Педагогическая коммуникация в инновационном вузе и новые статусы преподавателя Степанов Валентин Николаевич, д.ф.н., проф., проректор по научной работе Академии МУБиНТ; презентация

Содержание

«опасность» + «важный момент»

Слайд 1
Педагогическая коммуникация в инновационном вузе и новые статусы преподавателя

Степанов Валентин Николаевич,
д.ф.н.,

проф.,
проректор по научной работе Академии МУБиНТ;


Слайд 2«опасность» + «важный момент»


Слайд 3В настоящее время…
Большая часть образовательного контента,
отстает от создаваемых и используемых

технологий на 2-3 поколения

Века

Десятилетия

Годы и дни

Объемы знаний

Эти знания почти не издаются в виде книг

Сравнительные объемы увеличения знаний в контексте развития технологий

Технологии


Слайд 4Тенденции развития мирового образования
достижение социальной справедливости - доступность образования для всех

независимо от его гражданства, места проживания, национальности, принадлежности к определенной социальной страте, финансовых обстоятельств, здоровья, пола и возраста
ориентация на инновационную экономику знаний, зависящую от базирующуюся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, мобильности и интеграции людей.
ориентация на запросы международного рынка труда - знания немедленно представить на миллиардный интернет - рынок и превратить в инновацию


Слайд 5Модель «Российское образование - 2020»
четыре направления развития:

доступность


непрерывность качественного образования для любого жителя страны
ориентация системы образования на инновационное развитие экономики
открытость для общества, включающая в себя учет интересов потребителей образовательных услуг, и возможность внешней, общественной оценки уровня учреждений и их образовательных программ.


Слайд 6Цель образования – инновационная личность
Готовить студента не к «уходящей», индустриальной экономике,
а

к экономике знаний, базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях.
Вуз должен готовить
не послушных исполнителей, которые адаптируются к изменению условий,
а практиков, способных мыслить креативно, творчески изменять условия развития и самосовершенствоваться.





Слайд 7Поколение Y (термин Нейла Хоува и Вильяма Штрауса) (поколение Сети,1983-2000 г.г.

рождения)

Digital natives («цифровые аборигены»), «кидалты» (kids+adults=kidalts)
выросли в эпоху виртуального мира, компьютеров, цифровых технологий, «цифровой революции»
обладают новым типом – визуально-экранной грамотностью и новыми способами потребления информации
учатся, работают и стремятся изменять окружающий мир
ориентированы на быстрый результат и не готовы долго ждать вознаграждения, легко адаптируются
индивидуальность для них – это норма в условиях широчайшего выбора
не их выбирают, а они выбирают
готовы учиться, но ищут не просто учителя, а наставника, с которым будут индивидуально общаться



Слайд 8Цифровые аборигены
понимают, что они получают гораздо большую и более качественную,

актуальную именно для них информацию из сети и друг от друга, чем от поставщиков контента
воспринимают учителя не как гуру, а как коллегу, участвующего в активном решении учеником своей персональной проблемы (стирается грань между преподавателем и учащимся)
требуют открытости любых данных: дозировка и сокрытие информации (конфиденциальность) считается неэтичными; рассматривают полную открытость контента, как необходимое условие собственного обучения и развития

Слайд 9Миссия МУБиНТ отвечает новой идеологии образования
МУБиНТ предоставляет возможность получить современное качественное

образование в наиболее удобных для клиентов условиях, обеспечивая свободу выбора времени, темпов и места обучения.
Мы создаем и предлагаем новые образовательные продукты, основанные на современных технологиях их производства и доставки к клиенту. Мы работаем для того, чтобы обеспечить нашим клиентам хороший карьерный старт и профессиональные перспективы на рынке труда.
Наши этические и профессиональные стандарты требуют, чтобы наша деятельность соответствовала лучшим образцам в сфере образования.


