Слайд 1
Парсуна + россика + русский портрет 18 века.
Почему и в
России возникла необходимость портрета человека?
Тихон Филатьев.
Токке.
Аналитическая работа.
Беляева Галя.
Леонтьева Наташа.
Слайд 3
Россика.
Шачнева Лена.
Хватова Алена.
Слайд 4
Россика.
Иван Дорогин.
Наташа Булаткина.
Слайд 5
Почему и в России в 16 веке тоже возникла необходимость портрета
человека?
•Человек, несущий бессмертную душу.
•Рядом с вечностью.
Слайд 6
Почему и в России в 16 веке тоже возникла необходимость портрета
человека?
Можно ли в этом случае не расходиться с христианской концепцией?
Будем опираться на сверхчеловеческое знание.
1.Возлюбить Бога. + 2. Возлюбить человека.
Слайд 7
«Век разума и просвещения»
"Век разума и просвещения" - так говорили о
своем времени великие мыслители XVIII столетия.
Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали.
Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия.
В общем пути исторического развития русского искусства XVIII века выделяются три основных периода:
1-первая четверть века, связанная с реформами Петра;
2-эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;
3-последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства.
Боровиковский.→
Слайд 8
Культура дворянства.
Классицизм.
Рокотов. Левицкий. Боровиковский.
Слайд 9
Какие «ИЗМЫ» завезли в Россию европейские художники.
Говорят о барокко, рококо, Классицизме,
сентиментализме, предромантизме в русском портрете 18 века.
Слайд 10
Ренессанс в России.
По Петру Киле.
Киле Петр Александрович (1936)по языку и
культуре – русский поэт, философ-эстетик, прозаик и драматург, по рождению нанаец.
•Киле жил лишь высокой классикой всех времен и народов. Это же как выпасть из своего времени.
•Успел прорасти сквозь всю многовековую толщу мировой культуры.
В плену «измов»?
« Всякого рода «измы» - это всего лишь обозначение тенденции, проступающей в миросозерцании личности и эпохи».
«Перед нами ренессансный реализм, перед нами ренессансная классика, которая заключает бесконечное содержание романтической эпохи в классическую форму».
Боровиковский. Портрет Державина.
Слайд 11
Рационалистическое мировоззрение. «Работать с помощью интеллекта» – критерий меры. «Возвыситься над
страстями».
Романтическое мировоззрение.
1.Фантазия. 2. Интуитивное познание действительности. 3Мечта. 4. Отрешение от реальной действительности. 5Индивидуализм. Субъективизм. 6. Либерализм. Гойя.
Слайд 12
Форма - процесс.
Человеческое тело – идеальный объем в классицизме.
В романтизме
– динамично, выразительно; носитель эмоций, движения.
Ракурс - активно используется.
Дает движение, глубину. ←Средство динамического построения пространства + средство выразительности, напряженности жеста.
Тело становится процессом, живет во времени.
Линия становится динамической, устремленной, ведущей.
Линейная форма подчиняется живописной.
Классицизм сначала рисовал, затем работал цветом. Барокко – форму определяет освещением.
Классицизм – создание формы. Барокко – оживление формы.
Гроот. Лампи.
Слайд 13
Иван Никитич Никитин.
«Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет
его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». Был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.
Слайд 14
Матвеев Андрей Матвеевич (1701-1739)
Один из основоположников русской светской живописи.
Всего тридцать семь
лет жизни было отпущено Андрею Матвееву — художнику, чье живописное мастерство «определило яркое самобытное лицо русского искусства XVIII столетия» и стало значительной вехой в его развитии.
Матвеев обучался в излюбленной Петром 1 Голландии, в амстердамской мастерской известного портретиста Арнольда Схалкена.
6 декабря 1723 г. Андрей был зачислен в Антверпенскую академию художеств (Бельгия), где его педагогом стал неизвестный в наше время художник Спервер. Учителя прославленной академии, согретой лучами рубенсовской славы, дали Матвееву хорошую профессиональную подготовку.
В Россию Матвеев вернулся в 1727 г. опытным мастером европейского уровня, уверенным в своих силах, и сразу сумел занять положение, равное «первому придворному маляру» Л.Караваку.
Слайд 15
Иван Яковлевич Вишняков.
Иван Яковлевич Вишняков — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор,
один из представителей светского портрета. Стиль рококо.
В конце 20-х rr. началась совместная творческая деятельность Вишнякова и марсельского «живописного дела профессора» Луи Каравака. С 1727г. он официально стал его учеником, так как иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать персоны с натурального».
За четверть века, проведенного во главе Живописной команды Канцелярии от строений, художником была создана целая школа, которая может быть по праву названа «школой И.Я.Вишнякова».
Система обучения, разработанная А.Матвеевым и совершенствованная Иваном Яковлевичем, легла в основу принципов преподавания в Академии художеств.
Живописцы Г.Молчанов, И.Бельский, А.Антропов, иконописец М. Колокольников и десятки менее знаменитых художников были учениками этого замечательного педагога и заботливого наставника.
