Слайд 1Педагогические технологии как
фактор модернизации образования
Слайд 2Понятия «технология»,
«методика», «метод».
Слайд 3Метод - путь, способ решения задачи.
Методика: совокупность методов для достижения какой-то
цели.
Педагогическая технология – совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучениясовокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.
Слайд 4Обучение педагогов в нашей стране на протяжении десятилетий включает такие предметы,
как “Психология”, “Педагогика” и “Методика обучения”. В основе этих дисциплин лежит единый объект – процесс обучения
Слайд 5В России расширили понятие “технология обучения” до термина “педагогические технологии”, понимая
под этим содержательную технику учебно-воспитательного процесса.
Слайд 6Дидактика – это теория образования в целом, а педагогическая технология –
это конкретное научно обоснованное, специальным образом организованное обучение для достижения конкретной, реально выполнимой цели обучения, воспитания и развития обучаемого.
Слайд 7Фундаментальные работы В. П. Беспалько, М. В. Кларина, И. А. Колесниковой,
Г. К. Селевко и других теоретиков существенно обогатили профессиональный инструментарий педагога, позволив ему использовать технологии для решения разнообразных педагогических задач.
Слайд 8Колесникова Ирина Аполлоновна - доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии
гуманитарных наук.
Слайд 9педагогическая технология — это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада
эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности.
Слайд 10Педагогическую технологию всегда отличают: диагностика, ясность цели, определенная последовательность профессиональных действий,
прогнозирование промежуточного и окончательного результатов.
Слайд 11 Психолого-педагогические принципы технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста
1. гуманизации;
2. учета
возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
3. учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка;
4. субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации исполнительской деятельности;
5. педагогической поддержки;
6. профессионального сотрудничества и сотворчества;
7. целенаправленности восприятия музыки в развитии общих исполнительских умений дошкольников;
8. отбора музыкальных произведений в организации детской исполнительской деятельности;
9. продуктивности исполнительской музыкальной деятельности дошкольников;
10. синкретичности;
11. систематичности, последовательности и взаимодополняемости в организации детской исполнительской деятельности.
Слайд 12Современные педагогические технологии музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста —
это промежуточный результат продолжающегося научно-практического поиска, который позволит, с одной стороны, сделать жизнь ребенка более счастливой, благополучной и интересной, а с другой — обогатит профессиональную деятельность воспитателей и специалистов дошкольного образования.
Слайд 13Вариативные технологии
организации исполнительской
деятельности детей
дошкольного возраста
Слайд 14Задачи связаны:
с расширением традиционных представлений о роли воспитателя в процессе организации
детской исполнительской деятельности;
с показом возможности и необходимости профессионального сотрудничества музыкального педагога и воспитателя в ходе развития исполнительских умений дошкольников.
Слайд 15Задачу становления специальных исполнительских умений дошкольников в музыкальной деятельности профессионально может
решить только специалист — музыкальный педагог дошкольного учреждения в условиях комбинированных и доминантных музыкальных занятий.
Слайд 161. Пособия по развитию специальных певческих умений дошкольников:
Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.
— М., 1989.
Макшанцева Е.Д. Скворушка. Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста. — М., 1998.
Манакова И. П., С а л м и н а Н.Г. Дети. Мир звуков. Музыка. — Свердловск, 1991.
Науменко Г. М. Фольклорная азбука. — М., 1996.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М„ 1992.
Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3—5,5—6,6—7 лет / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. — М., 1986, 1987,1988.
Слайд 172. Пособия по развитию специальных танцевально-ритмических умений дошкольников:
Буренина А. И. «Ритмическая
мозаика»: Программа по ритмической пластике для детей. — СПб., 1997.
Горшкова Е.В. Учимся танцевать. Путь к творчеству. — М., 1993.
Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3—5, 5—6, 6—7 лет/Авт.-сост. С. И. Бекина и др. —М., 1981, 1983, 1984.
Фольклор — музыка — театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками / Под ред. С. И. Мерзляковой. — М., 1999.
Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. — М„ 1995.
Слайд 183. Пособия по развитию специальных умений играть на детских музыкальных инструментах:
Ветлугина
Н.А. Детский оркестр. — М., 1976.
Бороздинов А. Обучение игре на детских музыкальных инструментах //Дошк. воспитание. — 1991. — № 9. — С. 106—114.
Бублей С. П. Детский оркестр. — Л., 1983.
Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. — М., 1990.
Трубникова М. Учим детей играть по слуху // Дошк. воспитание. — 1993. — № 3. — С. 83—88.
Слайд 19Игровая педагогическая технология комплексного развития общих музыкально-исполнительских умений дошкольников
Цель: развитие общих
исполнительских умений старших дошкольников: художественно-эмоционального восприятия музыкального образа, понимания его, деятельностного выражения эмоционального отношения к нему, интерпретации и создания музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности.
Слайд 20Игры-упражнения
«Певцы и танцоры».
Цель: способствовать осознанию детьми особенностей влияния темпа, ритма
и тональности музыкального произведения на его эмоциональное содержание, развивать умение выражать это содержание через танец, пантомиму, мимику.
Слайд 21«Хоровод».
Цель: сформировать у детей представление о многообразии русской народной музыки,
о ее характерных особенностях; развивать умение реагировать на изменение темпа, ритма и эмоциональной окраски музыкального произведения.
Слайд 22«Нарисуй музыку».
Цель: развивать умение понимать эмоциональное содержание музыкального произведения, творчески
переосмысливать его и воплощать в рисунке.
(Композиция Поля Мориа)
Слайд 23«Снежинки».
Цель: обогатить начальные представления детей о классической музыке, ее своеобразии;
развивать умение понимать эмоциональное содержание классического произведения, творчески переосмысливать его и воплощать в движении (в танце, пантомиме).
Слайд 24Педагогическая технология организации детского оркестра как средства развития взаимоотношений детей старшего
дошкольного возраста
Цель. Развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе музицирования в оркестре.
Слайд 25Условия реализации технологии:
1. Педагогическая технология реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателя и
музыкального руководителя.
2. Место и время реализации технологии: совместная свободная деятельность детей, музыкальные занятия, игровые ситуации.
Слайд 27Занятие-музицирование «Здравствуй, гномик Погуляй-ка»
Показ трех красочных шкатулок:
Теремок.
Партитура.
Кассета.
Партиту́ра (итал. partitura,
букв. —
разделение,
распределение) в музыке —
нотная запись многоголосного
музыкального произведения.
В партитуре для оркестра
следуют партии инструментов
Слайд 28Треугольник
Волк — кастаньеты
Слово «теремок»
мы заменим
игрой на ложках
Слайд 29Партитура.
Партиту́ра (итал. partitura,
букв. — разделение,
распределение) в музыке —
нотная
запись многоголосного
музыкального произведения.
В партитуре для оркестра
следуют партии инструментов
Слайд 33Вариативные технологии организации
самостоятельной музыкально-творческой
деятельности детей дошкольного возраста
Слайд 34Перечень литературы по данной проблеме:
Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика
музыкального воспитания в детском саду.— М., 1983. — С. 169— 196,200—206.
Воспитываем дошкольников самостоятельными. — СПб., 2000.
Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной, — М., 1989. — С. 205—233.
Рады нова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М„ 1998. — С. 168—182.
Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М., 1980.
Семенова Т. С..Лукашевич Т. П. Формирование творческой инициативы у дошкольников в деятельности // Новые исследования в психологии. — 1984. — № 2 (31). — С. 37—41.
Цукерман Г. А., Елизарова Н. В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. — 1990. — № 6. — С. 37—44.
Слайд 35Педагогическая технология развития песенного творчества
старших дошкольников
Цель: развитие песенного творчества детей старшего
дошкольного возраста.
Этапы технологии
1. этап — ознакомление родителей и педагогов с особенностями песенного творчества детей шестого года жизни и его влиянием на общее развитие дошкольников.
2. этап — обогащение музыкального опыта детей.
3. этап — организация самостоятельного песенного творчества старших дошкольников.
Слайд 36«Песня остается с человеком».
1.Ночью звезды вдаль плывут по синим рекам,
Утром
звезды гаснут без следа,
Только песня остается с человеком,
Песня — лучший друг твой навсегда.
Припев:
Через годы, через расстояния,
На любой дороге, в стороне любой
Песне ты не скажешь: «До свидания»,
Песня не прощается с тобой.
2.Наши песни носим в сердце с колыбели,
С песней всюду вместе мы идем.
Сколько песен мы любимым нашим спели!
Сколько мы еще с тобой споем!
Припев.
3.В лютый холод песня нас с тобой согреет,
В жаркий полдень будет как вода.
Тот, кто песни петь и слушать не умеет,
Тот не будет счастлив никогда. Припев.
Слайд 37«Музыкальный магазин». Цель: закрепление умений и навыков пения.
Игровой материал: проигрыватель с
набором пластинок, на каждую пластинку должна быть наклеена картинка, отображающая содержание песни.
Ход игры: из числа играющих выбирается продавец, который предлагает покупателям купить пластинку. Покупатель просит продавца дать ему прослушать мелодию. Продавец «ставит» пластинку, «включает» проигрыватель, т. е. сам исполняет песню. От выразительности исполнения песни, чистого ее звучания будет зависеть, понравится ли песня покупателю.
Слайд 38Слушая музыкальные произведения, чертим на листе бумаги разные линии, например плавные,
волнообразные — под медленную и спокойную музыку; прямые, изогнутые — под решительную; прерывистые — под легко, отрывисто звучащую музыку. Линии могут быть такого цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.
Слайд 39Упражнение «Времена года в цвете и музыке». Материал к упражнению: краски,
кисточки и прямоугольники (по четыре вида на каждого ребенка). Ход упражнения: дети, слушая музыку из цикла «Времена года» А. Вивальди, закрашивают каждый имеющийся у них прямоугольник каким-то одним цветом, который больше всего подходит к данному фрагменту. Таким образом, прямоугольники получат свои названия: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Ребенок должен определить, какой прямоугольник к какой мелодии и к какому времени года относится.
Слайд 40текст для импровизации
Как на бережок
Налетел снежок.
И до леса и
до речки
Не видать дорог
Слайд 41Серия занятий по развитию речи
Тема «Стихи моей песни».
Цель: знакомство детей
с законами стихосложения.
Слайд 42Итогом работы на последнем этапе является проведение музыкального досуга: «Я —
композитор».
Цель: вызвать у детей положительные эмоции, хорошее настроение и удовольствие от самостоятельного сочинения песен.
Слайд 43 Улыбка
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга
проснется...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Слайд 44 И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака,
И кузнечик
запиликает на скрипке...
С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
Слайд 45 От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный
дождик.
Добрый лес простится с тишиной
И захлопает в
зеленые ладоши.
Слайд 46 И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака,
И кузнечик
запиликает на скрипке...
С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
Слайд 47От улыбки станет
всем теплей -
И слону и даже
маленькой улитке...
Так
пускай
повсюду на земле,
Будто лампочки,
включаются улыбки!