Слайд 2Музыкальный строй - система типизированных звуковысотных отношений
Слайд 3
В европейской музыкальной культуре принято выделять три основных музыкальных строя:
пифагорейский
(с VI в до н.э.)
натуральный, или чистый
(XVI – XVII вв.)
равномерно темперированный
(с XVII в.).
Слайд 4ПИФАГОРОВ СТРОЙ
Связан с именем
древнегреческого
ученого и философа
Пифагора Самосского
(VI век до н.э.)
Слайд 5
Пифагор производил
опыты на монохорде,
изучая соотношение
интервалов и длины
струны:
Прима – 1:1
Октава – 2:1
Квинта
– 3:2
Кварта – 4:3 и т.д.
Слайд 6ПИФАГОРОВ СТРОЙ
выстроен по акустически
чистым квинтам (3:2)
12 квинтовых шагов подходят близко
к
7 октавам, но разница составляет
1:9 тона (23,5 цента)
Это т.н. «пифагорова комма»
Пифагоров строй незамкнутый,
в нем нет энгармонизма
Слайд 7
Пифагоров строй был пригоден для
интонирования одноголосной музыки,
которое было чрезвычайно тонким и
выразительным
Слайд 8НАТУРАЛЬНЫЙ (ЧИСТЫЙ) СТРОЙ (XVI-XVII вв.)
Натуральный, или чистый строй связывают с работами
итальянских теоретиков XVI в. Лудовико Фольяни и Джозеффо Царлино.
Слайд 9Джозеффо Царлино
1517-1590
Царлино (Zarlino) Джозеффо — итальянский теоретик музыки,
педагог и композитор.
Теоретические труды писал
на итальянском языке.
Его трактат «Основы гармоники»
(Le istitutioni harmoniche) в четырёх книгах — крупнейшее достижение музыкальной науки в Италии XVI века.
Учение о музыке Царлино оказало значительное влияние на западноевропейскую музыкальную науку позднего Возрождения и барокко.
Слайд 10
В основе строя лежат акустически чистые интервалы с простым соотношением частот,
что позволяет выстраивать мажорные и минорные трезвучия, что было особенно актуально для хоровой музыки Ренессанса
Слайд 12
Недостатком строя является отсутствие энгармонизма и наличие т.н. «волчьих квинт», образующихся
на некоторых ступенях тональности (например, невозможно было добиться чистого звучания трезвучия As-dur). Таким образом, круг тональностей натурального строя был ограничен 15 тональностями с небольшим количеством ключевых знаков
Слайд 13Равномерно-темперированный строй
Непосредственным предшественником равномерно темперированного строя в Европе был «хорошо темперированный»
строй — целое семейство неравномерных темпераций, позволявших более или менее успешно (с разной степенью «акустической чистоты») играть в любой из тональностей.
Одним из теоретиков и пропагандистов такого строя был немецкий музыкант Андреас Веркмейстер. Многие исследователи разделяют мнение, что «Хорошо темперированный клавир» И.С.Баха, хорошо знакомого с работами Веркмейстера, написан для инструментов именно с такой неравномерной темперацией
Слайд 14 Среди изобретателей РТС:
Генрих Грамматеус 1524 Германия
Винченцо Галилей 1581 Италия
Чжу Цзайюй 1584 Китай
Симон Стевин 1617 Фландрия
Марен Мерсенн
1634 Франция
Слайд 15
Сущность РТС – деление октавы на 12 равных полутонов.
При этом пифагорову
комму (1/9 тона) разделили на 12 равных частей, и уменьшили
каждую чистую квинту на 1/108 тона.
12 таких квинт в сумме дают 7 октав, при этом возникает явление энгармонизма (диезы и бемоли совпадают)
Слайд 16
Преимущество РТС – наличие энгармонизма и возможность транспонирования в любую тональность,
относительно прост в настройке.
Недостаток РТС – в нем практически нет акустически чистых интервалов, кроме октавы.
Слайд 17Поиски идеального строя продолжаются…
…Певцам, вот уже который век, приходится смирять себя
перед всевластием лукаво настроенного инструмента.
А.Чернов