Слайд 1Основные направления
модернизации НПО и СПО
в контексте
государственной политики
в области образования
Слайд 2Характеристики системы НПО
Сеть
около 3800 ед.
Численность обучающихся около 2,1 млн. чел.
в т. ч.: молодежь 1,6 млн. чел.
из них:
по дневной форме 1,5 млн. чел.
в лицеях 450, 0 тыс.чел.
дети-сироты 90,0 тыс. чел.
взрослые 415,0 тыс. чел.
3. Выпуск 708,0 тыс. чел.
4. Доля выпускников школ,
поступающих в ПУ и ПЛ:
из 9 кл. 17%
из 10-11 кл. 14%
5. Охват НПО на 10000 населения 108 чел.
Слайд 3Характеристика системы СПО.
1.Сеть
2805 единиц
в т.ч.государственных и муниципальных 2637 единиц
негосударственных 168 единиц
2.Численность студентов ( чел.) 2,6 млн.чел.
в т.ч. в государственных и муниципальных 2,5 млн. чел.
в т.ч. по дневной форме (очно) 1,8 млн. чел.
в колледжах 1,2 млн.чел.
негосударственных 96 тыс.чел.
3. Выпуск 703 тыс. чел.
в т. ч. из учебных заведений
государственных и муниципальных 675 тыс. чел.
негосударственных 28 тыс.чел.
4. Охват СПО на 10000 населения 175 чел.
Слайд 4Численность занятых в экономике по уровням образования
Численность занятых в экономике по
уровням образования
Слайд 5Состав безработных по уровню образования
Состав безработных по уровню образования
Слайд 6Данные о распределении выпускников 9-х и 11-х классов
общеобразовательных школ по
каналам дальнейшей учебы в 1990 – 2004 гг.
Данные о распределении выпускников 9-х и 11-х классов
общеобразовательных школ по каналам дальнейшей учебы в 1990 – 2004 гг.
Слайд 7Динамика изменений подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов в
учреждениях
начального профессионального образования из числа взрослого высвобождаемого и незанятого населения ( тыс.чел.)
Слайд 8
7,0
5,8
5,8
5,8
6
5
5
5
5
5
6
9
9
5,8
5,5
5,0
6,0
7,0
-1,0
-1,0
-0,5
-0,2
0,2
0,5
0,6
0,7
0,8
-2,0
0,0
2,0
4,0
6,0
8,0
10,0
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
годы
в процентах
Прирост объема ВВП
Прирост производительности труда
Прирост населения
Оценка динамики
основных
факторов производства (в %)
8
Слайд 9Приоритетные направления развития
образовательной системы:
- развитие современной системы непрерывного
профессионального образования;
- повышение качества профессионального
образования;
- повышение доступности качественного общего
образования;
- обеспечение инвестиционной привлекательности
сферы образования;
- модернизация финансово-экономических
механизмов
Слайд 10Основной принцип:
повышение эффективности средств,
выделяемых на отрасль «образование»
Слайд 11Основные направления модернизации НПО и СПО:
1.Оптимизация профессионально-квалификационной структуры подготовки
- вариативные методики определения потребности в подготовке рабочих и специалистов;
Слайд 12
Оптимизация профессионально -квалификационной структуры подготовки
Мировые тенденции реструктуризации экономики:
Рабочие 50гг.19в. 50гг. 20 в. 2000 2010
промышл. до10% 52% 15-20% 10-15%
с/хоз-во. 68% 30% 5-8% 3-5%
Структура подготовки в расчете на 10 000 чел. населения
НПО : СПО : ВПО
107 : 175 : 480
Задача – «борьба» не с высшим образованием, а за качественное профессиональное образование
Слайд 13
Основные направления модернизации
НПО и СПО:
2. Актуализация содержания образования:
система квалификаций
профессиональные стандарты
новый общероссийский классификатор специальностей
по образованию (ОКСО) – единый для НПО, СПО, ВПО
ГОС нового поколения
переход на модульные профессиональные образовательные
программы
программы подготовки рабочих:
в рамках специальностей СПО
в рамках интегрированных программ НПО +СПО
Слайд 14Основные направления модернизации
НПО и СПО:
3. Реструктуризация сети
рационализация инфраструктуры учреждения
оптимизация сети:
постепенная передача в ведение субъектов РФ
интеграция НПО, СПО и ВПО
развитие МТБ
экспериментальные (инновационные) площадки
ресурсные центры (2 варианта)
Слайд 15Примерная модель ресурсного центра:
Что такое ресурсный центр?
Юридический статус: действующие типы и
виды учреждений
Многопрофильность
Многоуровневость
Многофункциональность:
Маркетинг
Информационное и учебно-методическое обеспечение
Библио и медиатека
Повышение квалификации мастеров
Сертификация квалификаций
Реализация инноваций
Профориентация
Слайд 16Примерная модель ресурсного центра:
Расширение обучения совокупности различных категорий населения из числа
(охват):
выпускников 9, 11 классов
«брак школы»
учащихся профильной школы
лиц с ограниченными возможностями здоровья
взрослого незанятого населения
мигрантов, беженцев
Слайд 174. Новые организационно-экономические механизмы финансирования:
финансирование по результатам
переход на нормативно-подушевое финансирование по
программам
многоучредительство: органы исполнительной власти (муниципалитет, межмуниципальные образования, субъект Федерации, федеральный центр) + работодатели
софинансирование (многоканальное)
Слайд 18Основные принципы реформирования финансовых механизмов:
финансирование образовательной программы, а не учреждения -
ориентация на конечный результат;
«деньги следуют за учеником» - прямая зависимость объема денег и численности учащихся;
адресная социальная поддержка учащихся;
- условия для привлечения конкурентоспособных кадров
Слайд 19
Реформирование любой отрасли не может происходить тотально и
моментально, поэтому модернизации образования, самое главное, нужно придать созидательный характер