Слайд 1Андрагогика – теоретическая основа методической работы
Е.В. Василевская,
к.п.н., доцент кафедры образования взрослых
АПК и ППРО
Слайд 2Понятие «андрагогика» - 1833 г. (Капп А., немец. историк педагогики)
андрос
– мужчина, человек
агогейн – вести
Ведение взрослого человека (о ведении с помощью образования)
Андрагогику рассматривают с разных позиций, как:
- область научного знания;
- сферу социальной практики;
- учебную дисциплину
Слайд 3Междисциплинарный характер андрагогики
Взаимосвязь андрагогики, педагогики и теории образования взрослых.
Педагогика – становление
человека в педагогической реальности
Теория образования взрослых – система образования взрослых как социокультурный институт
Андрагогика – теория и методика обучения взрослых людей в контексте непрерывного образования
Слайд 4Педагогика
Искусство и наука обучения детей
Андрагогика
Искусство и наука помощи взрослым в обучении
Слайд 5Умение учить других помогает управлять людьми
Оценка решенной задачи
Понимание предмета своей деятельности
Понимание
технологии
Слайд 6Педагогика
Андрагогика
Незначительный
Ученики –
богатый источник
обучения
Задачи
развития
общественных
ролей
Биологическое
развитие,
социальное
давление
Отсроченное
применение
Немедленность
применения
Центр на предмете
Центр на проблеме
Слайд 8Особенности взрослого учащегося
Взрослые ученики более целенаправленны.
У взрослых имеется прошлый учебный опыт,
т.е. имеют тенденцию связывать то, чему их учат, с тем, что они уже знают.
Взрослые принимают активное участие в учебном процессе
У взрослых имеются мнения о том, чему их учат.
Андрагогика ориентирована не на
догматическое, а на критическое и
творческое восприятие, на сотворчество с
теми, кто вступает с ней в диалог.
Слайд 9 К особенностям взрослых учащихся относятся и следующие:
потребность в обосновании
(смысле);
потребность в самостоятельности;
жизненный опыт;
назревшая необходимость;
практическая направленность.
Слайд 10Одной из причин кризисных явлений и проблем, с которыми человечество
столкнулось в третьем тысячелетии, является кризис компетентности современных людей.
Образование взрослых является ключевым звеном развития всего образования в России.
Образование взрослых – это сфера образовательных услуг
Слайд 11Обучение взрослых в системе непрерывного образования
Идея непрерывности образования появилась в истории
культуры в эпоху Платона и Аристотеля; теоретически обоснована Я.А. Коменским; в полной мере общество приступило к осмыслению и воплощению этой идеи на практике в последней трети XX века.
Слайд 12Функции
непрерывного образования
Развивающая (удовлетворение потребностей творческого роста);
Компенсирующая (восполнение пробелов в базовом
образовании);
Адаптивная (оперативная подготовка и переподготовка в условиях изменяющейся ситуации в системе образования);
Интегрирующая в незнакомый и культурный контекст;
Ресоциализация (повторная социализация)
Слайд 13Содержание
непрерывного образования
Выделяются три смысловые области обучения:
обучение грамотности – в широком смысле,
включая компьютерную, функциональную, социальную и др.;
профессиональное обучение – профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации;
общекультурное обучение – дополнительное образование, не связанное с трудовой деятельностью
Слайд 14Методы профессионального обучения
Инструктаж
Ученичество и наставничество ("коучинг")
Лекция
Рассмотрение практических ситуаций (кейсов)
Деловые игры
Самостоятельное обучение
Обучение с использованием ИКТ
Слайд 15Три ступени обучения
слушать
видеть
делать
«Услышу и забуду,
увижу и запомню,
сделаю и пойму»
Слайд 17
Пирамида обучения
Лекции — 5%
Чтение — 10%
Видео- и аудиоматериалы — 20%
Демонстрация —
30%
Дискуссионные группы — 50%
Практические действия — 75%
Обучение других, безотлагательное применение знаний — 90%
Слайд 18Стадии процесса усвоения
Осознание
Интерес
Оценка
Испытание
Усвоение или отвержение
Слайд 19Циклы обучения
Мотивация
Информация
Обработка
Выводы
Применение
Обратная связь
Слайд 20Обучение - процесс, состоящий из четырех стадий
Знать (что)
Знать (как)
Знать (почему)
Интересоваться (почему)
Слайд 21Стиль обучения
Деятель - «Все в жизни нужно попробовать».
