Слайд 1Семен Соломонович
Бендицкий
Человек. Педагог. Музыкант.
Слайд 2Семен Соломонович родился 3 апреля 1908 года в городе Днепр в
семье музыканта-тромбониста. Занятия музыкой начались в 5 лет. Он обладал богатым слуховым опытом в раннем детстве, что помогало ему быстро осваивать инструмент.
Слайд 3Мать -
Анна Соломоновна Бендицкая
Отец -
Соломон Ноевич Бендицкий
Слайд 4Из воспоминаний Бендицкого: «Музыка царила в нашем доме безраздельно. Я начал
ползать под роялем, на котором, естественно, кто-то занимался. Когда я научился ходить, рояль стал моей любимой игрушкой. Разговаривать и подбирать на рояле я начал приблизительно одновременно».
Слайд 5
Соломон Ноевич и Анна Соломоновна Бендицкие с детьми
(второй слева—Сеня)
Слайд 6По окончании школы Семен Соломонович поступил в консерваторию города Тифлиса.
Слайд 7После революции 1917 года семье пришлось столкнуться со множеством трудностей. Но
и в столь сложной обстановке юный пианист продолжал заниматься. В то время в поисках лучшего наставника он сменил несколько педагогов. Но в скором времени он нашел подходящего человека
Слайд 8
Франц Карлович Кесснер
(1854-1930)
пианист, который окончив Берлинскую музыкальную академию, обосновался в Тифлисе в 1881 году. Он сыграл значительную роль в становлении музыкальной культуры города, выступая с сольными программами
и в качестве аккомпаниатора,
а также занимаясь
благотворительной деятельностью.
Слайд 9К моменту поступления Семена в класс Франца Кеснера, музыкант обладал непререкаемым
авторитетом, учиться у Кеснера было весьма почётно, поскольку попасть к нему в класс мог не каждый желающий.
Слайд 10В 1923 г. Семен Бендицкий поступил на работу в Тифлисский радиоцентр
пианистом-концертмейстером, зарекомендовав себя талантливым музыкантом.
Слайд 11В 1925 году происходит судьбоносное событие в жизни Семёна Соломоновича –
знакомство с Генрихом Густавовичем Нейгаузом
Слайд 12Прослушав юношу, Генрих Густавович сказал, что ему, нужно учиться, причём лучше
всего в Московской консерватории, хотя в этот период молодой пианист уже обучался в консерватории Тифлиса, работал художественным руководителем оркестра Русского драматического театра (с 1922 по 1924 годы) и солистом-аккомпаниатором на Радиокомитете (с 1922 по 1927 год), регулярно выступал с концертами.
Слайд 13После этого события в Тифлисе оставаться он уже не мог, признаваясь
в своём интервью: «Москва влекла моё воображение неодолимо. Москва, Нейгауз и альма-матер: Московская консерватория!».
Слайд 14В 1927 году Семен Соломонович поступил в Московскую консерваторию, выдержав конкурс
10 человек на место, и был зачислен в класс Г.Г. Нейгауза.
Слева направо: М.П. Фролов, Л.Г. Крутиков, Б.С. Маранц, Г.Г. Нейгауз, С.С. Бендицкий
Слайд 15В становлении Семена Соломоновича как музыканта и педагога важную роль сыграла
не только вся художественная атмосфера, но и ученическое окружение.
К своему профессору студенты и выпускники относились с обожанием и любовью. Молодой музыкант жадно вдыхал, впитывал в себя художественные впечатления.
Слайд 16Бендицкий на 3 курсе был принят на работу концертмейстером в класс
хорового дирижёра профессора Николая Михайловича Данилина
Слайд 17Работа с прекрасным коллективом очень увлекла молодого музыканта и сослужила ему
бесценную службу в дальнейшей деятельности. Насыщенная музыкальная жизнь, культурная среда Москвы оказали мощное влияние на музыкальное и интеллектуальное развитие молодого Семена.
Его отличали жажда знаний, любовь к музыке, стремление к профессиональному совершенствованию, воля и работоспособность.
Слайд 18Берта Маранц и Семен Бендицкий
В 1932 году у молодой семьи
родился первый ребенок- сын Александр
Слайд 19В это время Бендицкий работал в должности солиста-аккомпаниатора Радиокомитета, в должности
ассистента Института кинематографии , давал частные уроки…Однако бытовые проблемы нарастали, жить становилось все труднее.
Слайд 20И тогда у Бендицкого состоялся судьбоносный разговор с Нейгаузом. Генрих Густавович
предложил своему ученику вместе с женой работать в открывающейся в Свердловске консерватории в качестве его ассистентов (сам он должен был курировать там фортепианный отдел). Завершился первый большой этап жизни молодого музыканта.
Слайд 23Именно здесь, в Свердловске, проявляются незаурядные качества организатора, раскрываются педагогические способности
и исполнительский темперамент Бендицкого
Слайд 24
1939 год. Стоят слева направо: В.Н. Трамбицкий,
С.С. Бендицкий, П.Л. Печерский,
М.П. Фролов
Слайд 25Семеном Соломоновичем была организована хоровая студия, которая впоследствии переросла в Республиканскую
капеллу.
Много и успешно Бендицкий играл в симфонических и камерных концертах. Свердловчане старшего поколения до сих пор помнят его исполнение Первого фортепианного концерта Ференца Листа с оркестром под управлением Георга Себастьяна
Слайд 26В период работы в Свердловске в его доме останавливались Генрих
Нейгауз, Дмитрий Шостакович, в 1935 году произошло знакомство с Сергеем Прокофьевым.
Слайд 27Бендицкого отличали гражданское мужество, смелость, широта души. В 1938 году в
Свердловске некоторое время жил Дмитрий Шостакович. Тогда композитор находился под наблюдением НКВД, с ним избегали здороваться, старались держаться от него подальше. Бендицкий не побоялся принимать опального композитора у себя в квартире, активно пропагандировал его сочинения.
Слайд 28Семен Бендицкий и Генрих Нейгауз
Дмитрий Шостакович
Слайд 29В 1946 году Семен Соломонович переехал в Саратов
Слайд 30В 1954 году стал профессором Саратовской государственной консерватории
им. Л.В. Собинова,
где и вел много лет плодотворную педагогическую деятельность.
Слайд 31
Отзыв А.Б. Гольденвейзера о присвоении звания профессора 1949 г.
Слайд 32Семён Бендицкий - создатель крупной пианистической школы, представленной педагогами Саратовской консерватории.Огромное
впечатление на юных учеников производила музыкальная и художественная эрудиция музыканта.
Слайд 33
«Семён Соломонович знал такие оперы, о которых услышишь разве что на
уроках истории музыки, и то – одни названия! Ещё будучи ребёнком, я интуитивно почувствовал магнетизм музыкального и личностного воздействия Бендицкого»
(Из воспоминаний Скрипая А.А)
Анатолий Скрипай – ученик Бендицкого С.С.
Слайд 34
Бендицкий формировал учеников не только своими замечаниями по поводу игры,
но и всем обликом, своим отношением к жизни, музыке, природе. Он учил их чувствовать жизнь.
Слайд 35С Альбертом Таракановым
С Асей Киреевой
Слайд 36Вокруг Бендицкого всегда царил высокий дух музыкальной столицы: в театре, консерватории
и даже дома. Он создавал эту атмосферу вокруг себя и щедро делился ею со всеми учениками,
со всеми, с кем общался
Слайд 38 Просветительская деятельность Семена Соломоновича в городе не ограничивалась приглашениями в
Саратов с гастролями известных музыкантов. Концерты
«Клуба пианистов», организованные Бендицким, привлекали профессоров университета, медицинского института, учёных, художников, поэтов.
Слайд 39Н.А. Гольденберг Д.Ф. Ойстрах
С.С. Бендицкий Л.В. Зайц
Приезд С.
Рихтера в Саратов
Слайд 40Семён Соломонович Бендицкий – неординарная творческая личность, выдающийся музыкальный деятель, искусство
которого оставило яркий след в
истории музыкальной культуры Поволжья и Урала. Ученик Генриха Нейгауза, он внёс весомый вклад в развитие отечественного фортепианного искусства, став ярким представителем одной из региональных пианистических школ.
Слайд 41Его многогранная
концертно-просветительская, педагогическая, общественная деятельность оказала значительное влияние на культурный облик
не только Свердловска и Саратова, но
простиралась далеко за пределы названных городов, где он жил и работал.
Слайд 42Семен Соломонович и Рина Михайловна с детьми Аня, Игорь, Натан, Шурик
Семен
Соломонович в Доме-музее Рахманинова 1973 год