Слайд 1Романтизм и реализм
в западноевропейском и русском искусстве
Слайд 2Романтизм
Идейно-художественное направление в европейской и американской культуре конца 18 – начала
19 вв.
Оппозиция академическому искусству
В основе романтического восприятия – конфликт между идеалом и действительностью, возвышенными чувствами и повседневностью
Слайд 3
Конфликт между человеком и обществом
Неприятие действительности, неприятие нормативов
Герой: человек, который живет
возвышенными идеалами, человек, который избегает повседневности, пошлости, мелочности
Слайд 4Уход от действительности в
Мир национального фольклора, преданий, сказок
Мир Востока
Слайд 5Новоселова Н.А. - Романтизм в литературе и живописи
https://www.youtube.com/watch?v=jpK6le3d-Nw
Слайд 6Классицизм vs романтизм
Тематика:
Античная мифология и история
Конфликт:
между героями, столкновение характеров
Героические эпизоды
современности, реальные исторические события, мотивы Востока, литературные темы
Конфликт:
столкновение героя со стихией
между человеком и обществом
Слайд 7Классицизм vs романтизм
Классицизм
Статуарно-пластическая моделировка формы
Точный и классический рисунок
Величавые и незыблемо спокойные
композиции
Романтизм
Моделировка формы построена на сильных контрастах цветовых пятен
Экспрессивный рисунок
Смелые, иногда хаотичные композиции
Слайд 8Л.Вентури
«Статике романтическая живопись противопоставила динамику, предельной законченности – незаконченность, чрезмерной
объективности – обостренную субъективность, плотности – атмосферу, вещам – эффекты света, застывшему совершенству – вечные изменения. Главной проблемой живописи стал цвет; он поглотил пластическую форму и отверг скульптурные модели. Действительность без разграничения прекрасного и безобразного была целиком принята как материал для искусства, с ее бесконечными изменениями, с ее страстями и случайностями, свободная от уз «классического закона»
Слайд 10«Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812 г.
Слайд 12Теодор Жерико (1791-1824)
«Плот медузы»
Слайд 14Портреты душевнобольных
Портрет сумасшедшего, воображающего себя полководцем. 1822
Портрет душевнобольной
Слайд 17ДЕЛАКРУА ЭЖЕН «Алжирские женщины», 1833.
Слайд 26Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф)
«Марсельеза» скульптора Рюда на Триумфальной арке,
Париж (1792)
Слайд 27Испания
Франсиско Гойя (1746-1828)
Слайд 29«Восстание 2 мая 1808 г. в Мадриде», 1814
Слайд 31Дом глухого (Quinta del Sordo), Сатурн. 1824
Слайд 32Великобритания
Уильям Тернер (1775-1851)
Слайд 33Упадок Карфагенской империи, 1817
Слайд 35«Одиссей, дразнящий Полифема»,1829
Слайд 36«Последний рейс корабля «Отважный», 1838
Слайд 38Германия
Каспар Давид Фридрих (1774-1840)
Слайд 39«Мегалитические могилы в снегу», 1807
Слайд 40«Крест у Балтийского моря», 1815
Слайд 41«Странник над морем тумана», 1817-1818
Слайд 43Мужчина и женщина, созерцающие луну (ок. 1824)
Слайд 45Орест Кипренский. Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова. 1809.
Слайд 46
http://www.tvigle.ru/video/sentimentalnoe-puteshestvie-na-mou-rodinu/sentiment-puteshestvie-na-rodinu-3/
Слайд 47Домашнее задание
Посмотреть один из фильмов Сергея Михалкова «Сентиментальное путешествие на мою
Родину. Музыка русской живописи»
Сделать краткий конспект и ответить на вопрос: вы согласны с прочтением картин Михалкова?
Всего 10 фильмов (в каждом фильме по 2 картины)
Слайд 48Карл Брюллов «Последний день Помпей», 1830-1833
Слайд 50Вячеслав Иванов «Явление Христа народу» 1837-1855
Слайд 51Искусство второй половины 19 века
Слайд 52Историзм - архитектурная практика, основанная на воспроизведении конструктивных и декоративных форм
исторического стиля (неоготика, необарокко, неорококо, неоклассицизм, псевдорусский стиль).
Слайд 53Огастес Пьюджин Вестминстерский дворец, 1840-е
Слайд 54Эдуард Ридель Замок Нойшванштайн (1869-1883)
Слайд 55Дворец Белосельских-Белозерских (А. И. Штакеншнейдер), 1846-1848
Слайд 56Владимир Шервуд, Здание исторического музея, 1885
Слайд 57Спас на крови (Альфред Парланд, 1907)
Слайд 58Эклектизм – архитектурная практика, основанная на воспроизведении констуктивных и декоративных форм
различных стилей в рамках одного ансамбля.
Слайд 60Павильонный зал, 1858, арх. А. И. Штакеншнейдер
Слайд 61Реализм
От позднелат. realis - вещественный, действительный
Направление в изобразительном искусстве 2-й половины
XIX века
Реализму свойственна убеждённость в познаваемости объективного реального мира средствами искусства.
Слайд 62Исторический фон
Победа прагматизма в общественном сознании
Преобладание материалистических взглядов
Господствующая роль науки
Революция 1848
г. во Франции
1848 г. – издание «Манифеста коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса: «Пролетарии всех стран объединяйтесь»
Слайд 63Реализм. Особенности
Обращение к современности во всех ее проявлениях с опорой на
точную науку
Интерес к повседневной жизни человека
Поиск обобщенного, монументального образа нового героя – человека труда, человека из народа
Отражение национально-освободительных идей
Слайд 64Реализм
Определяющая особенность реалистического метода - глубокое проникновение в сущность жизненных явлений.
Эмпирическая достоверность художественного образа в единстве с правдивым отражением существующих сторон реального мира
Слайд 65Появление и развитие фотографии
1821 - изобретатель Джозеф Нисефор Ньепс
1839 –
начало эры фотографирования: художник Луи-Жак Манде Дагер представил миру первый дагерротип
1851 - изобретение мокрого коллодионного процесса, полностью вытеснившего сложную и опасную дагерротипию
Слайд 66Eдинственный дошедший до нашего времени снимок Ньепса 1826 г.
Слайд 67Дагерротип, переданный Дагером в Лувр, 1830-е
Слайд 68
Л.Н.Толстой. Дагерротип Шенфельдта, 1849
Слайд 69Пейзаж
Деревня Барбизон
Барбизонская школа
Заслуга: открытие красоты сельской Франции, раскрытие особой интимности и
душевной интонации в повседневном пейзаже
Тонкие цветовые градации, передача световоздушной среды
Основоположники современного пейзажа
Слайд 76Гюстав Курбе (1819-1877)
«Я люблю вещи такими, какие они есть, и заставляю
их служить мне. К чему искать в мире то, чего в нем нет, и силой воображения менять то, что в нем есть?»
Слайд 77
https://www.youtube.com/watch?v=JKokxzw-bv4
Слайд 781855
«Павильон реализма»
Программа реализма:
«Быть в состоянии передать нравы, идеи, облик моей эпохи,
согласно моей собственной оценке; быть не только живописцем, но также и человеком; одним словом, создавать живое искусство – такова моя цель»
«Искусство живописи не может быть ничем иным, как изображением предметов, видимых и осязаемых художником»
Слайд 79Гюстав Курбе (1819-1877)
«Похороны в Орнане», 1850
Слайд 80Гюстав Курбе (1819-1877)
«Мастерская художника», 1855
Слайд 81Курбе Гюстав «Просеивание зерна»
Слайд 84Жан Франсуа Милле(1814-1875)
«Сеятель», 1850 г.
Слайд 85Жан Франсуа Милле
"Сборщицы колосьев" 1857
Слайд 86Жан Франсуа Милле «Анжелюс» 1859
Слайд 88
1863 – бунт четырнадцати
1863-1871 – Артель художников (17 линия В.о., д.
4, кв. 4) Основатель- Крамской
1870 - образование товарищества передвижных выставок. Основатели: И.Крамской, Г.Мясоедов, Н.Ге, В.Перов
Слайд 89Иван Крамской (1837-1887)
«Автопортрет», 1867
Слайд 90 Иван Крамской (1837-1887) «Полесовщик»
Слайд 92Иван Крамской «Портрет Л.Н.Толстого», 1873.
Слайд 93Иван Крамской «Неизвестная» 1883
Слайд 94
Сила портретного искусства Крамского: безошибочное сходство + психологическая содержательность
Слайд 95Николай Ге (1831-1894) «Пётр 1 допрашивает своего сына Алексея» (1871)
Слайд 96
Реалистический исторический жанр: перенос акцента с внешнего на внутреннее, отказ от
рутинных внешних эффектов.
Слайд 98Василий Перов (1834-1882) «Охотники на привале» (1871)
Слайд 101Алексей Саврасов «Грачи прилетели», 1871
Слайд 102
Саврасов одним из первых уловил очарование динамических состояний природы – встреча
зимы с весной, проталины в снегах, внезапно налетающие ветры, беспокойные наплывы облаков, дожди, переходы от тепла к холоду.
Слайд 103Иван Шишкин(1832—1898)
«Рожь» (1878)
Слайд 104И.Е. Репин (1844-1930)
«Душа живописи – идея. Форма – ее тело. Краски
– кровь. Рисунок – нервы»
Слайд 107«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.»
Слайд 108Василий Суриков «Боярыня Морозова» (1887)
Слайд 110Исаак Левитан (1860-1900)
«Над вечным покоем» (1894)
Слайд 111Мастер-класс Ахметова А.М., учителя МХК ГАОУ ЦО №548 «Царицыно»
https://www.youtube.com/watch?v=qRqfr0gZisI
Задание:
1. Записать критерии
произведения искусства за А.М.Ахметовым
2. Составить свой топ-лист критериев (расставить 5-7 критериев по порядку – что для вас является самым значительным в искусстве)
3. Привести пример произведения современного искусства, которое подходит под эти критерии.
Слайд 112
Ирина Кулик. Лекция 1. Импрессионизм и экспрессионизм
Ирина Кулик. Лекция 2. Кубизм
и футуризм
Ирина Кулик. Лекция 3. Дадаизм
Ирина Кулик. Лекция 4. Сюрреализм
Ирина Кулик. Лекция 5. Абстракция
Реализм XX века
Поп арт и его последователи
Time based art: перформанс и искусство новых медиа
Минимализм, концептуализм, лэнд-арт