Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Волковой Евгении Александровны, руководителя научного общества учащихся,
Фамилия, имя, отчество
МБОУ-лицей города Алейска Алтайского края
Образовательное учреждение, район
На тему:
План работы научного общества «ИсТОК» на 2016-2017 учебный год
Слайд 2МБОУ-лицей г.Алейска
Цель работы с одарёнными детьми – «формирование системы работы с
одарёнными и высокомотивированными детьми через создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, обеспечение каждому ребёнку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирование мотивации развития способностей при поддержке его талантов семьёй, системой основного и дополнительного образования».
Из Программы работы с одарёнными детьми(подраздел Комплексной программой развития МБОУ-лицея)
Слайд 3Система работы с одарёнными детьми в лицее
Слайд 4Научное общество учащихся – одно из ведущих направлений в работе с
одарёнными детьми
«…ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ…» - из Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
Слайд 5НОУ «ИсТОК»
Исследуем
Трудолюбиво,
Организованно,
Креативно.
Слайд 6НОУ «ИсТОК» МБОУ-лицея г.Алейска
«Научное общество учреждения (НОУ) ― это обязательный институт
надпредметной образовательной и воспитательной работы МБОУ лицея города Алейска, включающий в себя учащихся, которые стремятся повышать свой интеллектуальный потенциал, расширять свой научный кругозор, получать и совершенствовать навыки проектной и научно-исследовательской работы под руководством педагогов лицея и педагогов высших учебных заведений.»
(Из Положения о научном обществе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ― лицея города Алейска)
Слайд 7Из Устава Научного Общества Учащихся «ИсТОК»
МБОУ – лицея г. Алейска
Принципами устройства
НОУ являются демократичность, поощрение инициативы, креативность и верность лицейским традициям.
Девиз НОУ: «Не доволен – отвергай. Отвергаешь – предлагай. Предлагаешь – делай. Берись за дело смело»
Слайд 8Задачи НОУ «ИсТОК»
- Научное общество реализует надпредметную часть образовательной программы МБОУ-
лицея города Алейска;
- создает условия для реализации проектной и исследовательской деятельности учащихся;
- организует деятельность педагогов по формированию у учащихся комплекса межпредметных компетенций, реализация которых приводит к проектной и исследовательской деятельности;
- ориентирует учащихся на практическое значение образования и любых форм познавательной деятельности, а также профессионально ориентирует учащихся;
Результатом деятельности НОУ является вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, представление проектов и исследовательских работ на лицейские, муниципальные и региональные научно-практические конференции учащихся и на иные формы конкурсов, формирование портфолио учащихся.
(Из Положения о научном обществе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ― лицея города Алейска)
Слайд 9Задачи НОУ «ИсТОК»
Воспитать интерес к познаванию мира, к углубленному изучению дисциплин;
Помочь
приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;
Развивать навыки научно-исследовательской работы, умение самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
Овладевать правилами общения с необходимыми для исследовательской работы приборами, оборудованием;
Развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;
Пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;
Формировать единое школьное научное сообщество со своими традициями;
Осуществлять научно-информационное обеспечение отдельных исследовательских работ членов НОУ н6а основе соглашения с различными учреждениях (ВУЗ, библиотека) по использованию их материально-технической базы
(Из Устава Научного Общества Учащихся «ИсТОК»
МБОУ – лицея г. Алейска)
Слайд 10Из Анализа работы НОУ за 2015-2016 год
С целью вовлечения учащихся и
педагогов лицея в исследовательскую деятельность в течение года были проведены следующие мероприятия:
- Проведение классных часов « Как стать исследователем?» ( возможности сайта «Глобаллаб») в 3, 4, 6А, 7 А классах;
- Проведение анкетирования в 7-11 классах с целью определения области исследовательской или проектной деятельности учеников, анализ анкет, работа с учителями предметниками с целью организовать исследовательскую работу учащихся (анкетирование проведено членами НОУ);
- Проведена установочная конференция исследовательских работ с целью познакомить учащихся с жанрами научных работ, структурой и правилами оформления исследовательской работы;
- 15 марта Волковой Е. А., руководителем НОУ, проведено открытое занятие для учащихся и учителей по подготовке доклада к научно-практической конференции.
- В результате в 1-ой «Ярмарке проектов» в первом полугодии для начальной школы приняло участие 13 учащихся 1-4 классов
Вторая «Ярмарка проектов» была проведена в апреле-мае по трём возрастным группам: 1-2 классы (5 докладчиков), 3-4 классы (6 докладчиков); 5-6 классы (11 докладчиков). Учащихся начальных классов заинтересовали разные темы: создание аквариума и мыльные пузыри, удивительные растения, животные и необыкновенные люди, дети пытались представить дома будущего и транспорт будущего, заинтересовались созданием мультфильма и пользой напитков, изучили историю школьной формы. «Ярмарки проектов», являющиеся новым проектом НОУ «ИсТОК», стали площадкой для научного общения юных лицеистов, создали условия для развития творческих способностей детей, для активного участия большого количества детей в качестве организаторов и исследователей, докладчиков и членов жюри. Имел место также случай научного руководства работой учащихся младших классов учащимся 11 класса …
Слайд 11Из Анализа работы НОУ за 2015-2016 год
«…в работе с одарёнными детьми
через организацию деятельности Научного общества учащихся «Исток» в 2015-2016 была продолжена работа над задачами перспективного уровня, были достигнуты поставленные задачи ближайшего уровня. Но возник ряд проблем, требующих дальнейшего решения: расширение возможностей учащихся лицея для осуществления исследовательской деятельности, организация поездок лицеистов на конференции, конкурсы, экскурсии, организация среды, стимулирующей педагогов к исследовательской деятельности, расширение взаимодействия с научными обществами учащихся города, района, округа, края.»
Слайд 12Планирование работы НОУ «ИсТОК» на 2016-2017 учебный год
Сентябрь
Октябрь
Слайд 13Планирование работы НОУ «ИсТОК» на 2016-2017 учебный год
ноябрь
Декабрь-январь
Слайд 14Планирование работы НОУ «ИсТОК» на 2016-2017 учебный год
Февраль-март
Апрель-май
Слайд 15Анализ и коррекция деятельности НОУ «ИсТОК» психологом лицея
Диагностика интеллектуальных и творческих
способностей: Усложненные матрицы Равена (невербальный интеллект, 36 матриц, нормативные показатели); Тест Амтхауэра (вербальный интеллект); Тест вербальной креативности Гилфорда (адаптация Щеблановой Е.И., Авериной И.С.); Опросник креативности Джонсона, Методика «Точки» Я. А. Пономарева; Методика ШТУР (школьный тест умственного развития) и др.
Диагностика показателей мотивационно-личностного развития: Анкета «Познавательная активность» (разработана, стандартизирована и валидизирована Щеблановой Е.И.); Анкета «Исследовательская позиция» (разработана, стандартизирована и валидизирована Шумаковой Н.Б.); «Экспертное оценивание исследовательской позиции» (Шумакова Н.Б.); Опросник «Психологические механизмы самостоятельности» (параллельный опросник для руководителей ИД и учащихся, модификация опросника А.К.Осницкого); Опросник ОСД – «Саморегуляция» (опросник для учащихся, модификация опросника А.К.Осницкого, выполненная Шумаковой Н.Б., Щеблановой Е.И.); Опросник самоэффективности; Форма «Оценка проектно-исследовательской работы» – ФОПИР (самооценка, рефлексия исследовательской деятельности учащимся; адаптация методики Д.Треффингер); Опросник эмоционального отношения к исследовательской деятельности учащихся средних и старших классов (модификация опросника А.Андреевой), Методика выявления мотивационной структуры деятельности (МСД) (В. Хеннинга в модификации Лишина О. В.), Опросник по тревожности и самооценке (А.Андреева), Методика выявления ценностных ориентаций М. Рокича, Методика «Линия жизни» (модификации методики А.Кроника); Идентичность (Кто Я? Кто мы?) М. Куна и Т. Макпортленда; Проективные методики и др.