Слайд 1Современное
качество образования
Qui prodest?
Quo vadis?
Слайд 2Цели образования & стандарт
Просвещение как сокровище или образование как капитал?
Человеческий капитал как самовозрастающий ресурс развития личности и общества
Образовательная политика как средство развития человеческого капитала
Слайд 3Субъекты образовательной политики
Государство?
Народ?
Человек?
Глобальный рынок труда?
Социальный идеал?
Государственная vs национальная
образовательная политика?
Стандарт: государственный или национальный?
Слайд 4Individуализация
Единственный и абсолютный в своем значении предмет общего среднего образования –
становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества. Все многообразие образовательной деятельности и ее материального обеспечения выступает не более чем средством достижения этой цели и имеет смысл и ценность лишь постольку, поскольку образование выполняет свою миссию. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, степень проявленности его способностей к осмысленному продуктивному действию есть абсолютный критерий качества образования.
(Стандарт 3.1.)
Слайд 5Персональный заказ на качество образования
Приобретение способности к развитию качеств, необходимых для
максимально полного раскрытия индивидуальных способностей и их продуктивного использования (образование и самообразование в течение всей жизни, ответственное целеполагание, реализация принципа «himselfmade man»)
Принцип LLL (lifelong learning)
Человек есть цель и средство самого себя
Слайд 6Общий минимум или индивидуальный максимум?
Слайд 7Моё образование & моё «Я»
Человек способен иметь (получить,
присвоить) только «своё» образование
«Школьное знание» и личный опыт
Что значит «знать физику»? «знать историю»? «знать литературу»?
Слайд 8Компетентность – «единица измерения» качества образования
Competо
– вместe добиваться, стремиться; быть годным, способным; соответствовать, подходить
Competitio – обоснованная претензия на право осуществить ту или иную деятельность; принцип соревновательности
Слайд 9УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативная
(умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность себя и своей семьи).
Слайд 10Понятие Образовательной программы (1)
Раскрыть и развить посредством
образовательной деятельности человеческий потенциал каждого ученика в интересах направленного формирования тех компетентностей, которые представляются наиболее актуальными в социально-культурной и социально-экономической перспективе.
Слайд 11Понятие Образовательной программы (2)
В социальном аспекте
образовательная программа образовательного учреждения является свободной формой гражданского контракта между обществом (т.е. родителями в лице общественного совета) и образованием (т.е. педагогическим коллективом школы) относительно развития тех или иных компетентностей учащихся. Она демократично и открыто фиксирует цели и содержание образовательной политики школы.
Мониторинг выполнения такой программы и анализ ее результативности дают концептуальную и фактологическую основу для оценки вклада каждого педагога в образовательные достижения детей и одновременно для публичного отчета директора перед социумом-заказчиком.
Слайд 12Понятие Образовательной программы (3)
Образовательная программа образовательного учреждения
представляет собой комплексный документ, фиксирующий согласованные с общественным (управляющим) советом:
образовательные цели (социокультурную миссию) образовательного учреждения;
основные и дополнительные образовательные программы всех ступеней образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей (результатов образования);
программу развития учреждения.
Слайд 13Понятие Образовательной программы (4)
Виды деятельности
Задачи, решаемые в
разных видах деятельности учениками и педагогами
Возрастные характеристики
Слайд 14Результаты образования, «снимаемые» с ученика:
персональный аспект
Идентификация собственных образовательных & социально-культурных личностных
проблем
Целеполагание, планирование и привлечение ресурсов для эффективной деятельности
Планирование ресурсов
Оценка результата деятельности
Оценка собственного продвижения
Забота о своем здоровье
Слайд 15Результаты образования, «снимаемые» с ученика:
социальный аспект
Рефлексия деятельности (поступков), характеризующих качества личности
(я и общество, я и культура, я и мир и т.д.)
Рефлексия получаемого образования как ресурса обогащения и критического осознания собственной индивидуальности
Слайд 16Суперпроблема:
экспертное сообщество
Образовательная программа как тест
на компетентность
самого экспертного сообщества
Субъекты экспертного сообщества
и его генезис