Слайд 1Лекция 9
Западноевропейская культура Нового времени XVII-XVIII в.
О.С. Борисов
Слайд 22.Научная революция
1.Механистическая картина мира
3.Промышленный переворот
4.Рационализм и Просвещение
5.Барокко. Классицизм. Рококо.
Слайд 31.Механистическая картина мира
Культурная картина мира сложилась под воздействием трех важных факторов:
1. Эпоха Реформации, идеи которой повлияли на формирование нового типа личности, основанного на протестантской этике. Вместо сложной иерархии института католической церкви, системы культов и обрядов протестантизм утвердил необходимость личной веры, непосредственно связывающей человека с Богом, и личного усилия, активизирующего божественный промысел в мирских делах. 2.Переход от феодального к раннекапиталистическому способу производства, проходивший на фоне ранних буржуазных революций в Нидерландах (1566 – 1609) и Англии (1640 – 1688).
Слайд 43.Эпоха Просвещения как антифеодальное движение периода становления капитализма, которая начинается одной
революцией и заканчивается тремя: промышленной – в Англии, политической – во Франции, философской и эстетической – в Германии.
С 1689 – года последней революции в Англии по 1789 – года Великой французской революции утверждались новые буржуазные отношения, и если в Англии просветители были озабочены сохранением завоеваний буржуазной революции, то французские просветители фактически подготовили ее.
Слайд 5Таким образом, религиозное освобождение, реализованное в отказе от посредников между богом
и людьми в лице церкви, подготовило личностное социальное освобождение при полном божественном соучастии индивидуума в божественной благодати.
Усердно выполненная обычная мирская работа есть ритуал и культ всеобщего священства. Эта работа составляет одно из множества дел и служений устроенного богом миропорядка как слаженно и гармонично работающего механизма.
Слайд 6Такие ценностные установки были созвучны духу капитализма и способствовали появлению человека
буржуазного общества, самостоятельного, но ответственного в своих поступках.
Пред лицом универсального социального механизма человек понимает, что он, хотя и автономная его часть, но настолько важная, что Универсум вне его участия не сможет согласованно работать.
Инструментом такого Универсума становятся различные социальные институты, ставшие залогом современной западной цивилизации, – рыночной экономики, гражданского общества, правового государства, цивилизованного образа жизни.
Слайд 72.Научная революция
Новый взгляд на человеческий разум и его возможности.
Философы стали
утверждать, что человек постигает мир посредством своего разума (Р. Декарт, 1596 - 1650),
что главным источником знаний является естественнонаучный опыт (Ф. Бэкон, 1561 - 1626),
а не божественное откровение.
Важнейшим методом научного познания становится эксперимент
(Г. Галилей, Ф. Бэкон, И. Ньютон, 1643 - 1727), механическая модель мира (Декарт).
И. Ньютон
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Слайд 8 Микроскоп А. Левенгука (1632 – 1723) позволил изучать организмы простейших,
Микроскоп
А. Левенгука
А. Левенгук
Рисунок бактерий А. ван Левенгука
Слайд 9Г. Галилей
а телескоп дал возможность развить Г. Галилею (1564 – 1642)
и И. Кеплеру гелиоцентрическое учение Коперника и открыть законы движения планет.
И. Кеплер
«О гармонии мира»
Слайд 10Галилей с помощью подзорной трубы (30-кратное увеличение) обнаружил на Луне вулканы
и кратеры, увидел спутники Юпитера, бесконечное скопление звезд Млечного Пути – это подтверждало мысль Дж. Бруно о неисчерпаемости миров во Вселенной, изменило библейскую картину мира.
Телескоп Галилея
Слайд 11Разработаны:
законы классической механики, закон всемирного тяготения (И. Ньютон); дифференциальное и интегральное
исчисление (Ньютон – Лейбниц). Открытия Ньютона в области оптики (дисперсия света, интерференция и дифракция) сделали возможным конструирование отражательного телескопа.
Б. Паскаль (1623 – 1662) доказал наличие атмосферного давления.
Б. Паскаль
Слайд 12В XVII в. было сделано огромное число открытий и изобретений –
математике, механике, физике, химии, астрономии, что позволяет говорить о научной революции. Именно тогда был выдвинут лозунг Бэконом: «Знание – сила».
Г. Лейбниц
Э. Торричелли
Разработка законов земной механики (Г. Галилей, Э. Торричелли – 1608 – 1647,Р. Декарт, Б. Паскаль, Г. Лейбниц, 1646 - 1716) доказала несостоятельность средневекового понимания природы, опиравшегося на аристотелевскую картину мира.
Слайд 13К. Линней
Философия ботаники
Естественная история достигла в первой половине XVIII в. своего наиболее
полного расцвета. Ключевые фигуры того времени - это Карл Линней (1707-1778) и Жорж Луи Леклерк Бюффон (1707-1788).
Слайд 143.Промышленный переворот
Возникает мануфактура как тип капиталистического предприятия и водяное колесо как
двигатель мануфактурного производства. Мануфактура стала стадией в развитии капиталистического производства, доказав свою рациональность огромным ростом производительности труда, обусловленном специализацией и кооперацией работников, совершенствованием механизмов.
Слайд 15В это время было сделано огромное количество открытий и изобретений: самолетный
челнок, используемый для изготовления шерстяных тканей, т.о. опала необходимость передачи челнока от одной руки работника в другую;
самопрядильная машина, приводимая в движение рукой работника; прядильная машина, которая работала под давлением воды, подобно водяной мельнице, весь процесс изготовления пряжи осуществлялся на одной машине.
Слайд 164.Рационализм и Просвещение
Просвещение – широкое духовное движение периода становления капитализма (XVII
– XVIII вв.). Оно охватило практически все европейские страны. Очагами европейского Просвещения были Англия, Франция и Германия.
«Разум и Природа» – основной лозунг эпохи, провозгласивший культ Разума и Природы. Философы Просвещения были убеждены, что развитие Разума, прежде всего прогресс науки и просвещение народа, может оказать решающее воздействие на все стороны жизни общества и будет способствовать его устройству на началах всеобщего равенства, соответствующего законам природы.
Слайд 17 Англия стала родиной европейского Просвещения, и после революции и гражданских войн,
развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Англиканская церковь не противопоставляла себя Просвещению, и это позволило сохранить общественное равновесие, отвечать идеалу веротерпимости и быть образцом общественного прогресса. Все основные тенденции английской общественной мысли находили свое продолжение и развитие в других европейских странах.
У.Хогарт. Предвыборный банкет
У.Хогарт. Вербовка избирателей
У.Хогарт.
Слайд 18Д. Локк
Д. Локк (1632 – 1704) – родоначальник буржуазного либерализма –
в своем основном сочинении «Опыт о человеческом разумении» сформулировал позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. Он провозгласил «правовое равенство индивида», обосновав наличие неотчуждаемых прав человека: право на жизнь, на свободу и собственность.
Лучше всего права личности обеспечивает принцип разделения властей: законодательная (парламент), федеральная (король, министры), исполнительная (суд, армия).
Английские просветители
Слайд 19Гоббс
Т. Гоббс (1588 – 1679) считал, что все равны от природы
(естественное право – право силы, и естественные законы – они разумные и моральные: закон самосохранения и закон удовлетворения потребностей), но поскольку в процессе реализации прав возникло неравенство, а за тем недоверие и война, то этому должно противостоять гражданское состояние. При его отсутствии положение дел есть «война всех против всех».
Тогда с помощью общественного договора люди объединяются в государство, чтобы путем ограничения некоторых прав обеспечить защиту и возможность гуманной жизни.
Слайд 20 Гоббс использовал для описания могущества государства образ библейского Левиафана (изогнутая, скрученная
змея, изображающая силу природы, принижающую человека). Оно должно оградить общество от эгоистических страстей отдельных его членов. Б. Мандевиль (1670 – 1733) разработал теорию разумного эгоизма. Эгоизм представляется движущей силой культурного развития. Но с помощью морали и законодательства можно регулировать поступки людей, чтобы они приносили как можно больше счастья.
Левиафан Б.Валеджио
Слайд 21 Шотландец А. Смит (1723 – 1790): теоретик товарно-денежных отношений. Придает рынку
значение освобождения человека от феодальной зависимости и функцию социализации людей. Моральная свобода «экономического человека» обусловлена его ролью в экономической жизни: «дай мне, что мне нужно, и ты получишь, что необходимо тебе».
А. Смит
Сатирическую и морализаторскую традиции английской литературы обусловило критическое отношение протестантизма к сложившимся социальным устоям (нравоучительные очерки Д. Аддисона, Р. Стила, «Путешествие Гулливера» Д. Свифта, сатирические элементы в романах Г. Филдинга). Художник У. Хогарт своими сатирическими полотнами предвосхитил критический реализм последующего века.
Д. Свифт
Слайд 22Французские просветители
Монтескье (1689 – 1755), Дидро (1713 – 1784), Гольбах (1723
– 1789), Гельвеций (1715 – 1771), Руссо (1712 – 1778) вышли из различных социальных слоев, но их объединила ненависть к абсолютизму, требование равенства, оценки человека по его личным заслугам, а не по родовитости и знатности. Причина общественного неблагополучия коренится в первую очередь в невежестве людей, в заблуждениях рассудка. Отсюда, своей главной задачей они считали пропаганду знаний, направленную на воспитание смелости мысли, независимости суждений.
Ш. Монтескье
Д. Дидро
П. Гольбах
Ж.Ж. Руссо
К. Гельвеций
Слайд 23 Монтескье в своих философско-политических произведениях выступил с резкой критикой абсолютизма и
деспотизма, он противопоставлял им идеалы свободы в политической сфере.
В канун революции философов и политиков волновал вопрос устройства демократической власти. На вооружение был взят либеральный принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная). Идеал, который провозгласил Монтескье – «слабое государство», позволяющее гражданам делать все, что дозволено законом и решающее лишь принципиальные, а не частные вопросы.
Эти идеи внедрялись в сознание народов, чтобы быть воплощенными в политических устройствах государств.
Слайд 24 Согласно Вольтеру (1694 – 1778) Просвещение – это «великая революция в
умах». Он выступал непримиримым противником церкви, высмеивал феодальные догмы и беззаконие абсолютистского режима.
Его роль в Просвещении определялась
духом сомнения, скептицизма, вольнодумства, подталкивая молодое поколение к политической борьбе. Не случайно появился мировоззренческий концепт – вольтерианство. Учение Руссо сводилось к требованию вывести общество из состояния всеобщей испорченности нравов. Правильное воспитание, материальное и политическое равенство, прямая зависимость морали и политики и требование подчинения личности благу общества – вот ценностные основания руссоизма. Руссо считал естественным состояние полной изолированности индивида (человек ни добр, ни зол).
Вольтер
Слайд 25 Просветители, как будто заклиная, не только ожидали прихода мессии-просветителя, но и
всячески внушали государям их историческую судьбу.
Вольтер писал прусскому королю Фридриху II: «Поверьте, что истинно хорошими государями были только те, кто начал, подобно вам, с усовершенствования себя, чтобы узнать людей, с любви к истине, с отвращения к преследованию и суеверию. Не может быть государя, который, мысля таким образом, не вернул бы в свои владения золотой век».
Лучшее правительство – то, при котором подчиняются только законам, – писал Вольтер в «Философском словаре». Лозунг «Свобода, Равенство, Братство» концентрическими кругами расходился вокруг своего смыслового центра – закона: свобода понималась как добровольное подчинение закону, а равенство – равенство всех, от пастуха до короля, пред законом.
Слайд 26 Общество превращается в арену борьбы лишь с появлением собственности, а отсюда
– неравенства. Для прекращения такой борьбы необходимо государство. Поскольку государство возникает на основе общественного договора, граждане вправе расторгнуть его в случае злоупотребления властей.
Учение Руссо послужило политической основой для якобинцев в годы Французской революции 1789.
Начиная с «Эдипа» Вольтера и «Персидских писем» Монтескье, литература включается в распространение идей Просвещения: оспаривает богоданность и священность монархической власти и духовенства, обосновывает право на восстание.
Слайд 27Энциклопедисты
Дидро, французский писатель, философ, драматург
Д. Дидро – идейный вдохновитель и
организатор французской 35-томной энциклопедии (1751 – 77), привлекший к сотрудничеству выдающихся ученых и философов: Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Р.Ж. Тюрго, Ж.Л. Бюффона, Ж.Л. Д’ Аламбера, П. Гольбаха, Ж.Ф. Мармонтеля и др.
Слайд 28 Главной задачей «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел»
было пропаганда знаний, направленных на воспитание свободы мысли, независимости суждений. Энциклопедия создана на основе систематизации знаний, предложенных Бэконом, и отличается историко-аналитическим подходом к явлениям. Этой работе предшествовала английская энциклопедия Э. Чемберса, 1728 г.
Ж.Ф. Мармонтель, французский экономист и государственный деятель
Слайд 29А.Р.Ж. Тюрго, французский экономист и государственный деятель
Д’ Аламбер, французский философ, механик
и математик
Слайд 30Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел
Слайд 31
Крупнейший представитель эволюционизма XVIII в. Ж.Л. Бюффон - создатель «Естественной истории».
Дени
Дидро. Портрет работы Ж.О.Фрагонара
Ж.Л. Бюффон
Слайд 32 С развитием науки связано открытие множества научных и учебных заведений –
Академия наук, Парижская обсерватория, более 20 университетов, Королевский колледж, Школа военных инженеров и т.д.
Парижская обсерватория
В 1661 г. Людовик XIV основал Королевскую академию танца. В XVIII в. Ж.Ж. Новер (основатель классического балета) создает балет с сюжетом (балет действия), введя простые, свободные движения.
Ж.Ж. Новер
Слайд 33Иммануил Кант
«Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в
котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим разумом без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им… Sapere aude – имей мужество пользоваться собственным умом – таков, следовательно, девиз Просвещения»
(И. Кант: «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?», 1784).
Немецкое просвещение
Слайд 34 Лессинг обосновывает тезисы о единстве человеческого рода и высоко оценивает роль
христианства в человеческой истории, выделяя в нем моральную сторону. В творчестве И.Г. Гердера высказываются мысли о движении человека к совершенству и гуманности как о естественной цели и законе человеческого развития.
И. Гердер
Первой собственно культурологической концепцией стал труд Иоганна Гердера (1744 – 1803) «Идеи к философии истории человечества» (1784 – 91).
Э.Г Лессинг.
Слайд 35 Великий французский драматург Бомарше создал знаменитую комедию «Женитьба Фигаро». Представители немецкого
Просвещения - Лессинг, Гете («Фауст») и Шиллер («Разбойники»).
Театр
Бомарше
XVIII в. часто называют золотым веком театра. Крупнейшим английским драматургом был Р. Шеридан. Сатирические комедии нравов «Соперники», «Школа злословия».
Шеридан
Памятник Гете и Шиллеру
Слайд 365.Барокко. Классицизм. Рококо.
Сложность и противоречивость эпохи выражалась в различных стилевых направлениях
европейской культуры – грандиозном, экспрессивном, мистичном барокко и сухом, рассудочном классицизме.
Л.Бернини. Автопортрет
Бернини (1598 - 1680). Надгробие Лудовики.
Слайд 37Рубенс. Четыре философа
Рубенс. Автопортрет, 1623
Рубенс. Иисус.
Слайд 38Рубенс. Утренний туалет Венеры
Рубенс. Венера в мехах
Слайд 39 Стиль барокко (итал. – странный, вычурный) получил преимущественное распространение в тех
католических странах, где после Реформации пошатнулись позиции официальной католической церкви и где зрелищность, помпезность, экспрессивность, и в то же время, напряженность, контрастность, динамизм
и мистичность были противопоставлены строгости протестантизма и служили возврату паствы в лоно католической церкви.
Рубенс. Персей освобождает Андромеду
Слайд 40В стиле барокко творили П. Рубенс, Рембрандт и И.С. Бах.
В
морально- и религиозно-философских драмах
П. Кальдерона изображена мрачная испанская
Бах
действительность, констатирующая земную тщетность
бытия.
Кальдерон
Слайд 50 Классицизм (от латинского – образцовый) – направление в художественной культуре и
искусстве XVII – XVIII вв.: литературе (поэзия, драматургия), живописи, архитектуре, скульптуре, музыке. Получил наибольшее распространение в абсолютистской Франции. Классицизм выражал стремление к разумному, гармоничному строю жизни, стабильности и порядку. Классицизм ориентировался на античные образцы и фактически базировался на рационализме Декарта
Слайд 51 Трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, комедии Ж.Б. Мольера, поэзия
Ж. Лафонтена, Н. Буало, музыка Ж.Б. Люлли, картины Н. Пуссена, К. Лорана, парковый ансамбль Версаля. Классицизм в скульптуре - Э.М. Фальконе, Ж.А.Гудон
П. Корнель
Ж. Расин
Ж.Б. Мольер
Ж. Лафонтен
Н. Буало
Ж.Б. Люлли
Н. Пуссен
Э.М. Фальконе
Слайд 60
Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом
Н. Пуссен (1594 - 1665) - французский
живописец, главный представитель классицизма
Веймарский классицизм - направление в немецкой просветительской литературе 80 – 90 гг. Это произведения Гете и Шиллера периода их творческого содружества в Веймаре, но их творчество отмечено
Гете (1749–1832)
Шиллер (1759–1805)
богатством и многообразием жанров, не канонических для классицизма.
Слайд 62Творчество Ф.И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, К.В. Глюка (героические
оперы). Мастер французской живописи Ж.Л. Давид первым соединил культ античности с идеалами Просвещения и политической борьбой, образовав новый стиль – революционный классицизм.
Ф.И. Гайдн
В.А. Моцарт
Л. ван Бетховен
К.В. Глюк
Слайд 63Давид. Смерть Сократа 1787г. Метрополитен - музей. Нью-Йорк.
Давид. Смерть Марата 1793г.
Давид.
Клятва Горациев. 1784 г.
Ж.Л. Давид
Слайд 64Давид. Наполеон на Святом Бернарде 1800 г.
Ж.-А. Гудон. Вольтер в кресле
Слайд 65 Рококо – галантный стиль, стиль Людовика XV. Термин происходит от французского
– украшение из раковины. Стиль культивировал утонченную изысканность и изощренную чувственность – неуловимо изменчивый, гармонично прихотливый, театрально-галантный, выразившей блеск фривольного этикета и маскарадность придворного быта XVIII в.
разработал новую форму в жанре картин - галантные праздники
Ж.-А. Ватто (1684 - 1721). Жиль (Пьеро)
Слайд 72Буше. Похищение Европы
Фрагонар. Выигранный поцелуй 1968г.
Слайд 73Буше. Рождение Венеры 1740г.
Буше. Туалет Венеры 1751г.
Слайд 74Сентиментализм обращается к естественным чувствам, к внутреннему миру простого человека, противопоставленного
аристократу.
Огромное воздействие на общественное сознание оказали философско-педагогические романы Руссо («Новая Элоиза»). Сентиментализм представлен в произведениях Гете («Страдания молодого Вертера), в пьесах Г. Лессинга. В живописи в чистом виде сентиментализм проявился в произведениях Ж.Б. Грёза.
Грез. Паралитик
Слайд 75Протестантское видение мира проявляет себя в обыденном мировоззрении заземленного и упрощенного
искусства как инвариант умеренного христианского аскетизма.
Шарден. Медный бак
Габриель Метсю. Больной Ребенок. Государственный музей, Амстердам.
Реализм
Слайд 76Шарден.Прачка
Шарден. Молитва перед обедом