своего 17-летнего племянника Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани
картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Такие подарки были в то время обычным явлением
Предполагают, что у Боттичелли было несколько источников
1) фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей»:
Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый
Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками все наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом
2) отрывок из поэмы Овидия «Фасты»
«Флорой зовусь, а была я Хлоридой…
Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,
Он полетел за мной: был он сильнее меня…
Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,
И на свой брачный союз я никогда не ропщу.
Вечной я нежусь весной, весна — это лучшее время:
В зелени все дерева, вся зеленеет земля»
Из него на картине появились: Венера, Флора, Меркурий («Венеры крылатый вестник») и Зефир
Отсюда появились Хлорида и Хариты
на картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»)
Вся она усеяна цветами . Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам
воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис
Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом, и даже зимой («Вечной я нежусь весной»)
Композиция выстраивается справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1
бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов
Зефир преследует Хлориду, изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы
богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»)
Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны
Венера, богиня садов и любви
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта,(атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями
Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту