А.А. Шехонин – проректор, презентация

Содержание

«ПИРАМИДА» КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА ВУЗА КОМПЕТЕНЦИИ НАВЫКИ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА (психофизические особенности, мотивация, установки и др. УМЕНИЯ ЗНАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ООП

Слайд 1ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ В УНИВЕРСИТЕТЕ
А.А. Шехонин – проректор,
Санкт-Петербургский

национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
НИУ ИТМО

Слайд 2«ПИРАМИДА» КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

КОМПЕТЕНЦИИ
НАВЫКИ
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА


(психофизические особенности, мотивация, установки и др.

УМЕНИЯ

ЗНАНИЯ


ПРОЕКТИРОВАНИЕ ООП


Слайд 3Визуализация взаимосвязи характеристик обучающегося


Слайд 4Проблемы формирования и оценивания компетенций
Латентность;
многофункциональность;
надпредметность;
связанность с уровнем способностей обучаемых;


отсроченный характер проявления компетенций;
при интерпретации оценок уровня освоения компетенций необходимо принимать во внимание многие факторы.

Слайд 5Этапы формирования и оценивания компетенций в учебном процессе
1. Разработка

компетентностной модели выпускника вуза на основе ФГОС ВПО
2. Описание компетенций выпускника в форме измеряемых признаков их проявления (результаты обучения, личностные качества)
3. Создание оценочной шкалы результатов обучения, фондов оценочных средств и технологий их применения

Слайд 6Формирование и оценивание результатов обучения и компетенций в вузе


Слайд 7Рамочный характер компетенций выпускника по ФГОС ВПО
- по структуре два крупных

класса – общекультурные и профессиональные, большое число до 50-70 компетенций (есть в ФГОС до 30-40 компетенций)
- неоднозначность и сжатость формулировок
- слабая дифференциация и операционализация по уровням освоения и образования
- неадекватность связи требований к результатам обучения по циклам дисциплин и разделам ООП с компетенциями выпускника ‑ просто дублируют их или носят явно содержательный характер образования



Слайд 8Построение КМВ по профилю ООП вуза
- дополнить задачи профессиональной деятельности ФГОС

ВПО за счет разработки вузовской части задач с учетом профиля подготовки бакалавра или специализации магистра
- разработать совокупность компетенций для вузовской части структуры ООП с учетом профиля подготовки бакалавра (магистра)
- объединить компетенции базовой и вузовской частей ООП и структурировать их по группам (кластерам)
- операционализация компетенций в форме признаков их проявления на уровне умений и профессионально ориентированных действий
- построить компетентностную модель подготовки бакалавра (магистра) для реализации ООП и ИГА.



Слайд 9Образовательная программа вуза – основа освоения и оценивания результатов обучения и

ккомпетенций

Слайд 10Кластеризация компетенций выпускника для ИГА







Укрупненная компетенция
Компетенция
К1
Компетенция
К3
Компетенция
К2
Компетенция
К1,1
Компетенция
К1,2
Компетенция
К1,3
Кластер компетенций

(3- 5 компетенций)

Слайд 11ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ООП (дисциплин) (умения, профессионально ориентированные действия)


Слайд 12Структура компетенций и результатов обучения по уровням ООП в соответствии с

ФГОС ВПО


КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

Знания
Умения
Владения

Знания
Умения
Владения

Знания
Умения
Владения

Уровень дисциплин (модулей)

Знания
Умения
Владения

З
У
Лк

З
У
Лк

З
У
Лк

З
У
Лк

Уровень учебных циклов

З
У
Лк

З
У
Лк

З
У
Лк

З
У
Лк

З
У
Лк

З
У
Лк

З
У
Лк

З
У
Лк

З
У
Лк

З
У
Лк

З
У
Лк

З
У
Лк

УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ

ГСЭ

ЕН

ОПД

Проф.

Уровень дисциплин (учебных модулей)



Слайд 13Описание наблюдаемых признаков проявления компетенций выпускника для разработки ООП
каково содержание

и сущностные характеристики проявления каждой компетенции выпускника до уровня цикла, дисциплины (модуля) ООП;
на каких уровнях, с помощью каких результатов обучения и оценочных шкал студент должен продемонстрировать владение компетенцией;
как (с помощью какого содержания, объема в з.е., образовательных технологий и т.п.) можно формировать компетенции на основе реализации дисциплин ООП.

Слайд 14Оценивание компетенции на основе компонентов (результатов обучения) ее наблюдаемых признаков проявления

в учебном процессе

Создать таксономическую таблицу (тарификатор) описания уровней освоения – знаний, умений и личностных качеств

Задать диагностируемый уровень освоения компетенции с использованием таблицы

Разработать оценочный инструментарий (фонд оценочных средств) для определения результатов обучения


Слайд 15Технологии достижения результата обучения по ФГОС
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (самостоятельно устанавливается, актуальность, направленность,

широта, глубина)

РО: ЗНАНИЯ УМЕНИЯ ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

Технологии
преподавания

Технологии (средства)
оценивания

К О М П Е Т Е Н Ц И И (проявления- наборы учебных заданий)





Технологии
обучения








Слайд 16Основные требования к формированию результатов обучения в вузе (дисциплина – ООП)
-

описывать приобретаемые знания, умения и навыки на соответствующих уровнях подготовки (в компетентностном формате);
- согласованы с формируемыми компетенциями выпускника (наблюдаемыми их признаками проявления);
- соотнесены с трудоемкостью освоения дисциплины;
- согласованы с технологиями преподавания, обучения и оценивания;
- подлежать оцениванию – в соответствии с установленными критериями оценивания (пороговый уровень) и критериями выставления оценок (отметок);
- периодически пересматриваться;



Слайд 17Основные требования к системе оценивания результатов обучения в вузе
- Объективность

– адекватность соответствия установленных результатов обучения (РО) на соответствующих уровнях оценочным средствам и технологиям;
- Прозрачность – доступность РО всем заинтересованным участникам учебного процесса (включая родителей студентов), а также необходимость наличия экспертной оценки средств и технологий контроля;
- Оперативность – получение требуемых объемов РО в требуемые сроки;
- Эффективность – персональный охват РО всего контингента обучающихся (массовость) в установленный период;
- Сопоставимость - соответствие РО в формате требований ФГОС ВПО по направления подготовки (специальностям) квалификациям для обеспечения мобильности обучающихся (выпускников).



Слайд 18Требования к компетентностно-ориентированным измерителям
Отражать динамику изменений РО как компонентов компетенций, способность

к обучаемости
Выявлять активность обучающихся в освоении РО
Обеспечивать взаимосвязь технологий обучения и оценивания РО
Воспроизводить при контроле РО условия квазипрофессиональной деятельности с обеспечением управления и коррекции учебного процесса

.


Слайд 19Модели оценивания результатов обучения (текущая и промежуточная аттестация)
1. Традиционная модель (знаниевая)
2.

Балльно-рейтинговая система (БаРС)





Слайд 20
Контроль результатов обучения (знаний) студентов по ГОС ВПО


Слайд 21Оценка качества освоения ООП в ФГОС ВПО (раздел 8 ФГОС ВПО)
-

вуз обязан обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе ……разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников…….
- включает - текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация и итоговая государственная аттестация выпускников
- формы и процедуры текущего и промежуточного контроля по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до обучающихся в течении первого месяца обучения ……..
- для аттестации персональных и поэтапных достижений обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, тесты, контрольные работы и методы контроля для оценивания знаний, умений и уровня приобретенных компетенций ……….
- вузом должны быть созданы условия контроля студентов приближенные к условиям их будущей профессиональной деятельности………



Международная научная конференция NIT-QM
Турция 25 мая – 1 июня 2012 г.


Слайд 22ФГОС ВПО. Кредитно-модульная организация учебного процесса


Слайд 23Линейный учебный процесс


Слайд 24Балльно-рейтинговая система оценивания
Для эффективного управления учебным процессом и регулярного оценивания его

качества в НИУ ИТМО в 2008 году введена БаРС оценивания результатов обучения.
Информационное сопровождение БАРС реализуется на основе системы дистанционного обучения – СДО ИТМО “Academic NT” (http://de.ifmo.ru) университета.

Международная научная конференция NIT-QM
Турция 25 мая -1 июня 2012 г.


Слайд 25Основные задачи БаРС
-Упорядочивание, объективность, прозрачность и развитие средств и технологий

оценивания РО;
-Постоянное улучшение (коррекция, управление) процесса обучения;
-Ритмичная работа студента;
-Повышение мотивации и стимулирование студента;
-Доступность РО для всех заинтересованных лиц, включая родителей;
-Вовлечение вуза в Болонский процесс, построение результатоориентированной, компетентностной и студентоцентрированной системы ВО



Слайд 26Модели оценивания результатов обучения

3. Балльно-рейтинговая система (БаРС) с 2008 г.

НИУ ИТМО

Текущий контроль успеваемости

Промежуточная аттестация


Оценивание дисциплины (модуля) в семестре

Результаты обучения
ЗУН и ЛК


9 неделя



100 бал.

60 бал.

Р2
6 – 10

Р1
6 – 10


12 - 20

Экзамен

17 неделя

N max

N max

N min

N min




Слайд 27Соотношение оценок и баллов


Слайд 28Формирование и оценивание РО (ЗУН и ЛК) по дисциплине (модулю)
t
Трудоемкость, час.

РО

ЗУН
баллы

ЗУН – обученность по дисциплине



обучаемость студента, характеризует элемент формирования компетенции
(личностные характеристики –ответственность, дисциплинированность и др.)



α


Слайд 29Структура управления образовательным процессом




Аттестация итоговая

Аттестация




Аттестация




Результат образования



Квант
результата


Ректорат


Деканат



Преподаватель

(куратор)


Система AcademicNT


Родители


Работодатели


Модуль 1


Т Р У Д О Е М К О С ТЬ


Модуль 2











Текущая



Текущая



Международная научная конференция NIT-QM
Турция 21-28 мая 2010 г.



Слайд 30Система дистанционного обучения AcademicNT
Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ

N 2006613980

Сертификат соответствия системы добровольной сертификации информационно-коммуникационных технологий в образовании (системы ИНКОМТЕХСЕРТ) от 01.12.2008 г. N РОСС RU.04ИК.П00016
Диплом 10-го юбилейного всероссийского форума "Образовательная среда-2008« - победитель в номинации "Корпоративные системы дистанционного обучения"

Международная научная конференция NIT-QM
Турция 25 мая-1 июня 2012 г.


Слайд 31Система дистанционного обучения НИУ ИТМО AcademicNT (http://de.ifmo.ru)
Система обеспечивает выполнение следующих

функций:
- предоставление доступа к учебно-методическим материалам, хранящимся в базе данных системы;
- обеспечение автоматического контроля знаний обучающихся;
- ведение мониторинга учебного процесса;
- ведение портфолио обучаемых;
- администрирование учебного процесса;

Международная научная конференция NIT-QM
Турция 25 мая - 1 июня 2012 г.




Слайд 32Критериально-ориентированный подход оценивания в БаРС
позволяет:
- выявить освоенные

и не освоенные знания, умения, навыки и компетенции,
- построить индивидуальную образовательную траекторию каждого студента и повысить индивидуализацию учебного процесса;
- ранжировать тестируемых по проценту выполнения и построить рейтинговые шкалы;
- разбить испытуемых на несколько групп с помощью нескольких критериальных баллов и привести развернутый анализ не освоенных разделов содержания и компетенций.

Слайд 33КРИТЕРИИ качества учебного процесса
Критерий 1.
В каждой точке текущего контроля не

менее чем у 90% контингента студентов по дисциплине (с учетом уважительных причин не участия) должна быть выставлена аттестация отличная от нуля баллов.
Критерий 2.
В каждой точке текущего контроля не менее чем у 80% контингента студентов по дисциплине (с учетом уважительных причин не участия) должно быть набрано число баллов, которое превосходит пороговый минимум данной точки.
Критерий 3.
По рубежной аттестации не менее чем у 80% контингента студентов по дисциплине (с учетом уважительных причин не участия) должно быть набрано число баллов, которое превосходит пороговый минимум накопленных баллов по всему модулю и не менее чем у 10% контингента студентов по дисциплине набрано 90 и более баллов от установленного их максимума.
Критерий 4.
Не более чем у 5% контингента студентов по дисциплине результаты контроля вносятся преподавателями в электронный журнал с опозданием срока не более 2-х дней.



Слайд 34Управление качеством УП. Интерпретация БаРС. Набор

баллов.

Слайд 35Фиксирование результатов образования


Слайд 36Календарный график учебного процесса
Международная научная конференция NIT-QM
Турция 21-28 мая 2010 г.



Слайд 37Баллы
Международная научная конференция NIT-QM
Турция 25 мая-1 июня 2012 г.


Слайд 38Зачеты и оценки
Студенты, выполнившие все виды запланированных учебных занятий и набравшие

в ходе текущей и рубежной аттестации по дисциплине:

Международная научная конференция NIT-QM
Турция 25 мая-1 июня 2012 г.


Слайд 39Планирования результатов обучения студентов 3 курса по дисциплине "Прикладная оптика" в

5 семестре

Сдача тестов в срок

Посещение лекций

Сдача домашнего задания в срок

Международная научная конференция NIT-QM
Турция 25 мая – 1июня 2012 г.


Слайд 40Электронный конспект (презентации)
Международная научная конференция NIT-QM
Турция 21-28 мая 2010 г.


Слайд 41Компетентностные тесты


Слайд 42ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Международная научная конференция NIT-QM
Турция 25 мая – 1 июня 2012

г.


Слайд 43Тестовые задания


Слайд 44Виртуальные лаборатории


Слайд 45Виртуальная лаборатория по теоретической механике
Международная научная конференция NIT-QM
Турция 25 мая –

1 июня 2012 г.


Слайд 46Расчетно-графическая работа


Слайд 47Мониторинг учебного процесса



Слайд 48Результаты оценивания студентов по дисциплинам: история, физика, информатика

М


Слайд 49Результаты аттестации в СДО по отечественной истории
(Императорская Россия)



Слайд 50Результаты аттестации в СДО по информатике
(системы счисления)



Слайд 51Рейтинг студентов 1 курса (все дисциплины весеннего семестра 2010/2011 уч. г.)
17 %

неудовл.

14 % отл.

33 % хор.

36 % удов.




Слайд 52Трудности разработки и внедрения БаРС
-Трудоемкость разработки фондов оценочных средств по

этапам контроля (электронные, печатные);
-Затраты на проведение контроля РО;
-Анализ результатов и сопровождение БаРС в СДО.



Слайд 53Методологические проблемы БаРС
-Нормирование знаний, умений, навыков и личностных качеств (ЗУН

и ЛК) обучающихся в баллах как проявления компетенций (особенно порогово-минимальных их значений);
-Несоответствие оценочных средств (тестов, домашних заданий, КР и др.) и требований к уровню подготовки на основе знаний, умений и навыков;
-Несовершенство обработки полученных результатов обучения (педагогическая метрология);
- Низкий уровень системы мер для повышения мотивации обучения и преподавания для реализации БАРС



Слайд 54Вопросы? Спасибо за внимание e-mail: shehonin@aco.ifmo.ru


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика