Слайд 1Символы в искусстве: «Герника» Пикассо
Слайд 226 апреля 1937 года немецкая эскадрилья "Кондор" совершила дневной налет на
маленький город Гернику, расположенный близ Бильбао - в Стране басков. 5000 бомб полностью разрушили город с населением в 7000 жителей. 1640 человек погибли.
Слайд 3Бомбардировка носила показательный характер, так как ни важных объектов, ни армейских
подразделений в городе не было.
Слайд 4Под впечатлением от статей о бомбардировке Герники Пикассо начинает работать над
картиной. Вначале он делает карандашные наброски, потом работает на громадном (7,5 м на 3,5 м) холсте, который стоит у стены. Иногда работа длится по 10-12 часов в сутки. Меньше чем через месяц картина завершена.
Слайд 5В июне 1937 года "Герника" была выставлена в испанском павильоне на
Всемирной выставке в Париже. Отзывы о картине были противоречивые. Одни ругали ("Герника - полотно огромных размеров - ужасна. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь"), другие считали картину шедевром.
Так Долорес Ибаррури, деятель рабочего движения, говорила:
«Герника» - страшное обвинение фашизму и Франко. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Если бы Пабло Пикассо за свою жизнь не создал ничего, кроме «Герники», его все равно можно было бы причислить к лучшим художникам нашей эпохи».
Слайд 6Картина с 1939 года находилась в Музее современного искусства в Нью-Йорке,
с 1981 г. - в Прадо, с 1992 г. – в Музее королевы Софии в Мадриде.
Есть история о том, что в оккупированном Париже гестаповцы посетили с обыском мастерскую Пикассо. Один из офицеров, увидев открытку с репродукцией «Герники», спросил художника: «Это вы сделали?» Пикассо ответил: «Нет, это сделали вы. Можете взять себе на память».
Слайд 7Как "живописно" изобразить страдания людей, их неподготовленность к внезапной гибели и
несущейся с неба угрозе? Как показать событие в его немыслимой реальности, его ужасный общий смысл? И как при всем этом выразить силу сострадания, гнева и боль самого художника?
И вот какой путь избирает Пикассо, чтобы всесторонне изобразить разыгравшуюся трагедию. Прежде всего сюжет и композиция картины основаны не на разработке реального события, а на ассоциативных связях художественных образов.
Все образы картины переданы упрощенно, обобщающими штрихами. Нарисовано лишь то, без чего нельзя обойтись, что прямо входит в содержание картины - все остальное отброшено.
Слайд 10Ночь. Искусственное освещение. Лампа и свеча.
Слайд 11Раненая лошадь – композиционный центр картины
Слайд 13Умирающий солдат. Рука с раной, оторванная рука со сломанным мечом и
цветком.
Слайд 14Женщина с мертвым ребенком на фоне быка