Слайд 1«ЗНАКОМСТВО С ГИТАРОЙ»
МБУ ДО ДШИ №3 г.Нижний Тагил
Вводный урок-беседа
Преп. Солдатова А.А.
Разработан
для рабочих программ Пред.проф. 5 лет, ОР 3 года обучения
Слайд 2ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
Музыка - (греч. μουσική, субстантивированное прилагательное от греч. μούσα — муза) — вид искусства. Согласно А. Н. Сохору (МЭ 3, 1976 г.), этот вид
«отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов».
Звук музыка́льный (др.-греч. φθόγγος, лат. vox, sonus, нем. Ton, англ. musical tone, musical pitch) в специальном значении — звук определённой высоты, использующийся как материал для создания музыкальных сочинений, в широком смысле — «используемые в музыкальной практике звуки»
Гита́ра[1] — струнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих стилях и направлениях музыки, среди которых романс, блюз, кантри, фламенко, рок, джаз. Изобретённая в XX веке электрическая гитара произвела значительные изменения в музыке и тем самым оказала сильное влияние на массовую культуру.
Музыка́льный жанр — род музыки, музыкальных произведений, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками; а также отдельные разновидности этого рода.
Те́мбр (фр. timbre — колокольчик, метка, отличительный знак) — (обертоновая) окраска звука; одна из специфических характеристик музыкального звука(наряду с его высотой, громкостью и длительностью).
По тембру отличают звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные на различных инструментах, разными голосами, или же на одном инструменте, но разными способами, штрихами и т. п.
Тембр того или иного музыкального инструмента определяется материалом, формой, конструкцией и условиями колебания его вибратора, различными свойствами его резонатора, а также акустикой того помещения, в котором данный инструмент звучит. В формировании тембра каждого конкретного звука ключевое значение имеют его обертоны и их соотношение по высоте и громкости, шумовые призвуки, параметры атаки (начального импульса звукоизвлечения), форманты, характеристики вибрато и другие факторы.
При восприятии тембров обычно возникают различные ассоциации: тембральную специфику звука сравнивают с органолептическими ощущениями от тех или иных предметов и явлений, например, звуки называют яркими, блестящими, матовыми, тёплыми, холодными, глубокими, полными, резкими, насыщенными, сочными, металлическими, стеклянными; применяются и собственно слуховые определения (например, звонкие, глухие, шумные).
Ритм (лат. rhythmus, др.-греч. ῥυθμός, от др.-греч. ῥέω «течь», струиться, растекаться и т.д.) музыкальный — организация музыки во времени. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз. В письменной традиции музыкальный ритм фиксируют с помощью музыкальной нотации.
Слайд 3ВИДЫ ГИТАР.
Классическая гитара.
Русская семиструнная гитара.
Акустическая гитара.
Электрогитара.
Укулеле.
Слайд 4КЛАССИКА.
Классическая (испанская, шестистру́нная) гита́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент. Основной представитель семейства гитар в целом,
и акустических гитар в частности. В современном виде существует со второй половины XVIII века, используется как сольный, ансамблевый и аккомпанирующий инструмент. Гитара обладает большими художественно-исполнительскими возможностями и широким разнообразием тембров.
Классическая гитара имеет шесть струн, основной строй которых — e1, h, g, d, A, E (ми первой октавы, си, соль, ре малой октавы, ля, ми большой октавы). Ряд музыкальных мастеров проводили эксперименты по добавлению дополнительных струн (десятиструнная гитара Фердинандо Карулли и Рене Лакота, пятнадцатиструнная гитара Василия Лебедева, девятиструнная, ГРАН-гитара и др.), однако такие инструменты широкого распространения не получили.
В течение XVIII—XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придаёт гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Наиболее известным гитаристом того времени является испанский композитор и гитарист Франсиско Таррега, заложивший основы классической техники игры на гитаре. Среди известных гитаристов XIX века Франсуа де Фосса и Дионисио Агуадо. В XX веке его дело продолжил испанский композитор, гитарист и педагог Андрес Сеговия.
Слайд 5СТРОЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ.
Слайд 6РУССКАЯ СЕМИСТРУННАЯ ГИТАРА.
