Бюджетирование, ориентированное на результат в образовании: концептуальные подходы и примеры из российской практики презентация

Содержание

Центр фискальной политики Вопросы, на которых мы остановимся Как принципы БОР соотносятся с секторальными реформами, на примере отрасли «Образование» Можно ли вводить БОР в условиях действующего законодательства Опыт реализации принципов

Слайд 1 Н.Типенко, Центр фискальной политики, Россия
Бюджетирование, ориентированное на результат в образовании:

концептуальные подходы и примеры из российской практики


Слайд 2Центр фискальной политики
Вопросы, на которых мы остановимся
Как принципы БОР соотносятся с

секторальными реформами, на примере отрасли «Образование»
Можно ли вводить БОР в условиях действующего законодательства
Опыт реализации принципов БОР в общем образовании в России
Использование подушевых нормативов как элемента БОР в образовании
Направления сочетания различных принципов финансирования бюджетных расходов в образовании
Рекомендации по перспективам развития БОР в образовании

Слайд 3Центр фискальной политики
Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации

Смещение акцентов

от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» в рамках четких среднесрочных ориентиров – БОР.

Переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг, совершенствование процедур исполнения бюджетов, включая элементы управления ликвидностью единых счетов этих бюджетов

Слайд 4Центр фискальной политики

Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результаты (СБОР) – метод формирования

бюджета исходя из целей и планируемых на среднесрочную перспективу результатов государственной политики, предусматривающие тесную увязку выделяемых бюджетных ассигнований с результатами деятельности бюджетнополучателей

Особенность: введение понятия «презумпция ненужности» бюджетных расходов

Слайд 5Центр фискальной политики
Особенности применения принципов БОР в образовании
Стратегическая цель
Каких результатов

мы хотим добиться?

Тактическая задача
Каким образом мы хотим этого добиться?

Прогноз расходов/ калькуляция затрат (костинг)
Сколько нам это будет стоить?

Бюджетные целевые программы в образовании (10%) :«Дети России», Программа компьютеризации, «Автобус к школе», Профилизация старшей школы, Программа борьбы с беспризорностью и безнадзорностью и др.

Финансирование сети образовательных учреждений (90%):Общеобразовательные учреждения всех типов и видов, детские сады, учреждения дополнительного образования и др.


Слайд 6Центр фискальной политики
Цели проводимых реформ в секторе «образование»
Повышение качества обучения

( предоставления образовательной услуги), повышение результативности.
Повышение уровня доступности образования по уровням ( обеспечение конституционно-гарантированных норм в образовании), выравнивание.
Повышение эффективности использования бюджетных расходов на образование ( максимизация результата при ограниченных финансовых возможностях бюджета).
Повышение транспарентности бюджетного процесса

Слайд 7Центр фискальной политики
Механизмы реализации цели
1.Разграничение бюджетных полномочий – введение образовательных субвенций

на выполнение основных образовательных программ
2.Нормативно-подушевой принцип формирования бюджетных расходов
3.Определение стандарта в образовании – как гарантируемого минимума ответственности бюджета
4.Создание механизма учета особенностей потребителей образовательных услуг – учащихся, для повышения качества образования
5.Создание системы индикаторов для мониторинга эффективности, доступности и качества в образовании

Слайд 8Центр фискальной политики
Законодательная основа разграничения полномочий в области общего образования
№184-ФЗ, статья

26.3 (13). К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ отнесено: «обеспечение государственных гарантий прав граждан ... в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ»
№131-ФЗ, статья 15 (11). «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»:
К вопросам местного значения муниципального района / городского округа относятся: «организация предоставления ….образования по основным общеобразовательным программам…»


Слайд 9Центр фискальной политики
Распределение полномочий по уровням бюджетной системы


Слайд 10Центр фискальной политики
Расходы муниципальных бюджетов на образование. Регионы с

низким уровнем бюджетной обеспеченности, 37 регионов , (руб./чел.)

Слайд 11Центр фискальной политики
Расходы муниципальных бюджетов на образование. Регионы со средним уровнем

бюджетной обеспеченности, 33региона , (руб./чел.)

Слайд 12Центр фискальной политики
Расходы муниципальных бюджетов на образование. Регионы с высоким уровнем бюджетной

обеспеченности, 14 регионов (руб./чел.)

Слайд 13Центр фискальной политики
Предоставление субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ


Слайд 14Центр фискальной политики
Особенности практической реализации подушевого норматива по уровням бюджетной системы
Уровень

субъекта Норматив используется как основа для расчета субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ на уровне субъекта РФ
Уровень местный Нормативный подход применяется ограниченно, бюджеты образовательных учреждений формируются как на существующую сеть, так и на подушевой основе



Слайд 15Центр фискальной политики
Модели реализации нормативного подхода


Слайд 16Центр фискальной политики
Подход к определению финансового норматива
Определение бюджетных расходов на реализацию

государственного стандарта общего образования исходя из минимальных (конституционно-гарантированных) норм
Определение норматива расходов на реализацию государственного стандарта по видам общеобразовательных программ
Расчет стоимости бюджетной услуги на учащегося по ступеням обучения
Учет специфики образовательных учреждений через систему поправочных коэффициентов


Слайд 17Центр фискальной политики
Основные принципы применяемые при расчете подушевого норматива

Не использовать в расчетах фактические расходы, сложившиеся в учреждениях образования, метод «нулевого бюджета»

Определять нормативную стоимость образовательной программы, а не нормативные расходы по типам ( видам) образовательных учреждений

Основой для расчета норматива финансовых затрат является стандартная стоимость реализации образовательной программы

Типовые штатные расписания не являются основой для расчета норматива финансовых затрат


Слайд 18Центр фискальной политики
Применение норматива при финансировании малокомплектных школ
Нормативы вне зависимости от

численности учащихся (ст.16, 122-ФЗ)



Перечень малокомплектных школ



Реструктуризация через создание филиальной сети

Слайд 19Центр фискальной политики

«Методические рекомендации
по определению нормативов бюджетного финансирования основных

общеобразовательных программ» - представляет модель расчета базовых ( стандартных) нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях»
( Письмо МОНРФ от 29 июня 2006г. № АФ-157/02)

Слайд 20Центр фискальной политики
Ключевые показатели, влияющие на размер нормативных расходов
Число часов по

Базисному учебному плану в неделю
Учебная нагрузка педагогических работников
Наполняемость классов
Доля оплаты труда АУП и вспомогательного персонала от общего ФОТ
Величина ставки по заработной плате
Величина надтарифного фонда


Слайд 21Центр фискальной политики
Формула расчета подушевого норматива бюджетного финансирования (первая ступень обучения,

обычные классы в городской местности)



{[(25 часов / 20 часов) * 2 088 рублей *
*1,262 * 1,33 * 1,03 * 12 месяцев] / 25 человек} * 1,33 *
* 1,5


Слайд 22Центр фискальной политики
Удорожание норматива на ученика по оплате труда от различных

факторов в обычных классах городских школ

Слайд 23Центр фискальной политики
Коэффициенты удорожания по видам классов


Слайд 24Центр фискальной политики
Пример. Показатели наполняемости, используемые для расчета нормативов в общеобразовательных

школах

Слайд 25Центр фискальной политики
Пример.Расчетная величина нормативов для городских общеобразовательных школ Архангельской области

на 2006 год.

Слайд 26Центр фискальной политики
Проблемы практической реализации подушевого норматива при планировании и финансировании


В качестве нормативных используются средние (фактические) расходы муниципалитетов на образование, что затрудняет применение нормативов на муниципальном уровне
Отсутствуют механизмы перехода к формированию бюджетов на нормативной основе , не используются методы адаптации для учета низкой наполняемости
При переходе на подушевой принцип формирования бюджета существует опасность сокращения финансирования


Слайд 27Центр фискальной политики
Порядок перехода к формированию бюджетов на нормативной основе
Расчет бюджета

исходя из стоимости минимальной образовательной услуги и удорожающих коэффициентов.
Сравнение расчетного бюджета с бюджетными проектировками, рассчитанными традиционным способом.
Анализ расхождений по территориям или учреждениям. Выявление причин расхождений.
Выработка управленческих решений из возможных вариантов корректировки расходов:
Учет условных учащихся.
Выравнивание финансирования: определение границ коридора – минимально и максимально допустимые величины нормативов затрат на период адаптации.
Учет особенностей сети муниципальных образований через коэффициенты.
Разработка плана мероприятий администрации для реализации выбранной цели, включая план обучения.

Слайд 28Центр фискальной политики
Методы адаптации: «диапазон отклонений»


Слайд 29Центр фискальной политики
Методы «адаптации» при переходе к формированию бюджетов на нормативной

основе . (Продолжение )


Учет « условных учащихся» или приведенного контингента вместо фактических учащихся при наполняемости классов ниже нормативной.
Осуществление коррекции объема субвенции с использованием «диапазона отклонений»
Учет особенностей сети образовательных учреждений муниципальных образований с помощью коэффициентов


Слайд 30Центр фискальной политики
Положение о разработке целевых программ в области образования


Слайд 31Центр фискальной политики
Система индикаторов (показателей) характеризующих количество и качество бюджетных услуг
В

целях БОР следует выделять следующие основные группы показателей характеризующих:
Расходы
Непосредственные результаты деятельности (объем предоставленных услуг)
Конечные результаты деятельности (эффект для внешних потребителей от государственных услуг), характеризуют, как правило, тактические задачи
Качество
Степень достижения запланированных результатов
Экономическая эффективность
Общественно-экономическая эффективность



Слайд 32Центр фискальной политики
Конечный результат деятельности (эффект для внешних пользователей)
Показатели результата часто

путают с показателями непосредственного результата (производства)
Конечный результат это то, ради чего оказывается услуга
Показатели результата могут отражать:
Положительную сторону явления
Отрицательную сторону явления

В образовании возникают сложности с определением конечного результата деятельности, так как эффект от образования
1) может быть оценен как минимум через 7 – 13 лет после завершения того или иного уровня образования,
2) сложно выделить эффект от вложения бюджетных средств в образование.

Слайд 33Центр фискальной политики
Соотношение затрат на 1 учащегося и среднего балла

( зарплатоемкость 1 балла успеваемости)




Слайд 34Центр фискальной политики
Показатели качества непосредственного и конечного результата деятельности
Услуги имеют нематериальный

характер и потребляются одновременно с производством
В связи с этим, как правило статистическими методами можно отследить соответствие стандартам не самой услуги, а условий ее предоставления
Качество самих услуг можно оценить на основе опроса их потребителей, но надо учитывать, что ответы потребителей могут иметь субъективный характер. Поэтому опросы должны быть достаточно массовыми.

Слайд 35Центр фискальной политики
Национальный проект «Образование» 2006 год
Государственная поддержка 30 вузов и

600 школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы
Ежегодные поощрения в размере 100тыс.рублей для 10 тыс. лучших учителей страны
Поддержка активных пользователей информационных технологий обучения (20000школ и 100 вузов)
Новые университеты в Южном и Сибирском федеральных округах и 2 бизнес школы
Поддержка талантливой молодежи ( 5000 грантов по 60тыс. руб)
100 учебных центров в армии
Поддержка классных руководителей ( более 800 тыс. учителей) по 1 тыс. Руб в месяц

Слайд 36Центр фискальной политики

В 2006 году на национальные проекты в сфере образования

было запланировано 21, 4 млрд. руб. ( без учета расходов на организационное сопровождение реализации)

Расходы на национальные проекты в 2006 году составили около 3% расходов на образование консолидированного бюджета

Слайд 37Центр фискальной политики
Национальный проект «Комплексные программы модернизации образования» ( конкурс среди регионов),2007

год

Направления:
1.введение новой системы оплаты труда (с учетом качества работы)
2.реализация нормативно-подушевого принципа в финансовом обеспечении
3.развитие региональной системы оценки качества
4. реструктуризация сети образовательных учреждений
5.развитие общественно-государственных форм участия в управлении образовательными учреждениями


Слайд 38Центр фискальной политики
Показатели качества в образовании
Средний балл ЕГЭ по предмету к

среднему баллу по региону,
Динамика среднего балла
Доля выпускников школ, продолжающих образование
Для профобразования доля учеников, продолжающих образование
Доля трудоустроенных учеников в профобразования
Процент детей охваченных дошкольным образованием ( доступность)
Процент охвата образованием в разных возрастных группах .
Процент детей победителей олимпиад

Слайд 39Центр фискальной политики
Показатели эффективности в образовании

Стоимость одного балла,
Стоимость прироста баллов
Разброс баллов

ЕГЭ в стоимости муниципалитета
Стоимость прироста одного балла
Финансирование сверх гособязательств
Доля бюджета развития в стоимости балла ( состояние системы)
Степень дифференциации бюджетной обеспеченности
Степень дифференциации удельных расходов на учащегося по однотипным показателям


Слайд 40Центр фискальной политики
Показатели доступности в образовании
Коэффициент дисперсности образования ( расселение)
Процент

детей получивших место в соответствии с предпочтениями
Процент детей обучающихся дистанционно
Разброс результатов ЕГЭ ( высокий уровень с среднего балла) относительно среднего ( меньше 1)
Отношение дополнительных программ к реализуемых к стандартным
Степень удовлетворенности набором услуг, предоставляемых бесплатно
Степень удовлетворенности набором услуг
Переход со ступени на ступень
Доля выпускников школ, продолживших образования


Слайд 41Центр фискальной политики
Подушевые нормативы в контексте направлений реформирования региональных финансов
Реформа

бюджетного процесса и управления расходами:
Следование лучшей практике управления общественными финансами
Осуществление мониторинга и реструктуризации бюджетной сети
Переход на контрактную систему оказания бюджетных услуг
Бюджетирование,ориентированное на результат:
Совершенствование методов планирования бюджетных расходов на основе требований, установленных к конкретному результату
Закрепление требования количественной оценки качественных результатов
Переход от сметного финансирования к программно-целевому
Реформирование системы финансирования отраслей государственного и муниципального сектора
Установление стандартов качества предоставления бюджетный услуг
Внедрение принципов нормативного ( в том числе подушевого) финансового планирования и финансирования



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика