Слайд 2История музыки
(зарубежной)
эл. презентации
сост. –
преподаватель Кириенко И.В.
Дальневосточный государственный институт искусств
Кафедра истории
музыки
Слайд 3И. С. Бах
Клавирное творчество.
Слайд 4ЛИТЕРАТУРА:
Музыкальная литература зарубежных стран: учебное пособие. Вып. 1. / В. Галацкая,
Е. Кузнецова, И. Охалова / Под ред. Е. Царёвой. – М., 2013.
Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Т. 2. – М., 1982.
Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах /Перевод с немецкого Я.С. Друскина, К. Стрекаловской. – М.: Классика-XXI, 2004.
Б. Яворский Сюиты Баха для клавира., В Носина О символике «Французских сюит» И.С.Баха. М.: Классика-XXI, 2002. - 156 с.
Слайд 5
Берченко Р. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном
клавире» М.: Изд.дом «Классика-XXI», 2005. -372 с., илл.
Друскин М. Иоганн Себастьян Бах. – М.: Музыка, 1982. – 383 с.
Документы жизни и деятельности И.С. Баха/Сост. Х.Шульце; пер. с нем.и коммент. В. Ерохина. М.: Музыка, 1980.
Слайд 7
Понятие «клавир» являлось родовым и обозначало клавишные инструменты (клавесин, клавикорд и
даже орган).
Слайд 8
Современники его называли «виртуозом и королем клавира»
Слайд 9
В органном творчестве композитор выступает завершителем богатейшей традиции, в
клавирной музыке - прокладывает новые пути.
Слайд 10НОВАТОРСТВО БАХА
Обогащение содержания клавирной музыки
Бах выявляет в клавире новое качество
— певучесть.
Реформа техники игры – вводит 1 и 5 пальцы; система подкладывания первого пальца под третий и четвертый.
Клавир – камерный и концертный инструмент
Слайд 11ВЛИЯНИЕ НА КЛАВИРНУЮ МУЗЫКУ
Итальянский скрипичный концерт
Органная музыка
Черты оперного стиля
Слайд 12
Клавирное творчество не имело перерыва, оно действительно охватывает все
периоды жизни композитора.
Слайд 13
«Хорошо темперированный клавир» справедливо считается энциклопедией баховского творчества.
Слайд 14
I том написан в конце Кётенского периода (1722 г.)
II том
начал в Лейпциге в конце 30-х годов и закончил в 1742 г.
Слайд 15
Прелюдии и фуги расположены в обоих томах по хроматическому
звукоряду с чередованием мажорных и одноименных минорных тональностей (до мажор, до минор, до-диез мажор, до-диез минор).
Слайд 16
При жизни композитора ХТК не был опубликован, но существовало
множество рукописных вариантов, в том числе самого Баха.
Слайд 17
В 1800-1802 гг. ХТК был выпущен одновременно тремя изданиями
в Бонне, Цюрихе, Лейпциге.
Слайд 18
Грандиозный цикл Бах начинал с достаточно скромной целью: он
хотел утвердить в музыкальной практике все существовавшие, теоретически известные, но малоупотребительные или вовсе не употреблявшиеся в то время тональности.
Слайд 19
Композитор рассматривал это произведение также как цикл учебных пьес,
пригодных для привития навыков связной игры, для выработки пальцевой подвижности.
Слайд 20
Это произведение доказало как жизнеспособность, так и особые художественно-поэтические
возможности каждой тональности.
Слайд 21
Каждый из 48 циклов представляет самостоятельное, законченное произведение.
Слайд 22
Двухчастный полифонический цикл — основной жанр органного, а также и
клавирного творчества Баха.
Слайд 23
И.С. Бах разграничил прелюдию (фантазию, токкату) и фугу, сформировав
таким образом полифонический цикл, состоящий из двух закопченных и взаимосвязанных частей — импровизационной и строго логической.
Слайд 24
При этом прелюдия (фантазия, токката) всегда предшествует фуге, которая является
центром тяжести цикла.
Слайд 25
Если в прелюдии имитация является одним из многих возможных
способов организации материала, то для фуги имитация есть первейшее и необходимое условие.
Имитация (от лат. imitatio — «подражание») — повторение голосом мелодии, непосредственно перед тем исполненной другим голосом (формулировка С.И. Танеева).
Слайд 26Прелюдия – (лат.сл. «играть предварительно», «готовиться к игре»). Истоки прелюдии –
в импровизациях церковных органистов, которые проверяли посредством прелюдирования чистоту строя инструмента, а также настраивали прихожан на ту тональность, в которой будет исполняться церковное песнопение.
Слайд 27Для жанра прелюдии характерно прежде всего многообразие фигурационной фактуры (фигурации)
Слайд 28
Фуга – (от лат, ит. бег, течение).
Фуга представляет
собой одну из основных полифонических форм, которая складывалась на протяжении длительного времени и обрела классически совершенный вид в творчестве Баха.
Слайд 29
Фуга, как правило, состоит из пяти композиционных элементов:
тема, ответ, противосложение, интермедия и стретта.
Слайд 30
Тема – основная музыкальная мысль, которая представляет собой относительно
завершенную мелодию, первоначально излагаемую одноголосно.
Слайд 31
Ответ - изложение темы в тональности доминанты. Ответ бывает
реальным и тональным. Реальный – точная имитация темы, тональный ответ содержит интервальные изменения
Слайд 32
Противосложение – контрапункт к первому ответу, который следует после окончания
темы в том же голосе, а также контрапункт ко всему проведению темы или ответа. Противосложение бывает удержанным (сопровождает все или некоторые проведения ответа или темы, чем отличается от неудержанного, который используется однократно.
Слайд 33
Интермедия - построение, расположенное между проведениями темы.
Материалом для интермедии служит
сама тема или противосложение.
Слайд 34
Стретта - (ит. сжимать) имитационное проведение темы, в котором имитирующий голос
вступает до окончания темы в начинающем.
Слайд 35
Фуга состоит обычно из 3-х разделов:
из имитационной экспозиции
темы, ее развития (разработка) и завершения (реприза).
Слайд 36
Экспозиция (лат. – показ) - первый раздел фуги, который состоит
из имитационных проведений темы и ответа во всех голосах, а также связующих их интермедий. Возможны доп.проведения. Тональности тоники и доминанты.
Контрэкспозиция – образуется в том случае, если во всех голосах проведены тема и ответ.
Слайд 37
Развивающая часть - построение, состоящее из проведения темы и интермедий с
тонально-гармоническими и контрапунктическими изменениями. В развивающих частях тема и ответ проводится в тональностях, которые не затронуты в экспозиции.
Слайд 38
Завершение - основной признак данной части – возвращение и закрепление основной
тональности.