С начала XIX века в России стремительно распространилась семиструнная гитара,
соединившая в себе конструктивные особенности английской гитары и испанской гитары. В 1819 г. была издана первая на русском языке школа игры на семиструнной гитаре Игнация де Гельда[6], с дополнениями С. Н. Аксёнова. Своей популярностью в первой половине XIX века инструмент (получивший название «русской гитары») во многом обязан деятельности жившего в то время композитора (автора более тысячи сочинений и обработок), гитариста и педагога Андрея Осиповича Сихры. В те же годы для русской гитары писали выдающийся виртуоз Михаил Тимофеевич Высотский, ученик А. О. Сихры Семён Николаевич Аксёнов, Людвиг Сихра и другие композиторы.
Слайд 7АКУСТИКА.
Акусти́ческая гита́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент (в большинстве разновидностей с шестью струнами) из
семейства гитар, звучание которого осуществляется благодаря колебанию струн, усиливаемому за счёт резонирования полого корпуса. Современные акустические гитары могут иметь встроенные звукосниматели: магнитные или пьезоэлектрические, с эквалайзером и регулятором громкости.
Акустическая гитара является основным инструментом таких жанров, как авторская песня, фолк, занимает важное место в цыганской и кубинской народной музыке, роке, блюзе и других жанрах.
Название «Акустическая» не может трактоваться двояко: оно означает способ звукоусиления резонирующим корпусом инструмента, без использования электричества. Класс гитар с металлическими струнами и корпусами типа Дредноут, Фолк и Джамбо называется «Эстрадная». Тем не менее не будет ошибкой назвать классическую или эстрадную гитару аккустической - обе разновидности ими и являются.
Слайд 8ЭЛЕКТРОГИТАРА.
Электрогита́ра — разновидность гитары с электромагнитными звукоснимателями, преобразующими колебанияметаллических струн в колебания электрического тока. Сигнал со звукоснимателей может быть обработан для
получения различных звуковых эффектов и усилен — для воспроизведения через акустическую систему. Слово «электрогитара» возникло от словосочетания «электрическая гитара».
Электрогитары изготавливаются, как правило, из дерева[1]. Самые распространённые материалы — ольха, ясень, махагони (красное дерево), клён. В качестве накладок на гриф применяют палисандр, чёрное дерево и клён.
Наиболее распространены шестиструнные электрогитары. Классический строй шестиструнной гитары аналогичен строю акустической гитары: ми ля ре соль си ми (E A D G B E). Достаточно часто используется строй «dropped D», в котором нижняя струна настраивается в ре (D) и более низкие настройки (Drop C, Drop B), которые используют в основном гитаристы металла и альтернативной музыки. В семиструнных электрогитарах чаще всего дополнительная нижняя струна настраивается в си (B). Восьмиструнная гитара — электрогитара с дополнительными 7 и 8 струнами для экстремально тяжёлой музыки. Впервые сделана на заказ и использована шведской метал-группой «Meshuggah». Благодаря популярности этой группы для любителей подобной музыки выпущена первая серийная 8-струнная гитара, Ibanez 2228.
Типичными, наиболее популярными и одними из старейших моделей электрогитар являются Telecaster (выпущена в 1951 году) и Stratocaster (1954) компании Fender, а также Les Paul (1952) компании Gibson. Эти гитары считаются эталонными и имеют множество копий и подражаний, которые производятся другими компаниями. Многие современные крупные компании по производству музыкальных инструментов в начале своей деятельности выпускали лишь копии популярных моделей Fender и Gibson. Впрочем, впоследствии такие фирмы как Rickenbacker, Ibanez, MusicMan (англ.), Jackson, Yamaha, Hamer (англ.), B.C. Rich, ESP, Schecter и другие выпустили собственные модельные ряды инструментов, которые стали очень популярными в мире.
Слайд 9УКУЛЕЛЕ
Укуле́ле (гав. ʻukulele — скачущая блоха) — четырёхструнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность гитары. Используется для аккордового сопровождения при исполнении песен,
реже для игры соло.
Во второй половине 19 века под названием машети да браса (порт. machete da braça) была завезена португальцами с острова Мадейра на Гавайские острова, где получила широкое распространение.
Форма корпуса гитарообразная, ещё есть форма, называемая «ананас». Некоторые или все струны могут быть сдвоенными, звучащими в унисон или октаву.
Укулеле тенор появилась в 20-х годах XX века, баритон — в 40-х, массовые продажи укулеле бас и контрабас начались в 2007 году.
Слайд 10ЗАПАДНЫЕ КОМПОЗИТОРЫ-ГИТАРИСТЫ
1. Матте́о Карка́сси (итал. Matteo Carcassi; 1792, Флоренция — 16 января 1853, Париж) — итальянскийклассический гитарист и композитор.
2. Фердина́ндо Кару́лли (итал. Ferdinando Carulli, полное имя Фердинандо Мария Меинрадо Франческо Паскале Розарио Карулли — Ferdinando Maria Meinrado Francesco Pascale Rosario Carulli; 9 февраля 1770, Неаполь, Неаполитанское королевство, — 14 февраля 1841, Париж, Франция) — итальянский классический гитарист, композитор и педагог, автор первого в истории полного пособия для обучения игре на этом инструменте. Считается одним из первых сольных исполнителей на классической гитаре.
3. Ма́уро Джулиа́ни (полное имя Мауро Джузеппе Серджо Панталео Джулиани',' итал. Mauro Giuseppe Sergio Pantaleo Giuliani; 27 июля 1781, Бишелье, близ Бари — 8 мая 1829, Неаполь) — итальянский классический гитарист, композитор и педагог. Отец Микеле Джулиани.
4. Ферна́ндо Сор (исп. Fernando Sor, полное имя Хосé Феррáн Сор-и-Мунтадeс — кат. Josep Ferran Sors i Muntades; 14 февраля[1] 1778, Барселона — 10 июля 1839, Париж) — испанский классический гитарист-виртуоз и композитор, один из самых значительных классических гитаристов XIX века.
Слайд 115. Андре́с Сего́вия То́ррес (исп. Andrés Segovia Torres, c 1981 г. с добавлением титула маркиз де
Салобренья, исп. marqués de Salobreña; 21 февраля 1893, Линарес — 3 июня 1987, Мадрид) — всемирно известный испанский гитарист, считающийся отцом современной академической гитары.
6. Франси́ско Та́ррега, (исп. Francisco Tárrega), полное имя Франсиско Таррега-и-Э́шеа (кат. Francesc d'Assís Tàrrega i Eixea; 21 ноября 1852, Вильярреаль — 15 декабря 1909, Барселона) — испанский классический гитарист и композитор, один из основоположников современного исполнительства на этом инструменте.
7. Агусти́н Пи́о Ба́рриос Мангоре́ (исп. Agustín Pío Barrios Mangoré; 5 мая 1885, Сан-Хуан Баутиста де лас Мисьонес― 7 августа 1944, Сан-Сальвадор) ― парагвайский классический гитарист и композитор.
8. Ште́пан Рак (чеш. Štěpán Rak; род. 8 августа 1945, Хуст, Украина) — чешский классический гитарист и композитор украинского происхождения.
9. Ролан Диенс (фр. Roland Dyens; 19 октября 1955, Тунис — 29 октября 2016[4]) — французский музыкант, композитор, аранжировщик и исполнитель на классической гитаре.
Слайд 12РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ-ГИТАРИСТЫ
1. КИСЕЛЕВ Олег Николаевич – российский гитарист, композитор и педагог.
Родился 6 марта 1964 года. Выпускник Челябинского музыкального училища, где занимался в классе известного гитариста и композитора, Заслуженного артиста России, профессора Виктора Козлова.
2. КОЗЛОВ Виктор Викторович (родился 10.01.1958, Челябинск), российский гитарист, композитор и музыкальный педагог.
3. Александр Виницкий родился в 1950 году в г. Омске. В настоящее время Александр Виницкий преподаёт в музыкальном училище им. Гнесиных, класс классической гитары. Читает в училище курс импровизации, гармонии, аранжировки на гитаре.
4. Евгений Юльевич Финкельштейн (род. в 1972 году, Москва)[1] — российский музыкант (классическая гитара), лауреат международных конкурсов, профессор, заведующий кафедрой классической гитары московской Государственной Классической Академии им. Маймонида.
Слайд 13ЛЕГЕНДЫ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ.
1. Би Би Кинг (B.B. King; настоящее имя Райли Би Кинг, англ. Riley B.
King; родился 16 сентября 1925недалеко от города Итта-Бена[en], Миссисипи, США — 14 мая 2015) американский блюзовый гитарист, певец, автор песен, которого поклонники именуют королём блюза.
2. Джи́ми Хе́ндрикс (англ. Jimi Hendrix; полное имя Джеймс Ма́ршалл Хе́ндрикс, англ. James Marshall Hendrix, имя при рождении Джонни Аллен Хендрикс, англ. Johnny Allen Hendrix; 27 ноября 1942, Сиэтл, Вашингтон, США — 18 сентября 1970, Лондон, Англия) — американский гитарист-виртуоз, певец и композитор. В 2009 году журнал «Time» назвал Хендрикса величайшим гитаристом всех времен[7]. Широко признан как один из наиболее смелых и изобретательных виртуозов в истории рок-музыки.
3. Джозеф «Джо» Сатриани (англ. Joseph "Joe" Satriani; род. 15 июля 1956 года, Вестбери, Нью-Йорк, США) — американский гитарист-виртуоз. Учитель таких гитаристов, как Стив Вай, Кирк Хэммет, Алекс Сколник, Дэвид Брайсон, Чарли Хантер, Ларри ЛаЛондэ и многих других.
4. Стив Вай (Стивен Сиро Вай, англ. Steven Siro Vai; 6 июня 1960, Лонг-Айленд, Нью-Йорк, США) — американский гитарист-виртуоз, также известен как композитор, вокалист, продюсер, актёр. Начал свою карьеру в качестве гитариста и интерпретатора у Фрэнка Заппы, с которым записывался и гастролировал начиная с 1980 года. С 1983 года ведёт самостоятельную карьеру как солирующий гитарист. По состоянию на 2012 год выпустил 9 сольных альбомов общим тиражом более 15 млн экземпляров, трижды лауреат Грэмми. Помимо работы с Заппой сотрудничал и гастролировал с такими коллективами и музыкантами как Alcatrazz, Whitesnake, Дэвидом Ли Ротом, был постоянным участником концертных туров проекта G3. В 1999 году основал собственный лейбл Favored Nations, ориентированный на запись виртуозных исполнителей[2].
Слайд 14ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ,СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ГИТАРНОЙ МУЗЫКИ.
1Народная музыка
2Духовная музыка
3Классическая музыка
4Популярная музыка
4.1Латиноамериканская музыка
4.2Блюз
4.3Ритм-н-блюз
4.4Джаз
4.5Шансон, романс, авторская песня
4.6Фламенко
4.7Рок
По жанру музыки
Гавайская гитара
Классическая гитара — акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век).
Фолк-гитара — акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.
Фламенко-гитара — классическая гитара, адаптированная к потребностям музыкального стиля фламенко, отличается более острым тембром звука.
Джазовая гитара (оркестровая гитара) — устоявшееся название для арктопов фирмы Gibson и их аналогов. Эти гитары обладают резким звуком, хорошо различимым в составе джазового оркестра, что предопределило их популярность у джазовых гитаристов 20-х — 30-х годов XX века
По роли в исполняемом произведении
Соло-гитара — гитара, предназначенная для исполнения мелодических солирующих партий, характеризуется более резким и разборчивым звуком отдельных нот.
В классической музыке гитарой соло считается гитара без ансамбля, все партии берёт на себя одна гитара, самый сложный вид музицирования на гитаре.
Ритм-гитара — гитара, предназначенная для исполнения ритмических партий, характеризуется более плотным и равномерным тембром звука, особенно в области низких частот.
Бас-гитара — гитара низкого диапазона, как правило, используется для исполнения басовых партий.
По числу струн
Четырёхструнная гитара (4-струнная гитара) — гитара, имеющая четыре струны. Подавляющее большинство четырёхструнных гитар — это бас-гитары либо теноровые гитары.
Шестиструнная гитара (6-струнная гитара) — гитара, имеющая шесть одиночных струн. Наиболее стандартная и распространённая разновидность.
Семиструнная гитара — гитара, имеющая семь одиночных струн, например, русская семиструнная гитара. Наиболее применима в русской и советской музыке начиная с XVIII—XIX веков до настоящего времени.
Двенадцатиструнная гитара (12-струнная гитара) — гитара с двенадцатью струнами, образующими шесть пар, настраиваемых, как правило, классическим строем в октаву либо в унисон. На ней играют в основном профессиональные рок-музыканты, фолк-музыканты и барды.
Прочие — существует большое количество менее распространённых промежуточных и гибридных форм гитар с увеличенным числом струн. Имеет место как простое добавление струн для расширения диапазона инструмента (напр. пяти- и шестиструнные бас-гитары), так и удваивание или даже утраивание нескольких либо всех струн для получения более насыщенного тембра звука. Также встречаются гитары с дополнительными (чаще одним) грифами для удобства сольного исполнения некоторых произведений.
Слайд 15Шансон, Русский шансон
Романс
Цыганский романс
Жестокий романс
Русский романс
Городской романс
Блатная песня
Авторская песня
Класси́ческая музыка (также — музыкальная классика) —
свободное от терминологическойстрогости понятие, употребляемое, в зависимости от контекста, в различных значениях, имеющее вполне определённый исторический смысл и менее определённый оценочный. В разговорном языке понятие «классическая музыка» часто используется как синоним музыки «академической».
Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» (в переводе с английского «качать, укачивать, качаться») в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и так далее. Некоторые отличительные особенности рок-музыки, например, использование электромузыкальных инструментов либо творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение [источник не указан 1172 дня] . По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается[кем?].
Фламе́нко (исп. flamenco, исп. cante flamenco) — общее обозначение южно-испанской (андалусийской) народной музыки — песни (cante) и танца (baile). Выделяются два стилистически и музыкально отличных друг от друга класса фламенко: древнейший cante hondo/jondo (hondo букв. глубокий, то есть серьезный, драматический стиль), он же — cante grande (большой, высокий стиль); и более современный cante chico (chico букв. маленький, то есть облегчённый, простой стиль). В рамках обоих классов фламенко существует более 50 подклассов (жанров), точную границу между которыми порой провести трудно.
Ка́нтри (англ. Country от country music — сельская музыка) — наиболее распространённая разновидность североамериканской народной музыки, по популярности в СШАне уступающая поп-музыке. Кантри объединяет две разновидности американского фольклора — это музыка белых поселенцев, обосновавшихся в Новом Свете в XVII—XVIII веков и ковбойские баллады Дикого Запада. В этой музыке сильно наследие елизаветинских мадригалов, ирландской и шотландской народной музыки. Основные музыкальные инструменты этого стиля — гитара, банджо и скрипка.
Духо́вная му́зыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан, а в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, католическая месса), так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг (для христиан — Библии)[3]
Блюз (англ. blues от blue devils) — музыкальная форма и музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США, в среде выходцев с плантаций «Хлопкового пояса». Является (наряду с рэгтаймом, ранним джазом, рэпом и др.) одним из наиболее влиятельных вкладов афроамериканцев в мировую музыкальную культуру, сложившимся из таких её проявлений, как «рабочая песня», холер (ритмичные вскрики, сопровождавшие работу в поле), выкрики в ритуалах африканских религиозных культов (англ. (ring) shout), спиричуэлс (христианские песнопения в особой манере), шант и баллады (короткие стихотворные истории). Блюз во многом повлиял на современную популярную музыку, в особенности таких жанров как «поп», «джаз», «рок-н-ролл» «соул».
Ритм-энд-блюз[1], или ритм-н-блюз[1] (от англ. Rhythm & Blues, сокр. R&B[~ 1] — ритм и блюз) — музыкальный стиль песенно-танцевального жанра[2]. Изначально, обобщённое название массовой музыки[3], основанной на блюзовых и джазовых направлениях 1930—1940-х годов[4][5]. В конце 1940-х годов словосочетание ритм-энд-блюзстало официальным маркетинговым термином[6] для обозначения современных, с элементом танцевального ритма[4], популярных направлений[6] в музыке афроамериканских исполнителей США.
Ритм-энд-блюз был очень популярен в молодёжной среде 1940—1950-х годов, и, вместе с кантри, способствовал появлению рок-н-ролла[7].
Джаз (англ. jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.
Слайд 16ПРИМЕРЫ МУЗЫКИ С УЧАСТИЕМ ГИТАРЫ.
Слайд 18СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УСПЕХОВ!
Распопов Григорий (Гитарист, композитор, педагог, выпускник НТКИ.