Западно-европейская культура презентация

Содержание

1. Культура эпохи средневековья 2. Культура эпохи Возрождения 3. Культура эпохи Просвещения Вопросы лекции

Слайд 1 Лекция № 6 Западно-европейская культура
Лекция по курсу «Культура и религия», для студентов

2 курса
2017-2018 уч. год

Слайд 21. Культура эпохи средневековья
2. Культура эпохи Возрождения
3. Культура эпохи Просвещения

Вопросы лекции


Слайд 3Начало эпохи связано с падением Римской империи в конце V в.

Наиболее характерные черты средневековая культу­ра обретает к X в. Средневековье складывается вместе с возникновением христианства. С победой христианства связана полная переориентация всех духовных устремле­ний культурного мира, утвер­ждение новых мировоззренческих пара­дигм. Для христианина древнегреческие мыслители Платон и Аристотель не могли оставаться высшими авторитетами. Высшей инстанцией стало Священное Пи­сание, которое всякий христианин должен был считать и считал единственным источ­ником истины.

1. Культура эпохи средневековья


Слайд 4Культура Рима усваивалась во время его завоевания «варварами», взаимодействовала с традицион­ной

языческой родоплеменной культурой народов Северо-Западной Европы. Взаимодействие этих начал дало импульс становлению собственно западноевропейской культуры.



Слайд 5Средневековая культура сформировалась как целостность:
- на базе феодальной формы собственности, основан­ной

на личной и поземельной зависимости кресть­ян от вассалов-землевладельцев, присваивающих себе их труд (или продукты труда) в самых разных формах (натурой, рентой, на договоре и т. п.);
- в условиях сословно-иерархической структуры об­щества, пронизанной сверху донизу сословной зам­кнутости и отношениях вассального служения сюзерену;


Слайд 6- в процессе постоянных войн, голода и эпидемий;
- в обстановке синтеза

традиций «погибшей» античной культу­ры, христианства и духовной культуры варварских племен;
- в условиях гос­подства натурального хозяйства замкнутого мира сельско­го поместья, неразвитости товарно-денежных отношений.


Слайд 7- городов с феодальными синьорами;
- за само­управление или независимость;
- за судебный

иммунитет и освобождение от податей;
- за признание горожанина свободным человеком.

История Средневековья это борь­ба:


Слайд 8Античный город образовывали земледельцы, средневековой город ремесленники и торговцы. Средневековой город

противопоставлен деревне. Облик города: скученный, узкие, кривые улочки, крошечны­е площади. Как и средневековый замок, город устремлялся ввысь. Дома многоэтажные. Над ними возвышались ратушная башня и башни соборов. Отсутствие общей пла­нировки. Исклю­чение составляли городской замок, ратуша и соборы.

Различия античного и средневекового города


Слайд 9Античный город


Слайд 10Средневековый город


Слайд 11культура религиозно-церковная,
культура светская (феодальная)
культу­ра народная.

Основные компоненты средневековой куль­туры


Слайд 12Религиозно-церковная культура наиболее развитая и доминирующая. В ней нашло отражение христианское миросозерцание

средневекового общества. Мир представлял­ся иерархически выстроенным по вертика­ли и полным контрастных противополож­ностей: земного и небесного, священного и мирского, духовного и телесного, добра и зла и т. д. Верх, небеса, господство света представлялись царством Божественного, святого, духовного, совершенного. Бог - первоначало, «несущее свет», «духовное Солнце». Низ, зем­ля, плоть - царство низменного, грехов­ного, материального. В этом одна из причин устремленности вверх куполов православных церквей и шпилей готи­ческих соборов.

Религиозно-церковная культура


Слайд 13Соборы строились по определенным сакральным канонам, имели в плане фор­му латинского

креста, образуемую тремя или пятью продольными нефами и одним поперечным нефом (трансептом). Крест в христианской традиции связан с образом мирового древа, достигающего небес, а также ста­новится символом распятия, воплощая идею светоносности и мученичества Христа, утверждая победу над смертью. Трехнефное строение храма - воплощение идеи троичности Бога, пространство алтаря - надгробный памятник Христу, купол и своды - сим­вол неба и т. д.

Соборы


Слайд 15Светская культура
Культура светская, феодальная, рыцарская определяла уклад средне­векового общества, его политику, своеоб­разный

нравственный кодекс поведения. Идеи товарищества, верности данному сло­ву, вежливости и предупредительности по отношению к другому человеку, особен­но к женщине, остаются значимыми и в современной культуре. Большую роль играли ритуалы, как цер­ковные, так и светские. К последним мож­но отнести посвящение в рыцари, клятву верности, турниры, ритуал служения Пре­красной Даме и др. Круг интересов фео­дально-рыцарского сословия воплотил­ся в поэзии трубадуров, труверов и минне­зингеров.


Слайд 17Народная культура
Одним из первооткрывателей народной средневеко­вой культуры считается русский философ М.

М. Бахтин, который развил концеп­цию народной культуры как культуры смеховой, карнавальной. Народная куль­тура - антипод религиозно-церковной, официальной. Идее духовного спасения и бессмертия народная культура противопоставляет идею бессмертия телесного. Двойственную природу имеет и кар­навальный смех, который не только отрицает, уничтожает то, что подвергается осмеянию, но и утверждает что-то поло­жительное, новое. Карнавальный смех де­мократичен, он уничтожает сословные и имущественные различия между людьми, делает всех равными.


Слайд 19
1) Культура варварских государств (V - IX вв.).
2) Культура времени господства

романского стиля (X - XII вв.)
3) Культура готики (XIII - XVI вв.).

Этапы развития средневековой культуры


Слайд 20Особенность культуры вар­варских государств – слияние культуры новых племен, их пред­ставлений с «дряхлой

культурой» римской античности. Это проявляется в расцвете юве­лирных искусств, изобилии драгоценных камней, любви к яркости и броскости.

Культура варварских государств


Слайд 21Романский стиль - крепко сто­ящие на земле сооружения. Геометрия храма простая и

ясная, величие и гармония, рельефы и росписи на­поминают идею греховности всего земного и Страшного суда.
Основной вид искусства романского времени - архитек­тура, существовавшая в виде: замков (крепость) и соборов (монастырский ансамбль).

Культура времени господства романского стиля (X - XII вв.)


Слайд 22
- верхний этаж – сеньер (жилище владельца);
- нижний этаж (склады, конюшни, загоны

для скота);
- подземелье (колодец и тюрьма).

Состав средневекового замка:


Слайд 24Монастыри
Монастырские ансамбли - аббатства: храм, помещение для аббата, кельи для монахов,

двор, сад, служебные постройки. Отличительные черты архитектуры: простота форм, преобладание массы над пространством. Мощные стены объединяют внутреннее пространство - место молений, отрешенности от всего земного - от внешнего мира. Размеры храмов внушительны, они монументальны, торжественны.


Слайд 26Культура готики (XIII - XVI вв.).
Готический стиль - объ­единение архитектуры, скульптуры и

живописи. Цветные витражи и оду­хотворенная скульптура, изыс­канные формы арок, удлинен­ных сверху. Готический собор более грандиозен, чем романский, но и более демократичен: в нем нет четкого разделения пространства, имеющееся в романских постройках. Появились большие окна с витражами, множество скульп­тур и целых скульптурных композиций. Они украсили все элементы здания внутри и особенно снаружи, на фасадах (соборы Парижской Богоматери, Реймсский, Кельнский).


Слайд 28Собор Парижской Богоматери


Слайд 29Таким образом, Средневековье сыграло важную роль в культурном развитии Ев­ропы. В

этот период начинают складывать­ся европейские нации и национальные языки, общество приобретает развитую, многослойную социальную структуру: раз­виваются города, а вместе с ними ремесла, торговля, школы и университеты, искус­ство во всех основных его видах.


Слайд 302. Культура эпохи Возрождения
Возрождение (франц. Ренессанс; итал. Риначименто) - гуманистическое движение в

истории ев­ропейской культуры в период конца средневековья и начала современности. Ренессанс возник в Италии в XIV в., распространился в западных стра­нах (Северное Возрождение) и достиг на­ибольшего расцвета в середине XVI в. Конец XVI - начало XVII в. упадок - манье­ризм.


Слайд 31Антропоцентризм - главная идея мировоззрения эпохи Возрождения. Рождение нового миро­воззрения связано

с писателем Франческо Петрарки. Схоластике, основанной на формально-терминологическом методе, он противопоставляет научное зна­ние; счастью в «Граде Божьем» - зем­ное человеческое счастье; духовной люб­ви к Богу - возвышенную любовь к зем­ной женщине.
Духовенство утрачивает свой авторитет и позиции в обществе. Это привело к отпа­дению ряда европейских стран от католи­цизма и появлению различных форм протестантизма.

Антропоцентризм


Слайд 32Я мыслию лелею непрестанной
Ее, чью тень отнять бессильна Лета,
И

вижу вновь ее в красе расцвета,
Родной звезды восходом осиянной.

Как в первый день, душою обаянной
Ловлю в чертах застенчивость привета.
«Она жива, - кричу, - как в оны лета!»
И дара слов молю из уст желанной.

Франческо Петрарка (1304-1374)


Слайд 33Эпоха Возрождения породила гениев и титанов: Италия - Леонардо да Винчи,

Рафаэля, Микеланджело, Тициана, политического деятеля Макиавелли, фило­софов Альберти, Бруни, Вала, Фичино, Николая Кузанского, зодчих Брунеллески и Браманте; Франция - Рабле и Монтеня; Англия - Мора, Бэко­на, Сиднея, Шекспира; Испания - Серван­теса; Польша - Коперника; Германия - Беме, Мюнцера, Кеплера. В произведени­ях этих авторов присутствует мысль о том, что гармоничность сотворенного мира проявляется везде: в действиях стихий, ходе времени, положении звезд, природе растений, животных.


Слайд 34Леонардно да Винчи «Джоконда»


Слайд 35Рафаэль «Сикстин­ская мадонна»


Слайд 36
Тициан «Даная»


Слайд 37Основные центры ис­кусства Возрождения в Ита­лии - Флоренция, Вене­ция, Рим. Эпоха

Возрождения характе­ризуется универсализмом мастеров, ши­роким обменом знаниями (ни­дерландцы заимствуют некоторые коло­ристические особенности итальянцев, а те, в свою очередь, заимствуют от них работу масляными крас­ками на холстах).


Слайд 38 3. Культура эпохи Просвещения
Эпоха Просвещения (конец XVII - XVIII вв.) время

ве­ликих социальных потрясений, с одной стороны, бурное развитие материальной культуры, появление машинного производства, с другой - обострение социальной несправедливости. Просвещение в своей основе демократично, главная задача приобщение к знаниям всего народа, каждого человека.


Слайд 39XVII век - источник современности, период Нового времени. Время осознания того,

что идеал человека Ренессанса не только остался недо­стижимым, но и потерпел крушение. Оно приводит, с одной сто­роны, к усилению упорядоченного, размеренного образа жизни и мышления, с другой - к бунтарским настроениям в самых разных слоях населения.


Слайд 40Черты эпохи Просвещения
1) зарождение и становление бур­жуазных экономических отношений;
2) освобождение общественного

сознания от религиозного давления;
3) распространение идеалов про­тестантизма;
4) развитие естество­знания, рост интереса к научному и философскому знанию;
5) новое понимание челове­ческого бытия (изменилось отношение к Богу, обществу, государству, другим лю­дям);


Слайд 416) новое понимание че­ловека (предмет внимания природа, изучаются ее законы, а

также закономерности развития обще­ства, государства);
7) исторический оптимизм (век утопий);
8) торжество Разума;
9) идеи равенства всех людей.


Слайд 42Литературные школы:
классицизм - Вольтер (отразил приметы времени, сложность и противоре­чивость, обличал пороки

государства, лицемерие официальной цер­кви, написал более 70 произведений);
романтизм – Руссо (отвергал формальные излишества, отстаивал простоту и естествен­ность языка, обращение к жизненной прав­де, положительные герои всегда приносят в жертву мо­ральным принципам себя и свою жизнь, человек велик чувствами, литература должна их отра­жать и воздействовать на личность);
реализм – Дидро (задача искусства - служить передовым иде­ям эпохи, принцип идейности).


Слайд 43- светский харак­тер искусства;
- повседневность, отражение реальной жизнью ре­альных людей;
- появление

«пейзажей настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди);
- внимание к эскизу (личное, индивидуаль­ное восприятие, настроение, отра­женное в нем, вызывают большее эмоциональное и эстетическое воз­действие, чем законченное произве­дение);
- приоритет рисунку и гравюре (устанавли­вают более непосредственную связь между зрителями и художником, чем картины);
- уси­ление роли цвета, многокрасочность, яркость (картина не только выражать и отражать нечто, но и украшает место, где она находит­ся).

Особенности живописи


Слайд 44Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных начала: классицизм и

романтизм.


Слайд 45Классицизм
Классицизм включал в себя идею подчинения челове­ка общественной системе. Классицизм XVIII в.

в отличие от XVII включал элементы романтизма. Классицизм свя­зывает упорядоченность мира с чело­вечностью, с мудростью, которая должна привести людей к разумному пониманию, к веротерпимости, к высшей справедливости.


Слайд 46Романтизм под­черкивал индивидуальное и личностное начала. Романтизм (от франц. - роман) -

представители художественного направления, с конца XVIII в. выдвигавшие требование эмоционального, свобод­ного и, прежде всего, индивидуального отношения художника к жизни. Новым в искусстве XVIII в. было направ­ление сентиментализма. Сентиментализм освещал внутренний, интимный мир человеческих чувств и мыс­лей, и не требовал особого стилистического оформления.

Романтизм


Слайд 47СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика