Слайд 1Седьмая международная
научно-практическая конференция
«ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: Проблемы образования в многоконфессиональном
и поликультурном обществе»
Проблемы и перспективы образования (для) цыган
В.В. Шаповал
20 февраля 2010 г.
Слайд 2Два образования
I.
Образование на цыганском языке проявляется в разрозненных усилиях отдельных представителей
интеллигенции. Это экзотика, без которой можно жить.
II.
Образование в общем смысле дети получают в русской начальной школе. Редко кто идет дальше.
Где набирается много цыганских детей,
там возникают отдельные цыганские школы и классы.
Чтобы было спокойнее им и их соседям.
Слайд 3Часть первая
Образование ДЛЯ цыган
в рамках особых этнических школ
с преподаванием на
цыганском языке
хотя бы части предметов в начальной школе
с целью комфортного включения ребенка
в контекст учебной деятельности
Слайд 5
В России есть отдельные частные инициативы, ограниченные диалектной раздробленностью,
межгрупповой конкуренцией,
настороженностью к
чужим (нецыганам-гаджé и цыганам).
Слайд 6Из предисловия к книге
Я знаю – цыгане мне за нее не
будут благодарны. Скрытные по природе и, согласно исторических причин, сами они весьма неохотно посвящают новичка в тайны своего языка, который при их теперешней, почти общей, обруселости в России, является единственным еще надежным щитом, оберегающим от любопытства постороннего все сокровенное, интимное, всю, так сказать, общность интересов их единоплеменников (Петр Патканов, 1900).
Остается актуальным. К автору словарей подходят незнакомые люди с упреком: ты выдал все наши секреты…
Слайд 7Учебные издания начинались скромно
Пособие по языку романи. Тверь, 1993 г.
Автор
– Джура Махотин (1952-2004), актер и поэт.
Диалект – кэлдэрарский с вкраплениями других.
Копия книги с разрешения семьи размешена на: http://www.liloro.ru
1993
Слайд 8Учебники стали шикарнее
„Miri szkoła. Romano elementaro” przygotowany przez artystę i cygańskiego
działacza Karola Parno Gierlińskiego.
2006
„Моя школа. Ромский букварь” для польских цыган. Автор – Кароль Парнó (цыг. «Белый») Герлиньски, художник и общественный деятель.
Три версии книги вышло на основных диалектах.
Слайд 9
Пример страницы
«Она моя сестра».
«Он мой брат».
Картинки подчеркивают этнические черты внешности.
В основе письма польский алфавит. В каждой стране выбирают то письмо, которому учат в начальной школе.
Слайд 10Учебные издания
2007
Автор - Виктор Шаповал, нецыган, языковед.
Диалект севернорусских цыган, песни,
словарь.
На обложке Дмитрий Михайлович Бузылев, заслуженный артист России
Начало книги с разрешения издательства доступно на: http://www.liloro.ru
Слайд 11Учебные издания
2009
На Украине вышел букварь на одном из вариантов сэрвицкого диалекта.
Один
текст на влашском диалекте.
Авторы – Сергей Григориченко и Татьяна Логвинюк.
В основе письма украинская азбука.
Слайд 12Учебные издания
Для примера часть текста про Красную Шапочку.
Слайд 13Часть вторая
Образование цыган,
в рамках обычных школ
отделенных от русских детей
из-за
взаимного стремления к безопасности
(одни считаются слишком горячими по характеру,
другие [нецыгане] слишком раскованными в поведении)
Слайд 14Учебные издания
Кэлдэрарский диалект.
Для русских учителей тех школ, где на принципах
сегрегации обучаются дети из чисто цыганских поселков.
Таких школ около 30 в европейской части России.
2008
Слайд 15Учебные издания
Эти школы и классы не имеют статуса этнических. В «лучшем
случае» – статус коррекционных.
Их давно и успешно опекает
АДЦ «Мемориал»
(г.Санкт-Петербург),
Стефания Кулаева,
Ольга Абраменко.
Есть уже и студенты-цыгане.
Отчеты : http://www.memorial.spb.ru
Слайд 16В рамках той же инициативы было осуществлено
единственное официальное учебное издание
за последние 70 лет в России
Слайд 17Единственное официальное учебное издание за последние 70 лет в России
2009
Смирнова-Сеславинская М.В.,
Цветков Г.Н. Межкультурная русско-цыганская коммуникация / Пособие для учителей общеобразоват. учреждений.- М.: ИНПО, 2009.- 432 с., табл.
