Слайд 1ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ШАХУНСКОГО РАЙОНА
Аттестационная работа.
Методическая разработка раздела образовательной программы.
Технология 7
класс.
Тема «Конструирование и моделирование».
Работу выполнила:
Учитель технологии
МОУ Шахунской СОШ №14
Роженцева Наталья Ивановна
Город Шахунья
2010 год
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка.
2. Цель и задачи.
3. Психолого-педагогическое обоснование .
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
6. Система знаний.
7. Система деятельности.
8. Контроль и коррекция результатов.
9. Поурочное планирование.
10. Проект урока.
11. Приложения.
12. Список литературы.
Слайд 35. ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ, ФОРМ ОРАГНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
Традиционная классно-урочная
система (объяснительно-иллюстративная) технология (И. Штурм, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский);
Технология личностно - ориентированного обучения ( Г.Г. Кравцова , И.С. Якиманская и др.);
Тестовые технологии (А. Кетле, Ф. Гальтон);
Технология разноуровневого обучения (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский,);
Развивающие технологии ( Л.С. Выготский , А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
Технология сотрудничества (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский А.С. Макаренко);
Здоровьесберегающие технологии (нормированность домашнего задания, эмоциональные разрядки на уроке, вариативность заданий и возможность осуществлять их выбор и т. д.)
Слайд 5Список литературы:
1. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс/сост. Л.П. Барылкина,
С.е. Соколова. - М.5 за знания,2006.-208 с. – (Методическая библиотека).
2. Технология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под ред. В. Д. Симоненко.М. : Вентана-Граф. 2010.
3. Моделирование и художественное оформление одежды. Учебник для учащихся проф. училищ/ авт.- сост. Т.О.Бердник 2001.
4. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе.- Волгоград: Учитель, 2007.
5. Школа молодого учителя / авт.- сост. Л.А.Вагина, Е.Ю. Дорошенко, Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007.
6. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя/ под ред. П.И.Пидкасистого.- М.: Просвещение,1984.
7. Программа общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д., Москва. Просвещение 2007.
8. Программа начального и основного общего образования. Технология. Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д. Москва, Вентана-Граф.
9. Журналы «Школа и производство».
10. Электронный диск. Технология.
Сайты ресурсов Интернет:
http://festival.1september.ru/articles/415663/
http://edu.of.ru/nahodki/default.asp?ob_no=19269
http://tehnologiya.ucoz.ru/dir/155 Образовательный сайт. Непрерывная подготовка учителей технологии.
http://pedsovet.org/componeаnt/option.com_mtree/task.viewlink_link_id.1855/Itemid/118/ - Сайт Педсовет «Живое пространство образования».
Слайд 61. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
На занятиях по конструированию учащиеся учатся читать и строить
чертёж, пользоваться чертёжными инструментами, знакомятся с особенностями строения женской и детской фигуры, правилами снятия мерок и их условными обозначениями. Знакомятся с понятиями стиль, силуэт, историей костюма.
На занятиях по моделированию учащиеся узнают о различных способах разработки моделей, видах отделки швейных изделий, творчески применяя знания, полученные ими на занятиях по рукоделию. При этом следует учитывать художественные особенности национальной одежды: колорит и рисунок тканей и отделок.
Слайд 72. ЦЕЛЬ:
Освоение учащимися системы знаний и умений по теме «Конструирование и
моделирование».
Слайд 8ЗАДАЧИ:
Обучающие:
Создать условия для формирования понятий: Стиль, силуэт, мерки, прибавки, техническое моделирование.
Способствовать формированию и развитию знаний об истории возникновения плечевой одежды и её разновидностях, правилах конструирования и моделирования; способствовать формированию умений и навыков измерения фигуры человека, построение чертежей и схем моделирования. Формирование политехнических знаний и экологической культуры.
Развивающие:
Способствовать развитию пространственного воображения; глазомера, развитию творческих, организаторских способностей,
Познавательного интереса через отражение практического применения знаний о конструировании и моделировании в повседневной жизни;
Самостоятельности в приобретении новых знаний, при выполнение практических работ по построению чертежа основы изделия;
Развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке и использование обобщённых планов при подготовке ответов;
Развивать их логическое мышление через включение учащихся в разрешение учебных проблемных ситуаций;
Поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию аккуратности и целеустремленности при работе.
В необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения практических и других заданий;
Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение.
Профориентационные:
Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Слайд 93. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ:
"Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте. Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые сложившимися в подростковом возрасте стремлениями, влечениями, интересами» Л. Выготский.
Слайд 104. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ:
В результате изучения данной темы учащиеся будут знать:
Понятия: стиль, силуэт, требования, предъявляемые одежде, виды и характеристики плечевых изделий, антропометрические точки, мерки, прибавки.
Правила и технику снятия мерок для плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
Наиболее распространенные профессии в текстильной и швейной промышленности.
Учащиеся будут уметь:
Находить антропометрические точки на теле человека.
Снимать мерки для плечевого изделия.
Рассчитывать и чертить основу плечевого изделия.
Изменять формы моделей швейных изделий.
Выбирать модель с учётом особенностей фигуры.
Разовьются их
умения правильно излагать свои мысли при устных и письменных ответах, самостоятельность в приобретении новых знаний,
коммуникативные умения также получат дальнейшее развитие.
техническое мышление,
пространственное воображение,
интеллектуальные и творческие способности.
Слайд 11ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
Формы:
фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, игры, диспуты, практические
работы, мини-лекции.
Методы:
сообщение учителя или подготовленного ученика, беседа по вопросам, выделение главного, практические работы, работа у доски, устный опрос, обсуждение ответов, записи в тетради, заполнение таблиц, тест – опрос, работа с учебником, индивидуальная работа по карточкам, выполнение упражнений.
Слайд 126. СИСТЕМА ЗНАНИЙ:
Общенаучные знания: у школьников развивается пространственное и эстетическое мышление
при построении основы построения чертежей и моделировании изделий. Формируются понятия о строение и пропорциях человеческого тела. Соразмерность масштаба чертежа, математические расчеты и термины осуществляют межпредметные связи.
Знания в определенной научной области: научность трудового обучения достигается в том случае, если учащимся рассказывать не только о том, как протекает технологический процесс, но дать ответ на вопрос, почему именно так. Учащиеся овладевают умениями по выполнению различных технологических операций, в результате получая целостное представление о процессе создания продукта труда (конструкторской разработки).
Фундаментальные знания: у учащихся формируются знания и умения правил и техники снятия мерок; понятия о стиле и силуэте в современной одежде; умение графически изобразить конструкцию изделия и изменить готовую выкройку, путём моделирования.
Слайд 137. СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Познавательная деятельность:
При изучении темы
«Конструирование и моделирование» у учащихся развивается конструкторское и технологическое мышление, они овладевают понятиями, учатся делать выводы, высказывать суждения. Учащиеся развивают познавательные интересы пространственное воображение, творческие, коммуникативные и организаторские способности в процессе различных видов технологической деятельности.
2. Преобразующая деятельность:
Преобразующая деятельность раздела строится на основе известных методов мышления: индукции и дедукции, - включающих в себя такие способы умственной деятельности, как анализ и синтез, Ученик запоминает и воспроизводит конкретные термины, факты, понятия, затем преобразует учебный материал из одной формы в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшую деятельность). После этого демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации.
3. Общеучебная деятельность:
Учащиеся овладевают общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для создания продуктов труда, получают опыт применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. При организации парной, групповой работы совершенствуются навыки общения: монологическая и диалогическая речь, умение слушать, задавать вопросы, участвовать в дискуссии. Учащиеся учатся взаимооценке и взаимопроверке.
4.Самоорганизующая деятельность:
Учащиеся развивают умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа: учатся обосновывать суждения, самостоятельно организовывать свою деятельность, оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения.
Слайд 148. КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Практическая работа: основной вид контроля, требует от
учащихся не только наличия знаний, но ещё и умений применять эти знания на практике.
Работа по индивидуальной карточке (обычно это или наиболее сильные, или наиболее слабые ученики);
Устный ответ у доски, хотя этот способ контроля иногда приводит к потерям времени на уроке, однако он необходим для выработки навыков монологической речи;
Самоконтроль и взаимоконтроль, фронтальный при актуализации знаний и при первичном закреплении материала, визуальный, различные виды самостоятельных работ;
Тестирование: Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большое количество материала, появляется возможность проверки умений учащихся, связанных с распознаванием. Тестовые задания могут применяться на всех этапах процесса обучения. С их помощью успешно осуществляется предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, навыков
Слайд 1610. ПРОЕКТ УРОКА:
Тема урока: Измерение фигуры для основы плечевого изделия, запись
результатов.
Слайд 20
Первое зрительное впечатление от одежды – это ее форма. Условно силуэты
сравнивают с геометрическими фигурами: прямоугольник, квадрат, трапеция, овал, треугольник
Слайд 21История национальной одежды (рубаха).
Наиболее широко распространение в Воронежской губернии получил тип
рубахи с косыми поликами. Шилась она длиной до пояса из домотканой (посконной) холстины, позже из фабричной ткани. Эта часть одежды называлась станушкой. К низу станушки на живую нитку подшивалась холстина – подставка, длиной на ладонь ниже колена.
Рукава рубахи замужней женщины украшались богаче и ярче, чем рукава девичьей рубахи. Вставной полик рукава делался из многоцветного заборного тканья. С вышивкой, узорами из полосок кумача и блёсток, обсадкой бисером, нашивкой шелковых, гладких и узорчатых лент, тесьмой из гаруса, сутажа, кружев и других материалов. Все материалы были гармонично подобраны и образовывали единое целое; рукава напоминали крылья сказочных птиц.