Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
_______Артамоновой Елены Владимировны____
Фамилия, имя, отчество
_________МОАУ «Гимназия №2» г. Оренбург______________
Образовательное учреждение, район
На тему:
Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности учащихся»
Слайд 2
Аттестационная работа представляет собой разработку элективного курса по подготовке к исследовательской
деятельности обучающихся.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2» находится в историческом центре города Оренбурга, который включает в себя музеи, библиотеки, театры, архив, компьютерные центры, центр детского юношеского творчества, образовательные учреждения высшей и средней профессиональной подготовки, спортивные центры и учреждения, что позволяет использовать потенциал указанных учреждений в образовательном процессе для развития и социализации личности гимназиста.
Слайд 3
В МОАУ «Гимназия №2» создано научное общество учащихся МАГНИ.
Задачи МАГНИ:
Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
- Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
- Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
- Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
- Формирование информационной культуры учащихся.
Слайд 4Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности учащихся»
Цель программы: оказать методическую поддержку
учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.
Структура программы.
Во «Введении» рассматриваются основные виды исследовательских работ.
Вторая часть курса «Методология научного творчества» является исходной теоретической базой для последующей работы. Она включает изучение основных понятий научно-исследовательской работы, общей схемы научного исследования, методов научного познания, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации.
Слайд 5
В третьей части рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования:
• выбор
темы;
• составление плана исследовательской деятельности;
• изучение литературы по избранной теме;
• работа с понятийным аппаратом;
• опытно-экспериментальная деятельность.
Четвертая часть курса посвящена оформлению исследовательской работы.
В заключительной части содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской работы в ходе процедуры ее защиты.
Слайд 6
Программа предполагает как теоретические, так и практические занятия.
В процессе обучения используются
следующие методы: объяснительно-иллюстративный, деятельностный, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм работы обучающихся.
Фронтальная форма предусматривает подачу материала всему коллективу учеников.
Слайд 7
Индивидуальная форма предполагает самостоятельную исследовательскую работу обучающихся. В программе приоритетное место
отводится индивидуальной работе. Групповая работа позволяет ориентировать учеников на создание так называемых «творческих» пар или подгрупп с учетом их возраста и опыта исследовательской деятельности.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное исследование, защита исследования.
Слайд 8
Итоговый контроль может осуществляться в следующих формах: защита исследовательской работы на
школьной научно-практической конференции; выступление на городской научно-практической конференции.
Данная программа предназначена для учащихся 8-10-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Границы возраста объясняются трудоемкостью выполнения исследовательских работ, а также необходимостью начальной теоретической подготовки. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей.
Слайд 9
Организация научно-исследовательской работы на базе гимназии способствует решению задач не только
интеллектуального, но и личного развития всех участников образовательного процесса.
Для обучающихся – это развитие творческих и исследовательских способностей, навыков самостоятельной работы, работы в группе и в команде, развитие навыков устной речи, приобретение навыков публичных выступлений и т.д.
Для учителей организация научно-исследовательской работы помогает раскрыть творческие, организаторские, лидерские способности ребенка, апробировать инновационные технологии, обобщить опыт работы через СМИ, углубиться в исследуемую проблему;
Слайд 10
Для родителей – это организация свободного времени детей, улучшение результатов их
учебы возможность активного участия в школьной жизни;
Таким образом, образовательное учреждение получает возможность формировать развивающую среду обучения и общения для всех участников образовательного процесса, вести инновационную деятельность, формировать социальное партнерство.