Наблюдатель - «Сначала я
должен это обдумать».
Прагматик - «Посмотрим, как это согласуется с...»
Теоретик - «Должен существовать способ получше».
Слайд 22Специфика обучения
взрослого человека
Необходимость постоянного обновления ЗУН, приобретение дополнительного образовательного опыта
Учет
низкой или снижающейся обучаемости
Психологический статус преподавателя относительно обучающегося
Обучение параллельно работе
Не только учить, но и переучивать
Слайд 23СРЕДА ОБУЧЕНИЯ
Физическая:
Освещение
Звук
Температура
Оснащенность
Психологическая:
Язык
Уровень образования
Отсутствие опасности
Свобода выражения идей и мнений корректировка
содержания в ответе на пожелания студентов
Слайд 24Наиболее утомительные и относительно легкие дни
Слайд 25Типы обучающихся
Учащиеся, ориентированные на цель. Эти люди используют образование для достижения
четких задач.
Учащиеся, ориентированные на деятельность. Те учащиеся, которые принимают участие в учебных мероприятиях для знаний, а также для социального контакта и человеческих отношений, которые они дают.
Учащиеся, ориентированные на учебу. Те учащиеся, которые ищут знания ради знаний.
утилитарная
мотивация
мотивация
престижа
мотивация,
при которой
знания –
самоцель
Слайд 26Типы преподавателей:
Теоретики
Тьюторы
Менеджеры
Проблематизаторы
Консультанты
Практики
Источники информации
Контролеры
Артисты
Ремесленники
Слайд 27Образ современного методиста
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
Слайд 28Образ современного методиста
личность
компетентность
своя философия
эффективное использование методов и приемов
Слайд 29Обязательные личностные качества преподавателя
Умение общаться с людьми
Уважительное отношение к коллегам и
обучаемым
Умение использовать всевозможные методы и способы в процессе обучения взрослых
Желание обмениваться опытом с коллегами
Стремление к самосовершенствованию на протяжении всей жизни
Умение сформировать свои собственные философские образовательные позиции и разработать свой собственный свод законов по этике преподавания
Слайд 30Показатели правильно выбранной профессиональной позиции андрагога
Открытость и доверие взрослой аудитории
Высокая степень
внутренней включенности слушателей в работу
Устойчивость познавательной активности учащихся
Искреннее обращение слушателей за помощью друг к другу и преподавателю
Предъявление своей проблематики для совместного обсуждения в ходе занятий
Желание прислушаться к мнению преподавателя
Слайд 31Требования, которые необходимо соблюдать, работая со взрослыми:
Темп сообщаемого материала должен
соответствовать темпу овладения им учащимся.
Представление новой информации следует давать в начале обучения.
Соединение визуальной и вербальной информации.
Предоставление возможности применения
материала на практике.
Слайд 32Технологии
обучения взрослых
Должны учитывать индивидуальные особенности обучающихся:
Модульное обучение ориентировано на
развитие компетентности, которая позволяет человеку быть востребованным на рынке труда.
Дистанционное обучение - способ учебной деятельности в особой адаптивной информационной среде
Слайд 33Типичные ошибки обучения педагогов ОУ
Развитие ради развития
Развитие как развлечение
Суперразвитие одних за
счет других
Сокращение расходов на профессиональное развитие
Слайд 34Совет 1. Мы учимся, когда у нас есть желание учиться.
Совет
2. Мы учимся, когда учение приносит нам радость
Совет 3. Умейте адаптироваться