Диалекты ловарский и кэлдэрарский. Главная проблема – отсутствие своей школьной терминологии, основы для коммуникации в классе на родном языке.
Слайд 18Резюме
Образование цыган организуется стихийно. Каждая семья ищет свое решение. Сегодня в
школу уже не заставляют идти, как бывало раньше.
Но сама жизнь требует, чтоб человек учился… долго.
Годика три достаточно.
Чтобы уметь:
1) считать,
2) читать,
3) расписываться.
Примерно так выглядит усредненное мнение о школе.
Слайд 19Демография
По данным переписи 2002 года, на территории Российской Федерации проживало около
183 тыс. цыган, которые, таким образом, стоят на 28-ом месте по численности среди других 128 народов РФ.
Слайд 20Демография
В целом население России в 2002 годах уменьшилось (по сравнению с
1989) на 1,8 млн человек ( - 1,2%) и составило 145 млн. чел.
Численность цыган за этот период выросла со 160 тыс. до 183 тыс. (+ 14,3%).
Слайд 21Перспективы
Цыганское образование в РФ в диагностическом смысле является весьма показательным. Видимо,
демографические и миграционные тенденции очень скоро приведут к тому, что
а) более заметная часть детей будет владеть русским языком недостаточно хорошо,
б) а их родители не смогут своими силами выправлять недостатки НАШЕГО начального образования.
Под строкой «цыгане» в списке национальностей значатся еще 100 строк.
Слайд 22Проблемы
Большинство людей слабо представляет себе, что такое внутриэтническая раздробленность. Племенные группы
скорее готовы строить общение с нецыганами-гадже, от которых, понятно, «хорошего не жди», чем с соплеменниками из чужого клана, которые вообще…
Слайд 23Проблемы
Вопрос о том, сколько диалектных вариантов букваря нужно создать для цыган
России, не имеет ответа.
Среди индологов ни один за последние 70 лет не получил квалификацию специалиста по цыганскому языку в России.
Слайд 24Проблемы
Усилия по созданию школьных пособий с 1920-х -1930-х годов до наших
дней, отдельные инициативы на местах, разрозненные малотиражные издания – все это нигде не собирается, не изучается, опыт не обобщается.
В России (и не только в ней) каждое движение в сторону цыганского образования начинается с чистого листа.
Слайд 25Неразменные грабли, или Проклятие пионерства
1) «В Тюмени открылась единственная в России цыганская
школа. Ее создал в собственном доме цыганский барон Геннадий Виноградов» (2006).
В 1925 г. в районе площади Ильича в Москве тоже открывалась первая цыганская школа.
Слайд 26Неразменные грабли, или Проклятие пионерства
2) В городе Чудово Новгородской области
есть единственная частная цыганская школа, где учатся только цыганские дети. Ее построили и оборудовали на деньги спонсора. [Об исполнении Российской Федерацией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, февраль 2006 // http://www.memo.ru/hr/discrim/ver1/aldocl.htm].
Слайд 27Неразменные грабли, или Проклятие пионерства
3) Первый в Европе цыганский букварь
представлен в Луцке (Польша)
Около 200 изданий, в большинстве учебные, вышли в СССР в 1925-1938 гг.
Библиография: http://www.liloro.ru.
Слайд 28Неразменные грабли, или Проклятие пионерства
4) «Первый в Европе ромский букварь
в скором времени появится на Волыни (Украина)»
http://www.rosbalt.ru/2008/12/12/602395.html].
Уже появился. Вы его видели.
Слайд 29Неразменные грабли, или Проклятие пионерства
Смирнова-Сеславинская М.В., Цветков Г.Н. Межкультурная русско-цыганская
коммуникация / Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: ИНПО, 2009.- 432 с., табл.
Издание подготовлено лабораторией культуры цыган (ромов) Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования и представляет собой первый российский опыт создания пособия, основанного на междисциплинарном подходе.
Слайд 30Неразменные грабли, или Проклятие пионерства
Лаборатория культуры цыган (ромов)
Центра национальных
проблем образования
Федерального института развития образования –
это два человека:
Смирнова-Сеславинская М.В., Цветков Г.Н.
При соблюдении такой же удельной концентрации на всю РФ приходилось бы всего 1560 чел. «образованцев».
Дробь я, с вашего позволения, округляю.
Слайд 31Неудивительно, что…
Большинство цыган даже не знают о существовании письменности на
их языке, что и неудивительно, т.к. издание словарей, переводов на цыганский язык произведений мировой и русской классики, подготовка учебников и кадров для цыганских школ не возобновлялись с 1930-х годов. [ПРИЛОЖЕНИЕ к альтернативному докладу НПО «Об исполнении Российской Федерацией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств», февраль 2006 г. «О положении цыган в России» // http://www.memo.ru/hr/discrim/ver1/pril2.htm.].
Слайд 32Предложения международных экспертов по соблюдению прав меньшинств
∙ Создать школу или классы в
школах с преподаванием на цыганском языке в местах компактного проживания цыган
∙ Создать отделения в университетах или педагогических институтах по изучению цыганского языка.
∙ Подготовить учебники и методические разработки по преподаванию в школах или классах для цыган
∙ Оказывать поддержку студентам-цыганам
Слайд 33Какой пункт удалось реализовать?
∙ Создать школу или классы в школах с преподаванием
на цыганском языке в местах компактного проживания цыган
∙ Создать отделения в университетах или педагогических институтах по изучению цыганского языка.
∙ Подготовить учебники и методические разработки по преподаванию в школах или классах для цыган
∙ Оказывать поддержку студентам-цыганам
Слайд 34Какой пункт удалось реализовать?
Ответ:
∙ Оказывать поддержку студентам-цыганам
Около 15 студентов-цыган в России
каждый год начинают получать стипендии от международных фондов
Слайд 35Негативный опыт Европы
Особо следует отметить практику присваивания цыганским детям различных диагнозов,
связанных с психической неполноценностью (умственная отсталость, задержка психического развития) и перевода их в специальные классы, нередко без особых медицинских оснований.
Слайд 36Негативный опыт России
Есть уже российский опыт.
05.02.2010. Табор уходит в Страсбург:
http://www.memorial.spb.ru
Жалоба поступила от нескольких семей, живущих в пригороде Тулы - поселке Косая Гора, неподалеку от Ясной Поляны. В течение многих лет в школе № 66 существовала система сегрегации: цыганских детей сразу же отделяли от остальных и сажали в специальный класс, который считался компенсаторным. Без надежды на перевод в нормальный класс.
Слайд 37Другие проблемы
Стороны обязуются гарантировать право любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству,
получить в кратчайший срок на языке, который оно понимает, информацию о причинах его ареста, характере и причине любого выдвинутого против него обвинения, а также вести защиту на этом языке.
Слайд 38Вопрос к вышесказанному
Вспомните, сколько специалистов по цыганскому языку подготовлено в России
за последние 70 лет?
Слайд 39Другие проблемы
Стороны обязуются признавать за любым лицом, принадлежащим к национальному меньшинству,
право пользоваться своей фамилией (патронимом), именами и отчеством на языке этого меньшинства, а также право на их официальное признание в соответствии с условиями, предусмотренными их правовыми системами.
Слайд 40Другие проблемы
Например, мальчик по имени Мадьяри в г. Чудово Новгородской области
был записан Дмитрием, а девочка Яблоко – Фирой и т.п. Многое зависит от конкретного ЗАГСа; известны случаи, когда детей записывали Русалкой, Бабушкой, Рябиной. Но чаще цыганам просто отказывают в записи актов гражданского состояния вообще.
Слайд 42Я закончил собирать презентацию, и как раз пришло через цыганскую рассылку:
Сказки А.С.Пушкина,
П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»,
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
(на цыганском языке)
Эти красочные издания в твёрдой глянцевой обложке, также станут и прекрасным подарком для Вас и Вашего ребенка!
Так что народ не ждет у моря погоды.
Слайд 43Резюме
И все же в качестве вывода хочу предложить простую картинку:
подрастает
масса новых россиян,
которые придут в школу,
«чтобы» нам стало безальтернативно ясно,
насколько легко нам работалось раньше.
Слайд 44Спасибо!
Прошу прощения за сбивчивость и виртуальность.
Успехов конференции!
Мой сайт о цыганах: http://www.liloro.ru.