Слайд 1Аттестационная работа
слушателя курсов повышения квалификации по программе
«Проектная и исследовательская деятельность
как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Нарегеевой Флюры Курмантаевны,
учителя английского языка
МБОУ «СОШ № 2 МО «Ахтубинский район»
г. Ахтубинск Астраханской области
Программа проектной деятельности
обучающихся основной школы в условиях ФГОС
Слайд 2Работаю учителем английского языка в МБОУ «СОШ №2 МО «Ахтубинский район»
уже на протяжении 25 лет. Считаю работу учителя интересной и позволяющей не сидеть на месте, а идти в ногу со временем.
Наша школа - старейшая школа в Ахтубинском районе. МБОУ "СОШ № 2 МО "Ахтубинский район» открыта в 1894 году как начальная, затем семилетняя школа. Реорганизована в среднюю в 1934 году. За более столетнюю историю школа создала свои традиции, авторитет, особенности, которые выражаются в образовательном процессе, в поведении учителей, учеников, родителей, в их взаимоотношениях. Главное достижение образовательного учреждения - стабильный образовательный процесс, обеспеченный необходимыми для его реализации педагогическими условиями. Разумеется, наша школа пока не идеальна. Но людям вообще приходится жить и действовать в условиях, далеких от идеала. Поэтому все мы – учителя и ученики - находимся сейчас в творческом поиске. Исследовательская деятельность обучающихся позволяет, на наш взгляд, реализовать задачи, стоящие перед школой сегодня, в полной мере.
Программа проектной деятельности
Цель: Сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в классе для успешного развития учеников 7А класса.
Задачи:
• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;
• формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
• создать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Ожидаемые результаты
- имеет представление о культуре, традициях и реалиях страны изучаемого языка;
- владеет приемами умениями выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- создает авторские работы;
- умеет ставить цель, планировать и осознавать собственные действия по созданию продукта интеллектуального труда.
Слайд 4Этапы реализации программы
Этап 1 – диагностический.
Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение, выявление индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Провести психологическое обследование учеников для определения их психологического развития.
Приоритетные направления: диагностика познавательной деятельности учащихся; исследования эмоционально-личностной сферы; диагностика межличностных отношений; диагностика психологического здоровья;
2. Занести полученные результаты в базу данных.
По результатам работы составляются: карта индивидуального психологического развития каждого ребенка 7А класса; характеристика познавательных процессов; мышление (уровень развития, особенности интеллектуальной деятельности); память (уровень развития процессов запоминания и воспроизведения материала, особенности мнемической деятельности); внимание (уровень развития произвольного внимания, особенности организации и проявления внимания); сильные стороны познавательной деятельности ребенка; слабые стороны познавательной деятельности ребенка; выводы.
Слайд 5Этап 2 - Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.
Прогнозирование - индивидуальный
учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»;
Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»;
Конструирование – индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».
Этап 3 - Разработка программы проектной деятельности второй половины дня.
Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, факультативы, проектная деятельность, экскурсии и др.
Слайд 6Этап 4 - «Интеграция с другими специалистами»
Привлечение (если необходимо) к работе
с данным ребенком других специалистов.
Этап 5 - «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника»
Самооценка: «Что я хотел?», «Что я сделал для достижения цели?», «Чему научился?», «Что необходимо сделать ещё?».
Способы оценки результатов: показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, экзамен, зачётная работа и др.
Слайд 8 Метод проектов (project work) в определенной степени позволяет решить проблему
мотивации, создать положительный настрой изучения иностранного языка. Учащиеся вовлекаются в процесс работы, конечным результатом которого является создание проекта. Этот метод всегда опирается на самостоятельную деятельность учащихся. В практике обучения использую мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть, и большие проекты, требующие для их выполнения длительного времени. Есть индивидуальные и групповые проекты. Практикую одновременную работу над разными проектами по одной теме. Например,
Возможности Ахтубинского района стать живописным
туристским центром – неисчерпаемы.
Проблемные вопросы учебной темы:
Влияние особенностей географического положения района на характер, традиции и уклад жизни населения.
Как связаны традиции и уклад жизни с живописными окрестностями нашего района?
Почему уникальной природой Богдинско-Баскунчакского заповедника наслаждаемся только мы?
Как можно использовать географические особенности нашего района.
Возможности Ахтубинского района стать живописным туристским центром – неисчерпаемы?
Темы исследований учащихся:
Использование географических особенностей нашего района.
Уникальная природа Богдинско-Баскунчакского заповедника.
Связь традиций и уклада жизни с живописными окрестностями района.
Слайд 9 В результате такой работы удается увеличить время устной речевой практики ученика
на уроке. У учителя появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать межличностное общение для совершенствования речевых умений. Метод проектов широко используется на любой ступени обучения, важно только вызвать интерес и потребность учащихся говорить о том, что их волнует.
Для этого требуется значительная подготовка. Использование в ходе совместного исследования приёмов «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчётов, защиты проектов дает практическую значимость результатов (инсценирование праздника или традиций, оформление web-сайта, буклета о достопримечательностях района, объявления о необходимости спонсорской помощи и т.д.).
Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Решение проблемы позволяет реально увидеть результаты, т.к. для этого требуется не только знание лексики по той или иной теме, но и владение большим объёмом предметных знаний (умение работать со справочным материалом, информацией, текстом, делать обобщения, выводы и т.д.).
Слайд 10Ниже привожу один из многих примеров использования проектной деятельности, которая способствует
улучшению жизненных условий самих школьников. Обучающимися 7 класса был разработан проект «Здоровое питание. Правила поведения за столом» (Healthy eating habits. Table manners). Во время подготовки проекта были поставлены проблемные вопросы «От кого и от чего зависит наше здоровье? Как и что надо сделать, чтобы в школьной столовой было уютно, как в тихом кафе?»
Итогом работы стал проект, в результате которого учащиеся пришли к выводу, что надо менять не только свой образ жизни в плане питания, но навести порядок в столовой. Ребята оценили реальный результат своего труда после завершения всей работы. Они увидели практическую значимость предполагаемых результатов (составление правил поведения для нашей столовой, презентация буклета).
Уверена, что использование таких методов и приемов, воспитательная и развивающая ценность которых реализуют широкие возможности для социализации учащихся, способствуют становлению неравнодушной личности.