Слайд 1Аттестационная работа
На тему: Методическая разработка
учебно-тематической экскурсии-занятия
«Естественно-научный эксперимент»
Слушателя курсов повышения квалификации
по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Кулаковой Елены Владимировны
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 10
г. Калининграда
Слайд 2Характеристика образовательного учреждения
МБОУ СОШ № 10 г. Калининграда — единственная в
области школа - участник международного проекта Ассоциированных школ UNESCO (UNESCO ASSOCIATED SCHOOLS PROJECT). Это звание было получено по результатам Всероссийского конкурса Министерства образования РФ в 1996 году.
Школа № 10 одна из немногих в Калининграде, где реализуется программа Кадетского дипломатического образования.
В 2013 и 2014 гг. МБОУ СОШ №10 внесена в Национальный Реестр России «Лучшая школа России» и «Ведущие образовательные учреждения России».
В 2014 году МБОУ СОШ №10 была награждена Дипломом Министерства образования Калининградской области и Сертификатом Международной Экологической организации «Eko-School» «За особые заслуги в области экологического образования и воспитания».
Слайд 3Характеристика занятия
Учебно–тематическая экскурсия-занятие «Естественно – научный эксперимент» предназначена для учащихся 7-11
классов, желающих приобрести опыт самостоятельного проведения экспериментов по физике, химии.
Проводится в рамках межсетевого взаимодействия кафедры естественно-научного цикла МБОУ СОШ №10 г.Калининграда и центром «Эксперимент» (республика Польша).
Слайд 4Характеристика занятия
Занятие построено с опорой на знания и умения учащихся, приобретённые
при изучении физики в 7, 8-м классах, химии в 8-м классе, а также расширение знаний по данной теме, которое пригодится при дальнейшем изучении курса химии и физики. Занятие предметно-ориентированное, прикладное, углубляет и систематизирует знания учащихся о способах измерения физических величин, способствует развитию умения
анализировать результаты физических опытов и наблюдений, создает предпосылки для становления и развития у школьников исследовательской компетенции, которая расценивается как важнейшая способность человека к познанию.
Слайд 5Характеристика занятия
Экспериментальные задания содержат рекомендации по методике их проведения, представлены инструкции
подсказки для их выполнения, даны пояснения к ним. Некоторые из них рекомендуется выполнять несколькими способами с использованием разного оборудования. В работе со школьниками на первое место выходит самостоятельная
деятельность учащихся, применение ими исследовательских методов, развитие навыков поэтапного выполнения задания, проектная деятельность. Актуальным является повышение интереса учащихся к экспериментированию.
Слайд 6Цели занятия
Развитие и активизация творческого мышления учащихся, овладение ими научных методов
познания природы через систему творческих заданий, проблемный эксперимент, проведение наблюдений естественнонаучного содержания.
Глубокое понимание учащимися физических явлений; умение применять научные методы исследования; развитие научного стиля мышления; способность видеть и решать проблемы, планировать и оценивать свою деятельность и ее результаты.
Формирование целостного представления о физических величинах, различных системах единиц измерения.
Развитие навыков обработки и анализа результатов экспериментальной деятельности.
Слайд 7Цели занятия
Развитие способности к исследовательской деятельности через систему творческих заданий, проблемный
эксперимент, проведение наблюдений естественнонаучного содержания и активизация творческого мышления учащихся, овладение ими научных методов познания природы
Создание условий для развития одаренных учащихся.
Развитие интереса к самостоятельному наблюдению явлений.
Развитие воображения учащихся на основе метода моделирования физической ситуации.
Развитие внимания учащихся в процессе наблюдения за характером протекания физических явлений.
Слайд 8Задачи занятия
Познакомить с основными путями и методами применения знаний по физике
на практике.
Научить выполнять экспериментальные задания.
Углубить знания о методах расчета погрешностей измерения.
Познакомить с использованием измерительных приборов и применением их на практике.
Способствовать развитию умений наблюдать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать гипотезы, обосновывая их и проверяя на практике.
Слайд 9Задачи занятия
Систематизировать и обобщить знания учащихся об экспериментальном методе познания природы.
Развивать
критическое мышление при оценивании результатов проделанных экспериментов.
Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду и инициативу, расширять межпредметные связи между физикой и химией, математикой, помогать в выборе дальнейшего профиля обучения.
Формировать навыки работы в группе, руководить группой учащихся.
Слайд 10Требования к результату
Учащиеся должны уметь:
Самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность, владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности.
Организовывать и проводить экспериментально-исследователькую работу (выдвигать гипотезы, моделировать, осуществлять проверку, прогнозировать результат).
Самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения познавательных задач, осуществлять поиск информации, критически ее оценивать.
Слайд 11Ожидаемые результаты:
Результатом работы каждого учащегося или группы является:
разработка плана проведения
учебного эксперимента по одной из предложенных тем;
приобретение навыков в конструировании и налаживании простейших приборов и установок;
изучение различных видов измерений;
умение обрабатывать и анализировать полученные результаты;
умение применять полученные знания на практике, учащиеся будут иметь ряд подготовленных отчетов о проведенных физических наблюдениях и экспериментах.
Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся. Сплочение коллектива в процессе совместной работы.
Слайд 12Для приобретения необходимых навыков и умений предлагаются следующие темы для выполнения
экспериментальные работы:
Погрешности измерений физических величин.
Расчет погрешностей измерений физических величин
Расчет средней и мгновенной скорости
Изучение равноускоренного движения
Определение ускорения тела при равноускоренном движении.
Требования к отчету работы творческих групп
Слайд 13Для приобретения необходимых навыков и умений предлагаются следующие темы для выполнения
экспериментальные работы:
Измерение скорости внизу наклонной плоскости.
Измерение массы тел
Изучение второго закона Ньютона
Определение коэффициента трения скольжения.
Изучение движения тела, брошенного горизонтально.
Изучение движения тела по окружности под действием нескольких сил и т.д.
Требования к отчету работы творческих групп
Слайд 14Требования к отчету работы творческих групп
Отчет должен быть представлен в соответствии
со следующим планом:
Название эксперимента
Цели и задачи
Рабочая гипотеза
Результаты измерений
Выводы.
Отчет оформляется в виде PowerPoint презентации.
Защита проводится одним или несколькими участниками творческой группы.
Слайд 15Литература
В.А.Буров, С.Ф.Кабанов, В.И.Свиридов. “Фронтальные экспериментальные задания по физике”. – М: Просвещение,
1988.
Варламов С. Д., Зильберман А. Р., Зинковский В. И. Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах.— М.: МЦНМО, 2013.
Демкович В.П. Измерения в курсе физики средней школы. - М.: Просвещение, 1970.
Демонстрационный эксперимент по химии в средней школе./Под ред. А. А. Покровского. Ч. 1.- М.:Просвещение, 1978.
Довнар Э.А., Курочкин Ю.А., Сидорович П.Н. Экспериментальные олимпиадные задачи по физике. М. «Наука», 1981.
Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. – М., 2001.
Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М. «Наука», 1974.
Спиридонов О.П. Фундаментальные физические постоянные. – М., 1991.
Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе. – М., 1988.
Хорошавин С..А. Демонстрационный эксперимент по физике в классах с углубленным изучением предмета. Ч. 2. – М., 2014.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2010 г.