Слайд 1Виртуальный музей
Презентация
По искусству
Ученика 9 «А» класса
Ишина Ивана
Слайд 2Биография
Иван Константинович Айвазовский (Ованес Айвазян; 1817—1900). Родился и большую часть
жизни провел в Феодосии.
Айвазовский всемирно известный российский художник-маринист, коллекционер и меценат.
Детство художника проходило в бедности, однако благодаря его таланту и помощи главы Феодосии он был зачислен в симферопольскую гимназию, а затем и в Академию художеств Санкт-Петербурга. Слава к художнику пришла в молодости, а в возрасте 27 лет он стал первым живописцем Главного морского штаба.
Айвазовский был и остался художником одной темы, одного мотива – это море, достигнув совершенства в своих работах. Любимым морем художника было Черное море. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ. Он никогда не возвращался к уже написанным полотнам, не дописывал и не менял их. Любопытным является тот факт, что художник никогда не писал море с натуры, потому что полагал, что ежеминутную смену его оттенков передать просто невозможно. Сам художник говорил: «Движения живых струй неуловимы для кисти; писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запоминать их». Все его морские пейзажи созданы по памяти.
Слайд 3Картины И. К. Айвазовского.
Любопытным является тот факт, что художник никогда не
писал море с натуры, потому что полагал, что ежеминутную смену его оттенков передать просто невозможно. Сам художник говорил: «Движения живых струй неуловимы для кисти; писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запоминать их». Все его морские пейзажи созданы по памяти.
У всех картин Айвазовского есть одна особенность – это луч света. Эта деталь всегда важна для художника. Ведь именно с неба он пишет свои работы, вне зависимости от размера холста. А его техника написания волн удивляла знатоков живописи: он умел создавать движущуюся и почти прозрачную морскую волну. Эффект прозрачности достигался с помощью лессировки – нанесения тончайших слоев краски друг на друга. Его лессировку критики называли виртуозной.
Слайд 4Всемирный потоп.
В музее города Санкт-Петербурга, хранится удивительная картина художника-мариниста Ивана Айвазовского
под названием «Всемирный потоп». Создание картины началось в 1864 году. Шедевр отобразил веру мариниста. Огромное количество картин было создано на библейские темы. «Всемирный потоп» — олицетворение прекрасных рассказов из библии. Многогранность художества Ивана Айвазовского не перестаёт удивлять. Умение красками передавать жизнь и эмоции на бумаге, заставляет тяжело дышать каждого человека, который хоть раз в жизни видел творение художника.
Море пенное вновь предстаёт на картине великого мариниста. Этот художественный холст явно показывает дикую жизнь морской стихии, нежели сказ из библии. Акцент делается в сторону моря, его красоте и жёсткости, контуры кисти художника показывают преимущество морских волн над всеми.
Картина Всемирный потоп, была проэкспонирована на выставке Академии художеств получила восторженные отзывы русской интеллигенции. На следующий год ее купил император Александр II для Эрмитажа.
Слайд 5Прощание Пушкина с морем
Картина хранится во Всероссийском музее А.С. Пушкина, СПб
В сентябре 1836-го на выставку
в Академию художество заглянул Пушкин, где ему представили 19-летнего Айвазовского — как одного из талантливейших академистов. А уже в феврале 1837-го Пушкина не станет. Эта встреча запала Айвазовскому в душу.
Картина Прощание А.С.Пушкина с Черным морем была создана в год пятидесятилетия со дня гибели А.С.Пушкина. Над этой картиной Айвазовский работал в содружестве с Ильей Ефимовичем Репиным. Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский - пейзажный фон. Это одна из лучших картин на пушкинскую тему. О своем участии в создании картины «Прощание Пушкина с морем» Репин отзывался так: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку». Инициатива написать картину в четыре руки принадлежала Айвазовскому.
Слайд 6Волна
Картина хранится в Государственном Русском музее, СПб
В конце жизни Айвазовский был
поглощен идеей создания синтетического образа морской стихии. В последнее десятилетие он пишет ряд огромных картин, изображающих бурное море.
Эта работа, написанная за несколько лет до смерти художника, позволяет пережить целый шквал сильных эмоций. В ней заключается квинтэссенция мастерства и силы воображения. С первого взгляда на полотно вы словно проникаете в его эпицентр. Картину «Волна» критики называют самым совершенным творением Айвазовского. Каждый мазок кажется произведением искусства.
Айвазовский называл картину «Волна» своей любимой картиной
Слайд 7Биография И.И. Шишкина
Иван Шишкин родился в Елабуге. Отец довольно быстро заметил
увлечение сына искусством и отправил его учиться в Московское училище живописи и ваяния. В 1856 году юноша поступает в петербургскую Академию художеств.
За свои успехи Шишкин получает последовательно все возможные награды. Ивана Шишкина называли «полуденным художником»: у него практически нет закатов и рассветов, везде царит яркий день, сияет солнечный свет. Это – сложный сюжет для живописца, так как отсутствуют тени. Но Шишкин блестяще справлялся с поставленной самому себе задачей: его пейзажи настолько правдивы, что их можно сравнить с фотографиями. Очень точно переданы летняя жара, дуновение ветерка, мороз в зимнем лесу. Любовно выписан каждый стебелек и листочек.
Умер Иван Иванович, как и положено творцу, за работой.
Слайд 8Утро в сосновом лесу.
Картина хранится в Третьяковской Галерее, Москва
Одной из самых
знаменитых и гениальных картин И. Шишкина является «Утро в сосновом лесу». Полотно изображает едва проснувшийся сосновый лес. Ранним утром порезвиться на поваленной сосне, что изображена на переднем плане, выбрались медвежата.
Животные и вывороченная сосна залиты светом, именно они являются самым светлым пятном, композиционным акцентом. Все остальное прописано не столь тщательно и выполнено в более темных, приглушенных тонах.
«Утро в сосновом лесу» Шишкин написал не один, а в соавторстве со своим другом, известным анималистом Константином Савицким. Именно его кисти принадлежат фигуры медвежат. Подпись на полотне также была двойная.
Картину купил знаменитый собиратель живописи Павел Третьяков. Однако у Третьякова с Савицким были непростые отношения, и коллекционер заявил: «Я покупал только картину Шишкина – Савицкого не покупал!» Вторую подпись он распорядился смыть. С тех пор картину так и выставляют – в единоличном авторстве Ивана Ивановича.
Кстати, многие неверно называют картину «Три медведя», поскольку на ней изображено четыре медвежонка. Просто в СССР продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией этой работы, а в народе конфеты прозвали «Три медведя».
Слайд 9Корабельная роща
Картина хранится в Государственном Русском музее, СПб
Картина "Корабельная роща" -
самая крупная по размерам в творчестве Шишкина.
В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах, где он нашел свой идеал - синтез гармонии и величия. Но в произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь.
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Густые кроны бросают на них тень. Вдали - пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Шишкин был и оставался до конца непревзойденным знатоком дерева, художником, не имевшим соперников в изображении хвойного леса.
Слайд 10На севере диком
Хранится в Национальном музее русского искусства, Киев
К 50-летию со дня
смерти М.Ю.Лермонтова, петербургским издателем П. П. Кончаловским, одним из пайщиков известного книгоиздательства И. Н. Кушнерева, было подготовлено богато иллюстрированное собрание сочинений поэта. В подготовке издания приняли участие Врубель, Серов, Васнецов, Поленов, а также Иван Иванович Шишкин.
Работа над рисунками навела Шишкина на мысль написать и картину маслом «На севере диком…».
Стихотворение «На севере диком стоит одиноко…» – лирический шедевр Михаила Юрьевича Лермонтова – вольный перевод стихотворения великого немецкого поэта Генриха Гейне «Ein Fichtenbaum steht einsam…» («Одинокая Ель»), написанного им в 1822 году.
Михаил Лермонтов
"На севере диком стоит одиноко...«
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Так же, как и в стихотворении Лермонтова, в картине мощно звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, льда и снега, стоит одинокая сосна. Восход солнца освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегом. Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живет.
Мастерство художника показало множество оттенков снега.
Слайд 11Биография В.М. Васнецова
Васнецов Виктор Михайлович(1848-1926) родился в селе Лопьял Вятской губернии.
Сын сельского священника. Первоначальное образование получил в Вятской духовной семинарии. В 1868–1875 годах учился в Петербургской Академии художеств. В 1867 году Васнецов успешно сдал вступительные экзамены в Петербургскую Академию художеств, но из-за сомнений в собственных силах, он даже не стал узнавать результат. Летом следующего года Васнецов, почувствовав уверенность в собственных умениях, снова отправился на сдачу вступительных экзаменов в Академию художеств. Представьте его удивление, когда ему сообщили, что он был зачислен в студенты заведения ещё в прошлом году!
Современников поражали огромные полотна на исторические темы и темы русских сказок и былин, его иллюстративно-фольклорная направленность творчества.
По эскизам Виктора Васнецова, был сделан фасад здания Третьяковской галереи.
Васнецов был очень талантлив. Кроме своих великолепных картин, он умело расписывал соборы.
Умер в Москве в своей мастерской во время работы.
Слайд 12Алёнушка
Картина хранится в Третьяковской Галерее, Москва
На этом полотне художнику удалось мастерски
передать образ девушки из сказки. Уставшая, обессиленная тщетными поисками своего брата, Алёнушка в печальной позе сидит у лесного пруда на большом валуне. Темный лес вокруг героини и хмурое, затянутое облаками небо, усиливает настроение грусти и печали.
Художник, работая над сюжетом своей картины, решил поместить юную беззащитную девушку в место, по-настоящему гиблое.
Глядя на эту картину, нельзя не переживать вместе с Аленушкой – до такой степени чувственно и ярко художник показал ее грусть и усталость.
И девушка, и природа, окружающая ее, изображены так реалистично, что, казалось бы, ступив шаг – очутишься на берегу, вдохнешь запах воды, заговоришь с Аленушкой. Не зря эта картина является одной из лучших работ в русской школе.
В композиции единственной деталью подчеркивается сказочность сюжета - группой сидящих над головой Аленушки ласточек. Известно, что эти птицы являлись издавна символом надежды. Таким необычным приемом художник воспользовался для того, чтобы уравновесить образ главной героини, полный тоски, и привнести в сюжет надежду на то, что сказка окончится счастливо…
Слайд 13Ковёр-самолёт
Картина хранится в Нижегородском государственном художественном музее
На ковре герой-победитель со своей добычей –
клеткой с Жар-птицей. Богатырь уверенно держится на летающем подарке Бабы Яги, крепко сжимает в руках клетку. Он спокоен и сосредоточен, готов к новым испытаниям и непростым заданиям. Сопровождают полет три совы – вероятно, это посланницы Бабы Яги, хозяйки ковра-самолета. Они указывают путь, а может быть приглядывают за подарком.
В отличие от богатыря на ковре, пейзаж в картине безжизненный и унылый: лениво текущая река, темно-зеленые берега, редкие деревья. Так художник противопоставляет реальный мир (обычный, лишенный привлекательности и разнообразия) и мир сказочный (многоцветный, яркий, энергичный). Ковер-самолет с героем изображен на фоне белого облачного неба, что сильнее подчеркивает яркость и многоцветие как самого ковра, так и одежды богатыря, а главное – жар птицы, сияющей, словно само солнце.
Эту картину заказал Васнецову Савва Иванович Мамонтов, крупный промышленник и меценат. Будучи председателем правления строящейся Донецкой железной дороги, он заказал художнику три полотна, служащими как бы сказочными иллюстрациями к пробуждению новой железной дороги богатого Донецкого края. Одной из тем картин стал "Ковер-самолет" - сказочно быстрое средство передвижения.
Слайд 14Богатыри
Картина хранится в Третьяковской Галерее, Москва
Пожалуй, самым важным произведением Виктора Михайловича
Васнецова является масштабное полотно «Богатыри» (1881-1898 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва). От задумки этого сюжета в форме карандашного эскиза и его законченным воплощением на огромном холсте прошло почти тридцать лет. Даже после приобретения работы знаменитым меценатом П. М. Третьяковым, поместившим её в публичной галерее, живописец некоторое время продолжал вносить свои поправки.
Известно, что фигуры трех главных былинных защитников Руси - Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича мастер создавал с натурщиков, полностью облаченных в настоящую одежду древнерусских витязей, позаимствованную из запасников Исторического музея.
На полотне хорошо видно, что конь каждого могучего богатыря схож характером с хозяином. Так, мощный вороной бесстрашного воина Ильи Муромца косит глазом, налитым кровью, белый конь обходительного и хитрого Добрыни чутко принюхивается к ветру, тогда как низкорослая лошадь удалого Алеши Поповича, везущего с собой в поход гусли, навострив уши, щиплет траву. Все это производит общее торжественное впечатление великодушной и бесстрашной силы, способной самостоятельно и добровольно оберегать родную землю от посягательства любых врагов.