В.В. Шаповал 20 февраля 2010 г. презентация

Содержание

Два образования I. Образование на цыганском языке проявляется в разрозненных усилиях отдельных представителей интеллигенции. Это экзотика, без которой можно жить. II. Образование в общем смысле дети получают в русской начальной

Слайд 1Седьмая международная научно-практическая конференция «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: Проблемы образования в многоконфессиональном

и поликультурном обществе» Проблемы и перспективы образования (для) цыган

В.В. Шаповал
20 февраля 2010 г.


Слайд 2Два образования

I.
Образование на цыганском языке проявляется в разрозненных усилиях отдельных представителей

интеллигенции. Это экзотика, без которой можно жить.
II.
Образование в общем смысле дети получают в русской начальной школе. Редко кто идет дальше.
Где набирается много цыганских детей, там возникают отдельные цыганские школы и классы. Чтобы было спокойнее им и их соседям.

Слайд 3Часть первая


Образование ДЛЯ цыган
в рамках особых этнических школ
с преподаванием на

цыганском языке
хотя бы части предметов в начальной школе
с целью комфортного включения ребенка
в контекст учебной деятельности


Слайд 4


в России
отсутствует.



Слайд 5

В России есть отдельные частные инициативы, ограниченные диалектной раздробленностью, межгрупповой конкуренцией, настороженностью к

чужим (нецыганам-гаджé и цыганам).


Слайд 6Из предисловия к книге

Я знаю – цыгане мне за нее не

будут благодарны. Скрытные по природе и, согласно исторических причин, сами они весьма неохотно посвящают новичка в тайны своего языка, который при их теперешней, почти общей, обруселости в России, является единственным еще надежным щитом, оберегающим от любопытства постороннего все сокровенное, интимное, всю, так сказать, общность интересов их единоплеменников (Петр Патканов, 1900).
Остается актуальным. К автору словарей подходят незнакомые люди с упреком: ты выдал все наши секреты…

Слайд 7Учебные издания начинались скромно

Пособие по языку романи. Тверь, 1993 г. Автор

– Джура Махотин (1952-2004), актер и поэт.
Диалект – кэлдэрарский с вкраплениями других.
Копия книги с разрешения семьи размешена на: http://www.liloro.ru

1993


Слайд 8Учебники стали шикарнее

„Miri szkoła. Romano elementaro” przygotowany przez artystę i cygańskiego

działacza Karola Parno Gierlińskiego.


2006


„Моя школа. Ромский букварь” для польских цыган. Автор – Кароль Парнó (цыг. «Белый») Герлиньски, художник и общественный деятель.
Три версии книги вышло на основных диалектах.


Слайд 9 Пример страницы «Она моя сестра».

«Он мой брат».



Картинки подчеркивают этнические черты внешности. В основе письма польский алфавит. В каждой стране выбирают то письмо, которому учат в начальной школе.


Слайд 10Учебные издания

2007
Автор - Виктор Шаповал, нецыган, языковед. Диалект севернорусских цыган, песни,

словарь.
На обложке Дмитрий Михайлович Бузылев, заслуженный артист России
Начало книги с разрешения издательства доступно на: http://www.liloro.ru



Слайд 11Учебные издания

2009

На Украине вышел букварь на одном из вариантов сэрвицкого диалекта.
Один

текст на влашском диалекте.
Авторы – Сергей Григориченко и Татьяна Логвинюк.
В основе письма украинская азбука.

Слайд 12Учебные издания


Для примера часть текста про Красную Шапочку.


Слайд 13Часть вторая


Образование цыган,
в рамках обычных школ
отделенных от русских детей
из-за

взаимного стремления к безопасности
(одни считаются слишком горячими по характеру,
другие [нецыгане] слишком раскованными в поведении)



Слайд 14Учебные издания

Кэлдэрарский диалект.
Для русских учителей тех школ, где на принципах

сегрегации обучаются дети из чисто цыганских поселков.
Таких школ около 30 в европейской части России.

2008



Слайд 15Учебные издания

Эти школы и классы не имеют статуса этнических. В «лучшем

случае» – статус коррекционных.
Их давно и успешно опекает
АДЦ «Мемориал» (г.Санкт-Петербург), Стефания Кулаева,
Ольга Абраменко.
Есть уже и студенты-цыгане.

Отчеты : http://www.memorial.spb.ru



Слайд 16В рамках той же инициативы было осуществлено единственное официальное учебное издание

за последние 70 лет в России







Слайд 17Единственное официальное учебное издание за последние 70 лет в России

2009

Смирнова-Сеславинская М.В.,

Цветков Г.Н. Межкультурная русско-цыганская коммуникация / Пособие для учителей общеобразоват. учреждений.- М.: ИНПО, 2009.- 432 с., табл. Диалекты ловарский и кэлдэрарский. Главная проблема – отсутствие своей школьной терминологии, основы для коммуникации в классе на родном языке.



Слайд 18Резюме

Образование цыган организуется стихийно. Каждая семья ищет свое решение. Сегодня в

школу уже не заставляют идти, как бывало раньше. Но сама жизнь требует, чтоб человек учился… долго. Годика три достаточно.
Чтобы уметь: 1) считать, 2) читать, 3) расписываться.
Примерно так выглядит усредненное мнение о школе.

Слайд 19Демография

По данным переписи 2002 года, на территории Российской Федерации проживало около

183 тыс. цыган, которые, таким образом, стоят на 28-ом месте по численности среди других 128 народов РФ.

Слайд 20Демография

В целом население России в 2002 годах уменьшилось (по сравнению с

1989) на 1,8 млн человек ( - 1,2%) и составило 145 млн. чел. Численность цыган за этот период выросла со 160 тыс. до 183 тыс. (+ 14,3%).

Слайд 21Перспективы

Цыганское образование в РФ в диагностическом смысле является весьма показательным. Видимо,

демографические и миграционные тенденции очень скоро приведут к тому, что
а) более заметная часть детей будет владеть русским языком недостаточно хорошо,
б) а их родители не смогут своими силами выправлять недостатки НАШЕГО начального образования.
Под строкой «цыгане» в списке национальностей значатся еще 100 строк.

Слайд 22Проблемы

Большинство людей слабо представляет себе, что такое внутриэтническая раздробленность. Племенные группы

скорее готовы строить общение с нецыганами-гадже, от которых, понятно, «хорошего не жди», чем с соплеменниками из чужого клана, которые вообще…

Слайд 23Проблемы

Вопрос о том, сколько диалектных вариантов букваря нужно создать для цыган

России, не имеет ответа.
Среди индологов ни один за последние 70 лет не получил квалификацию специалиста по цыганскому языку в России.

Слайд 24Проблемы

Усилия по созданию школьных пособий с 1920-х -1930-х годов до наших

дней, отдельные инициативы на местах, разрозненные малотиражные издания – все это нигде не собирается, не изучается, опыт не обобщается.
В России (и не только в ней) каждое движение в сторону цыганского образования начинается с чистого листа.

Слайд 25Неразменные грабли, или Проклятие пионерства


1) «В Тюмени открылась единственная в России цыганская

школа. Ее создал в собственном доме цыганский барон Геннадий Виноградов» (2006). В 1925 г. в районе площади Ильича в Москве тоже открывалась первая цыганская школа.

Слайд 26Неразменные грабли, или Проклятие пионерства


2) В городе Чудово Новгородской области

есть единственная частная цыганская школа, где учатся только цыганские дети. Ее построили и оборудовали на деньги спонсора. [Об исполнении Российской Федерацией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, февраль 2006 // http://www.memo.ru/hr/discrim/ver1/aldocl.htm].

Слайд 27Неразменные грабли, или Проклятие пионерства


3) Первый в Европе цыганский букварь

представлен в Луцке (Польша)
Около 200 изданий, в большинстве учебные, вышли в СССР в 1925-1938 гг. Библиография: http://www.liloro.ru.

Слайд 28Неразменные грабли, или Проклятие пионерства


4) «Первый в Европе ромский букварь

в скором времени появится на Волыни (Украина)»
http://www.rosbalt.ru/2008/12/12/602395.html]. Уже появился. Вы его видели.

Слайд 29Неразменные грабли, или Проклятие пионерства


Смирнова-Сеславинская М.В., Цветков Г.Н. Межкультурная русско-цыганская

коммуникация / Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: ИНПО, 2009.- 432 с., табл.
Издание подготовлено лабораторией культуры цыган (ромов) Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования и представляет собой первый российский опыт создания пособия, основанного на междисциплинарном подходе.

Слайд 30Неразменные грабли, или Проклятие пионерства


Лаборатория культуры цыган (ромов) Центра национальных

проблем образования Федерального института развития образования – это два человека: Смирнова-Сеславинская М.В., Цветков Г.Н.
При соблюдении такой же удельной концентрации на всю РФ приходилось бы всего 1560 чел. «образованцев».
Дробь я, с вашего позволения, округляю.

Слайд 31Неудивительно, что…


Большинство цыган даже не знают о существовании письменности на

их языке, что и неудивительно, т.к. издание словарей, переводов на цыганский язык произведений мировой и русской классики, подготовка учебников и кадров для цыганских школ не возобновлялись с 1930-х годов. [ПРИЛОЖЕНИЕ к альтернативному докладу НПО «Об исполнении Российской Федерацией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств», февраль 2006 г. «О положении цыган в России» // http://www.memo.ru/hr/discrim/ver1/pril2.htm.].

Слайд 32Предложения международных экспертов по соблюдению прав меньшинств

∙ Создать школу или классы в

школах с преподаванием на цыганском языке в местах компактного проживания цыган
∙ Создать отделения в университетах или педагогических институтах по изучению цыганского языка.
∙    Подготовить учебники и методические разработки по преподаванию в школах или классах для цыган
∙     Оказывать поддержку студентам-цыганам


Слайд 33Какой пункт удалось реализовать?

∙ Создать школу или классы в школах с преподаванием

на цыганском языке в местах компактного проживания цыган
∙ Создать отделения в университетах или педагогических институтах по изучению цыганского языка.
∙    Подготовить учебники и методические разработки по преподаванию в школах или классах для цыган
∙     Оказывать поддержку студентам-цыганам


Слайд 34Какой пункт удалось реализовать? Ответ:

∙     Оказывать поддержку студентам-цыганам
Около 15 студентов-цыган в России

каждый год начинают получать стипендии от международных фондов


Слайд 35Негативный опыт Европы

Особо следует отметить практику присваивания цыганским детям различных диагнозов,

связанных с психической неполноценностью (умственная отсталость, задержка психического развития) и перевода их в специальные классы, нередко без особых медицинских оснований.

Слайд 36Негативный опыт России

Есть уже российский опыт.
05.02.2010. Табор уходит в Страсбург:

http://www.memorial.spb.ru
Жалоба поступила от нескольких семей, живущих в пригороде Тулы - поселке Косая Гора, неподалеку от Ясной Поляны. В течение многих лет в школе № 66 существовала система сегрегации: цыганских детей сразу же отделяли от остальных и сажали в специальный класс, который считался компенсаторным. Без надежды на перевод в нормальный класс.

Слайд 37Другие проблемы

Стороны обязуются гарантировать право любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству,

получить в кратчайший срок на языке, который оно понимает, информацию о причинах его ареста, характере и причине любого выдвинутого против него обвинения, а также вести защиту на этом языке.

Слайд 38Вопрос к вышесказанному

Вспомните, сколько специалистов по цыганскому языку подготовлено в России

за последние 70 лет?


Слайд 39Другие проблемы

Стороны обязуются признавать за любым лицом, принадлежащим к национальному меньшинству,

право пользоваться своей фамилией (патронимом), именами и отчеством на языке этого меньшинства, а также право на их официальное признание в соответствии с условиями, предусмотренными их правовыми системами.

Слайд 40Другие проблемы

Например, мальчик по имени Мадьяри в г. Чудово Новгородской области

был записан Дмитрием, а девочка Яблоко – Фирой и т.п. Многое зависит от конкретного ЗАГСа; известны случаи, когда детей записывали Русалкой, Бабушкой, Рябиной. Но чаще цыганам просто отказывают в записи актов гражданского состояния вообще.

Слайд 41И т. д.


И т.д.
И т.д.


Слайд 42Я закончил собирать презентацию, и как раз пришло через цыганскую рассылку:




Сказки А.С.Пушкина,
П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»,
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
 (на цыганском языке)
Эти красочные издания в твёрдой  глянцевой обложке, также станут и прекрасным подарком  для Вас и  Вашего ребенка!

Так что народ не ждет у моря погоды.


Слайд 43Резюме

И все же в качестве вывода хочу предложить простую картинку: подрастает

масса новых россиян, которые придут в школу, «чтобы» нам стало безальтернативно ясно, насколько легко нам работалось раньше.

Слайд 44Спасибо!


Прошу прощения за сбивчивость и виртуальность.

Успехов конференции!


Мой сайт о цыганах: http://www.liloro.ru.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика