Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения
в условиях реализации ФГОС»
____________Барышниковой Галины Ивановны___________
________________МБОУ СОШ №6 г. Мытищи_____________
На тему: «Значение включения в программу занятий со школьниками материала, освоенного в рамках курсов повышения квалификации»
Слайд 2Эссе – мысли и впечатления
В «Большой советской энциклопедии» эссе определяется как
прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения
по конкретному поводу или вопросу и заведомо
не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Слово «эссе» происходит от франц. essai – попытка, проба, очерк.
В процессе прослушивания курсов повышения квалификации по программе: «Проектная
и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения
в условиях реализации ФГОС» у меня накопились впечатления и соображения по поводу применения мною элементов исследования на уроках истории в школе №6, которыми хочу поделиться в этой работе.
Слайд 3Школа №6 г.Мытищи
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»
г.Мытищи Московской области функционирует с 1957 года. Приоритетным направлением работы МБОУ СОШ № 6 является организация предпрофильной подготовки
7-9 классов (физико-математического
и экономико-математического профилей) и профильного обучения (физико-математического
и экономико-математического профилей), в классах третьей ступени обучения, общее интеллектуальное развитие, физическое и нравственное совершенствование личности школьника на основе интеграции основного
и дополнительного образования.
Слайд 4Школа №6 г.Мытищи
Образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 6
разработана
в соответствии с требованиями ФГОС и создана
с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих учащимся большие возможности
в раскрытии интеллектуальных и творческих потенциалов личности. В рамках данной программы наиболее эффективным, на мой взгляд, является применение элементов исследования на уроках истории.
Слайд 5«Изменчивая» история
История постоянно подвергается ревизии: многие факты пересматриваются и по-разному трактуются.
Некоторые современные ученые предлагают свою версию исторических событий и даже новую хронологию истории.
В таких условиях учащиеся не могут получить достаточно объективные представления, сделать правильные выводы, и именно поэтому учителю истории необходимо организовать на своих уроках исследовательскую деятельность. Учащиеся должны понять, что изучать историю только по учебнику невозможно; оценить то или иное событие, опираясь на один, даже очень «солидный», исторический источник, не является реальным.
Слайд 6Исследовательская работа: зачем и почему?
Целью организации исследовательской деятельности является обучение школьников умениям
и навыкам
исследовательской работы. Основными задачами - развитие у учащихся способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал; овладение учащимися умением формулировать проблему и гипотезу исследования; обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.
На уроке в исследовательскую работу могут быть включены все ученики. Ведущим видом деятельности
на уроке является изучение документов и исторической литературы, анализ научной информации.
Слайд 7Пример. История Древнего мира. 5 класс. Тема: Древнейшие люди
Исследование одной из
проблем, рассматриваемых
в рамках данной темы, начинаем с вопроса
к учащимся: подумайте как древнейшие люди могли добывать пищу?
Далее совместно с учащимися формулируем рабочую гипотезу.
Затем делим учащихся на пять групп и предлагаем им различные источники, на основании которых необходимо определить, о каких занятиях рассказывается в отрывках, какие орудия используются, и для чего люди этим занимались.
Слайд 8Пример (продолжение)
Первой группе предлагаем прочитать п.3 учебника «Древнейшие люди добывали пищу
собирательством
и охотой»;
Второй группе – отрывок из «Современного описания охоты на слонов в Африке»;
Третьей группе – отрывок из «Описания земли Камчатки» Крашенинникова С.П.;
Четвёртой группе – отрывок из «В девственных лесах Суматры» Фольца В.;
Пятой группе – отрывок из «На берегу Маклая» Миклухо-Маклай Н.Н.
Слайд 9Пример (продолжение)
На основе прочитанных отрывков, каждая группа должна занести результаты в
таблицу на доске:
Совместно с учащимися делается обобщение и вывод, который записывается в тетрадь.
Слайд 10Пример (продолжение)
В ходе данной работы у учащихся могут возникнуть различные вопросы,
такие как:
Откуда учёные узнали, как древнейшие люди добывали себе пищу?
Когда и на основании чего возникли произведения, отрывки из которых они читали.
Если нет, то необходимо задать учащимся наводящие вопросы или дать краткую информацию, заинтересовавшимся предложить подготовить проект
в рамках внеурочной деятельности.
Слайд 11Заключение
Подобные форматы изучения нового материала необходимо вводить на уроках как можно
чаще, т.к. в ходе учебно-исследовательской деятельности на этом уровне реализуется не только формирование перечисленных умений и навыков, но и выявление исторических проблем. В результате, выделяется группа ребят, заинтересованных в решении этих проблем. Именно с этими учащимися можно переходить на следующий уровень исследовательской деятельности, который я планирую развивать на основе знаний и богатейшего материала, полученных мною на курсе «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС».