Слайд 1
Проект
Федерального закона
«Об образовании»
Матюшкина А.В.
Владимирская областная
общественная организация
«Ассоциация
родителей детей-инвалидов «Свет»
Слайд 2
Не все дети охвачены образованием (более 45% детей не получают образование.
Во Владимирской области – 35%)
Дети с грубыми нарушениями развития не могут освоить школьную программу и на этом основании признаются необучаемыми. Система образования их отторгает.
Дети с минимальными нарушениями развития, как правило, поступают в массовую школу, в большинстве случаев не получая там необходимой специальной поддержки. Они также не могут реализовать право на адекватное их возможностям и потребностям образование.
Проблемы
Слайд 3ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
Слайд 4УЧАСТИЕ ВООО АРДИ «Свет»
в обсуждении проекта ФЗ «Образовании»
Финашина Г.В., депутат
ЗС ВО и Кац Ю.М. на заседании комитета по обсуждению проекта закона
сентябрь 2010 г.
Слайд 5Терминология проекта Федерального закона
«Об образовании»
НОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
–
обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению им образования без создания для этого специальных условий.
В соответствии с нормами
международного права
обучающийся с особыми образовательными потребностями
– обучающийся для обучения, которого , необходимо создание особых образовательных условий, наиболее подходящих для обучающегося методов и способов обучения, учебных методик и материалов, в обстановке, которая максимальным образом обеспечивает освоение знаний, обучение, воспитание, лечение, социальное развитие, адаптацию и интеграцию в общество.
НЕТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
Инклюзивное обучение – процесс организации совместной учебной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями и обучающихся не имеющих таких потребностей по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, развитию способностей в условиях общего образовательного пространства.
Слайд 6Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
В целях
реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования.
Условий поддержки и финансирование определяется законами субъектов Российской Федерации.
Государство создает лицам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Образовательные организации при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, обязаны обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.
ВАЖНО!!!
НЕ ВКЛЮЧЕНА ГАРАНТИЯ:
получения профессиональной подготовки лицами, не имеющими основного общего образования.
Слайд 7«МИНУСЫ»
проекта ФЗ «Об образовании»
В полномочия субъектов РФ не включена обязанность
по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, общего (начального общего, основного общего, среднего общего) образования для обучающихся с особыми образовательными потребностями по месту жительства.
2. В полномочия ОМСУ не включена обязанность по учету всех детей, подлежащих обязательному обучению по программам дошкольного и общего образования в силу своего возраста.
По проекту - ОМСУ обязаны учитывать только детей, подлежащих обязательному обучению по образовательным программам общего образования.
3. В общие требования к организации образовательного процесса
не включены особые образовательные потребности обучающегося.
Слайд 8Основные права и меры
социальной поддержки обучающихся
Для детей с ограниченными возможностями
здоровья органы государственной власти и местного самоуправления создают образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их воспитание и обучение, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Слайд 9ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Сетевые формы реализации
и освоения образовательных программ
- применяются в целях
повышения качества образования, расширения доступа обучающихся к современным образовательных технологиям и средствам обучения, предоставления обучающимся возможности выбора различных профилей подготовки и специализаций, углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов.
Необходимо предусмотреть возможность получения образования при сочетании различных форм получения образования и обучения с использованием сетевой формы.
Не закреплено право родителей (законных представителей) на предоставление дистанционного образования только с их согласия, в том числе с определением количества часов, предметов.
Слайд 10Типы образовательных организаций
детский сад компенсирующего вида (коррекционный детский сад) –
дошкольная образовательная организация, которая реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования компенсирующей (коррекционной) направленности, обеспечивающую приоритетное осуществление деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
коррекционная общеобразовательная школа – вид общеобразовательной организации, которая реализует основные общеобразовательные программы одной или нескольких ступеней общего образования на базовом уровне и обеспечивает квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Слайд 11Особенности предоставления общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Общее образование лиц
с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в общеобразовательных школах, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, в том числе в коррекционных классах, классах интегрированного обучения общеобразовательных школ или в коррекционных общеобразовательных школах.
Инвалиды получают общее образование в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Содержание образования и условия организации образовательного процесса в коррекционной общеобразовательной школе, Предельная наполняемость коррекционного класса определяется федеральным государственным образовательным стандартом.
Обучающиеся, проживающие в коррекционной общеобразовательной школе-интернате, находятся на полном государственном обеспечении и в соответствии с установленными нормативами обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.
Иные обучающиеся коррекционной общеобразовательной школы обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Слайд 12Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь обучающимся, осваивающим основные общеобразовательные программы общего образования
В целях оказания помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, осуществления индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи таким обучающимся органами государственной власти субъектов РФ создаются
центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
«МИНУС»:
нет комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
образовательного процесса обучающегося
Слайд 13 Специальный
федеральный государственный образовательный стандарт
для детей с ограниченными возможностями здоровья
Проект
разработан Институтом коррекционной педагогики РАО
Проект СФГОС
Слайд 14
Гарантировать каждому ребенку реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и
возможностям, в не зависимости от:
степени тяжести нарушения психического развития,
способности к освоению цензового уровня образования,
вида учебного заведения,
региона проживания.
Смысл разработки СФГОС
Слайд 15
Шесть традиционных областей образования, но их содержание выстраивается в новой логике.
Каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента - «академический» и «жизненной компетенции».
Компоненты: «академический» и «жизненной компетенции»
Слайд 16Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
Овладение навыками коммуникации
Дифференциация и осмысление картины мира, ее временно-пространственной организации
Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей
Специальная работа по формированию «жизненной компетенции»
Слайд 17 Четыре варианта стандарта - системные характеристики требований к уровню конечного результата
начального школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ
4 варианта СФГОС
Слайд 18
Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых
сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки.
В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.
Обязательна систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка для реализации особых образовательных потребностей, целенаправленного формирования полноценной жизненной компетенции.
СФГОС: вариант I
Слайд 19
Ребенок получает цензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами
развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки.
Обязательна организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
В структуре образования расширяется компонент жизненной компетенции.
Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ученику.
В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.
СФГОС: вариант II
Слайд 20Ребенок получает нецензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами
развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки.
Обязательно специальное обучение и воспитание для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
В структуре образования «академический» компонент редуцирован за счет расширения компонента «жизненной компетенции».
В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах.
СФГОС: вариант III
Слайд 21Уровень образования определяется индивидуальными возможностями ребенка
При значительной редукции «академического» компонента
максимально расширяется компонент «жизненной компетенции». Обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа.
Ребенок находится в среде сверстников с выраженными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны.
Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка.
Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы.
Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
СФГОС: вариант IV
Слайд 23Глухие дети – I, II, III, IV
Слабослышащие дети – I, II
(III – только при наличии других нарушений)
Слепые дети – I, II, III, IV
Слабовидящие - I, II (III – только при наличии других нарушений)
Дети с речевыми нарушениями – I, II, III
Дети с двигательными нарушениями – I, II, III, IV
Дети с ЗПР - I, II, III
Умственно отсталые дети – III, IV (цензовое образование исключается)
Дети с расстройствами аутистического спектра – I, II, III, IV
Варианты СФГОС, предусмотренные для разных категорий детей с ОВЗ:
Слайд 24Проект СОБР
(Сертификат ОБРазовательный)
Цель СОБР
Создание условий,
наиболее благоприятных для обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов с особыми образовательными потребностями, оказания им комплексной помощи с использованием индивидуального подхода и специфики нарушений их психического и физического здоровья.
Цель эксперимента в г.Уфа
Предоставить возможность апробации в системе образования Сертификата дополнительного образования для детей-инвалидов с особыми образовательными потребностями, разработать и отладить механизм действия СОБР.
Слайд 25Что такое СОБР
Сертификат дополнительного образования ребенка-инвалида с особыми образовательными потребностями
Универсальный финансовый
инструмент для решения финансово-организационных проблем при инклюзии детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательные учебные заведения, а детей с тяжелыми нарушениями психофизического развития – в коррекционные (VIII вида и др.) учреждения
СОБР обеспечивает дополнительное финансирование особых образовательных потребностей при сохранении «подушевого» финансирования на ребенка для соответствующего вида образовательного учреждения
Слайд 27Действие СОБР
Принцип Родового Сертификата
Выдается адресно ребенку-инвалиду с особыми образовательными потребностями
Следует за
ребенком в любое образовательное учреждение по выбору родителей
Слайд 28Ожидаемые результаты, социально-экономический эффект.
Дети-инвалиды с особыми образовательными потребностями (ООП) получают возможность
выбрать желаемое образовательное учреждение (ОУ)/центры реабилитации, в том числе негосударственные, в настоящее время наиболее эффективно работающие с этой категорией детей.
Эта помощь оказывается адресно каждому ребенку–инвалиду с ООП.
Эта помощь целевая (принцип Сертификата позволяет использовать его исключительно по назначению – на образование/обучение).
Существенно повышаются возможности социальной интеграции детей-инвалидов, возможность инклюзии (включения детей-инвалидов в общеобразовательный процесс).
У обычных детей воспитывается толерантность, терпимость, уважение, способность оказанию помощи детям с ограниченными возможностями.
Образовательным учреждениям становится выгодно принимать на обучение детей-инвалидов с ООП, внедрять новые современные методики обучения.
Для ОУ появляется необходимость и возможность укомплектовать штат сотрудников специалистами узкого профиля (логопеды, дефектологи, психологи и др.), улучшить материально-техническую базу .
Повышается спрос на услуги специальных педагогов, увеличивается оплата их труда .
Увеличится кол-во рабочих мест для выпускников ВУЗов со специальным образованием
Создается здоровая конкуренция, т.к. родители, неудовлетворенные качеством услуг могут покинуть ОУ, унеся за собой и выплаты по Сертификату.
Развивается институт тьюторов (тьютор – сопровождающий ребенка с ООП в процессе обучения)
Коррекционные ОУ, усилив педагогический состав, материально-техническую базу, смогут оказать высококвалифицированную помощь детям со сложной структурой дефекта (не секрет, что до недавнего времени этим детям ставили заключение «необучаем»).
Дети-инвалиды со сложной структурой дефекта смогут обучаться в коллективе, а не на дому , что способствует дальнейшей социальной интеграции их в социум.
Родители, независимо от своих финансовых возможностей, смогут обеспечить своим детям-инвалидам возможность реализовать право на образование.
Слайд 29Эксперимент в г.Уфе
Республики Башкортостан
Разработка Проекта, расчеты
Согласования, официальные ответы
Разработка нормативных документов
Подготовка участников
(собеседования с руководителями ОУ, прохождение детьми медицинских И ПМПК- комиссий)
Финансирование
Мониторинг
Отчеты, заключения
Слайд 30Запрашиваемое и обоснованное финансовое обеспечение СОБР
10 000 рублей в месяц
Слайд 31Варианты начисления и персонификации СОБР
Социальная карта - Пластиковая карта
(«Социальная карта Башкортостана»,
«…москвича»)
Пластиковая карта ОУ («карта ученика»)
Сертификат (бумажный носитель, делимый на суммы, например 5+3+2 тыс.руб) с привязкой к ИНН, или номеру справки МСЭ, что позволит пользоваться услугами нескольких образовательных/ реабилитационных учреждений
Механизм будет разрабатываться в ходе эксперимента
Слайд 32Спасибо за внимание!
В презентации использованы материалы:
1. «Проблемные дети: стандарт образования
и технологии работы» академика РАО Малофеев Н.Н.
2. «СОБР» Е.Ю. Клочко
3. Предложения в законопроект «Об образовании»
О.Г. Сторожук