Слайд 1
ГБОУ СПО «КОЛОМЕНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Инновационные технологии
в образовании
при изучении общепрофессиональных
и специальных дисциплин
Клопкова Е.В., преподаватель гигиены и экологии человека, Симонян Л.А., преподаватель детских болезней, кандидат медицинских наук.
Слайд 2Инновационные технологии
в образовании
Основные классификации и подходы
Слайд 3Будущее уже наступило.
Роберт Юнг
Слайд 4ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
Педагогические категории - основные педагогические понятия, выражающие научные
обобщения.
К основным педагогическим категориям относятся:
воспитание;
обучение;
образование
Слайд 5ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Педагогический процесс– это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся,
направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляют главную сущность педагогического процесса.
Педагогический процесс – это процесс трудовой.
Предмет педагогического труда – формирование человека.
Слайд 6ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Главные этапы педагогического процесса:
подготовительный этап;
основной этап
(реализация) осуществления педагогического процесса;
заключительный (завершающий) анализ достигнутых результатов.
Слайд 7Функции педагога
Главная функция педагога - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.
Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания.
Работу педагогов все чаще стали называть педагогическим менеджментом, а педагога – менеджером.
Слайд 8Традиционные требования
«Выпускник знающий»
Новые требования
«Выпускник умеющий,
творческий»
Слайд 9
Соотношение классического университетского и бизнес-образования
Основное отличие характеризующее инновационный характер современного бизнес-образования
от классического – это его:
практическая направленность,
проблемный характер,
использование активных методов обучения.
Слайд 10Педагогический процесс протекает в педагогической системе:
Цель
Результат
Педагог
Содержание
Управление
Обучаемые
Методы
Технологии
Средства
Слайд 11Приоритетный национальный проект
«Образование»
призван ускорить
модернизацию российского образования,
результатом которой
станет достижение
современного качества образования,
адекватного меняющимся запросам
общества и социально-экономическим
условиям.
5 сентября 2005 года
Слайд 12Стратегические цели и задачи образовательной политики
Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ» (ПНПО):
Повышение доступности
качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина
Стратегическая задача развития образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении нового качества его результатов
Слайд 13Документы, отражающие основные изменения в системе образования
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации до 2020 года
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»
Проект «Закона об образовании РФ»
Слайд 14Пути реализации ФГОС,
Программа три «Т»
Изменение облика школы, соответствие кадрового состава
поставленным задачам (выполнение «Т» - требования к условиям реализации образовательных программ)
Разработка современной образовательной программы (выполнение «Т» - требования к структуре образовательных программ)
Использование современных УМК, технологий, систем оценки и т.д. (выполнение «Т» - требования к результатам освоения образовательных программ)
Слайд 15 Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного
применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте
Слайд 16Формирование базовых компетентностей современного человека
Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых
компетентностей современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Слайд 17ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Инновация (от лат. in — в, novus —
новый) означает нововведение, новшество.
Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии образовательного учреждения по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.
Слайд 18Источники инновационных идей
социальный заказ (потребности страны, региона, города);
воплощение социального заказа в
законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального значения;
достижения комплекса наук о человеке;
передовой педагогический опыт;
интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;
опытно-экспериментальная работа;
зарубежный опыт.
Слайд 19Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
в цели, содержание, методы
и технологии, формы организации и систему управления;
в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
в систему контроля и оценки уровня образования;
в систему финансирования;
в учебно-методическое обеспечение;
в систему воспитательной работы;
в учебный план и учебные программы;
в деятельность учащегося и преподавателя.
Слайд 20 Образовательная технология - это совокупность научно-практических обоснованных методов
и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования.
Слайд 21 Понятие «образовательная технология» включает, кроме педагогических, еще и
социальные,
социально-политические,
управленческие,
культурологические,
психолого-педагогические,
медико-педагогические,
экономические и другие смежные аспекты.
