Слайд 1В поисках утраченных идеалов:
неоклассицизм и поздний романтизм
Слайд 2 Для многих деятелей культуры творческое новаторство понималось
как обновление образов на основе «воспоминаний о прошлом», бережного отношения к традиции. Вечная гармония и красота искусства ушедших культур словно пробудились для новой жизни.
Тонко отреставрированные элементы известных европейских культур (античность, барокко, классицизм) позволили позднее назвать это явление собирательным именем неоклассицизм
Слайд 3В поэзии неоклассицизм заявил о себе в творчестве поэтов-акмеистов,
в живописи –
в творчестве «мирискусников»
Слайд 4Творческое объединение
«Мир искусства»
Слайд 5 Главная идея объединения была выражена в статье выдающегося антерпренера,
мецената и знатока искусства Сергея Павловича Дягилева (1872 — 1929) «Сложные вопросы. Наш мнимый упадок». Основной целью художественного творчества объявлялась красота, причём красота в субъективном понимании каждого мастера. Такое отношение к задачам искусства давало художнику абсолютную свободу в выборе тем, образов и выразительных средств, что для России было достаточно ново и необычно.
Слайд 6 «Мирискусники» считали приоритетным эстетическое начало в искусстве и стремились к
модерну и символизму, противясь идеям передвижников. Искусство, по их мнению, должно выражать личность художника.
С. Дягилев в одном из номеров журнала писал: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца»
Слайд 7 Одной из главных тем для многих мастеров «Мира искусства»
стало обращение к прошлому, тоска по утраченному идеальному миру. Любимой эпохой было XVIII столетие.
Слайд 10Петр I на прогулке в Летнем саду
Слайд 12Илл. к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Слайд 14Императрица Елизавета Петровна
в Царском Селе
Слайд 17 Основной жанр его творчества можно было бы назвать вариациями
на тему «галантной сцены». Действительно, на полотнах художника словно вновь оживают персонажи Ватто — дамы в пышных платьях и париках, актёры комедии масок. Они кокетничают, флиртуют, поют серенады в аллеях парка, окружённые ласкающим сиянием предзакатного света.
Однако все средства живописи Сомова направлены на то, чтобы показать «галантную сцену» как фантастическое видение, на мгновение вспыхнувшее и сразу же исчезнувшее. После него остаётся лишь воспоминание, причиняющее боль.
Слайд 23Эскиз костюма Жар-птицы (балет «Жар-птица»)
Слайд 24Эскиз костюма Орфея
к балету Роже-Дюкассе.
Слайд 25Нижинский в роли фавна в балете К.Дебюсси 'Послеполуденный отдых фавна'
Слайд 26
Валентин
Александрович Серов
1865-1911
Слайд 47Поздний романтизм.
Тема Родины стала важнейшей в творчестве последних русских романтиков:
А.
Блока, А. Белого, Ф. Сологуба,
И. Левитана, К. Коровина,
М. Нестерова
Слайд 53Видение отроку Варфоломею
Юность преподобного Сергия