Слайд 1Влияет ли система образования
на уровень
жизни в регионе?
Слайд 2
Влияет ли образование на качество жизни
Слайд 3Качество жизни:
первый блок индикаторов
Здоровье населения и демографическое благополучие, которые оцениваются по:
*уровню рождаемости, *продолжительности жизни,
*уровню естественного воспроизводства
Слайд 4Качество жизни:
второй блок индикаторов
Удовлетворенность индивидуальными условиями жизни (достаток, жилище, питание, работа)
Социальная
удовлетворенность положением дел в государстве (справедливость власти, доступность и качество образования и здравоохранения, безопасность существования, экологическое благополучие)
Объективным индикатором крайнего неблагополучия служит количество самоубийств
Слайд 5Качество жизни:
третий блок индикаторов
Духовное состояние общества:
определяется по характеру, спектру и
числу творческих инициатив, инновационных проектов,
а также по частоте нарушения общечеловеческих нравственных заповедей (убийства, грабежи, тяжкие телесные повреждения, брошенные дети и престарелые родители, алкогольные психозы)
Слайд 6Требования к индикаторам
Отражать наиболее важные социальные параметры, имеющие интегральное значение для
общества и характеризующие его собственное ощущение себя благополучным или неблагополучным
Однозначно восприниматься гражданами, объединяя всех единым пониманием
Обладать достаточной чувствительностью и способностью быстрого реагирования на факторы, изменяющие ситуацию
Иметь характеристики, доступные для стандартного измерения
Слайд 7Ст.7, глава 1 Конституции РФ
«Российская Федерация – социальное государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Слайд 8Практическое значение категории «качество жизни»
Задаваемые как необходимые, должные, характеристики качества жизни
определяют желаемый образ будущего и носят проектный характер, что позволяет использовать их как универсальный управленческий инструмент
Слайд 9Субъект и качество его жизни
Качество жизни носит интенсивный характер и характеризует
объективную субъектность населения. Оно есть не следствие социально-экономических благ, а их причина
КЖ определяется рефлексивными практиками и знаниями (опытом), на основе анализа субъектом средств организации своего мышления и деятельности
Слайд 10Социальная саморефлексия
Направленность сознания на себя (рефлексивность) является фундаментом работы по определения
и организации необходимого КЖ
Непрерывная сопоставимость КЖ различных личностей и общностей между собой как способ определения реальности собственного КЖ
Слайд 11Меритократия
Развитие самоорганизации населения и повышение качества жизни требует принципиально новых социально-инженерных
технологий и невозможно без создания инфраструктуры поддержки позитивной субъектности наиболее активных людей и групп населения
Слайд 12Качество жизни как национальная идея
Главная задача состоит в том, чтобы помогать
отдельным людям и группам людей самим создавать себе необходимое качество жизни и вводить в культуру систематическую работу населения с собственным качеством жизни.
Слайд 13Качество жизни:
единство непохожих
Такая задача, с одной стороны, интегрирует все стороны
экономики и материального обеспечения жизни человека,
и, с другой, позволяет неограниченно развивать индивидуальность, создавать и культивировать социально-культурные стили развития отдельных людей и общностей.
Слайд 14Сферы образования,
нуждающиеся в изменениях
Цели, содержание и качество образования как универсального ресурса; его доступность
Система управления образованием как универсальным ресурсом развития
Экономика образования
Системы подготовки и переподготовки педагогических и управленческих кадров
Слайд 15Сферы образования, которые предстоит создать
Система подготовки общественных управляющих
Система взаимодействия образования со СМИ (и опосредованно с обществом)
Система оценки влияния Программы на успешность выпускников
Система оценки влияния Программы на развитие региона
Слайд 16Принципы инновационного развития образования
Опережающее развитие образования
Открытость образования
Непрерывность образования
Стратегическое инвестирование образования
Проектное развитие
образования
Слайд 17Образование – ключевой ресурс развития человеческого, культурного и экономического потенциала региона
(внутренняя рамка)
… в условиях цивилизационных вызовов, порождаемых глобализацией и связанными с ней стратегическими проблемами (внешняя рамка)
_________________________________________
Слайд 18Цель Программы
Становление системы образования как ресурса социальной и кадровой поддержки социально-экономического
и социально-культурного развития региона
Слайд 19Генеральная задача Программы
Сформировать механизм стратегического взаимодействия государственных органов управления и общественных
организаций для интеграции усилий по развитию человеческого (интеллектуального и кадрового) потенциала и на этой основе осуществить модернизацию всей образовательной структуры региона
Слайд 20Как «устроена» информационная цивилизация
Максимальная гибкость и нелинейность
организационных форм производства и социальной сферы
Включение процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы
Опора на талант, креативность и инициативность человека
Многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе социальных) за короткие промежутки времени
Смена основ социального позиционирования: от материального капитала и однократно освоенной профессии – к социальному капиталу и способности к адаптации
Слайд 21Управление Программой
Межведомственный Совет по стратегической программе развития образования при региональном Правительстве
Региональный
институт развития образования
Система мониторинга и оценки эффективности Программы
Слайд 22Краткая характеристика
особенностей момента
Ход КПМО в регионах России
Готовность региона к
качественному скачку; поддержка руководства
Высокий рейтинг образования в общественном сознании
Специфические черты социокультурной ситуации в регионе
Слайд 23Из XX века в XXI:
от индустриального общества
к информационному
Новые представления о жизненном и профессиональном успехе
Иные знания и иные компетентности
Иное качество образования
Иные механизмы выработки образовательной политики и управления образованием
Слайд 24Глобальный рынок & государство
Государство & политическая нация
Политическая нация & народ (этнокультурная
общность)
Народ & личность
Социально-экономические группы интересов (бизнес)
Образовательная политика
«Конфликт интересов»
в образовании
Слайд 25а) На индивидуальном уровне:
помощь человеку в «обретении себя»
социализация
б) На
социальном уровне:
становление гражданина
трансляция этнокультурного наследия
в) на глобальном уровне:
становление поликультурной личности, информационно включенной в планетарный проблемный контекст
Миссия общего образования
Слайд 26Направление 1. Введение новой системы оплаты труда (НСОТ)
Направление 2. Введение
нормативно-подушевого финансирования (НПФ)
Направление 3. Развитие региональной системы оценки качества образования (РСОКО)
Направление 4. Развитие сети образовательных учреждений
Направление 5. Расширение общественного участия в управлении образованием
Направление 6. Организационное обеспечение реализации проекта
Развитие общеобразовательного потенциала
Слайд 27
несоответствие ресурсов масштабам задач;
продолжающееся снижение качества образования;
рост доли слабых преподавателей;
несоответствие
инфраструктуры потребностям экономики;
утрата способности быть «социальным лифтом»;
в вузы поступает сегодня 60% возрастной когорты, в то время как специалисты с профильным высшим профессиональным образованием составляют только 30% занятых.
Развитие кадрового потенциала
(общие проблемы)
Слайд 28Задачи развития кадрового потенциала
Реструктурирование учебных заведений начального профессионального образования и
повышения соответствия профессионального образования требованиям рынка
Развитие сети учреждений начального профессионального образования (создание ресурсных центров)
Развитие социального партнерства в сфере начального профессионального образования
Слайд 29Взаимосвязь мероприятий по развитию общего
и профессионального образования
Направление 1. Введение нормативного подушевого финансирования
Направление 2. Оптимизация сети
Направление 3. Реформа содержания
Направление 4. Нормативно-правовое обеспечение
Слайд 30Основные организационные шаги по созданию Института
развития образования
Создание команды стратегических управленцев и пула региональных экспертов по проблемам образования ЧР
Согласование на республиканском уровне: целей, задач, ключевых направлений порядка финансирования деятельности Института;
Организация системы взаимодействия с федеральными экспертами по направлениям КПМО;
Организация системы повышения квалификации (особенно руководителей муниципальных образований и ОУ) по направления КПМО;
Организация и запуск серии мониторинговых исследований
Организация эффективной работы со СМИ
Слайд 31Задачи системы мониторинга Программы
Выявлять и оценивать системные изменения в региональной системе
образования
Анализировать социально-экономическую и социально-культурную эффективность нововведений
Давать основания для аналитических прогнозов
Выявлять риски и давать рекомендации по их преодолению
Слайд 32Формы мониторинга
Параметрический (дистантный) мониторинг, имеющий предельно формализованный характер
Событийный мониторинг
Мониторинг информационных
потоков (СМИ, открытые Интернет-ресурсы и др.).
Слайд 33Среднесрочные (внутрисистемные) эффекты реализации
Стратегической программы
Повышение качества образования
Улучшение здоровья учащихся
Повышение
доступности качественного образования
Удовлетворенность граждан деятельностью системы образования
Повышение престижа учительской профессией
Повышение эффективности расходования бюджетных средств
Слайд 34
Региональные программы и проекты, интегрированные в Стратегическую программу развития образования Республики
(перспектива)