Слайд 1Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи
Семинар-совещание для специалистов дошкольного
образования г.г. Славгород, Яровое, Славгородского и Табунского районов
«Тенденции развития системы дошкольного образования в Алтайском крае»
г. Славгород
1 декабря 2012 года
Слайд 2Планирование и организация образовательной деятельности с детьми в условии реализации Федеральных
государственных требований
Автор презентации : Меремьянина О.Р., доцент кафедры дошкольного образования АКИПКРО, канд. пед. наук
Слайд 3Зачем педагог планирует образовательную деятельность?
привычка свыше нам дана…;
обеспечить процесс непрерывного развития
ребенка: от зоны актуального развития к зоне ближайшего развития;
удержать в памяти все то, что нужно провести с детьми в течение недели (месяца);
выстроить единое образовательное пространство детства;
для осуществления внешнего контроля (методиста, заведующего, надзорных органов);
для увеличения стимульной части заработной платы;
для «порядка» надо писать – пишу;
планирование – составная часть педагогической деятельности
Слайд 4Планирование - составная и обязательная часть профессиональной деятельности
Планирование образовательного процесса является
составной и обязательной частью профессиональной педагогической деятельности воспитателя. В квалификационных характеристиках должностей работников образования записано: «Воспитатель, (включая старшего воспитателя), разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников».
Слайд 5Термин «план» толкуется
как система взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели плановых
заданий, определяющих порядок, сроки и последовательность осуществления программ, работ или отдельных мероприятий;
способ кратко (или полно) зафиксировать целевые ориентиры, познавательные задачи, программное содержание, последовательность организации и проведения образовательной деятельности с детьми.
Слайд 6Планирование отражает
ход реализации основной образовательной программы,
специфику и развитие приоритетных направлений
деятельности ДОУ,
устанавливает связи между занятиями, игрой и трудом детей,
ход и результаты реализуемых творческих проектов.
Слайд 7При составлении плана воспитатель должен учитывать
требования конкретной программы дошкольного образования, реализуемой
в ДОУ,
основной общеобразовательной программы дошкольного образования,
содержание и уровень уже усвоенных в ходе предыдущей работы знаний, практических навыков и опыта детей,
уровень личностной культуры дошкольника,
реальность событий, перспективу их развития,
современные нормативные требования (ФГТ, СанПиН, ).
Слайд 8В настоящее время на основе федеральных требований
разработана Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования;
Идет разработка Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 9Пока эти программы не имеют федерального грифа и являются примерными.
«До ввода
этих программ в практику дошкольного образования, т. е. в так называемый «переходный период», содержание образовательного процесса выстраивается в соответствии с той программой, по которой работал педагогический коллектив до выхода данного документа» (из рекомендаций К. Ю. Белой, профессора кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, г. Москва).
Слайд 10Анализ содержания комплексных программ
Программа воспитания и обучения в детском саду (под
ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой);
Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Радуга» (Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева и др.);
Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович);
Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста (Под ред. Л. А. Парамоновой).
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)
Слайд 11позволяет утверждать
Несмотря на их разнообразие актуальной и не решенной остается проблема
планирования образовательного процесса.
В них отсутствуют конкретные рекомендации к планированию образовательного процесса или прописываются декларативно.
Содержание выше перечисленных программ не приведено в соответствие с ФГТ, требованиями санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН.
Слайд 12
Примерный перечень требований к структуре, содержанию планирования
план должен быть лаконичным, информационно
содержательным, реальным, отражать специфику деятельности ДОУ;
методически грамотным, корректируемым адекватно меняющейся образовательной ситуации, содержать региональный компонент;
составляться на основе анализа и учета результатов продвижения (затруднений) детей на предыдущем этапе;
учитывать возрастные потребности детей, зону их ближайшего развития;
выполнять ФГТ, санитарные правила и нормативы, содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
содержать элементы прогнозирования.
Слайд 13При планировании образовательной деятельности педагоги
1.Устанавливают соответствие:
содержания образовательной программы дошкольного образования, лицензированной
и реализуемой в ДОУ, содержанию основной общеобразовательной программе дошкольного образования, разработанной на основе ФГТ;
условий, в которых реализуется образовательная программа дошкольного образования, требованиям СанПиН 2.4.1.2660 – 10;
2. Корректируют существующую модель планирования (формы и содержание).
Слайд 14Нормативное соответствие устанавливают ФГТ
1.«Федеральные государственные требования (ФГТ) устанавливают нормы и положения,
обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». (Приказ Министерства образованияи науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655).
Слайд 15Нормативные основания устанавливают СанПин
«Где бы ни размещалась дошкольная организация – на
базе общеобразовательных учреждений (так называемые центры образования, группы предшкольной подготовки и др.), учреждений дополнительного образования, культуры (независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности) – выполнение требований, изложенных в новых санитарных правилах, является обязательным».
Слайд 16Планирование и организация образовательной деятельности в условии реализации ФГТ
Планировать ОД с
учетом основных направлений развития ребенка: физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического:
на адекватных возрасту формах работы в виде игр, которые в образовательном процессе задаются взрослым, бесед, чтения, трудовых поручений, наблюдений, детского экспериментировании и др.;
с учетом принципа интеграции образовательных областей, их спецификой и возможностями;
на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса
Слайд 17При планировании и организации образовательного процесса учитывается время, отведенное
на образовательную деятельность,
осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (утренний прием детей, утренняя гимнастика, завтрак, прогулка в первую половину дня, обед, динамический час после дневного сна, полдник, прогулка во вторую половину дня, вечер).
самостоятельную деятельность детей в предметно – развивающем пространстве
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Слайд 18
Введено понятие «Образовательная область», установлено их количество. Задачи по освоению детьми
содержания образовательных областей: "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка" решаются интегрировано.
Слайд 19
При составлении расписания занятий, планировании образовательного процесса с младшими дошкольниками исключается
слово «занятие», с целью переориентации педагогов с учебной на игровую деятельность. «Отменяется не занятие «занимательное дело» как дидактическая форма обучения, а «форма организации образовательной деятельности подобная уроку». (Из материалов интернет - семинара «Обновление содержания дошкольного образования в контексте ФГТ (11 апреля 2011 года). Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования».
Слайд 20
«Занимательное дело» с младшими дошкольниками проводится в совместной деятельности с взрослыми.
Эффективным средством решения образовательных задач является дидактическая игра.
Занятия (как дидактическая форма обучения) проводятся в старшем дошкольном возрасте. При составлении расписания занятий и планировании образовательной деятельности со старшими дошкольниками допустимо использовать термин «занятие».
Слайд 21
Изменяется содержание понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее
сущностных, а не формальных признаков. Сущностными признаками совместной деятельности взрослого и ребенка является наличие партнерской (равноправной) позиции при организации образовательной деятельности, свободное размещение оборудования и материалов, передвижение и общение детей в процессе деятельности.
Самостоятельная деятельность младших дошкольников организуется при непосредственном и активном участии воспитателя с учетом возрастных потребностей детей в активном движении, обогащении чувственного опыта, самопознании, сюжетно – ролевой игре.
Слайд 22
Самостоятельная деятельность старших дошкольников осуществляется в предметно-развивающем пространстве, организованном с учетом
возрастных потребностей в игре, познании окружающего мира, общении со сверстниками, творческой самореализации.
Увеличение продолжительности прогулки влечет за собой пересмотр количества и содержания её компонентов (подвижных игр, наблюдений, индивидуальных и коллективных трудовых поручений, исследований и др.), требует иной рациональной организации
Слайд 23
Организации ОП с учетом требований санитарных правил и нормативов
При составлении
сетки занятий педагогам необходимо учитывать, что максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет:
11 занятий с детьми четвертого года жизни,
12 занятий с детьми пятого года жизни,
15 занятий с детьми шестого года жизни,
17 занятий с детьми седьмого года жизни
Слайд 24Нормативы времени
Продолжительность занятий для детей 4-го года жизни не превышает 15
минут, для детей 5-го года жизни – не более 20 минут, для детей 6-го года жизни – не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни – не более 30 минут. Перерывы между занятиями – не менее 10 минут. В середине занятия статического характера проводится физкультминутка
Слайд 25
Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и
средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной - трех.
Занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня, но не чаще 2-3 раз в неделю. Длительность этих занятий – не более 20-30 минут в зависимости от возраста детей. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей (образовательные области «коммуникация», «познание», «социализация и др.) следует проводить в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда).
Слайд 26
В разновозрастных группах продолжительность занятий следует дифференцировать в зависимости от возраста
ребенка. Занятие следует начинать со старшими детьми, постепенно подключая к занятию детей младшего возраста.
Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.
Занятия в студиях, кружках, секциях планируются и проводятся с детьми 4-го года жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;
с детьми 5-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;
с детьми 6-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;
с детьми 7-го года жизни – не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.
Слайд 27
В дни каникул и в летний период продолжительность прогулки увеличивается. Проводятся
спортивные и подвижные игры, праздники, экскурсии, походы, развлечения, исследования. Соблюдение выше перечисленных требований делает процесс планирования лаконичным, целесообразным, реальным, эффективным, а образовательный процесс - здоровьесберегающим.
Слайд 28По видам планы делятся
Перспективный план работы позволяет педагогу удерживать целостность
образовательного процесса, основные направления развития ребенка, проектировать развитие собственной профессиональной компетентности и составляется воспитателем на один-три месяца. Точные сроки определяются либо требованиями администрации ДОУ, либо самостоятельным выбором педагога.
Слайд 29В перспективном плане целесообразно выделять следующие разделы
«Сотрудничество с родителями» целесообразно планировать
формы работы с родителями, требующие от воспитателя специальной подготовки к их организации и проведению.
«Индивидуальная работа с детьми» планируется, исходя из реальных проблем, выявленных в результате проведенной диагностики или по фактам конкретных затруднений детей, зафиксированных педагогом на занятиях или других формах организации детской деятельности. Затруднения детей являются объективным основанием при проектировании программы индивидуального сопровождения ребенка, выборе форм индивидуальной работы.
Слайд 30
«Содержательная интеграция деятельности со специалистами ДОУ» выделяется при условии наличия в
дошкольном учреждении специалистов: музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, иностранному языку, изобразительной деятельности, хореографа, логопеда, тифлопедагога. В разделе планируются совместные мероприятия, определяется их цель, назначаются ответственные за подготовку и проведение.
«Профессиональное саморазвитие» педагоги планируют мероприятия, направленные на повышение уровня собственной профессиональной компетентности. Планируемые формы работы отражают усилия педагога, направленные на развитие конкретных профессиональных компетенций.
Содержание раздела «Организация предметно-развивающего пространства» планируется с учетом тематической направленности занятий, времени года, специфики группы, запросов, возрастных потребностей, индивидуальных интересов детей, зоны их ближайшего развития.
Слайд 31
Слабые стороны перспективного планирования:
перспективное планирование, в отсутствии календарного (комплексно – тематического)
плана, не раскрывает содержания деятельности, методические приемы, не конкретизирует дидактическое обеспечение;
не всегда позволяет равномерно распределить деятельность по ее видам в течение определенного отрезка времени;
избежать прецедента дополнительной нагрузки на детей или ее необоснованного отсутствия;
затрудняет осуществление методического контроля над выполнением планируемых мероприятий.
Слайд 32Комплексно – тематический план
Основным образовательным содержанием комплексно-тематического плана являются события, позволяющие
дошкольнику успешно «ориентироваться в четырех мирах действительности: мире живой и неживой природы, рукотворном мире, мире общественных (социальных отношений), мире собственной внутренней жизнедеятельности» (Концепция дошкольного воспитания).
Слайд 33
Примерными темами для изучения с детьми могут быть:
события, описанные в художественных
произведениях;
реальные события, происходящие в жизни детей;
события, специально смоделированные педагогом;
тематические мероприятия, проводимые в рамках реализации творческих проектов;
сезонные явления в природе;
праздники, традиции.
Слайд 34
При разработке комплексно – тематического плана педагогом выделяются основные «узловые» темы.
Темы занятий «многослойны», т. е. они повторяются с определенным усложнением в каждой возрастной группе. Возвращение к теме в иных педагогических условиях, на другом содержании, возрастном уровне развития помогают ребенку успешно освоить информацию, овладеть новыми способами общения и познания окружающего мира, формирует компетентность как особую «практическую умелость, опыт» при решении несложных жизненных ситуаций.
Слайд 35
Кроме основного образовательного содержания, зафиксированного в конспектах занятий, сценарных планах, необходимо
иметь дополнительное дидактическое сопровождение: тексты художественных произведений, дидактические игры, игры и игровые упражнения, творческие задания для самостоятельной исследовательской деятельности. Дополнительная тематическая информация обеспечивает педагогам свободу выбора содержания с учетом возможностей детей и реальной образовательной ситуации.
Слайд 36
Комплексно – тематический план может составляться воспитателем при участии специалистов ДОУ,
которые на своих занятиях творчески обогащают и дополняют возможности детей, добиваясь при интеграции высоких образовательных эффектов.
Слайд 37
Возможные формы интеграции содержания образовательных областей при планировании
Слайд 38
Выбор тематического содержания, определение форм работы по его реализации и интеграции
осуществляется педагогом на месяц. Основным принципом при подборе содержания являются образовательные области и решение их основных задач.
Слайд 40
Содержание календарного плана структурируется по блокам и представляется в виде схемы.
Образовательный
блок
(сетка занятий)
Блок совместной деятельности взрослого и детей
Блок самостоятельной деятельности детей
Слайд 41Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
При планировании образовательного содержания в
ходе режимных моментов целесообразно использовать циклограмму, позволяющую педагогу установить «разумный баланс» между видами образовательной деятельности, амплифицировать развитие детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.