Слайд 1«Хорал »
Презентация по дисциплине «Историческое развитие музыкальных жанров».
Выполнил-
Студент I-ИНП
Илья Раскоп
Слайд 2Термин «Хорал»
Хора́л (лат. Choralis подразумевается cantus choralis — хоровое пение,
первоначально — хоровод, сопровождающийся пением — многозначный музыкальный термин.
Слайд 3Значения хорала
Выделяются следующие значения хорала:
Монодическое богослужебное пение католиков, то же, что
григорианский хорал (cantus planus) у католиков;
Церковная одноголосная песня в богослужении протестантов, исполняемая всем приходом в унисон (октаву); то же, что Протестантский хорал;
Многоголосная (как правило, 4-голосная) обработка церковной песни протестантов в гоморитмической фактуре с хоралом (в значении № 2) в сопрано;
Заданный голос многоголосной композиции в полифонической музыке Средних веков и Возрождения; то же, что Cantus firmus.
Слайд 4Григорианское пение
Григориа́нское пение (лат. cantus Gregorianus; григорианский хорал, cantus planus
— литургическая монодия римско-католической церкви.
Слайд 5Термин «григорианское пение»
Термин «григорианское пение» происходит от имени Григория I Великого
(папа Римский в 590—604 годах), которому позднейшая средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии.
Реально роль Григория ограничивалась, по-видимому, лишь канонизацией литургического обихода, возможно, антифонария.
Слайд 6Главные особенности
Григорианское пение одноголосно (монодического склада), хотя в ходе исторического развития
григорианский хорал лёг в основу многоголосной церковной музыки: от раннего органума до мессы высокого Возрождения.
Языковая основа григорианского пения — латынь. Некоторые распевы звучали на греческом языке (например, Kyrie eleison; см. также Импроперий). Тексты брались в основном из латинской Библии — (дореформенной) Вульгаты и латинских переводов Священного Писания — иеронимовских, а нередко и более древних (Vetus Latina).
Ки́рие эле́йсон
Kyrie Eleison - молитвенное призывание, часто используемое в молитвословии и богослужении (как песнопение) в исторических церквах.
Слайд 7Главные особенности
Григорианское пение нельзя воспринимать как абсолютную музыку, сущность его —
распев текста, омузыкаленная (или даже «озвученная») молитва. Именно текст обусловливает (ненотируемый) свободный ритм распева, включая тончайшие ритмические нюансы, например, небольшое удлинение или уменьшение длительностей, легкие акценты внутри групп из кратких звуков, паузы разной величины между разделами «молитвословной» формы и т. д.
Слайд 8Главные особенности
Ладово-интонационная основа григорианского пения — восемь модальных ладов, называемых также
церковными тонами. Отсюда ещё один принцип классификации плавных распевов — по тону, к которому они приписаны, например, «магнификат первого тона», «магнификат второго тона» «магнификат третьего тона» и т.д., «градуал Ex Sion пятого тона», «тракт Qui habitat второго тона», «интроит Oculi mei седьмого тона» и т.д.
Слайд 9Музыкальное сопровождение
Градуал
Ex Sion пятого тона
тракт
Qui habitat второго тона
*Воспроизведение по
клику на иконку динамика
Слайд 10
Новые явления в области хорала были обусловлены наступлением Реформации, в
той или иной степени охватившей все страны Зап. Европы. Постулаты протестантизма существенно отличны от католических, и это имеет прямое отношение к особенностям протестантского хорала Перевод богослужебного текста на понятный массе верующих нац. язык и сознательная, активная ассимиляция народно-песенной мелодики (см. Лютер М.) неизмеримо усилили эмоционально-личностный момент в хорала (община прямо, без посредника-священника обращается с молитвой к богу). Силлабич. принцип организации, при к-ром на один слог приходится один звук, в условиях преобладания стихотворных текстов определил регулярность метра и расчленённость фразировки.
Слайд 11Протестантский хорал
Протеста́нтский хора́л (нем. das protestantische Kirchenlied букв. — протестантская церковная
песня), часто сокращённо хорал) одноголосная церковная песня в протестантском богослужении; в России, как правило, подразумевается церковная песня лютеран, на немецком языке) многоголосная (в типичном случае четырёхголосная) обработка (одноголосной) церковной песни в моноритмической фактуре.
В Германии (а оттуда и в России) словосочетание «протестантский хорал» часто заменяют одним словом «хорал», если из контекста ясно, что речь идет о церковной музыке протестантов[2]. Именно в таком смысле понимается «хорал» в музыкальных терминах «хоральная обработка»
Слайд 12Главные особенности
Основным источником мелодий протестантского хорала служила народная немецкая песня. Заимствовались
и приспособлялись к соответственно текстам мелодии не только духовных, но и светских песен, порой легкомысленного, даже фривольного содержания.
Так, мелодия протестантского хорала "Не хочу, чтобы бог оставил меня" ("Von Gott will ich nicht lassen") возникла из любовной песенки "Однажды шёл гулять я" ("Einmal tдt ich spazieren").
Мелодия хорала "Свои дела я препоручил богу" ("Ich hab mein Sach Gott heimgestellt") - из любовной песни "Нет на земле страданья тяжелее" ("Es gibt auf Erd kein schwerer Leid").
Ммелодия хорала "Помогите мне восхвалять доброту бога" ("Helft mir Gottes Gьte preisen") - из застольной песни, мелодия П. х. "Из-за грехопадения Адама испорчен мир.
Слайд 13Музыкальное сопровождение
Von Gott will ich nicht lassen
*Воспроизведение по клику на
иконку динамика
Ich hab mein Sach Gott heimgestellt
Слайд 14Роль в развитии немецкой музыки
Протестантский хорал сыграл важную роль в развитии
немецкой музыки. Через протестантский хорал в профессиональную музыку широко влились мелодии народных песен.
Большое распространение получили жанры хоральной обработки и хоральной прелюдии; обработки протестантский хорал, предназначавшиеся для органа, создавались мн. композиторами, в т.ч. И. С. Шейдтом, И. С. Бахом; в числе авторов хоральных прелюдий для органа - И. Пахельбель, Г. Бём, Д. Букстехуде, И. С. Бах. Создавались и хоральные фантазии, партиты и т.п.
В кон. 17 - нач. 18 вв. протестантский хорал был мелодичной основой и множества сочинений вокально-инструментальных жанров - кантат, ораторий, пассионов.
Слайд 15Список используемой литературы:
В. Г. Карцовник Григорианское пение // Православная энциклопедия. Том
XII. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — С. 461–471. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-Х
Лебедев С. Н. Григорианский хорал // Большая российская энциклопедия, т. 7.— М., 2007 — с. 746–748.
Лебедев С., Поспелова Р. Musica latina: Латинские тексты в музыке и музыкальной науке. — СПб.: Композитор, 2000. — 256 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7379-0088-6.
Ефимова Н.И. Раннехристианское пение в западной Европе VIII-X столетий: К проблеме эволюции модальной системы средневековья - Москва: МГУ, 2004.
Кюрегян Т. С., Москва Ю. В., Холопов Ю. Н. Григорианский хорал: Учебное пособие / Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского.— М., 2008.— 260 с.
Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 2, М., 1959, с. 41-69; Zahn J., Die Melodien der deutschen evangelischen Kirchenlieder, Bd 1-6, Gьtersloh