Слайд 22Образовательная технология
Комплекс, состоящий из:
представления планируемых результатов обучения,
средств диагностики текущего
состояния,
набора моделей обучения,
критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ /
Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования
№ 4 (июль - декабрь 2002 г.)
Гузеев В.В. – д.п.н., проф., зав. каф. образовательной технологии АПК и ППРО, гл. ред. журнала «Педагогические технологии»
Жак Д. – независимый консультант по вопросам высшего образования, Великобритания.
Полат Е.С. -- д.п.н., проф., ИОСО РАО Смолянинова О.Г. -- декан ППФ КГУ, к.п.н.
Слайд 23Технологический подход к обучению означает:
Постановку и формулировку диагностируемых учебных целей, ориентированных
на достижение запланированного результата обучения.
Организацию всего хода обучения в соответствии с учебными целями.
Оценку текущих результатов и их коррекцию.
Заключительную оценку результатов.
Слайд 24КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Слайд 25По формам и способам организации образовательного процесса
По доминирующей целевой направленности на
современные результаты образования:
Слайд 26Технологии, обеспечивающие приобретение опыта освоения знаний о природе и обществе, культурном
мире человека
Технологии, ориентированные на приобретение опыта применения
известных способов деятельности, которые после его усвоения
имеют форму умений и навыков
Технологии, ориентированные на формирование опыта
эмоционально-ценностного отношения к себе, людям, миру
Технологии, обеспечивающие приобретение опыта творческой
деятельности
Технологии, ориентированные на освоение компетентностного опыта
Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология
проектирования: Учебное пособие.- СПб: ООО «Книжный дом». 2007.
Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: Уч. пос. для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. –М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Слайд 27 По Г.К. Селевко:
По уровню применения
философской основе
ведущему фактору
научной концепции
характеру содержания и структуры
типу организации и управления познавательной деятельностью
отношение к ребенку со стороны взрослых
способу, методу, средству
категории обучающихся
Слайд 28Примеры современных педагогических технологий
(по Г.К. Селевко):
Педагогические технологии на основе личностной
ориентации педагогического процесса
Педагогика сотрудничества
Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Игровые технологии
Проблемное обучение
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Слайд 29Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Технология С.Н.
Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
Технологии уровневой дифференциации
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)
Технология программированного обучения
Коллективный и групповой способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
«Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
«Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)
Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)
Слайд 30Частнопредметные педагогические технологии
Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)
Технология совершенствования общеучебных
умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев)
Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)
Альтернативные технологии
Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
Технология свободного труда (С.Френе)
Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)
Технология мастерских
Слайд 31Природосообразные технологии
Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)
Технология саморазвития (М.Монтессори)
Технологии развивающего обучения
Общие основы технологий
развивающего обучения
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)
Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Педагогические технологии авторских школ
Модель «Русская школа»
Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)
Школа-парк (М.А. Балабан)
Агрошкола А.А. Католикова
Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)
Слайд 32Перечень технологий, рекомендованных в материалах федерального
Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ» (ПНПО):
развивающее обучение;
коллективная
система обучения (КСО);
технология решения исследовательских задач (ТРИЗ);
исследовательские и проектные методы;
технология модульного и блочно-модульного обучения;
технология «дебаты»;
технология развития критического мышления;
лекционно-семинарская система обучения;
технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
обучение в сотрудничестве;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
система инновационной оценки «портфолио»;
технологии интерактивного и дистанционного обучения
Слайд 33 Каталог электронной продукции (общепринятая система)
Компьютерные обучающие программы, включающие в
себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы;
Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;
Интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;
Распределение базы данных по отраслям знаний;
Средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.;
Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.
Слайд 34
Инновационные технологии
в образовании
при изучении специальных дисциплин
Слайд 35Используемые технологии
Проблемное обучение
Групповые способы обучения
Исследовательские и проектные методы
Игровые технологии: методика
деловой игры
Новые информационные (компьютерные) технологии
Здоровьесберегающие здоровьеформирующие технологии
Слайд 36Проблемное обучение
Цель – усвоение не только готовых результатов научного
познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности учащегося и развитие его творческих способностей.
Слайд 37Проблемное обучение
Виды:
Проблемное изложение;
Частично-поисковый (эвристический) метод;
Исследовательский метод
Слайд 38Исследовательские и проектные методы
Основная задача проектов — вооружение ребенка инструментарием для
решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях.
Слайд 39Проблема научно-практической конференции
Здоровье родителей – здоровье детей;
Здоровьесберегающие технологии в учебном
процессе;
Проблемы здоровья детей в современном мире;
Распространенность острых воздушно-капельных инфекций у детей. Влияние факторов окружающей среды и здорового образа жизни на профилактику инфекционных заболеваний.
Слайд 40
Конференции
«Проблемы здоровья детей в современном мире»
Слайд 44 «Здоровье родителей – здоровье детей»
Слайд 45 «Здоровье родителей – здоровье детей»
Слайд 47Групповые способы обучения
Группы формируются для решения какой-либо практически направленной учебной задачи
или выполнения прикладного проекта.
Слайд 48Цель работы малыми группами:
постановка заданий высокого уровня проблемности;
предоставление полной самостоятельности в
поисковой деятельности.
Слайд 49Игровые технологии
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную
(или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Игра несет в себе функции:
психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
психотерапевтические, помогая изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;
технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.
Слайд 50Деловая игра – диалог между воображаемым пациентом (или его родителями) и
воображаемой медсестрой (студентом) на этапе реализации сестринских вмешательств, осуществления ухода за пациентом, создания комфортных условий его пребывания в условиях стационара, выполнения назначений врача
Слайд 51
Новые информационные (компьютерные) технологии
Ориентированы на организацию учебного процесса на основе использования
современных программных средств, реализующих информирующую, тренажерную, контролирующую, моделирующую и др. функции.
Реализация образовательных технологий на основе вариативного использования компьютерных средств является сегодня основным направлением их инновирования (модернизации).
Слайд 52Информационно-коммуникационные
технологии (компьютерные)
Лекции-презентации
Электронное
учебное пособие
Методический
материал
Организация итогового
контроля
(тестовые
задания).
Выступления,
доклады
Информационно-коммуникационные
технологии (компьютерные)
Лекции-презентации
Электронное
учебное пособие
Методический
материал
Организация итогового
контроля
(тестовые задания).
Выступления,
доклады
Лекции-презентации
Слайд 53Лекции - презентации
Лечение кашля у детей;
Вегето-сосудистая дистония;
Болезни почек у детей;
Дискинезии желчевыводящих
путей у детей;
Атопический дерматит;
Анемии;
Острые воздушно-капельные инфекции;
Гастриты;
Геморрагические диатезы и др.
Слайд 54
Электронное
учебное пособие (на сайте)
Здоровый ребенок;
Безопасность жизнедеятельности
Слайд 55Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии
К ним относят психолого-педагогические технологии, программы, методы,
которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств,
способствующих его сохранению и укреплению,
формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
(Н.К. Смирнов)
Слайд 56Здоровье →
сохранение здоровья → здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии
Слайд 57Работа на аудиторных занятиях (цель - профилактика заболеваний);
Внеурочная (научно-практические конференции
«Проблемы здоровья детей в современном мире», «Здоровье родителей – здоровье детей», «Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе», «Распространенность острых воздушно-капельных инфекций у детей. Влияние факторов окружающей среды и здорового образа жизни на профилактику инфекционных заболеваний»;
Классные часы по темам: «Вредные привычки», «Здоровое питание», «Я за здоровой образ жизни!», «Курение – коварная ловушка», «О вреде аборта», «Основы здорового образа жизни студента» и т.д.) и др.
Слайд 58 Создание благоприятного психологического климата на занятиях - элемент здоровьесбережения:
бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
Слайд 59В момент наступления утомления и снижения учебной активности - физкультминутки, динамические
паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.