Слайд 10Этапы реализации стратегии МУБиНТ


Слайд 11Этапы реализации стратегии
1й год – создание и сертификация системы менеджмента

качества. Постановка эффективной системы регулярного менеджмента. Освоение современных технологий производства и доставки образовательных продуктов и услуг клиентам.
2й год – развитие инновационного потенциала МУБиНТ – развитие способности быстро реагировать на новые потребности и изменения ситуации, способность осваивать новшества, осуществлять нововведения. Формирование МУБиНТ как научно-производственного комплекса.
3й год – развитие проактивности - способности и готовности опережать конкурентов по новизне и эффективности подходов и методов; способности не только идти за спросом, умело и вовремя реагируя на его колебания, но и определять спрос на новые продукты и услуги, воздействовать на него.
4-5й годы – обеспечение авангардности продуктов, услуг, технологий. Обеспечение лидерских позиций на российском рынке образовательных услуг. Становление научной школы МУБиНТ.
На протяжении всех пяти лет реализации стратегии – формирование и поддержка главной ценности – успешности клиента, стремление обеспечить успешность потребителей наших услуг как в образовательном процессе, так и в последующей практической деятельности (повысить ценность на рынке труда).

Слайд 12Обеспечение доступности образования
независимо от места жительства (электронные технологии доставки контента и

сопровождения процесса обучения оперативности включения в учебный процесс самых свежих знаний, привлечения к разработке общедоступных учебных материалов наиболее квалифицированных педагогов и ученых, вне зависимости от их места работы и проживания;
независимо от социально-экономического положения (за счет распределения затрат на создание технологических сред и контента, уменьшения потребности в специально выделенных учебных площадях в связи с переносом центра тяжести на самостоятельную работу дома, на работе и в дороге)
Независимо от возраста (за счет обеспечения непрерывности образования в течение всей жизни, постоянной актуализации полученных знаний).
Независимо от вида деятельности (за счет обеспечения индивидуальности темпа и графика изучения материала, предоставления возможности сочетать обучение с трудовой деятельностью)


Слайд 13Основные подходы к современному образованию
Глагол learn в отличие от teach и

study имеет оттенок значения связанного с самостоятельным действием того кто учится
облегчение доступа к ресурсам и услугам, обмен ими и совместная работа на расстоянии повышают эффективность и ответственность самостоятельной работы студента, позволяют мобильно управлять процессами и осуществлять мониторинг качества образования
Совместная работа как подход к обучению (collaborative approach) — тренд современной индустрии обучения и развития
student-centered model
Learning-by-doing (упражнения и симуляции, кейсы,
ролевые игры, проектные задания)
Лекционно-семинарская модель
сменяется практикоориентированной моделью, которая должна готовить инноваторов
Парадигма передачи знаний сменяется парадигмой дееспособности, выявления и передачи современных способов организации мыслительной работы



Слайд 14«В этой ситуации (информационного общества) появляется ключевая драма образования – драма

отставания учителей от учеников.
Мы живем в системе школы, созданной Яном Амосом Каменским, но фабрика производства среднего ученика появилась в средние века. Сегодня образование захлестнуло все стороны реальности, рождается идеология образования как массовой коммуникации»
А.Г.Асмолов
Директор Федерального института
развития образования

Слайд 15Инновация
Как явление: нововведение, основанное на использовании передовых достижений науки и опыта,

обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции;
Как процесс: разработка нового знания, инновационной идеи по обновлению различных сфер деятельности и последующий процесс внедрения с получением дополнительной ценности

Слайд 17Инновационный дискурс научной деятельности
Гуманитарный поворот научных исследований
Расширение предметной сферы:
увеличение веса социальности

и коммуникативности исследований, лояльности и мобильности субъекта как социальных ценностей любой деятельности
Усложнение методологической и инструментальной базы:
полиметодологичность
интегрированный характер

Новые принципы научной деятельности:
многомерность (интегрирующая функция)
проективность (прогностическая функция),
проактивность (генерирующая функция)

Слайд 18Web технологии
Web 0.0 технология - пользователь мечтает «законнектиться» с кем или

чем либо
Web 1.0 технология - пользователь получает текст
Web 2.0 технология - пользователь создаёт текст, в социальных сетях, сервисах, в основе которых лежит генерируемый пользователями текст, ими же самими и потребляемый (общепринятая трактовка на сегодняшний день).
Web 3.0 технология - коллективное создание текста Семантическая паутина (Semantic Web) – сеть над Сетью, содержащая метаданные о ресурсах Всемирной паутины и существующая параллельно с ними.


Слайд 19Парадигмальные сдвиги от web 1.0 к web 2.0
От потребления контента к

его сопроизводству
От авторитарности (знание как инструкция по употреблению «истины») к прозрачности
От преподающего-«гуру» к коллеге-помощнику
От лекции-монолога к диалогу
От «доступа к информации» к «доступу к людям»
От «обучения о чем-то» к «обучению, как делать»
От доставки знаний к общению
От формального преподавания к обучению в жизни (путем решения задач и проблем учащихся и соучеников)

Слайд 20Новое качество учебно-методической работы
Новое качество УМК -актуальный, обновляемый е-УМК.
Новое качество аудиторных

занятий, как подготовка к СРС.
Новое качество и центральное место СРС в учебном процессе – активизация познавательной деятельности студента, основанная на возможностях новых технологий. Мониторинг СРС основанный на БРС.
Новое качество оценки учебной работы студента, практикоориентированный подход, проектная деятельность.



Слайд 21Смена парадигмы образования: студенты учатся
у преподавателей




Планирование, организация и реализация СРС

на базе СОТ

Качественное и эффективное сочетание технологий e-learning с традиционными педагогическими методиками

Удаленный доступ (365 / 24 / 7) к учебным образовательным ресурсам

офф- и он-лайн консультации с преподавателем

Возможность выбора индивидуальной траектории обучения


Слайд 22Вебинары и другие онлайн-мероприятия в режиме конференц-связи в учебном процессе
Неотъемлемая часть

УМК (видеолекция)
Поддержка самостоятельной работы
Визуализация
Поддержка индивидуальной траектории
Школа методического опыта

Слайд 23Реализация совместных интернет - проектов
Проект головной вуз – филиал
Общая электронная площадка

– сайт преподавателя головного вуза, Wiki-библиотеки
Возможность «живых» он-лайн трансляций с участием внешних, приглашенных гостей и студентов ВСЕХ форм обучения (медиа-технологии в действии)





Слайд 24Важно! Отработан полный жизненный цикл проектов с поддержкой он-лайн (веб-конференция) и

офф-лайн (сайт ППС и/или тематический блог) частей.
Студенты – полноправные участники на каждом этапе жизненного цикла



Слайд 25Электронные площадки под тематические проекты
Тематические блог-проекты с настройкой под индивидуальные запросы:

права

доступа и «глубина» участия в проекте
дополнительные возможности и веб-объекты:
фотогалереи
коллекции Интернет-ссылок
библиотеки документов
и др.

Слайд 26Тематические виртуальные комнаты
Тематические виртуальные комнаты с настройками и объектами под индивидуальные

запросы
Важно! Разработаны и воплощены в реальную работу сценарии проектов – этот опыт можно модифицировать и тиражировать.

Слайд 27Некоторые примеры авторских е-УМК, созданных нашими преподавателями



Теория
Самопроверка
Контроль


Слайд 28ИТ-сервисы для учебного процесса



Международная академия бизнеса и новых технологий




Библиотека

- как средство свободного доступа;
Электронный УМК и средства его доставки - как учебно-дидактический комплекс, включающий средства контроля и самоконтроля (банки тестовых заданий);
Средства коммуникаций, включая видео-телеконференцсвязь;
Программно-технические средства поддержки учебного процесса, в том числе обеспечение готовности аудиторного фонда;
Системы моделирования профессиональной деятельности (Учебные фирмы, Операционный день банка, 1С-Предприятие, Правовые базы данных и т.п.)
Сервисы доступа к информационным ресурсам из разнородных сетей;
Информация о планировании и ходе учебного процесса – БРС, расписания, успеваемость, оплаты;
Сопутствующие сервисы (домашний Интернет для ППС, средства разработки электронных УМК и т.п.)

Слайд 29Основа качественного электронного обучения
качество контента и его соответствие потребностям студентов;
качество

технологий (создание, доставка);
интерактивность и поддержка учащихся (коммуницирование на базе ИКТ).
качество профессорско-преподавательского состава (ИКТ – компетенции);
качество педагогики (педагогические технологии электронного обучения, мотивация студентов, модульные УП,БРС);

Слайд 30Традиционное обучение
стандартные критерии учебных достижений,
оценивание извне,
обязательность и даже принудительность
переоценка

роли преподавания и недооценка роли осмысленного и инициативного учения
Постоянная опека (по большей части аудиторная) подразумевающая, что студент нелюбознателен, аморален, ленив и требует постоянного контроля.

Слайд 31Фасилитация
Фасилитация - повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие воображааемого или

реального присутствия другого человека или группы людей (без вмешательства в его действия), выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями.
Явление зафиксировано и исследуется с конца XIX века, становится предметом социально-психологического исследования с 1965 после статьи Роберта Зайонца «Социальная фасилитация» в американском журнале Science («Наука»).


Слайд 32Фасилитатор (facilitator) (способствующий) - человек, активизирующий, повышающий скорость, эффективность деятельности других

индивидуумов, поддерживающий или обучающий других различным навыкам, стимулируя и активизируя их.
В широком смысле «фасилитатор» - помощник (от англ. глагола facilitate - облегчать, помогать, способствовать), особый наблюдатель, который может повысить скорость и продуктивность деятельности человека или группы людей.

Слайд 33Новое качество учебно-методической работы
«Эффект присутствия» преподавателя (вступительное слово, интерактивные средства общения:

возможность Интернет-конференций, коллективных обсуждений по проблематике дисциплин, график консультаций на сайте, icq-консультации, сайт- место встречи,корректировка понимания материала).
Организация взаимодействия студентов - форумы, wiki, блоги, системы мгновенного обмена сообщениями, электронная почта – замена дискуссий.
Обучение для студента, а не для преподавателя.


Слайд 34Преподаватель как тьютор - фасилитатор

умеет налаживать простую и ясную коммуникацию НА

САЙТЕ;
диагностирует и поощряет (корректирует) эффективное (неэффективное) поведение С ПОМОЩЬЮ БРС;
создает модель эффективного поведения (РЕКОМЕДАЦИИ,ОБЪЯВЛЕНИЯ,ПРИМЕРЫ НА САЙТЕ);
обеспечивает обратную связь между участниками процесса, не допуская при этом «наступательных» и «оборонительных» форм общения (РЕЙТИНГ ПО БРС, КОНТАКТЫ НА САЙТЕ, ЧЕРЕЗ ISQ, ПОЧТУ);
вызывает доверие (ГОВОРИТ НА ЯЗЫКЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОКОЛЕНИЯ, доверительный стиль);
поощряет усилия членов группы и ободряет их; (КОММУНИЦИРУЕТ В БЛОГЕ, НА САЙТЕ используя технологии web 2.0, которые как технологии «я хочу» требуют личного интереса участников, вовлеченности).
умеет быть терпеливым (ПЛАНИРУЕТ РАБОТУ В СЕМЕСТРЕ И УЧЕБНОМ ГОДУ С ПОМОЩЬЮ БРС), обеспечивает «эффект присутствия» на сайте, виртуальное наблюдение за действиями членов группы не допуская прямого вмешательства в действия студентов, однако создавая рамки их деятельности).



Слайд 35Компетенции, которые формируются на базе портальных технологий
умение работать в команде,


высокий уровень владения IT
способность к самообразованию
Предопределяют востребованность у работодателя и успешный карьерный рост
Позволяют генерировать новые знания, владеть анализом, классификацией, кластеризацией, видеть взаимосвязи, формировать новое знание и использовать его как конкурентное преимущество



Слайд 36Три этапа на пути к новым технологиям в педагогической деятельности
Творчество

– способность выдвигать новое, идеи которые будут проанализированы и использованы всей организацией
Самоуважение – возможность преодолеть «второй цифровой разрыв» - от ИКТ возможности к ИКТ использованию
Авторитет – перспектива и признание профессиональным сообществом способности работать на современном уровне

Слайд 38

Благодарю за внимание!





stepanov@mubint.ru


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика