Современные образовательные технологии: личностно-ориентированная технология презентация

Содержание

Методическая тема школы. Развитие личности учащихся в процессе личностно-ориентированного обучения и воспитания

Слайд 1МОУ «СОШ № 50»
Современные
образовательные технологии:
личностно-ориентированная технология


Слайд 2Методическая тема школы.
Развитие личности учащихся
в процессе личностно-ориентированного

обучения и воспитания в современной школе в условиях гуманизации образовательной среды.

Личность – человек как носитель к-н свойств.
Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное.


Слайд 32011 – 2013 г.г.
Концептуальные положения педагоги-ческой технологии на основе личностной ориентации

педагогичес-кого процесса.
Требования к уроку с личностно-ориентированным подходом к учащимся. Проведение уроков и мастер-классов с применением Л-ОТ.



Слайд 4Цель российского образования в настоящее время

В Концепции модернизации российского образования на период отмечается, что целью становится не сумма знаний, умений, навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную адаптацию и социализацию.

Слайд 5ставят акценты
в развитии потребностно мотивационной сферы учащегося
В эмоционально-волевой сфере выделяют

значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации и пространства «успеха» в деле, деятельности

школа

акценты ставятся на овладение учениками методологи-ческими знаниями, т.е., знаниями о знаниях, позволяю-щими самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности, находить спосо-бы поведения и деятельности в проблемной ситуации.


В области креативного мышления определяют роль приобретения средств мыслительной деятельности


Слайд 6Способна ли традиционная система образования решить задачи, стоящие перед современной школой?

Традиционная система образования, в которой педагог выступает в роли ретранслятора знаний, а обучаемый в качестве потребителя этих знаний - не способна решать задачи, стоящие перед современной школой. Нужна более совершенная система образования, адаптированная к современным требованиям, предъявляемым к выпускникам учебных заведений.

Выбор оптимальной технологии



Слайд 7 Технология обучения
– это системный метод создания, применения и определения

всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образова-ния.

Слайд 8Педагогическая технология обучения (структура технологии)
Организация содержания обучения:

отбор наиболее значимого материала; структурирование учебного

материала;
отбор задач, формирующих умения и навыки.
Выбор форм организации учебного процесса:
экскурсия;
беседа;
самостоятельная деятельность;
продуктивная деятельность

Выбор методов обучения:
направленных на первичное овладение материалом; направленных на совершенствова-ние, формирование навыков и умений.


Выбор средств обучения:

наглядные пособия;
ТСО;
дидактический материал;
художественная литература и др.

Слайд 9Виды педагогических технологий
Развивающие технологии.
Личностно-ориентированные технологии.
Технологии проблемного обучения.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ-технологии).
Здоровьесберегающие технологии.
Игровые технологии.

Технологии коллективного обучения.
Технологии проектной деятельности
и другие.

Слайд 10Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики
1.
Цель

Формирование знаний, умений

и навыков

Развитие личности

2.

Интегральная характеристика

«Школа памяти»

«Школа развития»

3.

Преобладающий тип и характер взаимоотношений

Субъект - объектный

Субъект - субъектный

4.

Девиз педагога

«Делай как я»

«Не навреди»

5.

Характер и стиль взаимодействия

Авторитарность

Демократичность

6.

монологичность, закрытость

диалогичность, открытость, рефлексивность

Формы организации

Фронтальные, индивидуальные

Групповые, коллективные

Характеристики образовательных моделей


Слайд 11



«Формула обучения»

Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником:

Ведущий принцип

Методы обучения

Характеристики образовательных моделей

7.

Иллюстративно-объяснительные
информационные

Проблемные: проблемного изложения частично-поисковый, эвристический исследовательский

8.

«продавли-вания»

«выращива-ния»

9.

Репродуктивный, воспроизводящий

Продуктивный, Творческий, Проблемный

10.

Знания – репродуктивная деятельность

Проблемная деятельность - рефлексия - знания


Слайд 12Отличия личностно- ориентированного урока от традиционного
просматриваются в четырёх аспектах:


в организации самого урока и деятельности на нём;
в иной позиции педагога по отношению к ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нём;
в иной позиции самого ученика как субъекта учебной деятельности (именно благодаря иной позиции педагога и выращивается субъектная позиция ученика);
в ином характере взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе.

Слайд 13Личностно-ориентированные технологии обучения
Обучение в сотрудни-честве
Метод проектов
Разноуров-невое бучение
Компьютерные телекомму-никации
Когда я слышу –

я забываю.
Когда я вижу – я запоминаю.
Когда я делаю – я изучаю.

Слайд 14Мозговая атака.
Личностно-ориентированное обучение. Что это?


Представьте своё видение (образное) процесса или его

составляющих, исходя из специфики вашего МО (схема, рифмованные строчки, рисунок, план, комиксы, таблица, песня, движения)

Защитите свой проект (2 -3 мин.)


Слайд 15Мозговая атака.
субъект
субъект



Слайд 16Защита проектов
Осторожно
дети


Слайд 17Принцип

«выращивания, развития»

Не навреди.


Слайд 18Защита проектов
Осторожно
дети


Слайд 19Сотрудничество


Слайд 20Сотрудничество
Главная идея – учиться вместе, а не

просто что-то выполнять.
Доброжелательность в общении, взаимоуважение.
Открытость и незакомплексован-ность как учителей, так и учеников.
Взаимность обратной связи без боязни самовыражения.
Содействие успешности учащихся в разных видах деятельности;



Слайд 21Защита проектов
Осторожно
дети


Слайд 22Лишь слову жизнь дана
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из

древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
(И. А. Бунин. "Слово", 7 января 1915, Москва)

Слайд 23Лишь слову жизнь дана
Взаимный, равно отвечающий;
отплатный, обоюдный,

круговой.
/В. И. Даль/

Приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношении к диалогу как обмену смыслами;
взаимность обратной связи без боязни самовыражения;
взаимная заинтересованность в рефлексии, развитии адекватной самооценки действий, усилий, результатов.



Слайд 24Молодцы!
Вы справили с заданием!


Слайд 25Необходимо создать педагогическую среду,
процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.
В рамках

данного подхода можно вести речь о комплексном развитии эмоционально-образной, когнитивной, деятельностной сфер личности.

Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту

Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь»)

Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира

Влияющую на разные аспекты и стороны развития личности


Слайд 26Основные положения

Л-О технологии

Парадигма
«учитель – учебник – ученик»
заменена на более продуктивную
«ученик – учебник – учитель ».

Согласно этой парадигме обучаемый становился активным участником учебной деятельности,
«создателем самого себя»


Слайд 27Личностно-ориентированное образование (PERSONALITY-CENTERED EDUCATION)


Образование, обеспечивающее развитие

и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Слайд 28Личностно-ориентированное образование (PERSONALITY-CENTERED EDUCATION)
Признание

за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения


Слайд 29Личностно-ориентированное образование (PERSONALITY-CENTERED EDUCATION)
Предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности,

интересы, ценностные ориентации и опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.


Слайд 30Образовательный процесс

должен быть направлен на

Мотивы
Интересы
Склонности
Уровень обученности
Способности

Усвоение
знаний


Развитие
познавательных
сил

Способы усвоения
и
процессы мышления


Развитие
творческих
способностей

субъект

личность

Индивидуальные

особенности


Слайд 31 С этой целью:


разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;
организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр;
учебный материал конструируется для реализации метода исследова-тельских проектов, выполняемых самими учениками.


Слайд 32В личностно ориентированной системе обучения представляется иная позиция ученика – он

выступает субъектом деятельности.

Субъектная позиция ученика характеризуется активным и творческим отношением к учёбе, когда сам учащийся, осознавая личностный смысл своего учения, создаёт себе условия для успешной деятельности, сам ищет пути для достижения лучших результатов, обретает себя как личность. При субъектной позиции у школьника постепенно формируется устойчивая потребность в самообразовании, отношение к познанию как к ценности, готовность к определению трудностей и интеллектуальная активность.


Слайд 33 Субъектная позиция ученика должна «выращиваться» учителем, подкрепляться соответствующими педагогическими действиями,

поведением, организацией деятельности на уроке:

создание атмосферы заинтересованности в работе друг друга;
акцентирование внимания на мнении каждого ученика в деятельности группы;
использование таких вариантов организации учебной работы, которые обеспечивали бы зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности каждого ученика;
инициирование и уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов учащихся;
формирование внимательного, позитивного отношения к мнениям других участников образовательного процесса;
организация сотрудничества учеников между собой (обеспечение взаимопомощи, организация групповых самостоятельных работ).


Слайд 34Функции педагога:
Учитель - собеседник

(функция эмоциональной поддержки);

Учитель как исследователь

Учитель – создатель
условий
для ученика


Учитель
эксперт


Слайд 35Учитель как собеседник

(функция эмоциональной поддержки)

Речь идёт о способности и умении педагога центриро-ваться на ученике, на том, что для него значимо, что проявляется в заинтересо-ванности, озабоченности интересами подростка, готовности поддержать беседой, обсуждением, помощью.


Слайд 36Учитель как исследователь

Она выражается в трёх аспектах:

первый аспект – умение учителя проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения, отслеживать личное продвижение каждого подростка в учебном взаимодействии;
второй аспект – использование учителем в процессе обучения психодиагностических ме-тодов и процедур, что способствует получе-нию информации о развитии подростка, о его успехах и трудностях;
третий аспект – применение учителем в учебном процессе развивающих «технологий» личностного роста. Учитель должен иметь способность корректировать и направлять процесс развития ученика в учебном общении с ним и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знаний.


Слайд 37Учитель как человек,

создающий условия для учения (фасилитаторская функция).

Учитель – фасилитатор – это учитель, способствующий учени-ку в усвоении и освоении нового. Он строит свои взаимоотноше-ния с учеником на безоценочном положительном принятии ребён-ка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым создавая комфортные для развития ребёнка условия.


Слайд 38Учитель как эксперт

(экспертная, консультативная функция)

Она вырастает из потребности учащихся в учителе, обладающем глубокими, систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями. Учитель, увлечённый той или иной сферой познания или практической деятельности, способен вовлечь подростка в сферу своих интересов. Доброжелательный и компетентный учитель располагает учащихся к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого учителя значимо для учеников и потому дети готовы обращаться к нему за консультацией.


Слайд 39Главная задача учителя в личностно-ориентированном образовательном пространстве.
Главное,

на что работает учитель в личностно ориентированном образовательном пространстве – организация «событийной общности» с учеником, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.

Слайд 40Подведём итоги


Слайд 41Концептуальные положения

личностно-ориентированного обучения.

Обучаемый является главной фигурой учебного процесса, но не преподаватель.
Познавательная деятельность является главной, преподаватель помогает её осуществить.
Приоритетным в обучении является самостоятельное приобретение знаний и их применение, но не их усвоение как таковое.
Главными являются совместные дискуссии, размышления, самостоятель-ная деятельность, но не натаскивание знаний и умений.


Слайд 42Ориентация обеих сторон на взаимодействие, сотрудничество, взаимопомощь выражается в следующих характеристиках

образовательного процесса на уроке:



приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношении к диалогу как обмену смыслами;
организация сотрудничества учителя и учеников;
доброжелательность в общении, взаимоуважение;
открытость и незакомплексованность как учителей, так и учеников;
взаимность обратной связи без боязни самовыражения;
содействие успешности учащихся в разных видах деятельности;
приоритетность конструктивной функции учителя, обеспечивающей собственную активность ученика в противовес контролирующей функции;
взаимная заинтересованность в рефлексии, развитии адекватной самооценки действий, усилий, результатов.


Слайд 43
Чтобы поверить в добро, надо начать его делать. /Русская пословица/
Чтобы понять,

как работает Л-О технология, надо начать по ней работать
продумать, как организовать на уроке продуктивную деятельность учащихся; как способствовать тому, чтобы дети самостоятельно добывали знания
отбор форм, средств и методов работы.



Слайд 44Успехов вам, учитель,
в обучении и воспитании
будущего великой России


Слайд 45



СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!





Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика