Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Шарина Елена Евгеньевна
МБОУ Перхушковская ООШ. Одинцовский р-н
На тему:
Образовательная программа внеурочной деятельности в начальной школе
Слайд 2Краткая характеристика МБОУ Перхушковская ООШ
Полное наименование Учреждения — Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Перхушковская основная общеобразовательная школа.
Адрес, место расположения объекта: Московская область, Одинцовский район, с. Перхушково, д.2 -б.
Бюджетное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ, включающих в себя две ступени:
- первая ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);
- вторая ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет).
Форма обучения - очная.
Обучение и воспитание в Бюджетном учреждении ведутся на русском языке.
Слайд 3Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся МБОУ Перхушковской ООШ обеспечивает требования
Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, является средством реализации задач по формированию основных универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Программа направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий, основ культуры исследовательской и проектной деятельности, предусматривает выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение личностно и социально-значимой проблемы.
Слайд 4Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для
организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Слайд 5Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи
программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Слайд 6В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение Стандартом придаётся
проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных
связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для
решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя — из
простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с
обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Общая характеристика программы
Слайд 7Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников
умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Слайд 8Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение
внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Слайд 9Основные методы и технологии
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа,
эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Слайд 10Рабочая программа включает три раздела:
1. Основные понятия. (1 час)
2.
Подготовка к выполнению проекта (исследования). (14 часов)
3. Практическая часть. (19 часов)
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.
Слайд 11Предметным УУД:
Учащиеся научатся владеть основными понятиями курса.
Личностным УУД:
1.
Свободного выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
2. Мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
3. Заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;
4. Следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
Слайд 12Метапредметным УУД:
1. планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели,
методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
2. выявлять и формулировать проблему;
3. планировать этапы выполнения работ;
4. выбирать средства реализации замысла, работать с разными источниками информации;
6. обрабатывать информацию, структурировать материал;
8. контролировать ход и результаты выполнения проекта;
9. представлять результаты выполненного проекта
10. выдвигать гипотезу, находить доказательства
12. формулировать вытекающие из исследования выводы;
13. осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;
14. самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
Слайд 13Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
–
иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Слайд 14Предполагаемые результаты реализации программы
• простимулируется исследовательское творчество детей у 100%
с привлечением родителей;
• обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
• продемонстрируют результаты на мини-конференциях, семинарах не менее 50%;
• включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;
• создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
• сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
• активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.