Слайд 1ГОУ Гимназия № 1520 имени Капцовых
Августовский педагогический совет
История российского образования
как
обоснование
современного процесса модернизации
в московском просвещении
29 августа 2011 года
Слайд 2Образование – результат процесса образовывания
Образовывать –
ображать, давать вид, образ;
обтёсывать или слагать, составляя нечто цельное, отдельное;
совершенствовать, улучшать духовно, просвещать
(В.И. Даль)
Зачем?
Зачем?
Слайд 3Школа XIV в.
Миниатюра из
"Жития Сергия Радонежского"
Фрагмент. Конец XVI
в.
«…А прежде сего училища бывали в Российском царствии
на Москве и в Великом Новуграде, и по иным градам многие училища бывали,
грамоте, писати и пети и чести учили.
Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и певцы, и чтецы славны были во всей земли…»
( «Стоглав» Ивана Грозного о прошлом этапе образования на Руси)
Образование в Древней Руси
квадривиум -
грамматика, арифметика,
риторика, геометрия,
диалектика музыка,
астрономия
Учебные предметы в древнерусском училище
(по западному образцу, взятые из античности)
семь свободных искусств
Борис Кустодиев.
Земская школа в Московской Руси.
1907 г.
Слайд 5Образование в Древней Руси
Гравюра из «Азбуковника» 1632 г.
образовательная реформа Владимира
и Ярослава
усиливала христианизацию
на землях будущей России
и её соседей.
образование носило демократический (внесословный) характер
образование было и светским, и
церковным
школы – ещё и центры культуры
совершенствуется методика
Слайд 6Образовательная реформа Петра Великого
- вписала Россию в европейскую систему образования
- образование было объявлено обязательным для детей
всех сословий (кроме крестьян)
. - основа - система профессионального образования
- открыты 42 «цифирные школы» с 2000 учащимися,
обеспечивавшие начальное обучение математике
- гуманитарное образование давали духовные школы
- введена гражданская азбука,
- перевели на русский язык западноевропейские учебники
- создана Российская Академия наук,
при ней был учрежден первый российский университет
а при университете – гимназия (в Санкт-Петербурге)
- несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу
Не получилось
- единой внесословной системы образования,
- самостоятельного общего образования,
оно давалось попутно,
как часть и условие профессионального образования
Слайд 7Российское образование в XVIII веке
Послепетровское время
развивается система замкнутых сословных школ:
военных корпусов, благородных пансионов
-открыты первые гимназии:
в Москве, при университете 2 гимназии – для дворян и разночинцев (1755 г.)
и в Казани (1758 г.)-
курс дворянской гимназии включал русский язык, латынь, арифметику,
геометрию, географию, краткую философию и иностранные языки;
в гимназии для разночинцев учили главным образом искусствам, музыке,
пению, живописи, преподавали и технические науки
-указ о расширении сети начальных школ
Слайд 8Российское образование в реформе Екатерины II
Новые педагогические принципы:
-не только учить,
но и воспитывать
-устранить из педагогики все, что носит характер принуждения
-воспитательная концепция - на максимальной изоляции детей от семьи и
передачи их в руки учителя
-ориентация на прусскую и австрийскую системы образования
-разработаны вопросы методики и организации занятия
-решены вопросы профессиональной подготовки учительских кадров –
сформировано Главное народное училище (учительская семинария)
В 1782—1786 гг.
по школьной реформе фактически была создана система среднего образования: закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан.
В провинции - сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырёхклассных в губернских городах.
Крестьянство не имело доступа к образованию. Созданная «комиссия об училищах» разработала проект устройства деревенских школ (включавший предложение о введении в России обязательного начального обучения для всех детей мужского пола независимо от сословия), но он остался проектом и не был воплощен в жизнь.
Слайд 9Российское образование в XIX веке
Эпоха Александра I
В 1803 г. впервые
была создана школьная система,
распределенная по учебным округам и замкнутая на университетах,
вошло в практику новое положение об устройстве учебных заведений
Новые принципы в системе образования:
-бессословность учебных заведений,
-бесплатность обучения на низших его ступенях,
-преемственность учебных программ
Структура учебных заведений:
-одноклассное приходское училище,
-3-х классное уездное училище,
-7-летняя гимназия в губернском городе,
-университет
Всей системой образования ведало Главное управление училищ
Территория России была разделена на 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями стояли учёные советы при университетах.
Слайд 10Российское образование в XIX веке
Эпоха Николая I
Образование приняло замкнутый,
сословный характер:
«никто не должен получать образование выше своего звания»
В 1826 г. создан Комитет устройства учебных заведений,
которому было поручено немедленно ввести единообразие в учебную систему,
«дабы уже, за совершением сего, воспретить всякие произвольные
преподавания учений, по произвольным книгам и тетрадям».
В 1827 г. издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать
крепостных в гимназии и университеты.
В 1828 г. принят Школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на 3 категории:
для детей низших сословий — одноклассные приходские училища
(изучались 4-е правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»).
для средних сословий, то есть мещан и купцов — 3-хклассные училища
(геометрия, география, история).
для детей дворян и чиновников — семиклассные гимназии
(готовили к поступлению в университет).
Слайд 11 1864 г. - «Положение о начальных училищах»,
утвердившее общедоступность и внесословность начального образования.
Наряду с государственными школами поощрялось открытие земских,
церковно-приходских, воскресных и частных школ
Российское образование в XIX веке
Эпоха Александра II
Перестройка российского образования
1864 г. - «Устав гимназий»
В качестве основной школы вводились гимназии и прогимназии.
Гимназии делились на классические и реальные (преобразованные
в 1872 году в реальные училища)
Формально гимназии были общедоступными для всех,
кто выдержал приёмные испытания и способен оплатить обучение
1869 г. - первые женские учебные заведения — «Высшие женские курсы»
с университетскими программами
в этот период - значительно выросла роль общественности
в системе образования
Слайд 12Российское образование в конце XIX – начале XX века
Разработаны основы новой
реформы - несостоявшейся.
Её основными идеями были:
-привлечение общественности к управлению образованием;
-автономия школ и большие права органов местного самоуправления в сфере образования; -поощрение частной инициативы;
-создание единой школы с преемственностью всех ее ступеней;
-отделение школы от церкви;
-содействие развитию национального образования;
-отмена всех сословных, национальных и других ограничений;
-всеобщее обязательное начальное образование;
-совместное обучение мальчиков и девочек;
-свобода преподавания и отмена цензуры учебников;
-обновление содержания образования
Б.М. Кустодиев Земская школа
Картина Е. Маковского
Слайд 13Российское образование в конце XIX – начале XX века
В процессе реформ
1915—1916 годов была сформирована
Единая система образования с полной «координацией» общего и профессионального образования - создана стройная единая система национального образования:
3-4 летний цикл начального образования,
4-летний цикл посленачального образования
(первые четыре класса гимназий, курс высших начальных училищ или соответствующих профессиональных учебных заведений),
3) 4-летний цикл полного среднего образования (последние классы гимназий или профессиональных средних учебных заведений),
4) высшие учебные заведения университетского или специального типа,
5) система образования для взрослых, ускоренными темпами создававшаяся особенно
после принятия «сухого закона» в 1914 году.
В последние десять лет царствования Николая II был осуществлен
своего рода «национальный проект»: программа строительства «школьных сетей»,
в частности, сетей школьных зданий по всей стране, обеспечивших доступность школ
для всех детей Империи с радиусом 3 версты.
Во время царствования Николая II Россия прочно вошла в пятёрку наиболее развитых стран в отношении уровня развития науки, научно-технического образования и «высокотехнологичных отраслей»
Слайд 14Формирование советской школы (до 30-х годов)
Позитивные изменения
Негативные тенденции
национализация всех типов УЗ
всеобщее
обучение
преемственность ступеней образования
формирование системы профобучения
-последовательная демократизация школы
возможности для педагогических экспериментов
резкий рост уровня грамотности
борьба с беспризорностью
обучение на национальных языках
привлечение дореволюционной интеллигенции
увеличение числа учащихся и учителей
постановление «О всеобщем обязательном начальном
обучении»
формирование школы
с идеями развивающего образования,
демократии, самоуправления и
сотрудничества
ярко идеологическое образование
орудие коммунист. перерождения
общества
-формирование нового человека =
сред. и высш. профобразование
(семилетка, ФЗУ, рабфак)
-отстранение «буржуазных»
специалистов (замена Ин-тами
красной профессуры)
-социальное происхождение и
политграмотность
средство
«идейного, организационного, воспитат. влияния пролетариата на непролетарские и полупролетар. слои».
Слайд 15Плакат
Елизаветы Кругликовой (1923).
Плакат 1918 г.
Формирование советской школы
Главное завоевание – ликвидация
безграмотности
российского населения
Слайд 16Российское образование в 30–80-е годы XX века
-централизов. управление и контроль
-унификация
и жесткая регламентация
-дисциплина и послушание
-запрещены любые эксперименты и творческий поиск
-отсутствие права выбора и самостоятельного решения
-интенсивная идеологизация содержания образования
-политика массового двуязычия
-репрессии педагогической интеллигенции
-разделение на мужскую и женскую школы
-унифицированная обязательная форма
-падение качества обучения
-ориентация на «среднего» ученика
-ухудшение физического и психического здоровья
школьника
-закрытость школы – к потере ответственности
перед обществом
-отстранение родительской общественности
-фиктивные «реформы» сверху
Негативные тенденции
Формировался «винтик» тоталитар. гос-ва
К началу 1980-х годов
эта авторитарная и унифицированная система
стала разваливаться
Прогрессивные тенденции
-гуманистическая педагогика и
идея формирования «мыслящей личности»
В. А. Сухомлинского
-«педагогика сотрудничества»
Ш.А. Амонашвили и др. педагогов-эксперимент.
-личностно-ориентированные, психологические
концепции обучения
-увеличение числа средних школ -
8-летняя школа и спецшколы
Формирование почвы
для серьёзных демократических реформ
Слайд 17Образовательная реформа к. 80-х – н. 90-х годов XX в.
В 1988
году при Госкомитете был создан ВНИК «Школа»
для разработки принципиально новой образовательной политики,
основанной на идеях развития личности школьника, вариативности и
свободного выбора на всех уровнях образовательной системы,
превращения образования в действенный фактор развития общества.
В декабре 1988 года одобрены
Всесоюзным съездом работников образования
следующие основные принципы современного российского образования:
демократизация; плюрализм образования,
его многоукладность, вариативность и альтернативность;
народность и национальный характер образования;
открытость образования; регионализация образования;
гуманизация образования; гуманитаризация образования; дифференциация образования;
развивающий, деятельностный характер образования;
непрерывность образования.
Слайд 18Реформа образовательной политики правительства, главным образом, нацелена
на укрепление и развитие
демократии, объединяя национальное самосознание, и облегчение перехода к рыночной экономике
Самая важная цель - реформа должна была создать основные условия
для перехода от централизованной, стандартизированной и однородной системы образования, к дифференцированному и открытому
Этот переход подразумевал:
-большее разнообразие:
дифференцирование сети образовательных учреждений;
разнообразие образовательного содержания и свободы выбора учебников,
программы, курсов и специализации;
-разбиение на области и муниципализации системы образования;
-поддержку национальной школы, обеспечение ее развития,
в то же самое время, развитие общего образовательного пространства;
-право учеников перейти в другое образовательное учреждение и продолжать обучение
на всем пространстве Российской Федерации, и право учеников продолжить
их образование на более высоком уровне без существенных дополнительных
требований.
Государственные образовательные стандарты и контроль над их выполнением были основным средством для поддержания и развития общего образовательного пространства.
Слайд 19Реформы повлияли на всю систему образования:
содержание и учебные планы на всех
уровнях
(возобновление, разнообразие, введение новых предметов и дисциплин);
сеть образовательных учреждений
(реструктурирование и поддержка инновационных учреждений независимо
от формы собственности);
обучение и назначение учителей
(переходят к многоуровневой системе педагогического образования,
новая договорная система);
финансирование управленческой схемы
Слайд 201. ПНПО «Образование»
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
3. Проект модернизациирегиональтных
систем общего образования
4. Пилотный проект по развитию общего образования
5. Москве – новый государственный образовательный стандарт
6. Современные компьютеры и доступ в Интернет – каждому
учебному заведению
7. Достойное образование – детям с ограниченными возможностями
здоровья!
8. «Школа, нужная москвичам»
9. Модель школы будущего
Стратегия современных реформ образования
в России
Слайд 21ПНПО «Образование» (с 2005 года)
Призван ускорить модернизацию российского образования,
результатом которой
станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям
2 основных механизма стимулирования
необходимых системных изменений в образовании
выявление и приоритетная поддержка
лидеров - "точек роста" нового качества образования
-открытость образовательной системы,
её восприимчивости к запросам общества
-модернизация материально-технической базы учреждений,
внедрение новых программ и технологий
внедрение в массовую практику
элементов новых управленческих механизмов и подходов
-внедрение новой системы оплаты труда учителей
(вознаграждение за классное руководство,
установление размеров доплат,
развитие подушевого финансирования в образовании)
-интернетизация
-выравнивание возможностей
-доступность качественного образования
-модернизация региональных систем образования
Слайд 22Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа»
Главным результатом образования должно стать его
соответствие целям опережающего развития общества и
инновационной экономики
Основные приоритеты в развитии общего образования:
обновление и совершенствование качества образования;
развитие системы поддержки талантливых детей;
развитие и обновление педагогического потенциала;
обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения
каждого обучающегося;
-усиление воспитательного потенциала школы;
создание современной образовательной инфраструктуры;
сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни
обучающихся и воспитанников, учителей;
развитие инклюзивного образования;
расширение самостоятельности образовательных учреждений;
открытость системы школьного управления для родителей и общества;
более тесное взаимодействие с семьёй;
школы могут стать центрами общественного, инновационного взаимодействия,
социокультурными, досуговыми центрами, центрами социального менеджмента
Слайд 232-хлетний проект модернизации
региональных систем общего образования (с 2011 года)
Программа поддержки
региональных систем общего образования из федерального бюджета.
Основная цель проекта - повышение качества образования путем модернизации системы общего образования и усиление вклада образования в социально-экономическое развитие столичного мегаполиса
Реализация данного проекта позволит доведение заработной платы учителей до средней заработной платы по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации
В городе Москве в рамках проекта «Модернизация региональных систем общего образования»:
-утвержден Комплекс мер по модернизации системы общего образования в городе Москве,
-подписано Соглашение № 18664240075 между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Москвы о предоставлении в 2011 году субсидии из федерального бюджета бюджету города Москвы на модернизацию региональной системы общего образования 237 629 000 рублей
Слайд 24Пилотный проект
по развитию общего образования (с 2011 года)
Сейчас наиболее финансово
благополучные школы (лицеи и гимназии) получают
на ребенка от 120 000 до 133 000 рублей,
а средние общеобразовательные школы — 63 000 рублей.
Уже к 2012 году по мере присоединения школ к пилотному проекту расчет норматива
на каждого ребенка в каждой школе будет выравниваться и вырастет до уровня финансово благополучных школ.
При этом объемы финансирования для гимназий, лицеев и других школ снижаться
не будут.
Уровень зарплат учителей в школах в итоге вырастет в среднем на 20-25 %.
Слайд 25Москве –
новый государственный образовательный стандарт
С 1 сентября 2011 года все
82 000 московских первоклассников начнут учиться
по единому государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Впервые введены единые требования не только к условиям, программам,
но и к результатам обучения в начальной школе.
По окончании начальной школы каждый ребенок должен быть обучен УУД:
-умению общаться;
-навыкам работы с информацией;
-работе в группе;
-умению презентовать свою работу
Слайд 26Современные компьютеры и доступ в Интернет –
каждому учебному заведению
В 2011
году
в 1000 московских школ будет закуплено более 20 000 ноутбуков для оснащения
рабочих мест учителей в предметных кабинетах и 300 классов информатики,
-начаты работы по прокладке и модернизации компьютерных сетей в большинстве
московских школ,
-начаты работы по введению в практику работы школ электронных дневников и
журналов,
-устанавливается автоматическая электронная система входа в учебное заведение,
-внедряется автоматизированная электронная система расчета школьного питания,
-ведутся работы по увеличению скорости доступа к сети Интернет в ОУ Москвы –
к концу 2011 года скорость доступа вырастет в 5 раз — с 2 мбит/сек до 10 мбит/сек.
Слайд 27Достойное образование –
детям с ограниченными возможностями здоровья!
(с 2011 года)
В Москве
66 специальных (коррекционных) общеобразов. школ и школ-интернатов,
14 школ надомного обучения,
5 санаторных школ-интернатов,
5 санаторно-лесных школ
Общая численность учащихся — 14 000 человек.
Инклюзивное образование обеспечено в 102 школах для 800 учащихся.
2011 год — старт реализации пилотного проекта по развитию дистанционного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цели проекта:
социализовать как можно больше детей с ограниченными возможностями, обеспечив им возможность посещать обычные школы,
включить в образовательный процесс детей, находящихся на длительном лечении
в больницах города
За счет бюджета города Москвы приобретены
-комплекты специального оборудования для социально-трудовой реабилитации и психомоторной коррекции,
-реабилитационное оборудование для более 500 ОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В московских учреждениях ДО обучаются более 3000 детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках данного направления реализуется проект «Дистанционного дополнительного образования детей-инвалидов».
Слайд 28«Школа, нужная москвичам»
Инициатива Департамента образования Москвы с 2011 года
Три кита московского
образования - самостоятельность,
ответственность,
прозрачность
Слайд 29Показатели модели школы будущего
Школа предоставляет учащимся качественное образование,
соответствующее требованиям
государственных стандартов второго поколения,
что подтверждается через независимые формы аттестации;
выпускники школы конкурентоспособны в системе высшего и среднего
профессионального образования;
в школе действует воспитательная система культурно-нравственной
ориентации, адекватная потребностям времени;
деятельность школы не наносит ущерба здоровью воспитанников и учащихся,
в ней они чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды;
в школе работает высокопрофессиональный творческий педагогический
коллектив;
педагоги школы применяют в своей практике современные технологии обучения;
школа востребована населением;
-школа имеет эффективную систему управления, обеспечивающую не только ее
успешное функционирование, но и развитие, используются механизмы государственно-
общественного управления школой;
-школа имеет современную материально-техническую базу и пространственно-
предметную среду, обладает необходимым количеством ресурсов для реализации ее
планов;
-школа имеет широкие партнерские связи с культурными, спортивными и
научными организациями
Слайд 30Не дай Бог жить в эпоху перемен
Китайская мудрость
… мой своенравный гений
Познал и тихий труд, и жажду размышлений.
Владею днём моим; с порядком дружен ум;
Учусь удерживать вниманье долгих дум;
Ищу вознаградить в объятиях свободы
Мятежной младостью утраченные годы
И в просвещении стать с веком наравне
А.С. Пушкин К Чаадаеву, 1821 год