Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Матисон Натальи Александровны
Фамилия, имя, отчество
МБОУ «Котельниковская средняя общеобразовательная школа № 2»
Образовательное учреждение, район
На тему:
Программа внеурочной деятельности
«Мы - граждане России»
Слайд 2Краткая характеристика жанра работы
Курс «Я – гражданин России» реализует духовно -
нравственное направление развития личности. В нравственном воспитании учащихся весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Слайд 3Краткая характеристика образовательного учреждения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Котельниковская средняя общеобразовательная школа №2» основано
в 1960 году.
В школе обучается свыше 910 обучающихся.
С 2014 года осуществлен переход на обучение по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования на II ступени обучения.
Система поддержки талантливых детей в школе направлена на раскрытие одаренности через участие в школьных конкурсах, олимпиадах, выставках, научно-исследовательскую деятельность и развитие одаренности через участие в муниципальных и областных олимпиадах, конференциях, конкурсах.
На уроках, в учебной деятельности учителя-предметники формируют научное мировоззрение учащихся. Это находит продолжение и во внеклассной работе, во внеурочных мероприятиях .
Слайд 4Основные задачи:
формирование знаний о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого
ребёнка;
формирование умений применять знания о правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях;
способствование социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе;
включение учащихся в активное познание своей «малой родины»;
воспитание верность духовным традициям России;
воспитание гражданского самосознания и правосознания.
Цель программы
Формирование чувства патриотизма и гражданской идентичности на основе принятия общих национальных нравственных ценностей.
Слайд 5Методы и формы обучения
Изучение учебного материала идёт с помощью следующих методов
обучения: диалога, беседы, игры, групповой работы, заочных путешествий, чтения детской художественной литературы. Формой проведения становятся нетрадиционные уроки, построенные как: урок-викторина, урок-сказка, урок-путешествие, урок-праздник, создание мини - проектов.
Слайд 6Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
осознание себя членом общества
и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
осознание личной ответственности за судьбу страны, потребность быть деятельным участником в общественной, трудовой и досуговой сферах жизни;
формирование гордости за свою Родину, гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности и способность руководствоваться ими в практической деятельности;
Слайд 7осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного
отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранением мира на Земле;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Слайд 8Метапредметные результаты
способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на
познание закономерностей социальной действительности;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
способность использовать историко-литературные источники художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории;
совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики.
Слайд 9Предметные результаты:
усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе
и роли человека в нем;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования;
знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин России, его права и обязанности; искусство, культура; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); гражданин мира, международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности; история, предыстория;
знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России;
Слайд 10умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической
и современной картах России места исторических событий;
умение пользоваться картой для определения границ России, её крупнейших городов, рассказывать о родной стране, столице, называть Основной закон нашей страны, приводить примеры важнейших исторических и культурных памятников страны, других стран, родного края;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Слайд 11Основное содержание
Раздел 1
Я - ученик (5 ч.)
Введение. Здравствуй, школа! Знакомство с
особенностями курса, формами занятий, требованиями к учащимся.
Я – гражданин России. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданин и государство. Гражданственность. Чем гражданин отличается от простого человека. Какого человека можно считать достойным гражданином своей страны?
Устав школы. Я – ученик. Знакомство с уставом школы. Основные права и обязанности школьников.
Правила поведения в общественных местах. «Что такое «общественный порядок»? Правила поведения в общественных местах. Кто охраняет общественный порядок. Ответственность за нарушение общественного порядка.
Как вести себя в школе. Правила поведения в школе. Анализ и проигрывание ситуаций.
Слайд 12Основное содержание
Раздел II
Семья и семейные ценности (7 ч.)
Я, моё имя. История
имён. Создание мини – проекта. Поиск информации о своем имени (что означает, почему так назвали, кто в семье выбрал имя для ребенка и почему).
Мой дом – моя крепость. Почему дом называют крепостью? Мы рисуем свой дом.
Фамилии семьи. История возникновения фамилий. Поиск информации об истории появления своей фамилии.
При солнышке тепло – при матушке добро. Наша мама – лучше всех. Мини-проекты обучающихся про свою маму.
Семейные традиции. Понятие и виды традиций. Значимость семейных традиций.
Проект «Моя семья». Право на семью. Ответственность родителей за воспитание детей. Практическая деятельность по созданию презентаций о семье (5-8 слайдов).
Слайд 13Основное содержание
Раздел III
Моя страна - Россия (11 ч.)
Моя страна – Россия.
Понятия Россия и Российская Федерация. Основные праздники, отмечаемые в нашей стране и история их появления. Заочное путешествие по стране, знакомство с городами – гордостью России (Золотое кольцо России, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск).
