Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Антоновой Ирины Павловны
Фамилия, имя, отчество
МБОУ СОШ №8 г.Уссурийска Приморского края
Образовательное учреждение, район
На тему:
Методическая разработка «Организация исследовательская деятельности школьников»
Слайд 2Краткая характеристика жанра работы
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое
место занимает учебная исследовательская деятельность, которая ставит учащихся в позицию исследователя. Данная методическая разработка позволяет учителю использовать исследовательскую работу в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения, поскольку именно этот вид деятельности является в настоящее время актуальным . Исследовательская деятельность определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности, с особенностями образовательных потребностей и запросов родителей обучающихся.
Слайд 3Краткая характеристика МБОУ СОШ№8 г. Уссурийска
Школа основана в 1951 году как
неполная средняя и размещена в типовом здании, рассчитанном на 450 мест (общей площадью 1187 кв. м.). Датой открытия семилетней школы № 8 считается 9 ноября 1951г. (Приказ № 158 от 14.11.1951г. по Ворошиловскому гороно (ныне Уссурийск)
Тип муниципального учреждения - бюджетное.
Тип образовательного Учреждения - общеобразовательное.
Вид общеобразовательного Учреждения - средняя общеобразовательная школа.
Место нахождения Учреждения: 692502, Российская Федерация, Приморский край, г.Уссурийск, ул.Владивостокское шоссе, 8.
Слайд 4Объект исследования: процесс формирования интереса к исследовательской деятельности у школьников и навыков
проведения исследований.
Предмет исследования: условия формирования исследовательских умений и навыков проведения исследования у школьников.
Педагогическая цель: сформировать интерес к исследованиям , повысить уровень знаний обучающихся и их родителей посредством организации исследовательской деятельности, развивать креативность, способность к самопознанию и самооценке.
Гипотеза: предполагается, что если у школьника будут сформированы исследовательские умения, то это поможет успешнее обучаться, показать личностные и метапредметные результаты в процессе исследования, обеспечит готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Слайд 5Цель и задачи работы:
Цель работы: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала школьников через развитие
и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи:
обучать школьников проведению учебных исследований;
познакомить с этапами написания исследовательских работ;
развивать творческую исследовательскую активность;
стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам,
сформировать навыки самостоятельного добывания знаний.
Слайд 6
Место и практическая значимость работы
Курс связан со многими школьными дисциплинами, в
частности с химией и биологией.
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
- расширяется кругозор в предметных областях;
повышается способность к саморазвитию, к самоанализу,
самоорганизации;
происходит непроизвольное запоминание учебного
материала;
- наилучшим образом развиваются творческие способности;
- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
Слайд 7Актуальность работы
ФГОС нового поколения требует использования в
образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Методическая разработка по организации исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы в образовании.
Слайд 8Формы исследовательской деятельности
1.Элементы исследования в рамках учебных предметов;
2.Группы дополнительного образования;
3.Экскурсии;
4.
Походы;
5. Туристические поездки с целью сбора информации;
6. Участие в классных и школьных конференциях;
7. Беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа.
8. Участие в конкурсах различного уровня (муниципальном, международном, всероссийском)
Слайд 9Планируемые результаты
1.Положительное отношение к исследовательской деятельности и способность к
самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
2. Понимание учебной задачи; определение своих действия; осуществление этапов исследования, пошагового и итогового контроля за своими действиями.
Слайд 10 Планируемые результаты
3. Формулирование собственного мнения и позиции; овладение
монологической и диалогической формами речи, умение договариваться, приходить к общему решению.
4. Осуществление поиска нужной информации для выполнения учебного исследования; овладение основами смыслового чтения текста; умение анализировать объекты, выделять главное; планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать и защищать свою творческую работу.
Слайд 11Этапы выполнения исследовательской работы
І этап. Подготовка к исследовательской работе
1. Найти
проблему – то, хочешь изучить , исследовать.
2. Определить тему исследовательской работы.
3. Описать актуальность исследовательской работы.
4. Сформулировать цель и задачи, определить этапы исследовательской работы.
5. Выбрать оптимальный вариант решения проблемы.
6. Составить вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.
Слайд 12ІІ этап. Планирование исследовательской работы. 1.Определить, где планируется искать и найти
информацию.
2. Определиться со способами сбора и анализа информации
3. Выбрать способ представления результатов работы, т.е. форму отчета.
4. Установить критерии оценки хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы.
5. Распределить задачи и обязанности между учащимися в группе.
ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собрать необходимую информацию для проведения исследования, провести расчеты, замеры, подобрать качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента.
2. Провести то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, всю необходимую работу.
Слайд 13 ІV этап. Выводы
1. Провести анализ информации, полученной в ходе
исследовательской работы;
2. Дать экономико-экологическое обоснование исследования.
3. Сформулировать выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).
V этап. Отчет и защита работы
1. Оформить и подготовить представление результатов своей работы: защиту в виде устного отчета, устный отчет с демонстрацией, письменный отчет и презентацию;
2. Провести защиту своей исследовательской работы и принять участие в обсуждении, давать четкие ответы на возникшие вопросы.
VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствовать в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.
Слайд 14Методы диагностики образовательного результата
Проверка полученных результатов осуществляется с помощью наблюдений за
учащимися, анкетирования. Тестирования, с помощью разработанных методик.
Итогом исследовательской работы школьников является выступление на школьной конференции.
Слайд 15Перспективы развития исследовательской/проектной деятельности в учреждении и профессиональной деятельности автора.
В нашей школе дети обучаются исследовательской и проектной деятельности с 2003 года и принимают участие в научно-практических конференциях на базе ДВФУ. Но в школе нет четкой программы исследовательской и проектной деятельности. Я планирую создать программу исследовательской и проектной деятельности и продолжать участвовать в конкурсах по проектной и исследовательской деятельности разного уровня. Собираюсь выступить на ШМО естествознания и педсовете по данной теме.
Слайд 16Используемые источники
http://fotto.ru/tag/kartinki_himiya/ikjv
http://fotto.ru/tag/kartinki_himiya/1
http://fotto.ru/tag/kartinki_himiya/ikge
http://fotto.ru/tag/kartinki_himiya/iknv
http://fotto.ru/tag/kartinki_himiya/ikzq
http://fotto.ru/tag/kartinki_himiya/ikns
http://profesorjrc.es/images/quimica.jpg