Слайд 1
Лекция № 6
Западно-европейская культура
Лекция по курсу «Культура и религия», для студентов
2 курса
2017-2018 уч. год
Слайд 21. Культура эпохи средневековья
2. Культура эпохи Возрождения
3. Культура эпохи Просвещения
Вопросы лекции
Слайд 3Начало эпохи связано с падением Римской империи в конце V в.
Наиболее характерные черты средневековая культура обретает к X в. Средневековье складывается вместе с возникновением христианства. С победой христианства связана полная переориентация всех духовных устремлений культурного мира, утверждение новых мировоззренческих парадигм. Для христианина древнегреческие мыслители Платон и Аристотель не могли оставаться высшими авторитетами. Высшей инстанцией стало Священное Писание, которое всякий христианин должен был считать и считал единственным источником истины.
1. Культура эпохи средневековья
Слайд 4Культура Рима усваивалась во время его завоевания «варварами», взаимодействовала с традиционной
языческой родоплеменной культурой народов Северо-Западной Европы. Взаимодействие этих начал дало импульс становлению собственно западноевропейской культуры.
Слайд 5Средневековая культура сформировалась как целостность:
- на базе феодальной формы собственности, основанной
на личной и поземельной зависимости крестьян от вассалов-землевладельцев, присваивающих себе их труд (или продукты труда) в самых разных формах (натурой, рентой, на договоре и т. п.);
- в условиях сословно-иерархической структуры общества, пронизанной сверху донизу сословной замкнутости и отношениях вассального служения сюзерену;
Слайд 6- в процессе постоянных войн, голода и эпидемий;
- в обстановке синтеза
традиций «погибшей» античной культуры, христианства и духовной культуры варварских племен;
- в условиях господства натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья, неразвитости товарно-денежных отношений.
Слайд 7- городов с феодальными синьорами;
- за самоуправление или независимость;
- за судебный
иммунитет и освобождение от податей;
- за признание горожанина свободным человеком.
История Средневековья это борьба:
Слайд 8Античный город образовывали земледельцы, средневековой город ремесленники и торговцы. Средневековой город
противопоставлен деревне. Облик города: скученный, узкие, кривые улочки, крошечные площади. Как и средневековый замок, город устремлялся ввысь. Дома многоэтажные. Над ними возвышались ратушная башня и башни соборов. Отсутствие общей планировки. Исключение составляли городской замок, ратуша и соборы.
Различия античного и средневекового города
Слайд 11культура религиозно-церковная,
культура светская (феодальная)
культура народная.
Основные компоненты средневековой
культуры
Слайд 12Религиозно-церковная культура наиболее развитая и доминирующая. В ней нашло отражение христианское миросозерцание
средневекового общества. Мир представлялся иерархически выстроенным по вертикали и полным контрастных противоположностей: земного и небесного, священного и мирского, духовного и телесного, добра и зла и т. д. Верх, небеса, господство света представлялись царством Божественного, святого, духовного, совершенного. Бог - первоначало, «несущее свет», «духовное Солнце». Низ, земля, плоть - царство низменного, греховного, материального. В этом одна из причин устремленности вверх куполов православных церквей и шпилей готических соборов.
Религиозно-церковная культура
Слайд 13Соборы строились по определенным сакральным канонам, имели в плане форму латинского
креста, образуемую тремя или пятью продольными нефами и одним поперечным нефом (трансептом). Крест в христианской традиции связан с образом мирового древа, достигающего небес, а также становится символом распятия, воплощая идею светоносности и мученичества Христа, утверждая победу над смертью. Трехнефное строение храма - воплощение идеи троичности Бога, пространство алтаря - надгробный памятник Христу, купол и своды - символ неба и т. д.
Соборы
Слайд 15Светская культура
Культура светская, феодальная, рыцарская определяла уклад средневекового общества, его политику, своеобразный
нравственный кодекс поведения. Идеи товарищества, верности данному слову, вежливости и предупредительности по отношению к другому человеку, особенно к женщине, остаются значимыми и в современной культуре. Большую роль играли ритуалы, как церковные, так и светские. К последним можно отнести посвящение в рыцари, клятву верности, турниры, ритуал служения Прекрасной Даме и др. Круг интересов феодально-рыцарского сословия воплотился в поэзии трубадуров, труверов и миннезингеров.
Слайд 17Народная культура
Одним из первооткрывателей народной средневековой культуры считается русский философ М.
М. Бахтин, который развил концепцию народной культуры как культуры смеховой, карнавальной. Народная культура - антипод религиозно-церковной, официальной. Идее духовного спасения и бессмертия народная культура противопоставляет идею бессмертия телесного. Двойственную природу имеет и карнавальный смех, который не только отрицает, уничтожает то, что подвергается осмеянию, но и утверждает что-то положительное, новое. Карнавальный смех демократичен, он уничтожает сословные и имущественные различия между людьми, делает всех равными.
Слайд 19
1) Культура варварских государств (V - IX вв.).
2) Культура времени господства
романского стиля (X - XII вв.)
3) Культура готики (XIII - XVI вв.).
Этапы развития средневековой культуры
Слайд 20Особенность культуры варварских государств – слияние культуры новых племен, их представлений с «дряхлой
культурой» римской античности. Это проявляется в расцвете ювелирных искусств, изобилии драгоценных камней, любви к яркости и броскости.
Культура варварских государств
Слайд 21Романский стиль - крепко стоящие на земле сооружения. Геометрия храма простая и
ясная, величие и гармония, рельефы и росписи напоминают идею греховности всего земного и Страшного суда.
Основной вид искусства романского времени - архитектура, существовавшая в виде: замков (крепость) и соборов (монастырский ансамбль).
Культура времени господства романского стиля (X - XII вв.)
Слайд 22
- верхний этаж – сеньер (жилище владельца);
- нижний этаж (склады, конюшни, загоны
для скота);
- подземелье (колодец и тюрьма).
Состав средневекового замка:
Слайд 24Монастыри
Монастырские ансамбли - аббатства: храм, помещение для аббата, кельи для монахов,
двор, сад, служебные постройки. Отличительные черты архитектуры: простота форм, преобладание массы над пространством. Мощные стены объединяют внутреннее пространство - место молений, отрешенности от всего земного - от внешнего мира. Размеры храмов внушительны, они монументальны, торжественны.
Слайд 26Культура готики (XIII - XVI вв.).
Готический стиль - объединение архитектуры, скульптуры и
живописи. Цветные витражи и одухотворенная скульптура, изысканные формы арок, удлиненных сверху. Готический собор более грандиозен, чем романский, но и более демократичен: в нем нет четкого разделения пространства, имеющееся в романских постройках. Появились большие окна с витражами, множество скульптур и целых скульптурных композиций. Они украсили все элементы здания внутри и особенно снаружи, на фасадах (соборы Парижской Богоматери, Реймсский, Кельнский).
Слайд 29Таким образом, Средневековье сыграло важную роль в культурном развитии Европы. В
этот период начинают складываться европейские нации и национальные языки, общество приобретает развитую, многослойную социальную структуру: развиваются города, а вместе с ними ремесла, торговля, школы и университеты, искусство во всех основных его видах.
Слайд 302. Культура эпохи Возрождения
Возрождение (франц. Ренессанс; итал. Риначименто) - гуманистическое движение в
истории европейской культуры в период конца средневековья и начала современности. Ренессанс возник в Италии в XIV в., распространился в западных странах (Северное Возрождение) и достиг наибольшего расцвета в середине XVI в. Конец XVI - начало XVII в. упадок - маньеризм.
Слайд 31Антропоцентризм - главная идея мировоззрения эпохи Возрождения. Рождение нового мировоззрения связано
с писателем Франческо Петрарки. Схоластике, основанной на формально-терминологическом методе, он противопоставляет научное знание; счастью в «Граде Божьем» - земное человеческое счастье; духовной любви к Богу - возвышенную любовь к земной женщине.
Духовенство утрачивает свой авторитет и позиции в обществе. Это привело к отпадению ряда европейских стран от католицизма и появлению различных форм протестантизма.
Антропоцентризм
Слайд 32Я мыслию лелею непрестанной
Ее, чью тень отнять бессильна Лета,
И
вижу вновь ее в красе расцвета,
Родной звезды восходом осиянной.
Как в первый день, душою обаянной
Ловлю в чертах застенчивость привета.
«Она жива, - кричу, - как в оны лета!»
И дара слов молю из уст желанной.
Франческо Петрарка (1304-1374)
Слайд 33Эпоха Возрождения породила гениев и титанов: Италия - Леонардо да Винчи,
Рафаэля, Микеланджело, Тициана, политического деятеля Макиавелли, философов Альберти, Бруни, Вала, Фичино, Николая Кузанского, зодчих Брунеллески и Браманте; Франция - Рабле и Монтеня; Англия - Мора, Бэкона, Сиднея, Шекспира; Испания - Сервантеса; Польша - Коперника; Германия - Беме, Мюнцера, Кеплера. В произведениях этих авторов присутствует мысль о том, что гармоничность сотворенного мира проявляется везде: в действиях стихий, ходе времени, положении звезд, природе растений, животных.
Слайд 37Основные центры искусства Возрождения в Италии - Флоренция, Венеция, Рим. Эпоха
Возрождения характеризуется универсализмом мастеров, широким обменом знаниями (нидерландцы заимствуют некоторые колористические особенности итальянцев, а те, в свою очередь, заимствуют от них работу масляными красками на холстах).
Слайд 38
3. Культура эпохи Просвещения
Эпоха Просвещения (конец XVII - XVIII вв.) время
великих социальных потрясений, с одной стороны, бурное развитие материальной культуры, появление машинного производства, с другой - обострение социальной несправедливости. Просвещение в своей основе демократично, главная задача приобщение к знаниям всего народа, каждого человека.
Слайд 39XVII век - источник современности, период Нового времени. Время осознания того,
что идеал человека Ренессанса не только остался недостижимым, но и потерпел крушение. Оно приводит, с одной стороны, к усилению упорядоченного, размеренного образа жизни и мышления, с другой - к бунтарским настроениям в самых разных слоях населения.
Слайд 40Черты эпохи Просвещения
1) зарождение и становление буржуазных экономических отношений;
2) освобождение общественного
сознания от религиозного давления;
3) распространение идеалов протестантизма;
4) развитие естествознания, рост интереса к научному и философскому знанию;
5) новое понимание человеческого бытия (изменилось отношение к Богу, обществу, государству, другим людям);
Слайд 416) новое понимание человека (предмет внимания природа, изучаются ее законы, а
также закономерности развития общества, государства);
7) исторический оптимизм (век утопий);
8) торжество Разума;
9) идеи равенства всех людей.
Слайд 42Литературные школы:
классицизм - Вольтер (отразил приметы времени, сложность и противоречивость, обличал пороки
государства, лицемерие официальной церкви, написал более 70 произведений);
романтизм – Руссо (отвергал формальные излишества, отстаивал простоту и естественность языка, обращение к жизненной правде, положительные герои всегда приносят в жертву моральным принципам себя и свою жизнь, человек велик чувствами, литература должна их отражать и воздействовать на личность);
реализм – Дидро (задача искусства - служить передовым идеям эпохи, принцип идейности).
Слайд 43- светский характер искусства;
- повседневность, отражение реальной жизнью реальных людей;
- появление
«пейзажей настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди);
- внимание к эскизу (личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженное в нем, вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение);
- приоритет рисунку и гравюре (устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником, чем картины);
- усиление роли цвета, многокрасочность, яркость (картина не только выражать и отражать нечто, но и украшает место, где она находится).
Особенности живописи
Слайд 44Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных начала: классицизм и
романтизм.
Слайд 45Классицизм
Классицизм включал в себя идею подчинения человека общественной системе. Классицизм XVIII в.
в отличие от XVII включал элементы романтизма. Классицизм связывает упорядоченность мира с человечностью, с мудростью, которая должна привести людей к разумному пониманию, к веротерпимости, к высшей справедливости.
Слайд 46Романтизм подчеркивал индивидуальное и личностное начала. Романтизм (от франц. - роман) -
представители художественного направления, с конца XVIII в. выдвигавшие требование эмоционального, свободного и, прежде всего, индивидуального отношения художника к жизни. Новым в искусстве XVIII в. было направление сентиментализма. Сентиментализм освещал внутренний, интимный мир человеческих чувств и мыслей, и не требовал особого стилистического оформления.
Романтизм