Слайд 16
Луи Каравак. Приехал в Россию типичным представителем рококо, к концу своей
творческой деятельности работал в стиле барокко.
От рококо к барокко.
Антропов.
Слайд 17
Антропов Алексей. (1716 - 1795).
Его учителями были француз Л. Каравакк,
проживший в России много лет, а позже А.Матвеев, И.Вишняков и М. Захаров.
Представитель стиля барокко.
Известные ученики: П.С.Дрождин и Д.Г.Левицкий.
Слайд 18
Георг Христофор Гроот (1716-1749), прозванный “маленьким” за свой рост, состоял
в гильдии живописцев в Праге. В 1741 году был приглашен гр. Левенвольдом в Ревель, оттуда – по его рекомендации – в Петербург, где быстро вошел в моду. Был сначала придворным живописцем императрицы Анны Леопольдовны, затем Елизаветы Петровны. Его ученик - крепостной живописец графов Шереметевых И.П. Аргунов.
Слайд 19
Иван Аргунов (1729-1802).
Учился у нем. Живописца Г.К.Гроота. Видный мастер барочного портрета.
Слайд 21
Николай Иванович Аргунов (1771- после 1829).
Соединил принципы классицизма с
предромантическими веяниями.
Портреты Аргунова несколько другие, им свойственны особенная реалистичность и простота выражения, без излишних украшательств и идеализации. Главное внимание в своих портретах художник сосредотачивал на лицах людей, не прорисовывая кисти рук. Колористика его портретов достаточно выразительная и построена на выделении отдельных пятен чистого цвета
Слайд 22
Левицкий
Дмитрий Григорьевич
(1735 -1822)
Учился у Антропова. Неизвестно, были ли другие учителя
у Левицкого, но уже в первых портретах его стиль в корне отличался от антроповского.
Его манера самостоятельна и более созвучна западноевропейской своей
непринужденностью,
гаммой полутонов, лессировкой, смягчающей интенсивность цвета, характерной световоздушной средой.
Слайд 23
Пьетро Ротари (1707-1762)
В период бурного роста русской культуры, Ротари не испытывал
недостатка в заказах. Чаще ему позировали представительницы прекрасного пола - их изящные, идеализированные образы кисти итальянца становились украшением дворянских особняков. Напротив, мужские портреты художника, нередко изображая людей активных в общественной и государственной деятельности, конкретнее выявляли личные качества модели.
Однако вошел в историю в первую очередь типажными образами юных девушек.
Сквозь безличную миловидность этих картин выразительно просвечивает
стихия искусства рококо.
«Головки» имели и большое педагогическое значение, поскольку в их создании принимали активное участие русские подмастерья итальянского художника (Ротари организовал частное художественное училище и в России). Среди его учеников был А.П.Антропов; несомненное влияние Ротари испытали
И.П.Аргунов, Ф.С.Рокотов.
Слайд 26
Луи Токке. Графиня Головкина.
Рокотов.
Слайд 27
Предромантизм.
Стилевое направление в культуре и искусстве Европы и Америки конца XVIII
— начала XIX вв. Предромантизм явился непосредственным предшественником романтизма и выразил многие его характерные черты, состоящие в увлечении средневековыми легендами, картинами дикой природы, бурными стихиями, жизнью вдали от цивилизации, образами смерти и т.п.
О «предромантизме» у нас исследователи впервые заговорили в отношении русской живописи XVIII века, поскольку не смогли связать творчество Рокотова, Левицкого, Боровиковского с классицизмом.
Боровиковский. Портрет Державиной.
Слайд 28
Сентиментализм
Сентиментализм – от фр. sentiment (чувство).
Идеология разума эпохи Просвещения в
сентиментализме заменяется приоритетом чувства, простоты, уединённого размышления, интереса к «маленькому человеку». И
Идеологом сентиментализма считается Ж. Ж. Руссо.
Главным героем сентиментализма становится естественный человек (живущий в мире с природой). Только такой человек, по мнению сентименталистов, сможет быть счастливым, обретя внутреннюю гармонию. Кроме того, важным является воспитание чувств, т.е. естественных начал человека.
Цивилизация же (городская среда) является для людей враждебной средой и искажает его естество. Поэтому в произведениях сентименталистов возникает культ частной жизни, сельского существования.
Повседневные впечатления составляли для них суть человеческой жизни.
Левицкий.→
Слайд 29
Сентиментализм -2
В работах сентименталистов ощущается разочарование в цивилизации, которая была основана
на идеалах разума. В живописи этого направления особое значение придают чувству, уединенным размышлениям человека, его глубинному восприятию.
Сентиментализм делает упор на эмоциональное восприятие человека, что значительно больше способствует постижению истины, чем прямолинейные логические рассуждения.
Живопись сентименталистов основательно расширяет представление о душевной жизни человека, показывает ее многочисленные противоречия и неизменный процесс переживаний.
Герой литературы сентиментализма – обычный человек. Если это даже человек низкого происхождения (служанка или разбойник), то богатство его внутреннего мира ничуть не уступает, а иногда и превосходит внутренний мир людей высшего сословия.
Аргунов.
Слайд 30
Федор Степанович Рокотов (1735-1808)
В 1755 году в Москву приехал граф И.И.Шувалов
набирать одаренных юношей для Петербургской Академии художеств. Екатерининский вельможа, образованный человек своего времени, поборник русской художественной школы И.И.Шувалов, заметил молодого живописца и поддержал его.
Он стал главным покровителем юноши, в его доме Рокотов обучался живописи под руководством Пьетро Ротари.
Федор Степанович Рокотов — знаменитый русский художник-портретист, Академик живописи Петербургской академии художеств (1765г.).
Жизнь Федора Степановича Рокотова, самого поэтического портретиста XVIII века, долгое время оставалась загадкой. Художник, пользовавшийся огромной славой при жизни, после смерти был забыт на целое столетие.
Слайд 31
Рокотов.
Прорыв во внутренний мир человека.
Слайд 32
Наиболее заметное влияние Токке оказал на молодого Ф.С.Рокотова, который в процессе
обучения копировал его портреты и подражал его манере.
Слайд 33
Важен не рельеф лица (боковое освещение), но
жизнь лица.
Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761)
В конце 20-х rr. началась совместная творческая деятельность Вишнякова и марсельского «живописного дела профессора» Луи Каравака. С 1727г. он официально стал его учеником, так как иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать персоны с натурального».
Слайд 39
Иоганн Баптист Лампи
(1751-1830).
В 1794 году был избран академиком и вольным общником Академии художеств. Его авторитет в России был так велик, что директор петербургской Академии художеств граф В.П. Мусин-Пушкин, следуя советам Лампи, ввел целый ряд важных перемен в систему образования.
Уезжая из Петербурга, оставил свою мастерскую любимому ученику В.Л. Боровиковскому.
Умение эффектно поставить натуру и прикрасить ее, без ущерба для сходства с действительностью, приятный, гармоничный, хотя и несколько условный колорит, свободный прием письма, особенно искусный в воспроизведении драпировок и прочих околичностей — составляют достоинства портретных работ этого художника, который, вообще, может считаться одним из лучших мастеров среди портретистов своего времени.
Слайд 40
Особенно сильное влияние сентиментализма.
Особенно сильное влияние сентиментализма испытал художник В. Л.
Боровиковский.
В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи и главную задачу сентиментализма: передачу внутреннего мира человека.
На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) художник изобразил горничных семьи Львовых. Очевидно, что портрет написан с большой любовью к моделям: он увидел и мягкие локоны волос, и белизну лиц, и лёгкий румянец. Умный взгляд и живая непосредственность этих простых девушек – в русле сентиментализма.
Слайд 41
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825).
Одним из учеников живописца был А.Г. Венецианов.
Портрет
Бугаевского-Благодатного.
Некоторое время художник учился живописи под руководством известного австрийского портретиста Лампи, который после отъезда из России оставил Боровиковскому свою мастерскую.
Художник, хоть получил прижизненную славу и имел достаточно денег, жил замкнуто и одиноко. Он никогда не был женат, у него не было детей, друзей у него было немного.
С годами творческие силы Боровиковского начали таять, у художника появились усталость и равнодушие. Всегда подверженный религиозным настроениям, Боровиковский увлекся распространенным в то время религиозным мистицизмом: в 1819 году он вступает в «Духовный союз». Однако и здесь он не нашел утешения: художник окончательно замыкается и посвящает себя религиозной живописи, написав несколько икон для строящегося Казанского собора.
Единственный в творчестве Боровиковского предполагаемый автопортрет — это одновременно религиозное полотно: «Христос, благословляющий коленопреклоненного мужчину», написанное в 1824 году.
Слайд 42
За 15 лет до ухода – поворот к романтизму. Ослабление активности.
Добровольное отшельничество. Мучится несправедливостью вокруг. Уход в массонскую ложу «Умирающий сфинкс».
Филантропия- благотворительная деятельность к неимущим, нуждающимся. Искусство.
1819 – увлечение мистицизмом. «Духовный союз». Боровиковский. Христос.
Слайд 43
В. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной» (1797).
В. Боровиковский создал образ женщины, не
связанный ни с каким общественным статусом – это просто красивая молодая женщина, но живущая в гармонии с природой. Лопухина изображена на фоне русского пейзажа: стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной: изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, нежно-лиловая шаль – с поникшими бутонами роз. Портрет полон жизненной достоверности, глубины чувств и поэтичности.
Русский поэт Я. Полонский почти через 100 лет спустя посвятил портрету стихи:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
(Мария Ивановна Лопухина умерла совсем молодой, в возрасте 24 лет, от чахотки).
Последний художник эпохи Просвещения, он как бы подготавливает появление российских романтиков.