы серий MIL-STD, MIL-PRF, MIL-HBK), представляющие собой ведомственную трактовку некоторых стандартов ISO и других организаций. Стандарты первого поколения в основном регламентировали форматы данных.
В число стандартов первого поколения входит значительное количество стандартов и руководящих документов военного ведомства США (стандарты и документы MIL). Некоторые из этих стандартов оказались весьма полезными и (с модификациями) применяются по сей день. К их числу в первую очередь относится стандарт ISO 8879, введенный в действие еще в 1986г. Этот стандарт активно используется в целях создания, управления и распространения научной и технической информации в электронном виде.
Слайд 94Новые стандарты CALS
Проблемы, возникшие при использовании стандартов первого поколения, способствовали
разработке новой серии CALS-стандартов, построенных на более совершенной идеологической базе. Первым из них стал стандарт ISO 10303 STEP, предназначенный для описания в «нейтральном» формате модели продукции, затем стандарт ISO 13584 PLIB и др. Стандарты второго поколения регламентируют уже не форматы, а структуры информационных моделей с использованием специально разработанных языков.
В настоящее время происходит замена стандартов первого поколения вновь разрабатываемыми стандартами. Поэтому существующий комплекс стандартов представляет собой комбинацию стандартов обоих типов, позволяющих, хотя и с ограничениями, строить интегрированные информационные модели и обмениваться данными на всех стадиях ЖЦ.
Слайд 95Классификация стандартов CALS
К стандартам CALS традиционно относят информационные стандарты и
спецификации по следующим предметным областям:
общие принципы электронного обмена данными и определяющие организационно-технические аспекты электронного взаимодействия;
технологии обеспечения безопасности данных, их шифрование в процессе обмена, применение электронной цифровой подписи для подтверждения их достоверности и т.д.
форматы и модели данных об изделии, технологии представления данных, способы доступа и использования данных, описывающих изделия, процессы и среду, в которой протекает жизненный цикл изделия.
Слайд 96Классификация стандартов CALS
По месту разработки эти стандарты и спецификации можно
классифицировать следующим образом:
стандарты Международной организации по стандартизации (ISO);
военные стандарты и спецификации НАТО;
национальные стандарты, в т.ч.:
Стандарты Министерства обороны США
Стандарты Министерства обороны Великобритании
Федеральные стандарты США
Международные спецификации Европейского авиационного консорциума (AECMA)
Слайд 97Тест 4
Вопрос 1.
ИЛП - это:
стандарт CALS
показатель качества продукции
информационный параметр, обеспечивающий
контроль ЖЦИ
комплекс процессов и процедур, направленных на
сокращение затрат на постпроизводственных стадиях
Слайд 98Тест 4
Вопрос 2.
В АЛП используются данные:
из текущего проекта
из ранее выполненных
проектов
Из системы МТО
из системы эксплуатации
Слайд 99Тест 4
Вопрос 3.
Соотнесите стандарты и их поколения :
а) MIL-STD
б) ISO
13584 PLIB
в) ABC 207
Первое поколение:
Второе поколение:
Слайд 101Технические и экономические преимущества CALS
Слайд 102Технические преимущества CALS
Технологии, стандарты и программно-технические средства CALS обеспечивают эффективный
и экономичный обмен электронными данными и безбумажными электронными документами, что дает следующие преимущества:
возможность параллельного выполнения сложных проектов несколькими рабочими группами (параллельный инжиниринг), что существенно сокращает время разработок;
планирование и управление многими предприятиями, участвующими в жизненном цикле продукции, расширение и совершенствование кооперационных связей (электронный бизнес);
резкое сокращение количества ошибок и переделок, что приводит к сокращению сроков реализации проектов и существенному повышению качества продукции;
распространение средств и технологий информационной поддержки на послепродажные стадии жизненного цикла - интегрированная логистическая поддержка изделий.
Слайд 103Экономические преимущества CALS
На экономические показатели предприятий, применяющих CALS-технологии, непосредственно влияют
следующие факторы:
сокращение затрат и трудоемкости процессов технической подготовки и освоения производства новых изделий;
сокращение сроков вывода на рынок новых конкурентоспособных изделий;
сокращение брака и затрат, связанных с внесением изменений в конструкцию;
увеличение объемов продаж изделий, снабженных электронной технической документацией (в частности, эксплуатационной), составленной в соответствии с требованиями международных стандартов;
сокращение затрат на эксплуатацию, обслуживание и ремонт изделий ("затрат на владение"), которые для сложной наукоемкой продукции подчас равны или превышают затраты на ее закупку
Слайд 104Количественные оценки эффективности CALS
Вот некоторые количественные оценки эффективности внедрения CALS
в промышленности США:
прямое сокращение затрат на проектирование - от 10 до 30%;
сокращение времени разработки изделий - от 40 до 60%;
сокращение времени вывода новых изделий на рынок - от 25 до 75%;
сокращение доли брака и объема конструктивных изменений - от 20 до 70%.
