Слайд 1
Ярмарка инноваций – 2013
Семинар для потенциальных участников
Рогозина Т.В.,
доцент кафедры
управления и
экономики в образовании ЛОИРО, к.п.н.
октябрь
2013
Слайд 2Задачи семинара
подготовка качественных продуктов инновационной образовательной деятельности для Ярмарки инноваций 2013
г.;
повышение уровня аналитической, методологической компетенций педагогов; и методистов
Слайд 3Педагогические инновации
Новшество - средство решения актуальных педагогических проблем
Инновация - управляемый
процесс создания, освоения и применения новшеств
Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств
Инновационный продукт – готовый к внедрению результат инновационной деятельности
Слайд 4ФЗ «Об образовании в РФ» об экспериментальной и инновационной деятельности
1. Экспериментальная
и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
Слайд 5ФЗ «Об образовании в РФ» об экспериментальной и инновационной деятельности
3. Инновационная
деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.
Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
Слайд 6ФЗ «Об образовании в РФ» об экспериментальной и инновационной деятельности
4.
В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, указанные в части 3 настоящей статьи и реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой), перечень федеральных инновационных площадок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Порядок признания организаций, указанных в части 3 настоящей статьи, региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
Слайд 7ФЗ «Об образовании в РФ» об экспериментальной и инновационной деятельности
5. Федеральные
государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику.
Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
Слайд 8Проблемы педагогических инноваций
Понимание сущности и смысла инновационной деятельности;
Систематизация, описание опыта, доведение
его до состояния технологичности, возможности транслирования, диссеминация;;
Экспертиза инновационной деятельности (наличие критериев, отслеживание результатов);
Востребованность.
Слайд 9Критерии
педагогической инновации
Новизна (новый подход к решению существующей проблемы);
Положительный (другой) результат
использования (введения, внедрения), ведущий к новому качеству;
Системность (необходимость изменения других элементов системы).
Слайд 10Вопросы для обобщения
Смысл (Зачем я приступаю к обобщению опыта? Как это
может быть использовано и кем?)
Цель (Какова цель обобщения?)
Тема (Что именно из своего опыта я буду обобщать)
Форма (Какая форма позволит наиболее полно и точно раскрыть суть инновации?)
Язык (Кто адресат ? Как выбрать язык для описания инновации?)
Слайд 11Паспорт
продукта инновационной образовательной деятельности
как форма
представления инновационного педагогического опыта
Слайд 12Продукт инновационной образовательной деятельности
Инновационный продукт - прошедшая экспертизу и рекомендованная к
внедрению модель образовательной деятельности, отчужденная от практики работы конкретного образовательного учреждения или педагога, готовая для передачи другим педагогам или педагогическим коллективам.
Слайд 13Структура продукта ИОД
учебно-методическое описание организации образовательного процесса от цели до результата
(цель, содержание, технологии, формы обучения, мониторинг результативности, модели деятельности учащегося и педагога и т.д.);
описание необходимых и достаточных условий реализации данного учебно-методического продукта в практической деятельности;
комплект учебно-методических разработок, обеспечивающих реализацию образовательной практики (нормативный акт, программа, методические рекомендации, учебно-методический комплекс, образовательная технология, контрольно-измерительные материалы, учебник и т.д.).
Слайд 14Паспорт инновационного продукта
Полное название продукта
Форма представления продукта
Актуальность
(проблема, решаемая внедрением данного продукта,
соответствие современным тенденциям развития образования)
Концепция продукта (идея, способы реализации)
Новизна (в чем отличие от имеющихся аналогов, в чем инновационность)
Востребованность (кто может использовать, область применения)
Условия реализации (какие необходимы ресурсы, каковы ограничения, трудоемкость, риски)
Результативность (какие изменения произошли после внедрения инновации)
Эффекты (какие произошли (возможны) дополнительные изменения, не связанные напрямую с целью, задачами инновации)
Аннотация продукта
(для размещения в аннотированном перечне продуктов ИОД по итогам Ярмарки, не более 2 абзацев)
Слайд 15Критерии оценки инновационного продукта
актуальность (соответствие приоритетным направлениям образовательной политики);
новизна (преимущество перед
аналогами);
эффективность (решение проблемы с наименьшими затратами);
востребованность (ориентированность на конкретного потребителя, подтверждение использования новшества);
технологичность (готовность к использованию в массовой практике).
Слайд 16Степень выраженности критерия
Сильно выражен – 3 б.
Выражен в достаточной степени -2
б.
Выражен слабо – 1 б.
Не выражен – 0 б.
Слайд 17Ярмарка – 2013
Тема: «Современная образовательная среда как условие обеспечения качественного образования»,
Тематические
направления (номинации)
инновационные модели управления образовательным учреждением;
реализация системно-деятельностного подхода на всех уровнях образования;
оценка достижения планируемых результатов образования;
психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях перехода на новые стандарты;
технологии формирования универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности;
См. след. слайд
Слайд 18Ярмарка – 2013
Тема: «Современная образовательная среда как условие обеспечения качественного образования»,
Тематические
направления (номинации)
инновационная образовательная среда как условие развития личности обучающегося;
методическое и дидактическое обеспечение использования ИКТ в образовательном процессе;
механизмы активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
реализация Федеральных государственных образовательных стандартов в системе профессионального образования;
сетевые модели организации образовательного процесса;
обеспечение доступности дошкольного образования через развитие вариативности образовательных услуг.
Слайд 19Ярмарка – 2013
Инновационные модели управления образовательным учреждением
ПРОДУКТЫ ИОД:
Локальные акты, регламентирующие
деятельность учреждения, реализующие инновационный подход:
установление заработной платы работников, стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования;
организация и проведение публичного отчета образовательного учреждения;
организация образовательного процесса (Положения о школе полного дня, дополнительном образовании, об образовании в семье и др.);
установление требований к различным объектам инфраструктуры (Положения о информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре и др.);
положение об управляющем (попечительском и др.,) Совете;
положение о промежуточной и итоговой аттестации, система оценки образовательных результатов;
другие
Слайд 20Ярмарка – 2013
Инновационные модели управления образовательным учреждением
ПРОДУКТЫ ИОД:
Основная образовательная программа
дошкольного образования
Основная образовательная программа начального общего образования
Основная образовательная программа основного общего образования
Программа формирования и развития универсальных учебных действий (начальное и основное общее образование)
Программа духовно-нравственного развития и воспитания (начальное общее образование)
Программа воспитания и социализации (основное общее образование)
Программа коррекционной работы (основное общее образование)
Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации (начальное и основное общее образование)
Модели государственно-общественного управления
Материалы, используемые в управлении образованием (инструктивные, методические, концептуальные, аналитические и др.)
Другое
Слайд 21Ярмарка – 2013
Реализация системно-деятельностного подхода на всех уровнях образования
ПРОДУКТЫ ИОД:
Модели
организации образовательного процесса
Модели нелинейного расписания
Рабочие программы по предметам в соответствии с новыми требованиями
Дополнительные образовательные программы (комплексные и по направлениям)
Досуговые программы, соответствующие современным требованиям образования
Дидактические материалы (УМК, учебные пособия, рабочие тетради, сборники упражнений, практикумов и пр.)
Методические материалы (методические пособия, рекомендации, разработки урочных и внеурочных мероприятий и др., использование которых обеспечивает новое качество образования)
Другое
Слайд 22Ярмарка – 2013
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях перехода на новые стандарты
ПРОДУКТЫ ИОД:
Модели службы сопровождения и поддержки
Программа тьютерского сопровождения
Программы поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей
Методические и дидактические материалы (методические пособия, рекомендации, разработки урочных и внеурочных мероприятий и др.; учебные пособия, рабочие тетради, сборники упражнений, практикумов и пр.)
Другое
Слайд 23Ярмарка – 2013
Технологии формирования универсальных учебных действий в урочной и внеурочной
деятельности
ПРОДУКТЫ ИОД:
Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности (основная школа)
Программа формирования смыслового чтения и работы с текстом (основная школа)
Творческие, социальные, исследовательские, информационные, ролевые и др. проекты, направленные на формирование УУД в условиях урочной и внеурочной деятельности
Методические материалы (методические пособия, рекомендации, разработки урочных и внеурочных мероприятий и др.)
Дидактические материалы (УМК, учебные пособия, рабочие тетради, сборники упражнений, практикумов и пр., направленные на формирование предметных и метапредметных УУД)
Другое
Слайд 24Ярмарка – 2013
Оценка достижения планируемых результатов образования
ПРОДУКТЫ ИОД:
Модель системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений
Модель портфолио личностных результатов
Диагностические материалы, обеспечивающие оценку достижения планируемых результатов
Методические и дидактические материалы по формирующему оцениванию
Другое
Слайд 25Ярмарка – 2013
Инновационная образовательная среда как условие развития личности обучающегося
ПРОДУКТЫ ИОД:
Модель организации образовательной деятельности в условиях создания и развития инновационной образовательной среды (внутришкольная, региональная, федеральная)
Модель управления центром развития ребенка как развивающей средой инновационного образовательного учреждения
Программа реализации образовательных услуг в центре развития ребёнка
Другое
Слайд 26
Ярмарка – 2013
Методическое и дидактическое обеспечение использования ИКТ в образовательном процессе
ПРОДУКТЫ ИОД:
Модель организации образовательной деятельности с использованием ИКТ
Программы дистанционного обучения
Программа формирования ИКТ компетентности
Электронные образовательные ресурсы
Методические и дидактические материалы (методические пособия, рекомендации, разработки урочных и внеурочных мероприятий и др.; учебные пособия, рабочие тетради, сборники упражнений, практикумов и пр.)
Другое
Слайд 27
Ярмарка – 2013
Механизмы активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся
ПРОДУКТЫ
ИОД:
Модель организации образовательной деятельности с использованием современных педагогических технологий (интерактивное обучение, модульное обучение и др.)
Программа организации образовательной деятельности, направленная на формирование и развитие учебно-познавательного интереса
Дидактические материалы (УМК, учебные пособия, рабочие тетради, сборники упражнений, практикумов и пр., направленные на формирование и развитие познавательных интересов обучающихся)
Другое
Слайд 28
Ярмарка – 2013
Сетевые модели организации образовательного процесса
ПРОДУКТЫ ИОД:
Модель
организации сетевого взаимодействия учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования
Локальные акты, регламентирующие деятельность сетевой образовательной организации
Программа образовательной деятельности сетевой организации
Программа работы по подготовке и переподготовке специалистов образовательных учреждений сетевой организации
Программа индивидуальной образовательной траектории обучающегося (сетевая: школа-вуз, школа-допобразование, очно-заочная и другие)
Модель системы мониторинга образовательных достижений
Другое
Слайд 29
Ярмарка – 2013
Обеспечение доступности дошкольного образования через развитие вариативности образовательных услуг
ПРОДУКТЫ ИОД:
Программа развития вариативных форм дошкольного образования (муниципальная)
Модель предоставления образовательных услуг дошкольного образования (вариативная)
Модель психолого-педагогического сопровождения воспитанников
Модель системы мониторинга образовательных достижений воспитанников
Программа организации образовательной деятельности, реализуемая в условиях вариативных форм
Программа организации работы с родителями и локальные акты, регламентирующие взаимодействие образовательной организации с семьёй
Методические и дидактические материалы по организации вариативных форм работы с детьми
Другое
Слайд 30Ярмарка – 2013
Сроки проведения
Ярмарка проводится с 25 сентября по 5 декабря
2013 г. в три этапа:
I этап – отборочный (муниципальный) – с 25 сентября по 25 октября 2013 года;
II этап – отборочный (региональный) – с 26 октября по 25 ноября 2013 года;
III этап – финальный (Ярмарка) – 5 декабря 2013 года.
Слайд 31Ярмарка – 2013
Условия участия
Участниками I этапа Ярмарки могут стать представители образовательной
системы региона (индивидуально педагоги, группа педагогов, коллектив ОУ всех типов и видов муниципальной образовательной системы), подавшие пакет заявочных документов в уполномоченные муниципальные структуры. Каждый автор может подать на конкурс только один продукт ИОД, не участвовавший в Ярмарках 3 предыдущих лет (2010, 2011, 2012 гг.).
Пакет заявочных документов, составленных по установленным формам, включает:
заявку на участие в конкурсе;
паспорт (описание) продукта инновационной деятельности;
продукт ИОД;
приложения (документы, подтверждающие факт их успешного использования/реализации в образовательной практике: рецензии, отзывы, благодарности, результаты мониторинга, тестирования, исследования и др.).
Все материалы должны быть представлены на бумажном и электронном носителях .
Слайд 32Ярмарка – 2013
Условия участия: 1 этап
На I этапе уполномоченными муниципальными структурами
проводится:
сбор продуктов ИОД, соответствующих теме и направлениям Ярмарки;
проведение технической экспертизы на предмет соответствия представленных продуктов ИОД критериям участия, требованиям к оформлению (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, 4);
проведение экспертизы содержания продукта ИОД и отбор заявителей для направления на региональный этап Ярмарки (при отборе продуктов ИОД для участия в конкурсной программе Ярмарки рекомендуется использовать критерии профессиональной оценки) (ПРИЛОЖЕНИЕ 5);
формирование и направление в оргкомитет пакета заявочных документов для участия в конкурсной программе Ярмарки.
Слайд 33Ярмарка – 2013
Условия участия: 1 этап
Прием пакета документов от уполномоченных муниципальных
структур будет проходить 28-30 октября с 11.00 до 17.00 Оргкомитетом Ярмарки (1 этаж, каб. 2, НИЦ ЛОИРО)
Оргкомитет Ярмарки направляет пакеты заявочных документов:
на профессиональную экспертизу регионального уровня для определения конкурсного рейтинга продуктов ИОД и последующего представления на финальном этапе Ярмарки,
на общественную экспертизу регионального уровня, осуществляемую путем интернет-голосования (материалы размещаются на информационном ресурсе ЛОИРО - www.loiro.ru), для ознакомления с ними педагогической общественности и осуществления дистанционного отбора лучших работ (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
Слайд 34Ярмарка – 2013
Условия участия: 2 этап
Прием пакета документов от уполномоченных муниципальных
структур будет проходить 28-30 октября с 11.00 до 17.00 Оргкомитетом Ярмарки (1 этаж, каб. 2, НИЦ ЛОИРО)
Оргкомитет Ярмарки направляет пакеты заявочных документов:
на профессиональную экспертизу регионального уровня для определения конкурсного рейтинга продуктов ИОД и последующего представления на финальном этапе Ярмарки,
на общественную экспертизу регионального уровня, осуществляемую путем интернет-голосования (материалы размещаются на информационном ресурсе ЛОИРО - www.loiro.ru), для ознакомления с ними педагогической общественности и осуществления дистанционного отбора лучших работ.
На II этапе проводится экспертиза продуктов ИОД, в ходе которой определяется конкурсный рейтинг и формируется перечень 30 лучших продуктов (27 по итогам профессиональной экспертизы и 3 по итогам общественной экспертизы) ИОД для последующего представления на финальном этапе Ярмарки.
Слайд 35Ярмарка – 2013
Условия участия: 3 этап
III этап Ярмарки будет проходить
5 декабря 2013 года в Ленинградском областном институте развития образования и включает:
выставочную программу: демонстрацию продуктов ИОД на Ярмарке в форме стендовых экспозиций, мини-презентаций, рекламных выступлений;
конкурсную программу: стендовые презентации, презентации с докладом, мастер-классы, встречи с авторами продуктов ИОД, получивших наибольший конкурсный рейтинг по итогам экспертизы;
награждение участников Ярмарки;
иные мероприятия с целью популяризации продуктов ИОД и обмена инновационным опытом между участниками Ярмарки.
Слайд 36Консультационная линия
nicloiro@mail.ru
Слайд 37
Спасибо за внимание!
rtv-loiro@yandex.ru