Слайд 1Федеральный государственный
образовательный стандарт
общего образования
второго поколения (ФГОС)
А.М.Кондаков
"Первое направление национальной образовательной стратегии -
разработка нового поколения образовательных стандартов“
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев
Слайд 2Преемственность
Опора на опыт советской и российской школы, лучший мировой опыт
Результаты
предшествующих реформ и проектов (модернизации образования, РЕОИС, займов МБРР, Приоритетного национального проекта «Образование», различных проектов ФЦПРО и пр.)
Развитие отечественны научных теорий и концепций(развивающего обучения, «ядра и оболочки» и пр.)
Слайд 3Инновационность
От «догоняющей» модели модернизации
образования - к «опережающей» модели,
основанной на
российской ценностной, научной и культурной базе
Переход от копирования западных моделей реформирования образования к проектированию стандарта как важнейшего ресурса социокультурной модернизации российского общества, социально-экономического развития государства
Слайд 4Инновационность
Образование – системообразующий ресурс социально-экономического развития государства, социокультурной модернизации российского общества
Стандарт
– социальная конвенциональная норма – общественный договор между семьей, обществом и государством
Слайд 5Инновационность
Выделено «Фундаментальное» ядро содержания образования
Структура БУПА: инвариантная, вариативная части, внеурочная деятельность
Стандарт
как система трех требований: к результатам освоения основных образовательных программ, структуре основных образовательных программ и условиям реализации основных образовательных программ(7-я ст. Закона «Об образовании»)
Слайд 6Образование – системообразующий ресурс социально-экономического развития государства, социокультурной модернизации российского общества
Стратегические
цели образования
Обеспечение социальной и духовной консолидации общества
Обеспечение конкурентоспособности личности, общества и государства
Обеспечение безопасности личности, общества и государства
Слайд 7Стандарт как конвенциональная норма, отражающая социальные ожидания семьи, бизнеса, общества и
государства
Реализация Миссии образования – формирования гражданской идентичности, как базового условия укрепления российской государственности
Обеспечение стабильности заданного уровня качества образования, его воспроизводства и развития
Динамичность и открытость для изменений
Слайд 8
Особенности ФГОС:
стандарт как система требований
Слайд 9Стандарт как система трех требований
Одновременное утверждение в государственных образовательных стандартах и
результатов образования, и наиболее общих (рамочных) черт современного образовательного процесса, и условий его осуществления
Эффективное нормативно-правовое регулирование системы образования
Стандарт становится важнейшим средством стабилизации и развития системы образования
Слайд 10Стандарт как система трех требований
Вариативность образовательных программ, индивидуализация образования
Операционализация результатов деятельности
системы образования
Ориентация деятельности системы образования на результат
Вариативность образовательных программ, индивидуализация образования
Слайд 11
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная успешность
ОБЩЕСТВО
Безопасность и здоровье
Свобода и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние
ГОСУДАРСТВО
Национальное единство
Безопасность
Развитие
человеческого капитала
Конкурентоспособность
Общественный договор и государственная ответственность
ФГОС - конвенциональная норма, реализующая общественный договор о требованиях к результату общего образования
Слайд 12Стандарт общественного согласия
Новый социальный статус ФГОС –
конвенциональная норма, отражающая социальные потребности
и запросы личности, семьи, общества и государства
Слайд 13Система требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям осуществления
на всей территории Российской Федерации, механизм реализации как конституционного права каждого ребенка на получение общего образования, так и ответственности всех субъектов образовательной системы за соблюдение этого права
Новый юридический статус ФГОС
Слайд 14Новые функции стандарта
Создание образовательного пространства, направленного на становление успешности гражданина России,
как основы развития гражданского общества
Обеспечение права гражданина на полноценное образование, на обучение на родном языке, овладение ценностями и культурой своего народа
Обеспечение сочетаемости и сопоставимости российской и лучших зарубежных систем образования
Обеспечение гуманизации образования, создание новой культуры образовательной среды школы, привлекательной, комфортной и здоровой для учащихся, учителей, родителей и управленцев
Слайд 15Требования к результатам образования
Формирование российской идентичности
Ценности российского общества:
Социальная справедливость
Жизнь человека, его
благосостояние и достоинство
Свобода – личная, индивидуальная
Межнациональный мир
Семейные традиции
Патриотизм – вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю
Послание Федеральному Собранию.
5 ноября 2008 года
Слайд 16Ценностные ориентиры методологии ФГОС
Российская идентичность
Этнокультурная и
региональная идентичность
Гражданская идентичность
Общечеловеческая идентичность
«…межнациональный
мир – одна из главных наших ценностей. Фактор способный серьезно упрочить нашу Федерацию – поддержка национальных традиций и культур народов России
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев
Слайд 17Человек ХХI века
Ориентированность на знание и использование новых технологий
Активное стремление
расширить жизненный горизонт
Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего
Активное финансовое поведение
Здоровый и безопасный образ жизни
Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации
Слайд 18Требования к результатам освоения ООП общего образования
совокупность компетентностей выпускника образовательного учреждения,
определяемая личностными, семейными и государственными потребностями к результату освоения основных общеобразовательных программ
Слайд 19Требования к результатам: базовые компоненты
Система нормативных требований
Основная школа
Слайд 20Требования к результатам освоения ООП
Требования, соответствующие современным представлениям об обобщенной структуре
личности и деятельности человека, характеризующие:
Интеллектуальную сферу человека
Ценностно-этическую сферу
Трудовую сферу человека (ценность труда)
Коммуникативную сферу человека
Эстетическую сферу человека
Физическую сферу человека
Слайд 21Требования к результатам освоения ООП, имеющие универсальное, метапредметное значение
Организация своей деятельности,
сотрудничество и взаимодействие в группе; оценка достигнутого результата
Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности; умения работать с разными источниками информации
Готовность к профессиональному выбору, умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда, в системе профессионального образования
Гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в жизни и деятельности, умение оценивать с позиций социальных и моральных норм поступки (собственные и других людей)
Слайд 22Требования к результатам освоения ООП, отражающие предметные знания
Знания о сущности и
особенностях объектов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
Понимание причинно-следственных и иных связей и взаимозависимостей предметов, их объективной значимости
Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования
Способность и умение на основе полученных навыков и знаний ориентироваться в мире социальных, интеллектуальных, нравственных, эстетических ценностей
Умения применять приобретенные умения, навыки и знания для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей
Слайд 23Требования к результатам образования
Выпускник начальной школы
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир
Владеющий основами
умения учиться
Любящий родной край и свою страну
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,
умеющий высказать свое мнение
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
Слайд 24Требования к результатам образования
Выпускник основной школы
Познающий себя как личность, ищущий свою
систему ценностей, жизненные цели, утверждающий себя как взрослый
Умеющий учиться, подготовленный к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории на основе избирательности интересов
Принимающий ценности межличностных отношений и «Кодекс товарищества» (право свободного выбора, справедливости, уважения, взаимопомощи, личного достоинства)
Умеющий дружить, осознанно выбирающий круг общения, направленный на освоение гендерной роли
Умеющий конструктивно разрешать конфликтные ситуации, работать в команде и быть лидером
Инициативный, готовый нести ответственность перед самим собой, другими людьми за результаты и последствия своих действий
Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, поддерживающий сохранность окружающей среды
Слайд 25Требования к результатам образования
Выпускник школы
Осознающий себя личностью, живущей в обществе, социально
активный, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении
Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений
Креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни
Готовый к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов
Способный к личностному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения
Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своем поведении
Уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата
Слайд 26
Объекты
нормирования
БОП
Программы
развития
УУД
Примерные
учебные
программы
Система
оценки
Ядро
содер-
жания
образо-
вания
образовательный процесс:
проектирование, лицензирование, обеспечение, реализация
Другие
матери-
алы
Программы
воспитания
и социа-
лизации
Требования к
структуре: система нормативов
Программы
внеуроч-
ной дея-
тельности
Слайд 27
Требования ФГОС и образовательный процесс
Финансы
Кадры
Мат-тех база
Инфраструктура
Т
Слайд 28Базисный образовательный план начальной школы
Слайд 29Базисный образовательный план начальной школы.
Внеучебная деятельность
Слайд 30
Объекты
нормирования
Материально-
техническая
база:
здания,
оборудование
Кадровое
обеспечение
образовательный процесс:
обеспечение, лицензирование, реализация, контроль
Оценка
Учебно-
методическое
обеспечение:
книги, ЦОРы,
средства
наглядности
Требования к условиям: система
нормативов
Информацион-
ное обеспече-
ние: фонды,
базы данных,
мультимедиа
Финансово-
экономичес-
кое обеспе-
чение:
механизмы
и нормативы
Слайд 31ФГОС как система требований
Установление четкой взаимосвязи и взаимообусловленности планируемых результатов освоения
основных образовательных программ, организации и содержания образовательного процесса, его ресурсного обеспечения позволяет создает систему эффективного управления качеством образования в общеобразовательном учреждении
Слайд 33Контакты
Кондаков Александр Михайлович
Телефон: (495) 789 30 20
Факс: (495) 689 46 71
E-mail:
AKondakov@prosv.ru
Спасибо за внимание!