МБОУ Воротынская СОШ
Мастер-класс
Старовой С.А.
(учителя истории и обществознания, 1 к.к.)
Современные технологии на уроке
(Применение ИКТ при обучении истории
и обществознанию)
2013 год
Слайд 2Задачи мастер-класса
1) Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов
2) Демонстрация опыта работы
по использованию ИКТ в преподавании истории и обществознания
Слайд 3
В настоящее время определяющими факторами в образовании и развитии личности
с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Большинство современных подростков пассивны, уровень их активности в ходе учебного процесса низкий, у многих формируется убеждение, что знания, даваемые школой, в жизни не пригодятся.
Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных людях, способных творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому выпускники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя. Выполнить такие задачи в условиях традиционных технологий весьма проблематично. В новых технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся на уроках.
Слайд 4Проблема современной школы
Формирование ключевых компетенций учащихся. Перед любым учителем стоит
вопрос: как организовать урок, на котором детям с одной стороны было бы интересно, а с другой – были бы реализованы все поставленные дидактические задачи?
Слайд 5
Направления работы:
модернизация традиционного обучения.
использование современных образовательных приёмов и технологий.
Слово
«технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
В.П.Беспалько - педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса.
И.П. Волков : Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения
Б.Т. Лихачев: Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса
С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на обучающихся.
Слайд 6
Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить
оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой является:
- цели обучения;
- содержание обучения;
- средства педагогического взаимодействия;
- организация учебного процесса;
- ученик, учитель;
- результат деятельности.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, и в качестве системы способов, принципов применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Выдающийся педагог Г.К. Селевко провел анализ педагогических технологий. Описал более 50 из них
Слайд 7Актуальность данной темы вызвана:
1)Требованиями к новому качеству образования:
Новые стандарты школьного образования
по истории и обществознанию включают в себя целый ряд умений, предполагающих приобретение школьниками определенных навыков работы с ИКТ, источниками сообщений средств массовой коммуникации:
-проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
-анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
Слайд 82)Реализацией Федеральной целевой программы развития образования, предусматривающей получение образования учащимися с
использованием информационных технологий и проходящих обучение по программам, построенным с использованием ИКТ.
Слайд 93) Необходимостью улучшения организации урока: смена видов деятельности, атмосфера в классе,
использование межпредметных связей.
4)Использованием компьютерных технологий, способствующих профессиональному росту учителя, стимулирующих его желание совершенствовать свою работу.
Слайд 10Технологии
Исходя из целевой установки и сущности содержания исторического и обществоведческого образования,
применяю в своей педагогической деятельности различные педагогические технологии, способствующие активизации и интенсификации деятельности учащихся, при этом уделяю большое внимание именно информационным технологиям:
- это удобно;
- большой выбор презентаций, наглядности по любой теме через сеть Интернет;
- различные виды деятельности на уроке и большие возможности по проверке сформированности социальных компетенций;
- чёткая организация урока.
Слайд 11Что необходимо для успешного применения ИКТ на уроке?
Соответствующее оборудование
Учитель, владеющий навыками
работы на компьютере
ЭОР (учебные электронный издания, собственные презентации, Internet, электронный учебники и энциклопедии)
Слайд 12Формы и направления применения ИКТ
Оптимизация труда учителя
Неограниченные возможности изготовления КИМов, раздаточных
материалов
Возможность использовать готовые ЭОР
Создание собственных ЭОР
Использование ресурсов Internet
Слайд 13Применение компьютерных
презентаций в PowerPoint
1. Повышение уровня использования наглядности на уроке
2.
Повышение производительности урока
3. Установление межпредметных связей
4. Возможность организации проектной деятельности учащихся
6. Улучшение взаимоотношения учителя с учениками
7. Изменение отношения к ПК
Слайд 14Презентации:
Демонстрационные
Структурные (включающие содержание урока)
Тестовые
Игровые
Слайд 15Интернет к уроку истории
http://www.history.ru/
http://eor.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
Слайд 16 Достигнутый образовательный результат:
При изучении темы у школьников проявился рост мотивированности
к изучению темы, к саморазвитию и самообразованию.
. Составление презентаций, выполнение различных заданий на компьютере (работа с Интернет, электронными дисками, тесты, задания, викторины, кроссворды и др.) развивают навыки работы с компьютером, информацией. Ученики объясняют необходимость знания компьютерных технологий, так как наша современная жизнь протекает в условиях формирования единого информационного пространства, знание компьютера необходимо людям практически всех профессий.
Слайд 17
Список литературы:
Дрофа Е.В. Применение ИКТ на уроках истории – [Электронный
ресурс]
Костецкая С.Е. Машина должна работать, а человек думать (из опыта применения ИКТ на уроках истории и обществознания)- [Электронный ресурс]
Лехтина Л.П.Модели педагогических информационно-коммуникационных технологий - [Электронный ресурс]
Несмелова М.Н. Методические рекомендации по использованию компьютерного учебника “История России. ХХ век” - [Электронный ресурс]