Слайд 112-летнее образование - ОБРАЗОВАНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ
НА РЕЗУЛЬТАТ
Слайд 2Переход на 12-летнее образование предполагает:
Ориентацию структуры и содержания образования на компетентностный
подход;
Переход на новую систему оценки учебных достижений обучающихся;
Использование инновационных технологий обучения и воспитания;
Организацию здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса;
Направленность образовательного процесса на самореализацию школьников;
Изменение содержания в подготовке специалистов технического и профессионального, послесреднего и высшего образования.
Слайд 3Основная функция
модели ООР
Организация содержательных и процессуальных сторон среднего образования таким
образом, чтобы они регулировали саморазвитие учащихся, учителя, школы, всей системы, основываясь на результатах обучения
Слайд 4Ресурсные направления, обеспечивающие функционирование модели ООР
Национальный стандарт
Подготовка учителя
Профессиональное развитие учителей
Адаптация школ
к новому режиму
Учебники и УМК
Слайд 5
Единый национальный экзамен и рубежный контроль
Управление образованием
Научно-методическое сопровождение
Вовлечение общественности
Инновационная деятельность
Слайд 6Основные аспекты изменений в новой модели школьного образования РК
Изменение цели образования
Обновление
содержания образования
Изменение структуры школы
Слайд 7Цель школьного образования
Формирование у учащихся компетенций, то есть способности
решения учебных и жизненных проблем на основе полученных знаний, умений, навыков
Слайд 8Современная педагогика ориентирует
на воспитание личности, умеющей самоопределяться и действовать в
различных ситуациях, создавая всякий раз соответствующую продукцию – мнения, идеи, поступки, произведения
Слайд 9
Парадигма знаниевого образования исчерпала себя. Личностно-ориентированное образование рассматривает назначение образования в
обеспечении подготовки учащегося к продуцированию новых знаний, опыта, а также ценностей.
Чрезвычайно важным, на наш взгляд, является позиция Серикова В.В.: «...имеются все основания полагать, что знание-просветительская парадигма, господствовавшая в образовании на протяжении многих веков, исчерпала свои возможности. Во-первых, объем знаний даже для самой общей ориентировки стал почти непостижимым. Во-вторых, стало ясно, что функция образования далеко не сводится к знаниевому насыщению человека. Речь, разумеется, идет не о «вреде» знаний, а об ограниченности знаниевой парадигмы как стиля мышления»
Слайд 10Концепция Всемирной декларации об образовании для всех
к числу ключевых аспектов
и принципов образования относит:
- всеобщий доступ к обучению;
- акцент на равноправие;
- особое внимание учебным результатам;
- расширение средств и масштабов базового образования;
- обогащение среды обучения;
- упрочение партнерских отношений
Слайд 14Цели среднего образования и ожидаемые результаты
Базовые компетенции
Ключевые компетенции
Предметные компетенции
Слайд 16На национальном уровне цели представлены в виде базовых компетенций
Базовые компетенции видятся
основой деятельности каждого человека, общества в целом.
Общая цель образования заключается в содействии гармоничному становлению учащихся посредством целенаправленного развития следующих базовых компетенций, представленных в виде жизненных ролей:
- доброжелательный человек;
- заботливый член семьи;
- творческая индивидуальность;
- ответственный гражданин;
- здоровая и совершенствующаяся личность.
Общая цель конкретизируется через цель среднего образования. Цель среднего образования заключается в обеспечении развития способностей учащихся к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.
Слайд 17Ключевые компетенции
Ключевые компетенции являются способностями, определяющими готовность учащихся к интеграции познавательных
и практических умений и навыков для принятия успешных решений, не противоречащих нравственным и этическим нормам.
Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека; служат основанием для определения ожидаемых результатов по каждой образовательной области.
К ключевым компетенциям относятся
• информационная компетенция;
• коммуникативная компетенция;
• компетенция разрешения проблем
Слайд 18Предметные компетенции
являются целями, определяющими смысл и назначение образовательных областей; описывают способности
учащихся как действия широкого спектра; служат ориентиром для определения ожидаемых результатов
Предметные компетенции являются действиями широкого спектра и описывают следующие способности учащихся:
Слайд 19
• имеет навыки общения на казахском языке как государственном, на русском
языке как языке межнационального общения, на иностранном языке; умеет быть мотивированным к общению на родном языке; понимает значимость литературного наследия и использует в нужном контексте;
• владеет математической грамотностью в широком спектре, в том числе умеет творчески и продуктивно использовать возможно¬сти информационной и коммуникационной технологий;
• понимает научную картину мира через осмысление роли и места человека в природе;
• знает историческое прошлое своего народа, выражает личное отношение к системе общечеловеческих, социокультурных цен¬ностей при выполнении социальных ролей в семье, сообществе и сотрудничестве с другими людьми;
• понимает и ценит культуру казахского народа, народов Казахстана и культурное многообразие мира;
• умеет быть мотивированным к самоопределению и профессиональному росту с целью повышения своей конкурентоспособности;
• ведет здоровый образ жизни для поддержания физического здоровья, умственной работоспособности и укрепления общей жизнедеятельности
Слайд 20Четвертый уровень целей -ожидаемые результаты образования
Ожидаемые результаты образования - это система,
представляющая цели образования краткосрочного характера, установленные по циклам обучения, это - планируемый результат конкретного периода обучения.
Ожидаемые результаты отражают слияние ключевых и предметных компетенций в единое целое. Они характеризуют готовность учащихся к интеграции предметных знаний, умений и навыков и их жизненного опыта в контексте ключевых компетенций.
Слайд 21Необходимость изменения содержания школьного образования обусловлена следующими факторами:
1. В содержании
образования должны найти отражение ценности нового мира, в том числе гуманизация, интеграция личности в национальную и мировую культуру, вариативность, дифференциация, индивидуализация.
2. Содержание образования должно быть направлено на то, чтобы научить познавать (учиться), научить делать (действовать), научить жить вместе, научить жить (доклад международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище», 1996г.).
3. Пересмотр содержания образования обусловлен необходимостью учета международных критериев оценки школьного образования (TIMSS, РISA, РIRLS), которые рассматривают результатом образования не знания, умения, а уровень способности учащихся к решению учебных и жизненных задач (жизненные навыки, компетенции).
Слайд 22
4. Система образования должна выполнять здоровьесберегающую функцию. Пересмотр содержания образования должен
быть направлен на учет возрастных возможностей, психологических особенностей учеников, оптимизацию учебной нагрузки.
В целом, обновление содержания образования должно осуществляться, с одной стороны, в сторону уменьшения учебной нагрузки на ученика, а с другой стороны, в сторону его обогащения через отражение ценностей нового мира, достижений общественных и естественных наук.
5. Обучение учащихся 11-12 классов должно быть организовано по естественно-математическому и общественно-гуманитарному направлениям профильного обучения с учетом их интересов, способностей с целью выстраивания их жизненных и профес¬сиональных перспектив.
Школьное образование - элемент системы непрерывного образования Казахстана, институт подготовки учеников к «взрослой жизни». В отборе содержания образования должны учитываться необходимость «состыковки» с содержанием профессионального образования, требования рынка труда
Слайд 23Необходимость изменения структуры школьного образования (4+6+2) обусловлена рядом факторов, в том
числе:
1. Согласно Декларации Совета Европы (1992), в мире наблюдается тенденция увеличения сроков доуниверситетского образования: 12-летнее образование реализуется в 136 странах, в том числе в США, Японии, Германии, Франции, Финляндии и др. Из стран СНГ среднее общее образование продолжительностью в 12 лет имеет место на Украине, в Узбекистане и странах Балтии. Готовятся к переходу Армения, Азербайджан, Молдова.
Слайд 24
3. Каждый год вносит значительный вклад в интеллектуальное развитие школьников, его
социализацию. Увеличение общей продолжительности школьного образования в Казахстане с 11 до 12 лет рассматривается условием расширения возможностей граждан по повышению уровня их образованности в рамках формального образования.
4. Увеличение продолжительности школьного образования на 1 год связано с уменьшением на 1 год продолжительности образования в вузе, организации бакалавриата в 4 года. Очевидно, это потребует качественно иного подхода к отбору содержания в 11 -12 классах, которые ориентированы на подготовку учащихся к продолжению образования в вузе.
Слайд 25Учащийся в модели ООР
Деятельность учащегося (учение)-ключевой процесс в обучении
Получает возможность проектирования
собственного пути образования
Вовлечен в процесс демократизации образования: участвует в управлении педагогическим процессом, становится ее активным субъектом
Получает инструмент сравнения в динамике собственных достижений
Получает дополнительное время для неформального образования
Слайд 27Педагог в модели ООР
Организовывает условия и оказывает поддержку учащимся в реализации
интересов и потребностей, по мотивации их к саморазвитию
Получает возможность создания собственной творческой лаборатории
Слайд 28
Ответственен за качество разработки содержания учебного процесса в виде РУПов
Вовлечен в
процесс отбора учебников, учебно-методической литературы
Отвечает за эффективное отслеживание учебных достижений обучающихся
Слайд 30Обеспечение этих позиций требует освоения педагогических инноваций:
В содержании образования, т.е. в
учебных планах и программах
Во внутренней организации деятельности школы
В отношениях «учитель - учащийся»
В методах обучения
В оценке достижения учащимися ожидаемых результатов
Слайд 31
В мировом образовательном пространстве складываются позитивные тенденции, ориентированные
на обеспечение нового качественного уровня школьного образования.
Главными из них являются:
развитие нового подхода к образованию, как средству формирования человеческого капитала;
совершенствование понимания качества образования
Слайд 32В научно-педагогической литературе определены два подхода к обеспечению качества образования:
1 подход.
Регулирование «входа» системы
2 подход. Регулирование «выхода» системы
Слайд 34
В международной образовательной практике регулирование
системы образования на основе показателей “выхода”
реализуется через модель образования, ориентированного
на результаты (ООР)
Ключевые моменты в модели ООР
- конкретизация целей образования национального уровня;
- построение многоуровневой системы целей как ожидаемые результаты (ОР);
- совершенствование структуры школы;
- изменение принципа организации учения;
- разнообразие образовательных программ;
- согласованная система текущего и итогового оценивания;
- создание системы мониторинга качества образования;
- развитие образования как открытой системы: вовлечение общественности;
- участие в международных сравнительных исследованиях.
Слайд 35Литература
Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года.
Государственный общеобязательный стандарт образования
Республики Казахстан. Начальное, основное среднее, общее среднее образование. Основные положения.Утвержден приказом МОН РК № 616 от 19 ноября 2008 года.
Балыкбаев Т. О. Переход к 12-летнему образованию – ключевая задача системы образования РК//12-летнее образование.2009.№ 3. С. 17-20.
Джадрина М. Ж. Ориентация на результат как условие реализации компетентностного подхода к образованию в школе. (материалы в слайдах).Алматы, 2004.
Муканова С. Д. Контекст организации в Казахстане компетентностно-ориентированного образования//12-летнее образование.2009.№ 7. С. 35-40.