Гордость моей страны. Заочное путешествие по стране, знакомство с городами – гордостью России (Золотое кольцо России, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск).
12 декабря – День Конституции РФ. История и понятие Конституции. Почему Конституция – основной закон?
Москва – столица России. Понятие «столица». Знакомство с историей возникновения города Москвы (Легенда о Московии). Достопримечательности Москвы.
Символы государства. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. Что такое герб государства? Российский государственный герб, его составные части, их смысл. История государственных символов.
Слайд 14Основное содержание
Раздел IV
Мир вокруг нас (6 ч.)
Игра «Космический полёт». Всемирный день
авиации и космонавтики.
Город, в котором я живу. Моя малая Родина. Историческое прошлое и настоящее г. Котельники. Создание мини – проекта (по итогам экскурсии по городу).
Мы все такие разные. Россия — федеративное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. Что такое национальность? Национальные отношения в России. Что мешает людям разных национальностей быть добрыми соседями и друзьями?
О дружбе и товариществе. Виды межличностных отношений. Понятие дружбы и товарищества.
Экскурсия к памятнику воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В 45-м памятном году.
Итоговое занятие (1 ч.)
Викторина «Я – гражданин России».
Слайд 15Основное содержание
Есть такая профессия – родину защищать. Кто такие богатыри и
защитники Отечества.
Защитники Отечества. Великие полководцы России, след в истории, оставленный ими.
Этих дней не смолкнет слава. Главное историческое событие XX века – Великая Отечественная Война, подвиг народа, понятие «народ – освободитель и победитель». Создание проекта: «Мои родственники в ВОВ».
Раздел IV
Ребёнок и закон (4 ч.)
Ребёнок тоже человек. Права и обязанности несовершеннолетних. Знакомство с правами и обязанностями детей.
Почему взрослые решили защищать права детей. Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка. Характеристика основных документов, в которых отражены права ребенка, историю появления этих документов.
Право на жизнь. Естественные права человека, их понятие и характеристика. Рассказ о праве человека на жизнь, свободу, достоинство.
Уважать права человека – наша обязанность. Мы живём среди людей. Взаимопонимание, терпимость, милосердие.
Слайд 16В результате прохождения программного материала у обучающихся будут сформированы следующие компетенции:
Когнитивные
составляющие – знание:
общечеловеческих ценностей;
прав человека в РФ;
государственных символов России, региона;
документов, в которых указаны права и обязанности гражданина РФ;
прав и обязанностей обучающихся;
способы защиты своих прав, предусмотренных законом;
государственных органов, призванных защищать права ребёнка;
о своей этнической принадлежности;
основных моральных норм;
конкретных правил поведения в семье, в своём доме, гостях, общественных местах, транспорте;
правил дорожного движения и пожарной безопасности.
Слайд 17В результате прохождения программного материала у обучающихся будут сформированы следующие компетенции:
Деятельностные
составляющие - умения:
выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям;
оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил;
выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
ценить общественный порядок и деятельность по его охране;
добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
участвовать в общественной жизни;
вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.
Слайд 18В результате прохождения программного материала у обучающихся будут сформированы следующие компетенции:
Ценностносно-смысловые
и эмоциональные составляющие – проявлять личностные свойства и качества в решении жизненно важных задач:
чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
чувство собственного достоинства в различных ситуациях;
уважение к другим народам России;
уважение к ценностям семьи;
честность;
целеустремлённость;
трудолюбие;
самодеятельность и самостоятельность;
жизнестойкость;
следование моральным нормам.
Слайд 19Критерии освоения курса внеурочной деятельности
Одним из результатом освоения курса
внеурочной деятельности «Я – гражданин России» является: создание и защита собственных проектов на темы, предусмотренные настоящей программы.
Проекты защищаются обучающимися на классных часах (о своей семье, О малой родине) и на школьных мероприятиях (о родственниках, принявших участие в ВОВ).
Слайд 20Перспективы развития исследовательской/проектной деятельности в учреждении
Проектная деятельность – метод, который раскрепощает
ребёнка, повышает уровень его познавательного активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья
Внеурочная деятельность в виде работы над проектами – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей.
Слайд 21Перспективы развития исследовательской/проектной деятельности в учреждении
В качестве перспектив развития наше общеобразовательное считает необходимым
усилить исследовательский элемент в проектных работах учащихся. Большинство наших проектов относится к информационным. Хотелось бы, чтобы в нашей практике было больше исследовательских проектов.
Участники проектной работы должны иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым они будут рассматривать реферируемые источники. Однако этого, к сожалению, пока недостает в нашей проектной деятельности.