сокращение затрат на подготовку технической документации - до 40%;
сокращение затрат на разработку эксплуатационной документации - до 30%.
Слайд 105CALS в России
Россия существенно отстает от ведущих промышленно развитых стран
в части внедрения технологий CALS. Это чревато резким сокращением экспортного потенциала российских производителей наукоемкой продукции, вплоть до полного вытеснения их с международного рынка, что может, по мнению зарубежных экспертов, произойти к 2008 году.
Уже сегодня многие иностранные заказчики отечественной продукции выдвигают требования, удовлетворение которых невозможно без внедрения CALS-технологий:
представление конструкторской и технологической документации в электронной форме;
представление эксплуатационной и ремонтной документации в форме интерактивных электронных технических руководств, снабженных иллюстрированными электронными каталогами запасных частей и вспомогательных материалов и средствами дистанционного заказа запчастей и материалов;
организация интегрированной логистической поддержки изделий на постпроизводственных стадиях их жизненного цикла;
наличие и функционирование электронной системы каталогизации продукции;
наличие на предприятиях соответствующих требованиям стандартов ИСО 9000:2000 систем менеджмента качества и т. д.
Выполнение этих требований предопределяет необходимость
внедрения на отечественных предприятиях CALS-технологий
В полном объеме.
Слайд 106CALS в России
В период с 1999-го по 2002 год Минпромнауки
РФ совместно с Госстандартом РФ и Минобразования РФ осуществили ряд мер, направленных на создание предпосылок к внедрению CALS-технологий в промышленности России:
Созданы начальные элементы инфраструктуры, необходимой для разработки и внедрения CALS-технологий: Государственный научно-образовательный центр CALS-технологий, Научно-исследовательский центр (НИЦ) CALS-технологий «Прикладная логистика» и технический комитет ТК 431 Госстандарта России, координирующий разработку отечественной нормативной базы.
Подготовлены научно-методические разработки: концепция развития CALS-технологий в промышленности России , концепция интегрированной логистической поддержки наукоемких изделий и концепция внедрения CALS-технологий на машиностроительном предприятии.
Предприняты разработки в области создания нормативной базы: Госстандарт РФ утвердил шесть документов ГОСТ Р ИСО 10303 и шесть документов в статусе рекомендаций по стандартизации Р 50. Были подготовлены проекты 7 ГОСТ Р и три проекта авиационных отраслевых стандартов. Кроме того, разработана программа работ по подготовке новых стандартов и корректировке существующих (ЕСКД, СРПП и др.).
Созданы программные средства, реализующие CALS-технологии — программный продукт Technical Guide Builder, предназначенный для автоматизированной подготовки электронной технической эксплуатационной документации и PDM STEP Suite — служит для управления данными об изделии в процессе конструирования и технологической подготовки производства
Слайд 107CALS в России
Наконец, разработаны методические основы создания интегрированной системы управления
качеством продукции, соответствующей требованиям стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года.
Работы по внедрению CALS-технологий в промышленность России интенсивно продолжаются при пристальном внимании и поддержке Минпромнауки РФ, Госстандарта РФ и других министерств и ведомств России. Авторы надеются, что эти работы позволят если не полностью преодолеть, то хотя бы существенно сократить отставание российской промышленности от промышленности ведущих стран Запада.
Слайд 109«Тяжелые» САПР
Современные интегрированные САПР позволяют решить весь спектр конструкторско-технологических проблем,
стоящих перед современным предприятием, выпускающим или проектирующим наукоемкую продукцию.
САПР для машиностроения делятся на:
Тяжелые (10-20 тыс. $ за рабочее место)
Средние (5-6 тыс. $ за рабочее место)
Легкие
Компании-лидеры на рынке «тяжелых» САПР:
альянс Dassault Systems/IBM – CATIA (вышла в 1981 г.)
UGS PLM Solutions (UGS) – Unigraphics NX (2002 г., результат слияния двух систем — Unigraphics и I-Deas, приобретенных вместе с компаниями Unigraphics и SDRC)
Parametric Tecnology Corp (PTC) - Pro/Engineer (1988 г.)
Все названные программы включают средства трехмерного твердотельного и поверхностного моделирования, а также модули структурного анализа и подготовки к производству, т. е. являются интегрированными пакетами CAD/CAM/CAE. Кроме того, все три поставщика предлагают для своих САПР системы управления инженерными данными (PDM), позволяющие управлять всей конструкторско-технологической документацией и предоставлять дополнительные данные, экспортированные из других корпоративных систем, из справочников и нормативных источников.
Слайд 110Статистика доходов, продаж, стоимость
За 2005 г. количество проданных рабочих мест:
CATIA
– 34798
Pro/Engineer – 16500
Unigraphics NX – не дает сведений
Рис.15. Годовые доходы, млн. $
Стоимость:
CATIA – 15 тыс.$
Pro/E – 12 тыс.$
Unigraphics – 10 тыс.$
(базовый модуль), не
более 5 тыс. $ -
каждый дополнит.
Слайд 111Кратко о CATIA
САТIА Версия 5 Выпуск 4 расширяет набор
программных средств усиливающих конкурентоспособность в механическом и художественном проектировании, производстве и управлении электронным цифровым макетом. Архитектура САТIА Версия 5 Выпуск 4 обеспечивает Заказчику любого уровня возможность создавать свою системную среду для 3D моделирования изделий и моделирования их поведения. Богатый набор приложений, высокий уровень их совершенства, удобство в изучении и использовании. Выпуск 4 теперь покрывает все виды процессов создания изделия, от концептуального проектирования и инженерного анализа до подготовки управляющих программ для производства. Поддержка каталогов стандартизованных конструктивных элементов, проектирование строительных металлоконструкций, поддержку больших сборок и длинных спецификаций.
Слайд 112Кратко о Pro/Engineer
Мощная CAD - система, используемая при проектировании
сложных изделий (автомобили, водный транспорт). Мировой лидер среди программного обеспечения CAD, используемого для проектирования скоростных и гоночных автомобилей. Широко применяется технология “абсолютно гладких поверхностей”, что позволяет строить геометрические модели любой точности при сравнительно небольших затратах ресурсов вычислительных систем. В литейном производстве может использоваться для разработки литейной оснастки и обработки геометрических моделей для быстрого прототипирования.
Слайд 113Unigraphics
Unigraphics является универсальной интегрированной системой автоматизации проектирования и производства и,
фактически, служит стандартом для САПР аэрокосмической, автомобильной, машиностроительной, медицинской и многих других отраслей промышленности, производящих высокотехнологичную и наукоемкую продукцию.
В России Unigraphics занимает прочные позиции, благодаря широким возможностям использования системы в различных областях промышленности и применению современных технологий, обеспечивающих пользователя передовыми решениями в области автоматизации проектирования и производства на всех этапах создания изделия.
Успех системы Unigraphics на российском рынке подтвержден обширной базой пользователей (в 2005 г. продано 368 рабочих мест, в т.ч. в СНГ), успехами, достигнутыми ими в результате использования системы. Немаловажным преимуществом системы является то, что она является единственной CAD/CAM/CAE системой верхнего уровня на рынке, которая имеет русский интерфейс и документацию на русском языке.
Слайд 114Отличительные особенности Unigraphics
Возможность использования на предприятии технологии KDA (Knowledge Driven
Automation - автоматизация с использованием базы знаний). Позволяет объединить в единой системе процессы проектирования и знания, накопленные специалистами предприятия. На многих производственных предприятиях существует проблема обновления кадров и сохранения бесценных знаний, накопленных поколениями проектировщиков. Использование Unigraphics и технологии KDA позволяет избежать потери неоценимого опыта проектирования продукции на этих предприятиях.
В основе мощнейших функций гибридного твердотельного моделирования лежит ядро Parasolid. Это позволяет Unigraphics и системе среднего уровня Solid Edge не только обмениваться геометрическими данными с абсолютной точностью, но и поддерживать реальную ассоциативную связь между компонентами сборок, детали которых созданы в различных системах. Это позволяет создать многоуровневую структуру САПР на предприятии, используя различные системы для решения оптимальных задач, добиваясь максимальной эффективности проектирования.
Использование мастер-процессов, специфичных для конкретных областей инженерной деятельности. Дает огромный эффект за счет аккумулирования знаний о процессах в виде логической последовательности действий с определенными параметрами. Яркими примерами реализации мастер-процессов в Unigraphics являются модули UG/Mold Wizard и UG/Die Engineering позволяющие сократить время проектирования сложных литьевых форм и штампов в несколько раз.
Слайд 115Тест 5
Вопрос 1.
Оцените уровень развития CALS в России:
Россия существенно отстает
от ведущих промышленно
развитых стран в части внедрения технологий CALS.
Россия находится на первом месте в части внедрения
технологии CALS
Россия отстает от США, но опережает остальные
Промышленно развитые страны
Слайд 116Тест 5
Вопрос 2.
Укажите ПО, разработанное в России и реализующее CALS-технологии:
Technical
Guide Builder
PDM Step Suite
SmarTeam
CATIA
PGP
Слайд 117Тест 5
Вопрос 3.
Укажите компании-лидеров в области «тяжелых» САПР:
PTC
Dassault Systems/IBM
UGS
АСКОН
Delcam
Прикладная логистика
Топ
Системы
Слайд 118Тест 5
Вопрос 4.
Сопоставьте производителя и программный продукт:
а) PTC
б) Dassault Systems/IBM
в)
UGS
Inventor
Pro/Engineer
CATIA
Unigraphics