Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881-1925). Очерк жизни и творчества презентация

Содержание

О появлении на свет «Еще за пятнадцать минут до рождения я не знал, что появлюсь на белый свет. Это само по себе пустячное указание я делаю лишь потому, что желаю

Слайд 1
Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881-1925).
Очерк жизни и творчества


Слайд 2О появлении на свет
«Еще за пятнадцать минут до рождения я

не знал, что появлюсь на белый свет. Это само по себе пустячное указание я делаю лишь потому, что желаю опередить на четверть часа всех других замечательных людей, жизнь которых с утомительным однообразием описывалась непременно с момента рождения», -



так в 1910 году в сборнике «Весёлые устрицы» начал изложение своей биографии Аркадий Аверченко.


Слайд 3О детстве писателя
Родился 15 марта (27 н.с.) 1880 г. в Севастополе

в семье купца небогатого купца Тимофея Петровича Аверченко и Сусанны Павловны Софроновой, дочери отставного солдата с Полтавщины.
Получил домашнее воспитание, так как из-за плохого зрения и слабого здоровья не мог учиться в гимназии. Очень много и без разбора читал.


Слайд 4О детстве писателя
Материальное благополучие не грозило семье будущего писателя.       Незадачливый предприниматель Аверченко-старший

не обращал на сына никакого внимания, так как — по свидетельству последнего — по горло был занят своими собственными хлопотами и планами: каким бы образом поскорее разориться?
  «Это было мечтой его жизни, и нужно отдать ему полную справедливость — добрый старик достиг своих стремлений самым добросовестным способом. Он это делал при соучастии целой плеяды воров, которые обворовывали его магазин, покупателей, которые брали исключительно и планомерно в долг, и — пожаров, испепелявших те из отцовских товаров, которые не были растащены ворами и покупателями». 

Слайд 5Аверченко-подросток
В пятнадцать лет поступил на работу младшим писцом в транспортную контору.


Через год уехал из Севастополя и стал работать конторщиком на Брянском угольном руднике, где прослужил три года.
В 1900 г. переехал в Харьков.



Слайд 6Аверченко-подросток
«Работа на руднике была для меня наименее подходящей, — вспоминал Аверченко

впоследствии, — и потому, вероятно, я и очутился там по совету своего опытного в житейских передрягах отца...       Это был самый грязный и глухой рудник в свете. Между осенью и другими временами года разница заключалась лишь в том, что осенью грязь там была выше колен, а в другое время — ниже». 



Слайд 7В 1903 г. в харьковской газете "Южный край" был опубликован первый

рассказ Аверченко «Как мне пришлось застраховать жизнь».
В 1906 г. становится редактором сатирического журнала «Штык». После закрытия этого журнала возглавляет следующий - "Меч", - тоже вскоре закрытый.

Начало литературной деятельности


Слайд 8В 1907 переезжает в Петербург и сотрудничает в сатирическом журнале "Стрекоза",

позднее преобразованном в "Сатирикон". Затем становится постоянным редактором этого популярного издания.

Слайд 9«Сатирикон»
Карикатуры из журнала «Сатирикон»
Обложка журнала 1908 г.


Слайд 10О творческой манере писателя
Действие сатирических рассказов и сценок Аверченко чаще

всего происходит в сфере будничной жизни большого города. В них критикуются общечеловеческие слабости, гораздо менее - политические условия. Аверченко повествует о "быте", который заслонил собой "событие" - только что отгремевшую революцию 1905-1907 гг. Его герой - российский обыватель, стремящийся избежать потрясений революции.


Слайд 11Юмор писателя
Аверченко часто пользуется фантастикой, доводя комизм ситуации до абсурда. Но

в основе самых нелепых и смешных ситуаций у него всегда лежит абсурдная в своей нелепости российская действительность периода реакции.


Слайд 12 Свой задорный "краснощёкий" юмор Аверченко предлагает читателю как лекарство от тоски

и уныния. Идеал писателя - любовь к жизни во всех ее проявлениях, основанная на "простом здравом смысле".



Слайд 13Сатирики из журнала "Новый Сатирикон" Аркадий Аверченко, Владимир Азов, Аркадий Бухов

и Исидор Гуревич предложили свой вариант толкования слов, пародийный, и, надо признать, создали своего рода энциклопедию остроумия.

Слайд 14АДЪЮТАНТ (франц.) - прощальное приветствие. В переводе - прощай, тетка.

ДЕНЬГИ

- непереводимое. Особенно у богатых.
ДИАБЕТ - небольшой сахарный завод на одну персону.
ДОМОСТРОЙ - старинное руководство для архитекторов.

ЛОНДОН - проехав Северное море до устья реки Темзы,
взять вправо. НАИВНОСТЬ - парадный мундир глупости.
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - наследство, которое нельзя спустить.

Слайд 15 Перед нами не просто исполинский капустник длиной во всю человеческую

историю, а еще и почти единственный у нас образец черного юмора – особенно черного, если вспомнить, какое у этой «Истории» (и просто истории) в XX веке было продолжение. Книга, созданная великими сатириками своего времени – Тэффи, Аверченко, Дымовым и О. Л. д'Ором, – не переиздавалась три четверти века, а теперь изучается в начальной школе на уроках внеклассного чтения. То, что веселило искушенных интеллигентов начала XX века, осталось таким же смешным (но и познавательным) и в начале XXI века.

В 1910 г. Аркадием Аверченко написана «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом».


Слайд 16В 1910 выходят три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей

России: "Веселые устрицы", "Рассказы (юмористические)", «Зайчики на стене».
"...их автору суждено стать русским Твеном...", - проницательно заметил В. Полонский.

Слайд 17«Король смеха»
Вышедшие в 1912 книги
"Круги по воде" и "Рассказы для

выздоравливающих" утвердили за автором звание
"короля смеха".

Слайд 18
Февральскую революцию Аверченко встретил восторженно, но Октябрьскую - не принял. Осенью

1918 уезжает на юг, сотрудничает в газетах "Приазовский край" и "Юг", выступает с чтением своих рассказов, заведует литературной частью в "Доме Артиста". В это же время пишет пьесы "Лекарство от глупости" и "Игра со смертью", а в апреле 1920 организует свой театр "Гнездо перелетных птиц".

Слайд 19Сам Аверченко заявлял, что его юмор - беспартийный, но Советская власть

с этим категорически не согласилась. И закрыла «Новый сатирикон». Аркадий Тимофеевич, не дожидаясь дальнейший событий при объявленном «красном терроре», спешно оставил Петроград. Странствуя, к апрелю 1919 г. добрался до Севастополя. По дороге писал новые рассказы, читал их со сцены, сотрудничал с театрами.

Слайд 20Эмиграция
С 1922 г. жил в Праге, совершая кратковременные поездки в Берлин,

Польшу, Румынию, Прибалтику.
Написал сборник памфлетов "Дюжина ножей в спину революции" Зарисовки эмигрантского быта окрашены горькой иронией, светлый юмор заменяется желчным сарказмом.

Слайд 21«Союз русских писателей и журналистов», созданный в Праге в 1922 году,

объединял более сотни членов. Среди знаменитостей, кроме Марины Цветаевой, были Аркадий Аверченко, Василий Немирович-Данченко, Евгений Чириков.
Прославленный редактор "Сатирикона" и "Нового Сатирикона" предпочел Прагу, опасаясь, что в неславянской стране не сохранится как русский писатель. Веселое остроумное перо Аверченко и в самом деле легко преодолело языковую границу: на чешский его много переводили и щедро печатали.

Слайд 22 В 1924 г. Аверченко переносит операцию по удалению глаза, после которой

долго не может оправиться; вскоре резко прогрессирует болезнь сердца.
Скончался в Пражской городской больнице 22 января (3 марта н.с.) 1925 г. Похоронен в Праге на Ольшанском кладбище.

Слайд 24В 1921 г. в Париже вышел сборник «Дюжина ножей в спину

революции».
Известно, что вождь пролетарской революции В.Ульянов (Ленин), отозвался об этом издании как о «высокоталантливой книжке ... озлобленного до умопомрачения белогвардейца».
Ильич вообще считал Аверченко врагом не слабее Колчака и Деникина, может, потому и назвал его белогвардейцем.
Ведь уже в предисловии автор заявляет: «...Не будем обманывать и себя и других; революция уже кончилась, и кончилась она давно! Начало ее - светлое, очищающее пламя, средина - зловонный дым и копоть, конец - холодные обгорелые головешки. Разве мы сейчас не бродим среди давно потухших головешек - без крова и пищи, с глухой досадой и пустотой в душе...»

Слайд 25«Дюжина ножей в спину революции»
Вопросы
Как вы понимаете название сборника?
Как автор

разъясняет общий смысл и идейно-художественную направленность своего сборника?
Согласны ли вы с авторской позицией по отношению к революции?
В идейно-композиционной структуре сборника особую прием контраста. Как вы считаете почему? С какой целью автор его использует?
Какой рассказ произвел наибольшее впечатление? Почему?

Слайд 26Анализ рассказа
А. Аверченко
«Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина»


Слайд 27Сатира (лат. satira) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение

явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории и др.

Ю́мор — деятельность человека, направленная на вызывание смеха у окружающих. В более широком понимании — любые жизненные явления, ситуации, а также любые мысли, фантазии, идеи и т. п., способные вызвать эти эмоции.

Абсу́рд (от лат. absurdus, «нестройный, нелепый»;«исходящий от глухого») — нечто нелогичное, нелепое, противоречащее здравому смыслу.


Слайд 28Сарказм — это жёсткая насмешка, которая может открываться позитивным суждением, но

в целом всегда содержит негативную окраску и указывает на недостаток человека, предмета или явления, то есть того, в отношении чего происходит.


Иро́ния (от др.-греч. εἰρωνεία — «притворство») — троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

Гротеск (фр. grotesque, буквально — «причудливый»; «комичный») — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры.


Слайд 29- На сколько частей делится рассказ «Черты из жизни Пантелея Грымзина»?


- Запишите, какой период времени охватывает в своём рассказе Аверченко.

- Какой политический режим существовал в России во времена описываемых Аверченко событий?

- Назовите героев и персонажей рассказа.

Анализ рассказа
А. Аверченко
«Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина»

- Обратите внимание на фамилию главного героя. Что она обозначает? Как называется такой приём в литературе?


Слайд 30Фамилия главного героя – Грымзин.
В словарях мы находим следующее определение

этому слову:

Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова:
ГРЫМЗА, грымзы, ж. (просторечн. бран. ). Старый ворчун, ворчунья.
Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой:
Грымза - м. и ж. разг.-сниж. Старый и ворчливый человек. 
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля:
ГРЫМЗА об. моск. симб. бранное старый хрыч, дрянной старичишка; старая карга; брюзгач, воркун.

Такой приём называется – использование говорящей фамилии.


Слайд 31- Почему Пантелей «саркастически» спрашивает у сапожника о кресте? Какова символика

креста в мировой литературе и культуре?

Слайд 32- Выпишите из каждой части рассказа всё, что покупает сам Грымзин,

и то, к чему, как ему кажется, имеют доступ богачи. Что вы заметили? Сделайте вывод.

1-я часть:
Грымзин: « … полфунта ветчины, коробочку шпрот, булку французскую, полбутылки водки, бутылку пива и десяток папирос»
Богачи: « … пьют шампанское, ликеры, едят рябчиков и ананасы»
2-я часть:
Грымзин: «Купил фунт полубелого хлеба, бутылку ситро»
Богач: «… ест нежную розовую ветчину, объедается шпротами и белыми булками, заливает себе горло настоящей водкой, пенистым пивом, курит папиросы»


Слайд 33То, что в одну эпоху являлось доступным простому человеку из рабочего

класса, то в другую эпохи оказывается предметом роскоши, недоступным и запретным. Мир переворачивается. Происходит смешение, казалось бы, несовместимых вещей. Такой приём называется гротеск.

Слайд 34- Выпишите из текста цитату, которая, на ваш взгляд, наиболее точно

определяет основную мысль рассказа.

«Почему одним всё, другим – ничего?..»


Слайд 35Особенности творческой манеры Аверченко
Аверченко проводит параллели между царской Россией, в которой

он родился, и Советской властью, в эпоху которой ему довелось жить. Принцип мироустройства, как мы видим, по Аверченко, не меняется. Существуют определённые классы людей, занимающие свою нишу в обществе: это богатые и бедные. Поэтому мысль о равенстве всех людей, распространённая среди советских идеологов, кажется утопической. Это недостижимый идеал.
С помощью приёмов комического Аверченко показывает «изнанку» жизни. Весь рассказ построен на внутреннем монологе героя. Много повторов, деталей, глаголов (придаёт действию динамизм), что также является отличительной чертой творческой манеры писателя.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика