Достоинства не так бросаются в глаза, как пороки Мудрость Древнего мира Не исправляй беду бедою Геродот Интегрированный Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации Вечерний доклад в МГУ им. М.В. Ломоносова 16 мая 2012 г. Проректор по уче презентация

Содержание

Законодательное поле в области образования в Российской Федерации определяется: - Конституцией, - Законом «Об образовании» (1992 г.), - Федеральным законом «О высшем о послевузовском профессиональном

Слайд 1
«Достоинства не так бросаются в глаза, как пороки»
Мудрость Древнего мира
«Не исправляй

беду бедою»
Геродот
Интегрированный Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Вечерний доклад в МГУ им. М.В. Ломоносова
16 мая 2012 г.

Проректор по учебно-методической работе
МГТУ им. Н.Э. Баумана
С.В. Коршунов

Слайд 2Законодательное поле в области образования в Российской Федерации определяется:
-

Конституцией,
- Законом «Об образовании» (1992 г.),
- Федеральным законом «О высшем о послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.),
- указами Президента России,
- нормативными правовыми актами Правительства РФ,
- нормативно-правовыми актами Минобрнауки, Минсоцздравразвития России.

Слайд 4Китайская народная республика
Ряд законов в сфере образования:
Государственный Совет КНР


Слайд 510 июля 1992 года

№ 3266-1
ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ

(в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 N 12-ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 20.07.2000 N 102-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 10.01.2003 N 11-ФЗ, от 07.07.2003 N 123-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 05.03.2004 N 9-ФЗ, от 30.06.2004 N 61-ФЗ, от 20.07.2004 N 68-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.07.2005 N 92-ФЗ, от 21.07.2005 N 100-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 16.03.2006 N 42-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 05.12.2006 N 207-ФЗ, от 28.12.2006 N 242-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 01.12.2007), от 06.01.2007 N 1-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 09.02.2007 N 17-ФЗ, от 20.04.2007 N 56-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 24.10.2007 N 232-ФЗ, от 01.12.2007 N 307-ФЗ, от 01.12.2007 N 308-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.12.2007 N 313-ФЗ, от 28.02.2008 N 14-ФЗ, от 24.04.2008 N 50-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.10.2008 N 180-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 25.12.2008 N 286-ФЗ, от 10.02.2009 N 18-ФЗ, от 13.02.2009 N 19-ФЗ, от 17.07.2009 N 148-ФЗ, от 10.11.2009 N 260-ФЗ, от 17.12.2009 N 321-ФЗ, от 21.12.2009 N 329-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 17.06.2010 N 121-ФЗ, от 27.07.2010 N 215-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 08.11.2010 N 293-ФЗ, от 08.12.2010 N 337-ФЗ, от 28.12.2010 N 428-ФЗ, от 29.12.2010 N 439-ФЗ, от 02.02.2011 N 2-ФЗ, от 03.06.2011 N 121-ФЗ, от 16.06.2011 N 144-ФЗ, от 17.06.2011 N 145-ФЗ, от 27.06.2011 N 160-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 08.11.2011 N 310-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 03.12.2011 N 385-ФЗ, от 28.02.2012 N 11-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 N 13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, от 17.12.2009 N 313-ФЗ)

Слайд 6 22 августа 1996 года

№ 125-ФЗ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О высшем и послевузовском профессиональном образовании (в ред. Федеральных законов от 10.07.2000 N 92-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 10.01.2003 N 11-ФЗ, от 05.04.2003 N 41-ФЗ, от 07.07.2003 N 119-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.04.2005 N 35-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 18.07.2006 N 113-ФЗ, от 16.10.2006 N 161-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 06.01.2007 N 1-ФЗ, от 09.02.2007 N 17-ФЗ, от 20.04.2007 N 56-ФЗ, от 13.07.2007 N 131-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 24.10.2007 N 232-ФЗ, от 01.12.2007 N 307-ФЗ, от 01.12.2007 N 308-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.12.2007 N 313-ФЗ, от 28.02.2008 N 14-ФЗ, от 24.04.2008 N 50-ФЗ, от 15.07.2008 N 119-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 25.12.2008 N 286-ФЗ, от 10.02.2009 N 18-ФЗ, от 13.02.2009 N 19-ФЗ, от 18.07.2009 N 184-ФЗ, от 02.08.2009 N 217-ФЗ, от 10.11.2009 N 260-ФЗ, от 17.12.2009 N 321-ФЗ, от 21.12.2009 N 329-ФЗ, от 21.12.2009 N 333-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.07.2010 N 198-ФЗ, от 08.11.2010 N 293-ФЗ, от 28.12.2010 N 426-ФЗ, от 02.02.2011 N 2-ФЗ, от 16.06.2011 N 144-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 06.10.2011 N 271-ФЗ, от 06.11.2011 N 290-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 27.12.1999 N 19-П, от 24.10.2000 N 13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

Слайд 8Проект нового ФЗ
Версия 3.05 273 стр.
Образование – общественно

значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Слайд 9Квалификация – степень ??
Действующее законодательство:
ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»:
Статья

6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" - бакалавриат;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" - подготовка специалиста или магистратура.

Слайд 10Действующее законодательство:
Закон «Об образовании»:
Статья 14. Общие требования к содержанию образования
3. Профессиональное

образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

Проект нового ФЗ, Статья 12:
Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение обучающимся профессии (специальности) и (или) соответствующей квалификации.

Слайд 12Татур Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа – М.: Исследовательский центр

проблем качества подготовки специалистов; Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999. – 278 с.

Структура подготовки, 1992-2006(11) годы


Слайд 13Структура подготовки бакалавра по специальности и магистра по специальности
выпуск
Ф’




Специальность
4
6

Направление подготовки
дипломированных специалистов

М(квалиф)

Б(квалиф)



Слайд 14 Особенности
ФГОС
Направление
подготовки
Цели воспитания
и обучения
Разработка совместно с работодателями
Ориентация на
результат
Компетентностный
подход
Трудоемкость

ООП
в зачетных
единицах

Базовая часть:
Б – не более 50%
М – не более 30%
С – не менее 70%

Динамика изменения академических свобод вузов


Слайд 15
Виды программ бакалавриата и магистратуры
БАКАВЛАВРИАТ
Академический
Прикладной




Степень ?
Квалификация ?
МАГИСТРАТУРА




Научные,
научно-педагогические
(Европа – магистр науки)
Профессиональный
(инженер-разработчик)
(Европа

– магистр по профессии)

Степень ?

Квалификация ?


Слайд 16
Квалификация выпускника вуза
КВАЛИФИКАЦИЯ
Академическая квалификация
(отражается в дипломе
выпускника вуза)

Профессиональная квалификация
(присваивается при сертификации
квалификаций

в отрасли)





ОЦЕНКА (СЕРТИФИКАЦИЯ)





Высшее учебное заведение
ГАК, ГЭК
курсовые проекты,
итоговая аттестация.
Диплом
Приложение к диплому

Центры, создаваемые по отраслям:
ЭМЦ и ЦОСК,
объединения работодателей
независимые агентства
общественные организации.
Сертификат, опыт работы


Слайд 17Определения проекта ФЗ «Об образовании в РФ»

уровень образования – формализованный показатель

завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности;
образовательный ценз – уровень образования, который удостоверяется соответствующим документом об образовании и (или) квалификации и в соответствии с настоящим Федеральным законом является условием получения образования следующего уровня и (или) осуществления профессиональной деятельности;
академическая степень – характеристика уровня высшего образования в определенной области профессиональной деятельности;
квалификация – характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций.

Слайд 18Статья 60. Документы об образовании и (или) квалификации
1. В Российской Федерации

достижение соответствующего образовательного ценза подтверждается документом об образовании и (или) квалификации.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные цензы:
4) высшее образование – бакалавриат, подтверждаемое дипломом бакалавра с присвоением академической степени бакалавра или квалификации бакалавра;
5) высшее образование – подготовка специалиста, подтверждаемое дипломом специалиста;
6) высшее образование – магистратура, подтверждаемое дипломом магистра;
7) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров, подтверждаемое дипломом исследователя или преподавателя высшей школы

Слайд 19Статья 60. Документы об образовании и (или) квалификации
3. … Указываемые

в таких документах об образовании и (или) квалификации профессии, квалификации (академические степени) дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные требования к уровню образования, если иное не установлено федеральными законами.

Слайд 20Запись в дипломе бакалавра степени или квалификации будет определяться, по какой

программе проходил обучение студент: по прикладному или академическому бакалавриату.

Статья 72. Высшее образование
К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования – бакалавриата. Для лиц, имеющих диплом бакалавра с присвоением квалификации бакалавра и поступающих на обучение по программам магистратуры, срок получения высшего образования – магистратуры увеличивается на один год.


Слайд 21Статья 72. Высшее образование
4. Лицам, успешно освоившим образовательную программу ВО и

прошедшим итоговую аттестацию, присваиваются следующие квалификации или академические степени ВО:
по результатам освоения программы академического бакалавриата – академическая степень «бакалавр»;
по результатам освоения программы прикладного бакалавриата – квалификация «бакалавр», определенная ФГОС по соответствующим направлениям подготовки;
по результатам освоения программы подготовки специалиста – квалификация «специалист», определенная ФГОС по соответствующим направлениям подготовки (специальностям);
по результатам освоения программы магистратуры – академическая степень «магистр»;
по результатам освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) – квалификация «Преподаватель высшей школы» или «Исследователь», в случае защиты диссертации в установленном порядке также выдается диплом кандидата наук;

Слайд 22Статья 6. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование

в Российской Федерации

3. В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (образовательными стандартами) дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня получается впервые.


Слайд 23Статья 11. Структура системы образования
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное

образование, дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование) и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование).

Слайд 24Статья 11. Структура системы образования
Система образования создает условия для непрерывного образования

посредством реализации преемственных основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющегося образования, квалификаций, опыта практической деятельности при получении образования последующих уровней.

Слайд 25Статья 12. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные

стандарты, устанавливаемые университетами
1. …обеспечивают:
……..
3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; ???
……….
4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего и профессионального образования. !!!

Слайд 26По сравнению с действующим до 2011 г. законодательством вступившие в силу

законы по уровневому образованию и предлагаемый Федеральный закон не обеспечивают полной вариативности образовательных программ. Программы бакалавриата, специалитета и магистратуры рассматриваются самостоятельными и содержательно не связанными. ФГОС разработаны отдельно для этих программ, которые относятся к одному направлению подготовки. Студент, закончивший бакалавриат, не может поступить в специалитет (при сопряженных учебных планах) и продолжить обучение в специалитете с пятого курса, он вынужден поступать на первый курс. Выпускник специалитета не может продолжить обучение в родственной магистратуре с пятого-шестого курса, поскольку он не имеет диплома бакалавра. Раньше, студент, обучающийся по специальности, мог, защитив факультативно бакалаврскую работу, продолжить обучение по специальности или перейти в магистратуру (если она лицензирована в вузе).

Слайд 27Структура подготовки в МГТУ им. Н.Э. Баумана до 2011 г.
г о д

о б у ч е н и я

3672

7344

т р у д о е м к о с т ь в час (max)

10098

Довузовская подготовка





М а г и с т р



Послевузовская подготовка (аспирантура)

Д и п л о м и р о в а н н ы й с п е ц и а л и с т

Б а к а л а в р

(степень)

(квалификация)

Неполное высшее образование


Слайд 28Статья 12. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные

стандарты, устанавливаемые университетами

4. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.


Слайд 296. Перечни профессий, направлений подготовки и специальностей формируются и утверждаются в

порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При утверждении новых перечней федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться их соответствие предыдущим перечням профессий, направлений подготовки и специальностей по указанным в них отдельным профессиям, направлениям подготовки и специальностям. И ВСЕ !!!

Статья 12. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты, устанавливаемые университетами


Слайд 30Федеральный закон от 10.11.09 № 260-ФЗ:
«При утверждении новых профессий и направлений

подготовки (специальностей) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливается их соответствие отдельным профессиям и направлениям подготовки (специальностям), указанным в предыдущих перечнях профессий и направлений подготовки (специальностей) или в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию.
При установлении такого соответствия образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность в целях подготовки по профессиям и направлениям подготовки (специальностям), по которым установлено соответствие, на основании имеющейся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до окончания срока их действия».

Слайд 318. Направления подготовки и специальности, по которым указанными в абзаце первом

настоящего пункта образовательными организациями устанавливаются образовательные стандарты, подлежат включению в перечни, указанные в абзаце втором части 6 настоящей статьи, на основании заявления образовательной организации об установлении образовательных стандартов.
МГУ, СПбГУ, НИУ, ФУ вправе разработать собственный образовательный стандарт по направлению подготовки или специальности, которые не входят в перечни направлений подготовки (специальностей), утвержденные Правительством РФ или Минобрнауки России в настоящее время? Внесение нового направления подготовки или специальности в соответствующие перечни происходит по заявлению вуза?

Статья 12. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты, устанавливаемые университетами


Слайд 32
5. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья в федеральные государственные образовательные стандарты включаются специальные требования и (или) устанавливаются специальные федеральные государственные образовательные стандарты.

Статья 12. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты, устанавливаемые университетами


Слайд 33Определения (Статья 2)
Среди основных понятий целесообразно ввести определение Общероссийского классификатора образовательных

программ (ОКОП), поскольку он будет являться основным документом, классифицирующим образовательные программы всех уровней.

направленность (профиль) образования – целевая ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности обучающегося, а также требования к результатам ее освоения
В ФГОС ВПО понятие «профиля» относится к бакалавриату. Понятие «специализации» относится к специальности. Целесообразно в определении направленности образования включить наряду с профилем и специализацию.

Слайд 34Статья 11. Структура системы образования
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни

образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование;
5) среднее профессиональное образование;
6) высшее образование – бакалавриат;
7) высшее образование – подготовка специалиста, магистратура;
8) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

Слайд 35Статья 13. Образовательные программы
3. К основным образовательным программам относятся:
2) основные профессиональные

образовательные программы:
а) образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программы подготовки специалистов среднего звена;
б) образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата (академического и прикладного), программы подготовки специалиста, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки, программы подготовки управленческих кадров высшей квалификации;

Из числа образовательных исключаются и становятся самостоятельным видом программы подготовки научных кадров (докторантура). Эти вопросы планируется включить в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Слайд 36Определения (Статья 2)
примерная образовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая объем и

содержание образования определенного уровня и (или) направленности, требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы


Слайд 37Статья 13. Образовательные программы
5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией,

осуществляющей образовательную деятельность.
Имеющие государственную аккредитацию организации, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают основные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и на основе соответствующих примерных основных образовательных программ.
Ранее было: Примерные образовательные программы, примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) имеют для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, рекомендательный характер.


Слайд 38Статья 13. Образовательные программы
6. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом

их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Примерные основные образовательные программы должны обеспечивать сопоставимость планируемых результатов освоения основных образовательных программ с учетом уровня образования (направленности образовательной программы, профессии, специальности или направления подготовки), а также учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности.

Слайд 39Статья 13. Образовательные программы
6. … Примерные основные образовательные программы проходят экспертизу

и включаются в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой.
Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

Слайд 40Статья 13. Образовательные программы
6. … Порядок разработки примерных основных образовательных программ,

проведения экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, порядок аккредитации организаций, которым предоставляется право ведения такого реестра … устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
К разработке примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Слайд 41Примерная основная образовательная программа
В связи с рамочным характером вводимых ФГОС понятие

и роль примерной основной образовательной программы целесообразно более четко описать в ФЗ. Целесообразно, чтобы разработку ПрООП Минобрнауки России поручал государственно-общественным объединениям вузов, а не базовым вузам-разработчикам проектов ФГОС, как это делается сейчас. Тогда ПрООП будет действительно документом, отражающим мнение ведущих вузов в конкретной области.
В проекте ФЗ есть противоречия относительно обязательности и рекомендательного характера ПрООП.

Слайд 42Статья 14. Общие требования к реализации образовательных программ
1. Образовательные программы реализуются

организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм реализации образовательных программ.
2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и (или) электронное обучение.
3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться кредитно-модульная система организации образовательного процесса, основанная на блочно-модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании системы зачетных единиц (кредитов) и соответствующих образовательных технологий.

Слайд 432. Допускаются следующие сетевые формы реализации образовательных программ:
совместная деятельность организаций, осуществляющих

образовательную деятельность, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов;
зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, результатов освоения обучающимся в рамках индивидуального учебного плана программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Статья 15. Сетевые формы реализации образовательных программ


Слайд 44Статья 60. Документы об образовании и (или) квалификации
9. Лицам, освоившим образовательные

программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность посредством сетевого взаимодействия, документы об образовании и (или) квалификации, по совместному решению этих организаций, выдаются всеми организациями, осуществляющими образовательную деятельность и участвовавшими в сетевом взаимодействии.

Слайд 45Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
2. Обучение в организациях,

осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей и возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах. - Экстернат
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими ФГОС или образовательными стандартами

Слайд 46Учебно-методические объединения Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений

в сфере образования

9) демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией;


Слайд 47Статья 92. Управление системой образования
1. Управление системой образования в Российской Федерации

осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения, системности управления образованием и носит государственно-общественный характер.

Слайд 48Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
2. В целях участия педагогических

и научно-педагогических работников в разработке ФГОС, примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания профессионального образования в системе образования создаются государственно-общественные объединения: учебно-методические объединения, научно-методические, научно-технические и другие советы и комиссии.
Государственно-общественные объединения в системе образования создаются федеральными органами исполнительной власти и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми этими органами власти. Типовые положения о государственно-общественных объединениях в системе образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Слайд 49Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
В состав государственно-общественных объединений

на добровольных началах входят педагогические и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей.

Слайд 50Проект Типового положения об общественно-профессиональном объединении по направлениям подготовки кадров и

видам экономической деятельности. НАРК РСПП

1.4. В состав ОПО на добровольных началах в качестве его членов входят:
объединения работодателей, общественно-профессиональные организации, саморегулируемые организации;
некоммерческие объединения в системе профессионального образования;
предприятия, учреждения и организации заинтересованные в совершенствовании подготовки специалистов по соответствующим направлениям подготовки;
учреждения профессионального образования всех уровней, в которых реализуются основные образовательные программы по направлениям подготовки, относящимся к компетенции ОПО.


Слайд 51 Проект Типового положения об учебно-методическом объединении образовательных организаций профессионального образования Координационный

совет УМО и НМС

1.5. В состав УМО на добровольных началах входят образовательные организации начального профессионального, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования, научные и иные организации, общероссийские, общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей (далее - объединения работодателей) в лице своих представителей с правами, делегированными руководителями данных организаций, объединений работодателей.
К участию в работе УМО может привлекать иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Слайд 52ПРИКАЗ от 17.04.2001 № 1742 «Об утверждении Типового положения об учебно-методическом

объединении вузов Российской Федерации»

1.4. В состав учебно-методического объединения на добровольных началах в качестве его членов входят научно-педагогические и другие работники (далее - представители) государственных высших учебных заведений Российской Федерации независимо от ведомственной подчиненности и негосударственных вузов, имеющих государственную аккредитацию, в которых реализуются основные образовательные программы по направлениям подготовки (специальностям) высшего и послевузовского профессионального образования, относящимся к компетенции УМО, а также предприятий, учреждений и организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования и заинтересованных в совершенствовании подготовки специалистов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям).


Слайд 53По сравнению со второй редакцией нет в Статье 16:
Разработка федеральных образовательных

стандартов среднего профессионального и высшего образования осуществляется с привлечением объединений работодателей и органов исполнительной власти, заинтересованных в подготовке кадров по соответствующим профессиям, направлениям подготовки и специальностям, а также государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представителей научно-педагогических сообществ.

Слайд 54Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
Жаль, что в

версии 3.05 отсутствует ранее существовавшая формулировка:

«Официальное утверждение учебного издания в качестве учебников и учебных пособий реализуется через процедуру присвоения грифа «Допущено» или «Рекомендовано».
Порядок рецензирования учебных изданий, используемых в образовательном процессе при реализации аккредитованных основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере образования».

Слайд 55Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
4. Организациям, указанным

в части 3 настоящей статьи, реализующим инновационные проекты (программы), имеющие существенное значение для обеспечения развития системы образования и реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, может быть присвоен статус федеральной или региональной инновационной площадки. Такие организации составляют инновационную инфраструктуру в системе образования, порядок создания и функционирования которой, в том числе порядок присвоения статуса федеральной инновационной площадки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Слайд 56Статья 23. Типы образовательных организаций
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы

образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация;
2) общеобразовательная организация;
3) профессиональная образовательная организация (СПО);
4) образовательная организация высшего образования.

Слайд 57Статья 24. Категории, устанавливаемые в отношении образовательных организаций высшего образования
1. В

Российской Федерации в отношении образовательных организаций высшего образования Правительством Российской Федерации могут устанавливаться категории: «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет».
При установлении образовательной организации высшего образования категории «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет» в наименование такой организации включается указание на установленную категорию.

Слайд 58Статья 28. Информационная открытость образовательной организации
2. Образовательные организации обеспечивают открытость и

доступность:
1) сведений о:
а) дате создания образовательной организации;
б) структуре образовательной организации;
в) реализуемых образовательных программах с указанием численности обучающихся за счет средств бюджета Российской Федерации и по договорам;
г) языке, на котором ведутся обучение и (или) воспитание;
д) образовательных стандартах, устанавливаемых университетами;
е) персональном составе педагогических кадров с указанием образовательного ценза, квалификации и опыта работы;
ж) материально-техническом обеспечении и оснащенности образовательного процесса;
з) направлениях научно-исследовательской деятельности;
и) результатах зачисления по каждому направлению подготовки (специальности) высшего образования по различным условиям приема ;
к) количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе (направлению подготовки (специальности));
л) наличии и условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки;
м) наличии общежития (интерната), количестве мест в общежитии (интернате) для иногородних обучающихся, формировании оплаты за проживание в общежитии;
н) поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года;

Слайд 59Статья 28. Информационная открытость образовательной организации
2. Образовательные организации обеспечивают открытость и

доступность:
2) копий (фотокопий):
а) устава образовательной организации;
б) документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
г) утвержденного в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательной организации;
д) локальных нормативных актов, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;
3) отчета о результатах последнего самообследования;
4) порядка оказания платных образовательных услуг с указанием стоимости платных образовательных услуг;

Слайд 60Статья 57. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую

образовательную деятельность

2. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, образовательными программами и другими документами, регламентирующими в ней организацию образовательного процесса, права и обязанности обучающихся по соответствующей образовательной программе.


Слайд 61Статья 32. Организации, осуществляющие обучение
2. Научные организации вправе осуществлять образовательную деятельность

по реализации программ магистратуры, программ подготовки научно-педагогических кадров, программ ординатуры, подготовки управленческих кадров высшей квалификации, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.

Слайд 62Статья 80. Дополнительное профессиональное образование
6. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение

новых и развитие имеющихся компетенций с целью приобретения новых квалификаций, необходимых для выполнения нового направления профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов. По результатам освоения программ профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе имеющейся квалификации.

Слайд 63Статья 80. Дополнительное профессиональное образование
Содержание дополнительных профессиональных программ должно обеспечивать преемственность

дополнительных профессиональных программ по отношению к федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального и (или) высшего образования, а также учитывать требования профессиональных стандартов и (или) квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, по соответствующим должностям, профессиям, специальностям.

Слайд 65Статья 92. Управление системой образования
2. Управление системой образования обеспечивается:
7) независимой оценкой качества

образования, общественной и общественно-профессиональной аккредитацией;

Слайд 66Статья 93. Государственная регламентация образовательной деятельности
2. Государственная регламентация образовательной деятельности включает

в себя следующие процедуры:
1) лицензирование образовательной деятельности;
2) государственную аккредитацию организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
3) государственный контроль (надзор) в области образования.

Слайд 67Статья 99. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных

программ

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях.
Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающего критериям и требованиям соответствующих российских, иностранных и международных организаций.
Порядок общественной аккредитации и права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, определяются проводящей ее общественной организацией.


Слайд 68Статья 99. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных

программ

2. Объединения работодателей (работодатели) соответствующих отраслей и (или) видов деятельности, профессиональные сообщества и (или) уполномоченные ими организации вправе осуществлять профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Профессионально-общественная аккредитация профессиональной образовательной программы представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов соответствующих отраслей и (или) видов деятельности, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим, служащим соответствующего профиля.


Слайд 69Статья 99. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных

программ

3. Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации, профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.
4. Общественная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация проводятся на добровольной основе и не влекут за собой дополнительных финансовых или иных обязательств со стороны государства.


Слайд 70Статья 103. Финансовое обеспечение оказания государственных услуг в сфере образования
При установлении

правил определения нормативных затрат оказания государственных услуг в сфере образования по программам бакалавриата (академического, прикладного) и по программам специалитета учитываются результаты вступительных испытаний лиц, зачисленных в образовательную организацию для обучения по указанным образовательным программам в году, предшествующем очередному финансовому году.

Слайд 71Web-сайт УМО:
www.technical.bmstu.ru
E-mail:korshunov@bmstu.ru
8-499-261-67-19
Коршунов Сергей Валерьевич
Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика